Soviet kits Обзоры из журналов
USSR

Обзоры советских моделей, 1961-91


Новые и уже в продаже
ПЛАСТИК ИЗ-ЗА ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА

Несмотря на то, что все мы время от времени жалуемся на неточности в наборах для постройки самолетов, доступных на отечественном рынке, мы действительно очень хорошо устроены. Этот факт стал для нас наглядным, когда недавно в офис поступили два набора из Советского Союза, любезно присланные нам читателем инженером К. Климентом из Праги.

Эти две модели, одна - Ту-104, а другая - истребитель неизвестной конструкции, были чрезвычайно грубыми по сравнению с наборами, доступными в Великобритании. Хотя они были разных цветов, пластик, из которого они были отлиты, был похож на довоенный бакелит и был очень хрупким. К каждому набору прилагалась бутылочка клея, но я обнаружил, что он не обеспечивает эффективного склеивания секций вместе, если не нанести большое количество клея, в результате чего стыки получаются очень неаккуратными.

Переводные листы, ни один из которых в случае с TU-104 не представлял цвета авиакомпании, отличались от тех, которые мы знаем. Липкая сторона находилась сверху на бумажной подложке, и, хотя они легко снимались горячей водой, качество гуммированного слоя оставляло желать лучшего. Истребитель был похож на Миг-19, который компания Aurora выпустила на рынок несколько лет назад, и имел обтекатель радиолокатора в носу и сдвоенные реактивные сопла под высоким килем и рулём. Фонарь был полупрозрачным, а рама фонаря кабины пилота очень тяжелой.

К сожалению, мы не знаем, по какой цене эти наборы продаются в России, поэтому сравнение невозможно, но я предполагаю, что цены довольно высокие. Помимо моей критики этих двух наборов, приятно видеть, что другие страны, кроме США, Великобритании, Франции и Японии, начинают выпускать пластиковые наборы самолетов. Стандарты, установленные Западом, высоки, и можно надеяться, что другие страны попытаются соответствовать им в последующих выпусках.
Алан.У. Холл.

Airfix magazine February 1964 Vol.5 No.6


Обсуждение моделей
ИЗ РОССИИ БЕЗ ЛЮБВИ

Когда-то давно любой самолет с красной звездой на борту был новостью с большой буквы. Действительно, все, что касалось русской военной авиации, было настолько продаваемо, что, не имея фактических подробностей, некоторые предприимчивые джентльмены по обе стороны Атлантики начали конструировать свои собственные "русские" самолеты, и таково было состояние умов на Западе в начале пятидесятых годов, что всё можно было считать правдоподобным. Из Германии велся процветающий бизнес на поддельных фотографиях фальшивых русских самолетов, которые были гораздо более низкого качества, чем те, что якобы изображали МиГ-23 "Флиппер" и которым так недавно поверил один из наших современников, обычно не отличающийся доверчивостью, и бесчисленные "впечатления" художников попали в печать. Среди последних был двухдвигательный реактивный истребитель, названный "Супер-МиГ", который, согласно одному американскому изданию, был идентифицирован американскими ВВС над Кореей как "плоский" МиГ, и это же издание заявило, ссылаясь на этот тип, напоминающий потомство от союза МиГ-9 и F-86D: "Первый из самоназванных "реактивных убийц" красных вступил в бой!". Происхождение "Супер-МиГа", мягко говоря, туманно - он, конечно, находился далеко за пределами Советского Союза.

Почему мы воскрешаем этот вопрос? По той простой причине, что когда Советский Союз недавно решил выйти на рынок пластмассовых авиамоделей, его выбор пал на... да... вы угадали, на тот самый старый несуществующий "Супер-МиГ"! Несколько лет назад эта диковинка появилась в каталоге фирмы "Линдберг", родительские права были присвоены Артему Ивановичу Микояну, а "обозначение "МиГ-19" было применено, видимо, для того, чтобы придать фантазийному творению хоть какое-то содержание. По какой-то необычной причине, возможно, связанной с деятельностью русской контрразведки, Государственная торговая компания выпустила копию набора Линдберга, хотя они, очевидно, не осмелились взять имя Микояна всуе с такого близкого расстояния, и просто обозначили этот объект западного воображения как "Самолёт", что, как мы полагаем, точно... по крайней мере, до определенного момента!

На первой странице маленькой листовки, сопровождающей набор, модель приписывается "Московскому городскому совету народного хозяйства - заводу металлических и пластмассовых игрушек", и набор легко доступен в большинстве коммунистических стран, где, похоже, широко распространено мнение, что модель изображает экспериментальный самолет Сухой Су-15. Однако наши читатели в этих странах могут быть уверены, что кроме смутного сходства общей конфигурации, между мифическим "Супер-МиГом" и реальным Су-15 нет никакой связи (см. прилагаемые эскизы). Отлитая из практически прозрачного пластика с тонкой примесью серебряной пыли, модель, безусловно, будет выглядеть совершенно неземной с маленькой электрической лампочкой внутри фюзеляжа и станет идеальным украшением для верхушки рождественской елки. В конце концов, "Супер-МиГ" обязан воображению не меньше, чем традиционная фея! Кстати, уже некоторое время мы проводим в офисе частный конкурс на самый худший в мире пластмассовый авиационный набор. И теперь мы безоговорочно присуждаем эту сомнительную честь изделию Московского городского совета народного хозяйства "Завод металлических и пластмассовых игрушек"!
У.Р. Мэтьюс

Aircraft MiG-19, Moscow plant of metal and plastic Toy (MZMPI), Rosglavigrushka, USSR Drawing of Su-15 and sideview of the kit MiG-19, Moscow plant of metal and plastic Toy (MZMPI)

Flying Review International, Vol.19 No.7, March 1964


За прилавком

В прошлом месяце мы получили интересную модель за-МиГ-адочный 19 (Ай! прим-Ред.) из Москвы. Модель выполнена в форме одноместного истребителя высокоплана, с носовым воздухозаборником, подающим воздух в один реактивный двигатель, расположенный под фюзеляжем, и почти идентична модели, которую несколько лет назад продавала компания Aurora (как мы думаем) - также под обозначением MIG 19. Пластик плохой, что приводит к деформации и чрезмерному облою, а та детализация поверхности, которая была сделана, просто ужасна. Одно можно сказать наверняка - пластиковая модель в СССР рассматривается как детская игрушка. Это очевидно, так как полученный набор настолько груб, что его нельзя считать типичным продуктом из этой страны, а упаковочная бумага, внутри и снаружи коробки была весело украшена куклами, мячами и слонами! Цена в России, 7s. 6d

Model Aircraft октябрь, 1965

Обсуждение моделей
МОДЕЛИ С ВОСТОКА

Мы, как нам кажется, рассказали о каждом авиационном наборе, выпущенном до сих пор в Восточной Европе, и, к сожалению, наши обзоры таких наборов вряд ли заслуживали похвалы. Однако мы рады сообщить, что стандарты по ту сторону "занавеса" растут, если верить наборам, полученным недавно от нескольких восточноевропейских производителей.

В этой колонке в томе 19 № 7 мы вдоволь поиздевались над первым русским набором пластиковых самолетов, и, по совпадению, самолет, который, по общему мнению, представлял этот набор, Су-15, описан в этом номере. Вторая работа Московского городского совета народного хозяйства "Завод металлических и пластмассовых игрушек" значительно превосходит своего предшественника, поскольку изображает настоящий русский самолет, Ил-62, и, более того, представляет его с некоторой степенью точности в плане. Однако, с точки зрения качества, эта модель в масштабе 1/120 является довольно ужасной, хотя, как ни странно, это варьируется в пределах набора! Фюзеляж неплохо отлит из хорошего качественного белого пластика, но крылья самолета и двигатели выполнены из специфически русского варианта самого дешевого и отвратительного пластика - прозрачного стирола с примесью примерно чайной ложки алюминиевой пудры на фунт! Шасси и прозрачные детали отсутствуют, а переводной лист, напечатанный лицевой стороной к подложке, бесполезен. Лица нескольких товарищей-москвичей на каком-то заводе должны окраситься в цвета, схожие с цветом государственного флага. Тем не менее, Ил-62 является достойным дополнением к любой коллекции моделей авиалайнеров, и, благодаря точности обводов, этот набор стоит приобрести моделисту, обладающему достаточной мерой мастерства, времени и энтузиазма.

Flying Review International, Vol.21, no.8, April 1966


Новые и уже в продаже
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД

Те немногие русские наборы, которые мы видели до сих пор, были очень плохими, но ЯК-18П в масштабе 1/40, который является последним выпуском московского завода, демонстрирует значительное улучшение. Отлитый из качественного белого пластика, он точен и прекрасно детализирован. Тем не менее, стыкуемость деталей оставляет желать лучшего, а деталировка шасси и кабины пилота отсутствует. Однако их можно добавить, и получится интересная и необычная модель. Этот набор можно получить по обмену с одним из членов клуба в Восточной Европе.

The IPMS Magazine, Vol.3, no.7, July 1966


Обсуждение моделей
ЯК ИЗ СССР

Такие русские наборы, которые нам удалось рассмотреть до сих пор, дали нам мало поводов для похвалы, и поэтому мы особенно рады сообщить, что последняя советская работа, Як-18П в масштабе 1/40, демонстрирует заметное улучшение по сравнению с предыдущими. Он точен в очертаниях; качество белого пластика, из которого он спрессован, хорошее, а детализация прекрасная. Это не означает, что он безупречен, так как стыкуемость некоторых деталей оставляет желать лучшего, деталировка шасси и кабины пилота отсутствует, а в полученном нами наборе не было никаких переводных листов, хотя их отсутствие могло быть вызвано несколько жестким досмотром со стороны таможенной и акцизной службы. Несмотря на эти недостатки, из набора можно построить вполне приемлемую модель одного из самых распространенных русских клубных самолетов, и мы поздравляем московский завод с тем, что он так быстро повысил свои производственные стандарты.

Flying Review International, Vol.22, no.2, October 1966


Новые и уже в продаже
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД. (М.З.М.П.И.) Вертолет Ми-10. Масштаб 1/100. Цена: неизвестна.

Модели русского производства немногочисленны и не отличаются высоким качеством, поэтому мы с удовольствием можем сообщить, что этот набор соответствует вполне приличным стандартам.

Он точен в очертаниях, детализация хорошая, хотя и не такая обильная, как могла бы быть на фюзеляже. С другой стороны, головка ротора и лопасти действительно хорошо детализированы. Детали отлиты довольно аккуратно и почти не бросаются в глаза, но их подгонка могла бы быть лучше; в частности, половинки фюзеляжа нашего образца для обзора страдали от сильного продольного перекоса, из-за чего их было очень трудно собрать. Используется три цвета пластика: серебристо-серый, светло-голубой и черный, и он хорошего качества.

Худшим недостатком набора является отсутствие прозрачных деталей, и этот недостаток ставит перед моделистом трудную проблему, поскольку кабина пилота Ми-10 имеет сложную форму, а иллюминаторы в ней выпуклые.

Цветовая схема на крышке коробки достаточно точна, за исключением того, что области, показанные как синие, должны быть светло-серыми. Переводной лист напечатан довольно хорошо, но из-за отсутствия информации невозможно прокомментировать его точность. Ми-10, законченный в соответствии с описанием, зарегистрирован как СССР-04102.

Энтузиастам вертолетов этот набор стоит приобрести.

СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД. (М.З.М.П.И.) Антонов Ан-24. Масштаб 1/156. Цена неизвестна.

В отличие от Ми-10, это очень плохой набор. Он сделан грубо и неточно, и отлит из материала, напоминающего желтый полиэтилен. Поскольку гораздо лучший набор V.E.B. того же самолета достаточно легко доступен, не стоит тратить время на приобретение этой модели.

The IPMS Magazine, Vol.5, no.11, November 1968


Новые и уже в продаже
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД. Вертолет Ми-8. Масштаб 1/50. Цена неизвестна.

Этот последний выпуск из Москвы демонстрирует явные признаки улучшения по сравнению с предыдущими наборами из того же источника, и мы надеемся, что русские будут развивать свои стандарты так же, как это делали их коллеги из Восточной Германии.

Он точен в общих чертах, за исключением того, что лопасти двигателя на 3/4" слишком коротки. К счастью, дополнительная длина требуется на узких внутренних концах лопастей, и поэтому ее несложно обеспечить.

Детали хорошо подогнаны друг к другу. Есть небольшой облой, но он легко удаляется. Детализация фюзеляжа скудная, но то, что есть, выполнено хорошо; в отличие от этого, детализация головки ротора и лопастей очень хорошая. Прозрачные детали довольно хороши, но необходимо немного зашпаклевать вокруг носовой части, чтобы она хорошо подогналась. Имеется достаточное количество деталей кабины, но фигурки пилотов ужасны и должны быть выброшены. Заборники и выхлопные трубы двигателей довольно грубые; первые необходимо обработать напильником, а вторые - заменить.

Лист декалей совершенно бесполезен, и его также следует выбросить. Модель представляет собой доработанную версию вертолета с обтекателями опор и колёс шасси (у большинства Ми-8 их нет). Очень привлекательно отделанная машина этого типа, зарегистрированная как СССР-06181, была проиллюстрирована в цвете на странице 71 журнала Flying Review International, октябрьский выпуск 1965 года. Та же схема, несколько неточно, изображена на крышке коробки.

Энтузиасты вертолетов, безусловно, захотят приобрести этот набор, поскольку при достаточно небольших модификациях он позволит собрать хорошую модель важного советского типа.

СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД ИМ. Ми-6. Масштаб 1/100. Цена неизвестна.

Как и у настоящего вертолёта, у этой модели есть ряд деталей, включая полный узел ротора, общий с набором Ми-10, рассмотренным в нашем ноябрьском номере 1968 года. Гораздо более удивительно то, что головка ротора и лист декалей те же, что и в наборе Ми-8, рассмотренном выше. Мы все знаем о стоимости инструмента, но это действительно обман!

Эта модель является более грубой, чем Ми-8. У нее нет прозрачных элементов, подгонка деталей не очень хорошая, и еще меньше детализация поверхности. Тем не менее, она имеет точные очертания. Как и в случае с Ми-8, лист декалей бесполезен, и моделистам рекомендуется обратиться к той же странице Flying Review International, что и для Ми-8, где представлена отличная фотография Ми-6 СССР-06174 в самой необычной бело-черно-сиреневой цветовой схеме.

В отличие от Ми-8, существует другой, гораздо более качественный набор Ми-6, выпущенный в масштабе 1/85 компанией VEB. Единственным основанием для выбора русской модели в пользу этого набора является его масштаб.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ми-6, -8 и -10 - это большие вертолеты, лопасти ротора которых заметно опускаются в состоянии покоя. Внешний вид любой из этих моделей будет значительно улучшен, если лопасти ротора нагреть и аккуратно загнуть вниз.

СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД. Яковлев Як-18П. Масштаб 1/40.

Впервые рассмотренный в нашем июльском номере за 1966 год, этот набор был недавно перевыпущен со значительно улучшенной деталировкой поверхности. В остальном он остался прежним.

The IPMS Magazine, Vol.6, no.5, May 1969


Новые и уже в продаже
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД. МиГ-21. Масштаб 1/50. Цена неизвестна.

Русские постепенно учатся делать пластиковые модели, и этот последний продукт, хотя и не дотягивает до западных стандартов, намного лучше, чем все, что они делали до сих пор.

Представляя стандартный дневной истребитель МиГ-21Ф (Fishbed C), модель имеет точные очертания. Детали, которые хорошо стыкуются друг с другом, отлиты из серебристого пластика довольно хорошего качества. Детализация поверхности выполнена по типу прямых линий, и, хотя она и тяжеловата, вполне приемлема. К сожалению, рулевые поверхности выполнены также линиями внешней расшивки, как и, что совершенно невероятно, расположение опознавательных знаков. Зачем это было сделано, мы просто не можем понять - к счастью, маркировку несложно убрать напильником. Еще одна очень серьезная особенность - перекрытие большей части площади сопла двигателя отлитой перегородкой. Фонарь несколько мутноват, но по форме точен.

Наихудшим недостатком набора является профиль крыла, острый на передней кромке и закругленный на задней кромке! Это можно исправить, так как профиль довольно толстый, но для этого придется изрядно повозиться с напильником.

Декали отсутствуют, и их придется получить из одного из доступных фирменных наборов.

Для моделиста, предпочитающего более крупный масштаб, чем 1/72, этот набор будет вполне приемлемым.

The IPMS Magazine, Vol.6, no.6, June 1969


Новое для вас?
Heller's Potemkin
рецензия Гарри Вудмана Cuirasse Potemkine

Несколько лет назад компания HELLER выпустила набор под названием Cuirasse Maine. Модель внутри коробки имела мало сходства со знаменитым американским линкором, который взорвался в гавани Гаваны в 1898 году, что привело к началу испано-американской войны.

Набор, однако, имел небольшое сходство с U.S.S. Olympia, флагманским кораблем адмирала Дьюи в Манильской бухте, но модель была грубой и очень сильно вылепленной и годилась только для того, чтобы ребенок играл с ней в ванной. Набор был, прямо говоря, полной лажей, и читателей предупреждают, что, похоже, несколько таких "майнов" Хеллера все еще продаются, особенно на Рождество, когда все виды старых наборов появляются вновь, часто в новых коробках и иногда под другими названиями. Шпионы сообщили автору, что несколько старых "майнов" Хеллера были замечены на прошлое Рождество не далее чем в миллионе миль от известного магазина игрушек на Риджент-стрит под этикеткой "pyro", так что любителям кораблей следует быть осторожными.

После всего этого автор с некоторым трепетом подошел к большой коробке в парижском магазине с надписью Cuirasse Potemkin. Рисунок на коробке выглядел немного знакомым, и период был почти правильным, но внутри оказался не "Мэн" с русским флагом, поднятым на кормовой мачте, а хорошо отлитая, точная копия другого корабля, который занимает свою нишу в истории из-за мятежа, произошедшего на его борту.

Вторая попытка Hellers создать преддредноутный линкор значительно отличается от первой. Производители утверждают, что модель была изготовлена в масштабе с оригинальных чертежей, и что для обеспечения подлинности было привлечено сотрудничество советских военно-морских властей. Проверка всех имеющихся материалов подтверждает, что модель действительно подлинная.

Коробка довольно большая для такой маленькой модели, ведь "Потемкин" выполнен в масштабе 1:400, что дает ему общую длину 11 1/4 дюйма. Цена в Париже составляет около 45/-, что означает, что здесь она будет несколько дороговата, но в любом случае это набор для ценителей. Масштаб исключает некоторые более тонкие детали, но детали хорошо отлиты, а сборка проста. Единственные недостатки - это те, которых производитель вряд ли может избежать, например, слишком толстые детали, такие как ограждения спасательных шлюпок, переборки и поручни мостиков.

Heller включил пару небольших шлюпок в комплекте с шлюпбалками для установки по обе стороны форпика, и вполне вероятно, что первоначальный проект корабля включал эти элементы. Немногочисленные фотографии корабля, находящегося в эксплуатации, показывают, что эти шлюпочные приспособления были удалены, вероятно, потому что они загромождали носовую палубу перед башней. Это пространство было довольно ограниченным, и часть его уже была занята якорными приспособлениями, включая два больших гусенека. В действительности, эти последние предметы были довольно значительными, поскольку они были примерно в два раза меньше основных гусенеков на палубе. Элементы набора имеют тот же размер, что и шлюпбалки, поэтому их следует заменить самостоятельно изготовленными.

В комплект входит небольшой лист декалей, состоящий из нескольких черных прямоугольников плохой формы, которые должны изображать окна рулевой рубки. Идея неплохая, но рекомендуется использовать кусочки черной декали из коробки для металлолома или символы из Letraset. Другими элементами на листе декалей являются таблички "ПОТЕМКИН" с русскими буквами, которые должны быть установлены по обе стороны кормы. Они несколько сомнительны, поскольку, хотя корабль стал известен, в основном благодаря классическому фильму Эйзенштейна, как "Броненосец Потемкин", полное название следовало бы нанести, и это был "Князь Потемкин Таврический".

Цветовая схема - черный, буфф и белый, как показано на рисунке на крышке коробки, является точной, и если моделист не хочет украшать свою модель алыми флагами большевизма, он может установить на кормовой мачте императорский российский военно-морской флаг. Обычно он был больших размеров и представлял собой бледно-голубой Андреевский крест на белом фоне. Возможно, из уважения к чувствам советских властей, предоставивших данные, а возможно, потому что Heller может рассматривать возможность экспорта набора в Советский Союз, значок Императорского российского орла, украшавший форпик оригинального корабля, в модели отсутствует.

Как и почти все наборы кораблей, Heller Potemkin отлит как полнокорпусная модель предназначенная для установки на подставку. Крупномасштабные модели такого типа, которые можно увидеть в музеях и длина которых составляет пять-шесть футов, выглядят впечатляюще, когда виден весь корпус. Однако небольшие модели, в частности модели военных кораблей, лучше всего смотрятся в виде моделей, построенных по ватерлинии, когда надстройка не уменьшается за счет громоздкого корпуса. Несколько производителей выпустили наборы, в которых модель может быть собрана любым способом, но большинство все же избегают этого, поскольку проще и дешевле производить полные корпуса. "Потемкин" будет выглядеть бесконечно лучше, если его переделать в конфигурацию с ватерлинией, хотя для этого придется потрудиться с фрезерным станком и потратить много усилий для окончательной шлифовки. Однако читатель может быть готов сделать это, поскольку тот факт, что он читает этот журнал, указывает на то, что он является пластиковым моделистом, а не просто сборщиком пластиковых наборов.

Scale Models, Vol.1, no.3, December 1969


Новые и уже в продаже
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД: Антонов Ан-10А. Масштаб 1/150. Цена неизвестна.

Как и большинство советских наборов, это грубая модель. Она не имеет ни шасси, ни прозрачных деталей, а воздушные винты представлены прозрачными пластиковыми дисками! Декали также не прилагаются, цветовая схема выгравирована на пластиковых деталях. Детализация поверхности приемлемая - только на фюзеляже, но очень грубая на крыльях. Детали отлиты из белого полистирола довольно хорошего качества, и их подгонка разумна, хотя и не особенно хороша.

Однако, несмотря на все эти недостатки, у этого набора есть два неоценимых достоинства, которые делают его приемлемым для любителей западных авиалиний: он точен в очертаниях и его масштаб достаточно близок к 1/144, чтобы он мог занять свое место среди коллекции подобных моделей, не выглядя неуместным. По этим причинам его стоит поискать, хотя его отнюдь не легко достать даже в Восточной Европе.

The IPMS Magazine, Vol.7, no.5, May 1970


Новинка для вас?
Судовой набор Хеллера
Рецензия Боба Джонса (I.P.M.S.) и помощников

Модель корабля фирмы HELLER, полученная от компании Richard Kohnstam Ltd., которая сейчас занимается распространением этих наборов, представляет собой модель корабля "Porquoi Pas?" (Почему нет?) в масштабе 1:100, названного так потому, что корабль неразрывно связан с именем доктора Жана-Батиста Шарко, который, столкнувшись с возражениями своего отца против желания сына стать моряком, ответил: "Почему нет?". Шарко для Франции - то же, что капитан Скотт для Англии, ведь он тоже был исследователем и погиб при трагических обстоятельствах в холодных водах Арктики. Корабль затонул в двух милях от Исландии 16 сентября 1936 года, в живых остался только один человек.

Корабль, как и DISCOVERY Скотта, был парусным судном с паровым вспомогательным двигателем, на самом деле это была трехмачтовая баржа, и поэтому она имеет более интересные линии. Модель Heller очень точно воспроизводит корабль и очень хорошо отлита в сплошном черном цвете. Однако в наборе есть несколько интересных особенностей. Вообще говоря, парусные корабли - это, пожалуй, лучшие из всех пластиковых наборов; при тщательном подходе из них можно сделать превосходные модели, но для их завершения требуется много времени и значительных усилий. Почти без исключения, по опыту автора, ванты всегда поставлялись в виде пластиковых отливок, и, вероятно, по опыту каждого, кто когда-либо занимался моделью парусного корабля, такие пластиковые ванты не годятся. Прежде всего, они неточны, так как ванты (вертикальные тросы) в реальности были из более прочного и толстого каната, чем выбленки (горизонтальные части). В отлитом же изделии они имеют одинаковую толщину. Другая большая загвоздка заключается в том, что их трудно наложить и держать натянутыми, не распустив ни одной детали, так что все остальные начинают скручиваться. Пластик имеет небольшую "податливость", и автор еще не видел пластиковой модели корабля, на которой они были бы удовлетворительно установлены. Компания Heller признала эту проблему в самой что ни на есть морской манере и предоставила рамку, чтобы ванты можно было сделать из шнура настоящим способом. Это займет больше времени, но будет бесконечно лучше. Все детали поверхности досок воспроизведены очень тщательно, и если на первый взгляд они кажутся немного перегруженными, то следует помнить, что, поскольку они черные, потребуется как минимум два слоя краски, что позволит немного заполнить глубину и получить аутентичную отделку (дьявольски умны эти французы!). Поскольку модель выполнена в сравнительно крупном масштабе, в нее включено значительное количество деталей, а также цепь хорошей длины. Полная инструкция на английском языке с отличными, четкими схемами (четыре больших листа) и обычные формованные паруса из тонкого пластикового листа, включая флаги, что является улучшением по сравнению со сложенными из бумаги. К сожалению, в комплект не входят блоки. В идеале, предполагается, что рецензент должен собрать набор, прежде чем описывать его. Это вполне осуществимо для набора самолета или танка в масштабе 1/72, который можно собрать за пару вечеров. Пытаться собрать "Porquoi Pas" за короткое время было бы не только невозможно, но и преступно, поскольку это та модель, на которую нужно потратить месяцы работы. Она обладает суровой красотой, отражающей тот факт, что она была создана для исследований в опасных морях, и украсит любую гостиную, если ее установить в стеклянный или плексовый футляр. В то время как мама или жена может возражать против того, чтобы ее комод был увешан маленькими самолетами или танк украшал каминную полку, она не сможет возражать против прекрасной модели полностью оснащенного корабля. Как обычно, иллюстрация на коробке Heller превосходна и полностью раскрывает цветовую схему, которая в любом случае полностью описана в инструкции.

Набор продается по цене 3,99 фунтов стерлингов.

Scale Models, Vol.2, no.7, July 1971


Новинка для вас?
Обзор последних релизов от сотрудников Scale Models и членов I.P.M.S.

Набор ГЕНИАЛЬНОГО русского танка Т-34 - вещь, мягко говоря, редкая, и прибытие из Чехословакии образца продукции Московского завода пластмассовых игрушек и моделей "Огонёк" стало поразительным сюрпризом. Упаковка не отличается изысканностью, присущей конкурентному рынку, а красно-зеленая надпись объявляет о содержимом как о танке в масштабе 1/35.

Когда коробка открыта, первое впечатление - это толщина литников, в основном 5/16 дюйма, и плотные пластиковые пакеты, содержащие различные детали.

Литье удовлетворительное, много внимания уделено головкам болтов и мелкой деталировке; но отформованный буксировочный трос имеет лишь смутные очертания, брызговики спереди закруглены по моде ИС-3, но мы не можем найти фотографий, показывающих это. По сравнению с другими 1/35-ми Т-34 башня очень переразмерена, а пушка кажется почти вдвое толще, чем должна быть, но если не обращать внимания на сравнения, она все равно выглядит как Т-34. Колеса отлиты с заглушенными отверстиями и без каких-либо ребер. Гусеницы хорошо детализированы и отлиты в светло-голубом цвете, что является изменением. От материала гусениц исходит очень сильный запах пластмассы. Основной набор отлит из зеленого пластика и, похоже, хорошо соответствует русскому зеленому цвету.

Переводные номера и плохо напечатанные звезды, похоже, сделаны по старому типу наклеивания с помощью "goldsize" или современного эквивалента, где бумажная подложка размокает, когда номера надежно закреплены. Наше терпение вскоре истощилось, поэтому на фотографиях мы видим неукрашенную модель.

Оси как таковые представляют собой лишь пластиковые штыри и не выдержат тяжелого обращения. Похоже, что в будущем не предполагается использовать мотор, так как на корпусе не отформованы места для установки двигателя.

Топливные баки дальнего действия отлиты довольно хорошо, но щель в щитке водителя позволила бы большому снаряду войти в танк.

В целом, это танковый набор, который предлагает нечто иное. Русским есть чему поучиться в области создания пластиковых моделей танков, но, по крайней мере, интерес проявляется.

Набор прост и вполне рассчитан на живущего в удалении энтузиаста, у которого нет других стандартов, по которым можно было бы сравнить продукт. Тираж, указанный в инструкции, составляет 40 000 экземпляров, что на фоне американского, японского или британского производства - сущий пустяк. Однако Т-34 может привести к появлению других предметов, для начала СУ-100, плюс другие производные, а затем, возможно, и некоторые предметы советского флота - или это слишком большая надежда?

Наконец, мы должны подчеркнуть, что эти новые русские наборы НЕ являются общедоступными, но мы не сомневаемся, что членство в Международном обществе пластиковых моделистов обеспечит контакты для обмена с моделистами в советских странах.

Scale Models, Vol.3, no.3, March 1972


Энтузиаст моделизма
"Яша" - самый маленький Яковлева

Советский Союз до сих пор не снискал особой славы в области пластиковых авиационных наборов, а те немногие советские наборы, которые существуют, имеют мало претензий на качество. Однако время от времени на Московском заводе металлических и пластмассовых игрушек появляется новый набор, демонстрирующий улучшение стандартов, и хотя было бы преувеличением утверждать, что последнее предложение этого концерна, Як-3 в масштабе 1/50, по качеству приближается к международному стандарту, оно, безусловно, превосходит все, что появлялось в Советском Союзе до сих пор.

Як-3 - один из самых маленьких истребителей-монопланов, которые производились в большом количестве во время Второй мировой войны - всего 4848 штук было построено в 1943-6 годах - и один из самых важных боевых самолетов, служивших в ВВС во время так называемой "Великой Отечественной войны", Як-3 - отличный выбор темы, и этот набор имеет два неоценимых достоинства: он очень точен и прекрасно детализирован. На крыльях, кстати, вообще нет никаких деталей, но, несмотря на странный внешний вид, это совершенно правильно, так как крылья Як-3 имели гладкую фанерную обшивку, на которую наносился толстый слой лака. Фонарь кабины немного мелковат, а отсутствие шасси (даже его очертания не указаны) и деталей кабины вызывает сожаление, но любой моделист с некоторым уровнем мастерства должен быть в состоянии, по крайней мере, построить первое.

Детали довольно аккуратно отлиты из серого стирола хорошего качества и хорошо подходят друг к другу, хотя требуется некоторая подгонка в корнях крыльев, а поскольку набор состоит всего из 14 деталей, сборка является сущностью простоты. Лист декалей, представляющий собой шесть плохо напечатанных красных звезд одинакового размера, можно отправить в мусорную корзину, рисунок на коробке примитивный, а инструкция только на русском языке, но, несмотря на все недостатки, этот набор стоит того, чтобы получить его по обмену, и особенно потому, что это единственный набор Як-3, выпущенный до сих пор.
У.Р. Мэтьюс

AIR ENTHUSIAST, MAY 1972


Обсуждение моделей
МОДЕЛЬ НА ОБЛОЖКЕ
ОБЗОР УНИКАЛЬНОГО РУССКОГО НАБОРА
ТАНК КВ-85 от ОГОНЕК
АЛАН ЯНГ

Недавно к нам в редакцию поступила редкая вещь - масштабный набор модели танка КВ, сделанный в СССР компанией ОГОНЕК. Набор основан на танке "КВ.85", не очень известном варианте тяжелого танка "КВ" времен Второй мировой войны.

Серия танков КВ берет свое начало в 1938 году, когда Котин, Духов и группа инженеров на Кировском танковом заводе в Ленинграде по инициативе Сталина начали проектирование и разработку нового тяжелого танка для замены устаревшего Т-35. Были построены различные прототипы с одно-, двух- и трехбашенной конфигурацией, после чего было принято окончательное решение о создании однобашенной конструкции с 76,2-мм пушкой. Этот танк стал первым из серии "КВ" (названной в честь генерала Красной Армии Климента Ворошилова), и опытный образец был завершен к сентябрю 1938 года.

Конструкция танка включала заднерасположенный дизельный двигатель В-12 мощностью 500 л.с., подвеску из торсионных валов и балансиров для шести опорных катков с каждой стороны, а также гусеницы шириной 28 дюймов, опирающиеся в верхней части на три опорных катка. Опорные катки имели интересную конструкцию, использовавшуюся на нескольких русских танках, с упругой резиновой лентой, помещенной между стальным ободом и шиной. Масса танка составляла 43 тонны, толщина брони на корпусе достигала 75 мм. Габаритные размеры составляли 23 фута 10 дюймов в длину (без учета ствола орудия), 11 футов 6 дюймов в ширину и 9 футов 3 дюйма в высоту (без учета радиоантенны). Производство началось в декабре 1939 года на Кировском заводе, и первые образцы приняли на вооружение на финско-российском фронте.

К 1943 году КВ был значительно доработан и модифицирован, двигатель стал развивать мощность 600 л.с., а скорость и вес увеличились до 25 миль в час и 47 тонн соответственно. В 1943 году КВ был оснащен новой литой башней, на которой была установлена специальная танковая версия 85-мм зенитной пушки. Башня также была оснащена 7,62-мм пулеметом в задней части, в дополнение к переднему, установленному в корпусе рядом с водителем. Эта новая версия получила обозначение "КВ-85", и хотя 85-мм пушка увеличивала огневую мощь, к концу 1943 года "КВ-85" был снят с вооружения и заменен танком "ИС" (Иосиф Сталин), сначала с 85-мм пушкой (ИС-85), а затем со 100-мм пушкой (ИС-100). В свою очередь, 100-мм пушка была заменена на 122-мм в середине 1944 года (ИС-122). Развитие серии было продолжено, и фактически продолжается до сих пор, поскольку производные "КВ" остаются на вооружении стран советского блока.

Набор 'КВ-85' заявлен в масштабе 1/30 (хотя я думаю, что на самом деле масштаб 1/32) и представляется достаточно точным, хотя и гораздо более простым, чем последние предложения в этом масштабе от ведущих японских и американских производителей. Детали отлиты из темно-зеленого пластика и состоят примерно из 134 отдельных компонентов. Инструкция написана на русском языке и показывает сборку набора в три основных этапа - нижний корпус, верхний корпус и башня. Кронштейны подвески опорных катков отлиты в боковых пластинах корпуса, что устраняет проблемы с выравниванием, но предотвращает изгибание, если модель установлена на неровной поверхности. Гусеницы отлиты как единое целое из серого/серебристого гибкого пластика, и они слишком короткие, что не позволяет обеспечить нужную слабину на верхнем участке. Возможно, гусеницы можно растянуть, хотя, попробовав это сделать, мы обнаружили, что через некоторое время они возвращаются к своей первоначальной длине. Сборка верхнего корпуса и сопутствующих компонентов снова проста.

На фотографиях танков КВ скобы между корпусом и верхним защитным кожухом гусеницы имеют ажурную конструкцию, но на наборе шесть из восьми отлиты в виде сплошных треугольных пластин. Это, конечно, легко изменить на модели. Когда верхняя и нижняя секции корпуса собраны, между ними остается зазор у кольца башни, хотя он закрывается гусеницами при установке. Третьим этапом является сборка башни, которая опять же проста. Люки башни расположены так, что они открываются, но детали интерьера в набор не включены. Буксировочные тросы, входящие в комплект, из литого пластика, были не очень убедительны, поэтому были выброшены и заменены новыми, сделанными из пластиковой струны/шнура из коробки с запчастями. Вся машина была окрашена в матово-зеленый цвет (Humbrol HB.8), хотя, учитывая, что "КВ-85" поступили на вооружение только во второй половине 1943 года, вполне вероятно, что большинство из них были перекрашены в зимний белый цвет. К набору прилагались переводные картинки низкого качества, но они были выброшены.

Как видно из фотографий, модель приведена в более или менее заводское состояние, добавлены лишь незначительные эффекты возраста и износа. Эта модель танка КВ-85 очень проста в сборке и, если бы она была доступна в этой стране, стала бы интересным дополнением к пока еще ограниченному ассортименту русских танковых наборов. Однако в настоящее время на рынке имеются наборы КВ.I и КВ.II в масштабе 1/76 от Fujimi, которые могут быть использованы в качестве основы для постройки модели КВ-85, с добавлением башни. Прилагаемые масштабные чертежи башни помогут в постройке, а дополнительную информацию можно найти в "Airfix Magazine" том XI, выпуск 12, и том XII, выпуски 1, 3, 4 и 6. Другие источники включают T-34 - Russian Armour" Дугласа Оргилла (серия Purnell's History of the World War II) и "The Design and Development of Fighting Vehicles" Р. М. Огоркевича (MacDonald).
А.Я.

Иллюстрации:

- Виды готовой модели показывают удивительно точную версию этого малоизвестного танка.

- Расстановка деталей слева довольно типична для большинства других наборов бронетехники подобного масштаба. Несмотря на то, что русские не обладают тем богатством тонкой деталировки, которое мы привыкли ожидать от западных производителей, они показали, что учатся очень быстро, и кто знает, какую форму могут принять их модели через несколько лет?

Scale Models, Vol.5, no.60, September 1974

Масштабная почта
КВ-85

Уважаемый сэр,
Я с интересом прочитал обзор Алана Янга о русской модели КВ-85 в сентябрьском номере журнала Scale Models.

Проведя более месяца в Советском Союзе в марте-апреле этого года в рамках образовательного обмена, у меня было достаточно времени, чтобы ознакомиться с русской модельной сферой.

В области бронетехники, наряду с КВ-85, имеется ИСУ-152 (я вернулся в Англию как с КВ-85, так и с ИСУ-152), вместе с Т-34/85, который также доступен в моторизованной форме. Те же комментарии относительно детализации и т.д., сделанные Аланом Янгом в отношении КВ-85, могут быть сделаны и в отношении ИСУ-152. Обе эти модели продаются по цене около 1 рубля 45 копеек, в то время как моторизованный Т-34 стоит чуть больше 3 рублей (1 рубль = 55 пенсов).

Проявив интерес к моделированию, русский студент в Ленинграде отвел меня в магазин "Юный техник", который занимается всеми видами моделирования и хобби. Там были представлены относительно хорошо известные серии самолетов, выпускаемые русскими государственными модельными заводами, и, купив вертолет Миль-8, я могу сказать (как было сказано в статье о КВ-85), что модели бронетехники являются значительным прогрессом в качестве и точности русских пластиковых моделей.

Морских моделей, похоже, не хватало, хотя корабли "Потемкин" и "Аврора" (как в серии Heller) были замечены. Из непластиковых моделей была предложена бальсовая модель ракетного корабля класса "Кашин" чуть более, чем за рубль.

Наконец, если у кого-то из читателей будет возможность посетить Ленинград, я бы рекомендовал посетить артиллерийский музей у Петропавловской крепости. Здесь собраны полноразмерные артиллерийские орудия, использовавшиеся Красной армией, вплоть до новейших образцов полевой артиллерии (например, 122-мм, 130-мм, а также 203-мм орудия). В статичной экспозиции перед музеем также находится SAM-2.

Надеюсь, что это письмо было интересным.
Пул, Дорсет.
М. П. Хэйли

Scale Models, Vol.5, no.62, November 1974

Новинка для вас?
OГOHEK ИСУ-122 Русский танк в масштабе 1/30.

ЭТО совершенно новый набор русского танка ИСУ-122 и последний в серии наборов русской бронетехники времен Второй мировой войны. Эти уникальные ИСУ-122 - большая редкость на Западе, и большинство любителей бронетехники рассматривают их как предметы коллекционирования, но прежде чем взглянуть на ИСУ-122, возможно, моделисты оценят достижения русского производства наборов бронетехники с момента выпуска Т-34 несколько лет назад.

На сегодняшний день появилось две журнальные статьи, описывающие русские бронекомплекты. В британском журнале SCALE MODELS был представлен обзор КВ-85, а в американском Military Modeler - обзор ИСУ-152. В обеих статьях высказывалось мнение, что масштаб не соответствует указанному в русских инструкциях, то есть 1/30. SCALE MODELS заявил, что масштаб 1/32-й, а Military Modeler - 1/35-й, но разве имеет значение, какой масштаб правильный? Важно то, что можно построить эстетически привлекательную модель бронемашины, которая является уникальной и к тому же недоступной на Западе. Наборы обычно получают от друзей по переписке и знакомых из Восточной Европы.

Сборка всех этих наборов проста, несмотря на то, что письменные инструкции даны на русском языке. В брошюре даны изометрические рисунки, показывающие расположение всех деталей в разрезе, нижнего корпуса и ходовой части, верхнего корпуса и аксессуаров в сборе и т.д. Инструкции следует изучить внимательно, чтобы сборка не оставила никаких сомнений. Затем достаньте тюбик клея и остальную атрибутику, необходимую для сборки модели.

Т-34, стандартная рабочая лошадка русской армии, был первым выпущенным набором. Он был грубым по западным стандартам, но это утверждение не следует считать резким в контексте того, что это была их первая попытка. Кроме того, производство пластиковых наборов не является большим бизнесом, как на Западе, и русские работают в условиях других экономических приоритетов. Качество улучшилось в КВ-85, но достигло плато в ИСУ-152, ИС-III и ИС-122, поскольку шасси одинаково для всех наборов. Все выпуски до сих пор отливались из зеленого пластика. Формовка гладкая и не имеет чугунного вида, который обычно встречается в западных броневых наборах. Вспышка минимальна, а детализация лучше всего описывается как минимальная и может быть улучшена. Гусеницы, однако, хорошо отлиты и детализированы. Фотография показывает, что, несмотря на ограничения набора, можно сделать исключительно приятную модель. Пластик немного хрупкий, и для удаления деталей рекомендуется использовать горячий нож или тонкую пилу, так как они могут сломаться, если не отделить их от литников должным образом. Большинство клеящих составов для пластиковых моделей хорошо работают при сборке.

Если качество не то, каким оно могло бы быть, то в пользу русских производителей говорит выбор другого их выпуска, КВ-85. Во всех более поздних выпусках используется одно и то же шасси и ходовая часть. Исключением является фигурная верхняя лобовая деталь на ИС-III, где, если быть точным, корпус КВ был бы непригоден для использования. В этом случае нижняя часть корпуса и верхняя часть корпуса ИС-III были отлиты отдельно, чтобы соответствовать конфигурации ИС-III. Как показала русская изобретательность во время войны, на шасси КВ осталось еще много километров, и они, несомненно, используют его как основу для своего следующего набора. Только время покажет. Для любителей собственноручного конструирования существует множество вариантов, которые могут быть построены на одном и том же шасси.

Новая ИСУ-122 по конфигурации похожа на штурмовую пушку ИСУ-152. Единственным изменением в наборе является то, что вместо короткого ствола, использовавшегося на ИСУ-152, в комплект входит более длинный ствол с дульным тормозом. Набор вполне похож на то, что ожидает моделист бронетехники от западного набора, за исключением того, что ходовые катки, ведущие звездочки и т.д. установлены на отдельных боковых пластинах, которые затем крепятся к днищу корпуса. Полноразмерный лист с покомпонентным изображением позволяет легко проследить за этой сборкой. Небольшие изометрические чертежи показывают люк, ствол орудия и кожух в сборе, а вид в плане показывает размещение всех остальных аксессуаров на машине. На фотографии показана модель, собранная из "коробки" по русской инструкции.

Окраска и отделка - это те критерии, которые могут сделать набор хорошим или плохим. Как и различия в качестве набора, так и различия в отделке являются окончательной оценкой модели. По мнению этого строителя, для придания модели того отличия, которое является отличительной чертой индивидуального сборщика, требуется небольшая персонализация.

Танк был окрашен матовой коричневой краской Humbrol в целом с помощью кисти, а не аэрографа. Штрихи можно сделать грубыми и имитировать шероховатую поверхность на гладком пластике. Траки были окрашены смывкой из смеси серебристого, металлического и графитового цветов. Вентиляционные отверстия, радиаторы и катки были, за неимением лучшего описания, "испачканы" той же смывкой, что и протекторы. Пулемет был окрашен грунтовкой Pactra Hot Rod, а затем затерт графитом. Декали были взяты из коробки для обрезков и заменили декали из набора, так как те не подходили. Антенна также была заменена на вытянутую из литника, так как антенна из набора выглядела тяжелее, чем требовалось.

Читатель должен решить, является ли ИСУ-122 приятной моделью и стоит ли пытаться получить этот или другие русские броневые наборы. Лично мы с нетерпением ждем будущих релизов. Предпочтение отдается "современной" бронетехнике, например, ПТ-76 или Т-62. Также были бы интересны их современные бронеавтомобили в виде наборов. Руководство русского концерна "ОГОНЕК", моделисты бронетехники с нетерпением ждут новых интересных наборов русской бронетехники русского производства! Западные энтузиасты AFV также надеются, что эти наборы будут более доступны в их модельных магазинах.

Scale Models, Vol.7, no.86, November 1976

  • 10.12.2020