FROG, NOVO etc Fairey Gannet, 1957-2017 |
FROG 331P Fairey Gannet 3-seat prop-jet submarine spotter, International Model Aircraft Ltd, Lines Bros. Group, 1957-1963
Первый выпуск
|
В коробках раннего типа продавалось несколько выпусков этой модели. В самом первом выпуске шрифт регистрационного кода на декале имел прямоугольную форму знаков. Вскоре декаль была заменена на новую со скруглённым шрифтом (такая декаль почти на десять лет стала стандартной для всех последовавших выпусков). Позднее в 1959г, когда IMA Ltd начала отливать наборы в цвете нижних поверхностей, серебристый пластик модели был заменён пластиком светло-бирюзового цвета. И наконец в 1964г, когда IMA Ltd запустило программу стимулирования продаж при помощи популярных в то время "Золотых жетонов", на коробке слева внизу вместо изображения подставки появился символ жетона. Выпуск модели в коробке раннего типа с изображением "Золотого жетона" продолжался совсем недолго и этот вариант встречается также редко как и самый первый выпуск.
|
Моделисты, выбирая в разговорах между собой самую значительную модель, выпускавшуюся когда-либо под брендом FROG, часто называют самые разные: и Swordfish, и Super VC-10 во фроговском варианте Ultimate kit, и Shackleton. При этом всегда без исключения обходят стороной действительно уникальную модель - Fairey Gannet. Вряд ли в истории авиационного стендового моделизма есть другая модель практически без перерывов производившаяся столь долгое время такими гигантскими тиражами и таким большим количеством модельных брендов. В этом ряду Gannet бьёт все мыслимые рекорды. Fairey Gannet поступил в продажу ориентировочно в самом начале 58-го года, если судить по рекламе публиковавшейся в журнале Model Aircraft magazine и остается до сих пор в продаже под брендами Ark models и Восточный экспресс спустя шестьдесят лет. Под брендом FROG он продавался без перерывов с момента начала выпуска моделей из полистирола в самой первой модельной линейке и до кончины Rovex Models and Hobbies в 76г общим тиражом 290.000 экз. Кроме продаж под брендом FROG модель продавалась компаниями: NOVO Toys Ltd (Британия); Tri-ang (Франция); AIR LINES (США); UPC (США); Hasegawa-FROG (Япония); Lincoln (Гонконг); Revell AG (Германия); Chematic/Gomex (Польша). В СССР она долгое время выпускалась ДФИ/ДЗИ Укрпромигрушка УЛП УССР и продолжает выпускаться и продаваться в России Ark Models и Восточный Экспресс (Москва).
331P Fairey Gannet завершает начальную линейку моделей FROG, объединённых по деталировке, оформлению и комплектации коробок. Все эти модели характеризуются знаменитой головой пилота, небольшим количеством деталей и неожиданным, с точки зрения сегодняшнего дня, соответствием прототипам. После первой линейки моделей компания IMA приступила к изготовлению двух новых линеек пластиковых моделей: больших самолётов в масштабе 1/96 и новой линейки моделей с внутренней расшивкой в 72-м масштабе. О них речь пойдёт в соответствующих статьях. Модель, появившаяся в продаже на новый 1958 год, представляла собой один из восьми противолодочных самолётов из состава 824 Sqn, базировавшегося на базе Royal Navy Эглингтон в Северной Ирландии. Самолёты поступали в часть начиная с февраля 1955г. В апреле 55-го года часть отмечала свой 21-ый год создания, в честь чего были приглашены журналисты авиационных изданий. Фотографии с парада и пролёта восьмёрки самолётов части облетели страницы британских журналов. Восемь самолётов части имели бортовые номера с 411 по 418. По традиции самолёт с "первым" номером в части принадлежал командиру - Lt.Cdr. J.D. Honywell-у. Его имя и имена остальных членов экипажа - наблюдателя Winstanley и радиооператора Hamplin-а были нанесены под фонарём кабины пилота на борту самолёта. И по фроговской традиции этот самолёт с первым номером в части, был выбран в качестве прототипа модели. Как для всех остальных моделей FROG первой серии, рисунок на коробке изображал самолёт в полёте с левого борта. На рисунке для модели Gannet художник на левом борту самолёта решил изобразить, наносившуюся в реальности на правом борту, графическую разметку в виде ромба для подножек под левую и правую ноги.
"Последними новинками пластиковых моделей FROG, попавшими на рынок, стали Fairey Gannet и English Electric P.1A, по ценам 8 шиллингов 6 пенсов и 6 шиллингов 9пенсов, соответственно. Обе модели в топ-классе пластиковых отливок, единственным критическим замечанием остаётся немасштабный размер пилотов, особенно для Ганнета."
AeroModeller October 1957
На прилавке
Секция моделей самолетов на выставке Tri-ang Trade Fair, прошедшей недавно в Лондоне, представила привычную плеяду моделей и аксессуаров, хотя количество новых поступлений в ассортименте Frog было меньше, чем в предыдущие годы.
Новацией стала презентация пластиковых моделей - вертолет Sikorsky стоял на палубе большой модели авианосца, его винты медленно вращались, в то время как двигатель Gannet набирал обороты - реалистичная сцена показана на прилагаемой фотографии. Привод обеспечивался 12-вольтовым электродвигателям типа тех, что используются в моделях локомотивов, и управлялся обычным контроллером для модели поезда.
Model aircraft, апрель 1958 года
|
|
Lincoln 112 Fairey Gannet, Lincoln International Limited, 1959 (58.XI)
|
Lincoln
Lincoln International Ltd., Hong Kong
Period: 1958-late 1960s?
Марка Lincoln в свое время была довольно известной, хотя так и не стала одной из самых крупных. Компания была образована в августе 1955 года как дочерняя компании Lincoln из Новой Зеландии, а первые пластмассовые наборы появились в 1956 году. В их ассортименте были и игрушки общего назначения. Компания существует до сих пор, но производство наборов было прекращено в конце 1960-х годов.
Некоторые наборы Lincoln были оригинальной разработкой, но другие были скопированы у других производителей. Их Gannet был почти точной копией Frog, единственным изменением была открытая кабина и добавление фигурок экипажа. Позднее эта форма перешла к компании Kader.
По некоторым данным, Lincoln Industries Ltd. в Новой Зеландии купила старые формы для лягушек у Tri-ang Pedigree и отправила их в филиал в Гонконге, но в пути они были потеряны в море.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
Tri-ang 331P Fairey Gannet avion triplace de reconnaissance a turbo-propulseur, Lines Freres SA, Calais, 1961
|
Air Lines 9804 Fairey Gannet, Lines Bros Inc., 1964
|
FROG The Attackers Series F145 Fairey Gannet, International Model Aircraft Ltd, 1965
| F145 | 1965-1968 | S | 20000 | 1xFAA |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
Новые наборы и модели
Ветераны
Магазин ERNEST BERWICK Ltd, 11a Newland Street, Kettering, Northants, прислал нам два старых набора FROG сейчас редко встречающихся, но которые есть на складе магазина. Второй набор - это Gannet AS4, из серии FROG 'Attack', выпускавшейся очень короткое время. Детально продуманная коробка содержит несколько полезных предметов, включая кисть для окраски модели, пузырьки с краской и свинцовые грузики для носа - очень удобные для этой модели с особенно тяжелым хвостом. Также есть буклет с инструкцией, содержащей заметку по истории самолёта и рисунки. Сам комплект точен и его стоит приобрести, если вы поклонник военно-морской авиации, хотя мы полагаем, что есть вероятность, что этот старый комплект может быть переиздан позже в текущей серии Frog. Между тем, если вы не хотите ждать и смотреть, воспользуйтесь шансом и покупайте, пока есть запасы. Цена 4 шиллинга 3 пенса, почта дополнительно. C.O.E."
Airfix Magazine, April 1970
Буклет из набора
|
FROG Red Series F331 Fairey Gannet with Gold Tokens, International Model Aircraft, 1964-65
| F331 | Red series with GTs | 1965 | F1(R) | } 100000 | 1xFAA |
| F331 | Red series | 1966-1970 | F1(R) | 1xFAA |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
FROG Red Series F331 Fairey Gannet, Rovex Industries Ltd, 1968-70
|
JS-030 Westland Gannet British naval strike aircraft, Hasegawa FROG, ハセガワ フロッグ JS-030 ウェストランド ガネット 1968
JS-030 | Fairey Gannet AS.1/4 | x | ? | 60000 |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
UPC 5081 Fairey Gannet, 1968-70
|
FROG Red Series F228 Fairey Gannet A.S. Mk.1 or Mk.4, Rovex Tri-ang Limited 1970-72
"Приятно видеть, что FROG переиздал три своих старых набора с новыми декалями. Это Fairey Gannet, Fairey Barracuda, и Westland Wessex. Fairey Gannet можно собрать в одной из двух версий AS Mk 1 или Mk 4 и, несмотря на солидный возраст конструктора, он до сих пор очень полезен. Очертания модели превосходны, а литьё деталей чёткое и чистое. Модели не повезло лишь с двумя узлами: шасси и кабина. Стойки шасси крепятся к нижней поверхности крыла, так как вырезы под ниши шасси отсутствуют. Это было общей чертой для ранних моделей, пока производители моделей не стали более изобретательными в воспроизведении узлов конструкции самолётов. Похожий комментарий касается кабин Gannet-а, вместо которых отлиты головы пилотов. Но в обоих случаях можно высверлить окружающие области и заменить их более деталированными узлами. Модель достойна дополнительных усилий и времени, чтобы внести эти изменения. Даже как обычная стендовая модель, Gannet выглядит очень приятно. Декали превосходны: один вариант представляет Gannet из 815 Squadron, с авианосца HMS Ocean, а другой - 1 Marineflieger Geschwader, Kriegsmarine, 1958 года.
Очень жаль, что FROG не исправил в пресс-форме области шасси и кабин, хотя, несомненно, из-за этого модель стала бы дороже. James Goulding
Aircraft Illustrated 1971 feb"
|
| F228 | 1970-1973 | G1(R) | 120.000 | 1xFAA & 1xGerman Navy |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Это переиздание Ганнета вызвало много хороших отзывов. Но в бочке мёда оказалась маленькая ложка дёгтя. После первых восторгов британские энтузиасты обнаружили досадную ошибку в описании к одной из схем окраски и маркировки. Это не портило модель, но лишний раз убеждало в недостижимости совершенства. Возможно, будет лучше привести фрагмент заметки из Airfix magazine:
"Четыре новых набора от FROG порадуют поклонников FAA и Luftwaffe, так как эти модели воспроизводят некоторые популярные типы самолётов. Две из моделей Royal Navy, на самом деле, являются переизданиями моделей Wessex и Gannet.
Переизданная модель Gannet-а 1 (или 4) осталась неизменной с ранних дней FROG-а, хотя полезный свинцовый груз из прошлого набора больше не поставляется. Модель можно оформить с помощью декали в одном из двух альтернативных вариантов в соответствии со схемой окраски на нижней части обычной коробки FROG. Однако, на схеме присутствует небольшая ошибка, так как в подписи к варианту FAA содержится информация о базировании 815Sqn на авианосце HMS Ocean в 1956г в соответствии с хвостовым кодом 'O'. На самом деле этот вариант относится к авианосцу Ark Royal, так как в 1956г (или в любое другое время) с HMS Ocean Gannet-ы не действовали. В это время Ocean был тренировочным кораблём для моряков с рубкой на полётной палубе, без тросов аэрофинишёра и катапульт. Любая попытка приземлиться на палубу на Gannet-е уничтожила бы и рубку, и самолёт, а возможно рубка проломила бы палубу, превратившись в гору металла.
Всё это нисколько не умаляет достоинства набора, но следует запомнить, что коды базирования не всегда соответствуют начальным буквам. Цена набора составляет 24 пенса C.O.E.
Airfix magazine 1971 march"
Кроме новой декали на два варианта оформления, модель получила коробку в новом стиле и новую графику. Боксарт коробки выполнил Вик Кэрлисс (Victor Carless 1928-2011). Рисунок Gannet-а из состава 1MFG Кригсмарине художник дополнил ещё и изображением экспериментального британского катера 68ft VOSPER RESCUE & TARGET TOWING LAUNCH "EXPERIMENTAL" 2762E. На картинке номер у катера 207E. В действительности такие катера несли на борту четырёхзначные номера. Для экспериментальных вариантов к номеру добавляли букву "Е". В остальном изображение катера соответствует оригиналу.
Ричард Вард
С 70-х годов в создании декалей для моделей FROG начал принимать участие британский энтузиаст истории авиации Richard L Ward, исследователь истории камуфляжа и маркировки самолётов Британии и других стран известный моделистам со стажем по оформлению брошюр Profile publications, книг Osprey Aircam Aviation Series и многих других изданий. Дик Вард был одним из основателей IPMS (Международного общества пластикового моделизма) в 1963г. Он был полным тёзкой ещё одного британского энтузиаста моделизма - Ричарда М Варда, основателя компании по выпуску афтермаркета для моделей кораблей, и чтобы не вносить путаницу, Дик Вард стал подписываться полным именем Richard L Ward (L - Leask). Именно Дик Вард предложил ввести для моделей FROG альтернативные варианты оформления. И с его участием модели FROG стали отличаться от конкурентов всё более повышающимися стандартами соответствия оформления историческим прототипам. Одним из результатов усилий Дика Лиска Варда явилась серия декалей Modeldecal, продемонстрировавших моделистам самый высокий уровень для продукции афтермаркета, а производителям моделей - достойную цель, к которой им следовало стремиться.
|
FROG F228 Fairey Gannet A.S.1/4 Anti-submarine striker, Rovex Models and Hobbies, 1974-1975
| F228 | 1974-1975 | H(R) | 20000 | 1xFAA & 1xGerman Navy |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
NOVO F228 Fairey Gannet Mk.I or Mk.4 Anti-Submarine striker, NOVO Toys Ltd Cat.No.76024, 1977-1979
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Cornwall Aero Park CAPK1 Fairey Gannet AS4/ECM6, 1980-1983
"Cornwall Aero Park
Clodgey Lane, Helston, Cornwall, England TR13 0GA
Период: 1980-1983? CAPK 1, Fairey Gannet AS. 1/4
Около 1500 шт отливок Gannet были переданы компанией NOVO для музея, который укомплектовал их собственными "лепестками" и новыми декалями для вариантов двух самолётов из коллекции музея. Разворот лепестка содержал некоторые инструкции по конверсии стандартного набора в вариант самолёта радиоэлектронного противодействия Gannet ECM.6, для одного из альтернативных вариантов маркировки в наборе.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Novoexport F228 Fairey Gannet Mk.I or Mk.4 Anti-Submarine striker, тестовый тираж
|
Ф-228 Гэннет Мк.4, Донецк, СССР
Ф-228 Гэннет Мк.4, 3887-У, ДФИ, 1980-е
Ф-228 Гэннет Мк.4, 1Р-02-048-0088, ДЗИ, 1989-90-е
|
Revell 04106 Fairey Gannet A.S.Mk.1, Revell AG,1996
|
Fairey Gannet AS.1, Chematic/Gomix
|
Eastern Express 72266 Antisubmarine Aircraft Fairey Gannet Mk.1, Eastern Express Group
|
Ark Models 72024 Antisubmarine Aircraft Fairey Gannet Mk.1
С одной стороны, коллекционное издание модели Gannet-а московской компании Ark models, следуя оригиналу, естественным образом воспроизводит в инструкции ошибку почти пятидесятилетней давности, указывая авианосец "Оушен" в качестве места базирования самолёта. Хотя, с другой стороны, стоит заметить, что картинка со схемой окраски перерисована с использованием современных средств и не имеет ничего общего с графикой с лепестка NOVO Toys Ltd, поэтому авторам инструкции вполне уместно было бы сделать замечание о правильном месте базирования. Историчность от этого только выиграла бы. Более того, на декале и на схеме окраски сделана новая ошибка - белый фон на эмблеме Bundesmarine с якорем, фон эмблемы должен быть прозрачным, как на декалях FROG и Восточного Экспресса. Конечно, для бюджетной модели такие ошибки не являются серьёзным недостатком, но, увы, для коллекционной модели жертвой ошибок стала историческая достоверность во всех отношениях.
|
15.10.2017
|