KOVOZAVODY PROSTEJOV Обзоры из журналов

KOVOZAVODY PROSTEJOV

KP

KOVOZAVODY PROSTEJOV


Новые и уже в продаже
KOVOZAVODY PROSTEJOV. (ЧЕХОСЛОВАКИЯ): 1/72 масштаб L-29 Delfin (Дельфин)
(Образец предоставлен доктором Иваном Клусалом, Spojovaci 2605, Praha 3, Чехословакия). Цена (стоимость в Англии/США) ок.8 шиллингов /- пенсов или $1.00.
Drawing of Su-15 and sideview of the kit MiG-19, Moscow plant of metal and plastic Toy (MZMPI)

Это первый из запланированной серии наборов в масштабе 1/72 самолетов стран Восточного блока тех типов, которые западные производители вряд ли будут выпускать. Delfin - это, конечно же, восхитительный реактивный учебно-тренировочный самолет, который может " дублироваться" как ударный самолет, который используется чешскими и многими иностранными ВВС и представляет собой наиболее привлекательный объект для коллекционирования.

Отлитый из серебристо-серого пластика набор, безусловно, гораздо более высокого качества, чем все те, что были выпущены из-за "железного занавеса"; детализация поверхности, возможно, несколько грубовата, но в равной степени не хуже, чем на многих наборах Airfix и Revell в масштабе 1/72. Подгонка деталей в целом приемлема, хотя в зависимости от собственных стандартов моделирования может потребоваться немного шпаклевки и шлифовка. В комплект входит очень полная и хорошо прорисованная инструкция, все детали пронумерованы на литниках в соответствии с инструкцией. Фонарь кабины пилота также лучше, чем можно было ожидать, и с небольшой подрезкой передней нижней кромки лобового стекла - чтобы закруглить лобовое стекло и обеспечить плотное прилегание к кромкам фюзеляжа - в собранном виде он выглядит на удивление хорошо. Члены клуба, посетившие наши встречи в Лондоне, наверняка видели модель, сделанную Диком (Modeldecals) Уордом, и это, безусловно, самый приятный маленький самолет.

Декали замечательно хороши, фактически лучше, чем многие, которые мы видим в американских и европейских наборах, с альтернативными национальными эмблемами как для чешских ВВС, так и для угандийских ВВС, включая полную национальную маркировку, а также серийные номера, коды, предупреждающие знаки и направляющие линии входа в кабину.

Как, вероятно, известно членам клуба, обмен между Востоком и Западом невозможен. Однако д-р Иван Клусал очень хочет сделать этот набор доступным для членов IPMS. Поэтому он предлагает в первую очередь написать ему напрямую, и тогда он будет готов предоставить наборы в прямой "обмен" на британские или американские наборы или декали на сумму около 1 доллара (8 шиллингов /- пенсов) Мы бы предложили, чтобы на любых собраниях филиалов или отделений секретарь собрания обращал внимание членов на этот набор и выяснял, скольким из его местных членов он нужен. Затем он мог бы написать письмо с " групповым" запросом, сэкономив, таким образом, на почтовых расходах и т.д., фактически торгуя "оптом". Конечно, члены клуба могут писать индивидуально, но помните, что д-р Клусал, вероятно, получит много запросов, и поэтому ему может потребоваться некоторое время для ответа, но, пожалуйста, напишите сначала, чтобы узнать подробности об упаковке, таможенном оформлении и т.д. Мы знаем, что этот набор можно получить только таким "торговым" способом, и поскольку (1) этот предмет станет идеальным компаньоном для Gnat или T-33, и т.д., и (2) качество значительно улучшилось по сравнению с предыдущими наборами из Восточного блока, спрос будет высоким, и если достаточное количество наборов будет "продано", то производители, несомненно, приступят к выпуску еще многих. Любой энтузиаст скажет вам, что чешские ВВС в разное время имели на вооружении несколько превосходных самолетов!

The IPMS Magazine, Vol.7, no.4, April 1970

Новое для Вас?
Обзор новых комплектов и аксессуаров от Боба Джонса и коллег из I.P.M.S.

Пластиковый набор чешского происхождения в масштабе 1/72 самолета L-29 DELPHIN JET TRAINER под маркой KOVOZAVODY PROSTEJOV - это действительно новость.

Набор содержит более сорока деталей, которые хорошо стыкуются друг с другом, нет ни малейшего облоя, небольшое количество шпаклевки может потребоваться в местах соединения крыльев, но это не является большим недостатком.

Фонарь кабины пилота кристально чистый, как и крошечный прожектор на носовом колесе. В комплект входят баки и детали для выбора положения шасси. Поставляется хороший глянцевый лист декалей, дающий возможность выбора маркировки Чешских или Угандийских ВВС.

Полностью подробные инструкции и цветовые схемы даны на чешском языке, но у англоязычных моделистов не возникнет трудностей, благодаря отличным схемам с пояснениями.

В целом, это очень достойный набор из-за "железного занавеса", и мы с нетерпением ждем новых выпусков от этой фирмы в будущем.

Scale Models No.13 1970 OCTOBER Vol.1 No.13


New and in View
KOVOZAVODY PROSTEJOV. (CZECHOSLOVAKIA)

В апрельском номере журнала был опубликован обзор самолета L-29 DELFIN, изготовленного в Чехословакии. Как упоминалось в том обзоре, набор можно приобрести непосредственно у доктора Ивана Клусала в Праге. Однако мы только что получили письмо от Яна Камерона, 5 Perth Road, Stanley, Perthshire, Scotland, который может поставить эти наборы по цене 6/6d. почта бесплатная (в Великобритании) Зарубежные члены должны написать Яну для уточнения почтовых расходов.

Нам также сообщили, что B.M.W. Models, 329 Haydons Road, Wimbledon, S.W.19. имеет ограниченный запас этих наборов по цене 4/6d. за штуку плюс почтовые расходы.

The IPMS Magazine, Vol.7, no.4, June 1970


Новые наборы и модели
ЧЕШСКИЙ НАБОР.

Среди наших самых внимательных читателей за рубежом есть и те, кто живет в Чехословакии, чья деятельность включает в себя процветающее отделение IPMS. Они во многом способствовали тому, что фирма Kovozavody Prostejov вышла на рынок наборов с серией моделей в масштабе 1:72, посвященных известным чешским типам самолетов, а чешские члены IPMS помогли фирме с исследованиями и данными. Первый плод их трудов - очень аккуратный маленький набор известного реактивного учебно-тренировочного самолета L-29 Delfin, который является далеко и напрочь самым лучшим набором из Восточной Европы, который мы когда-либо видели. По форме он похож на набор Airfix, с вкладышем (лепестком) и инструкцией, всё в полиэтиленовом пакете. Деталировка, формовка и точность хороши, с меньшим количеством облоя, чем мы видели во многих британских наборах. Имеется первоклассный переводной лист в стиле Frog, дающий отличную дополнительную маркировку для машин ВВС Чехии или Уганды, а также рисунки схем окраски. Производство и оформление сделали бы честь большинству британских производителей, и модель стоит того, чтобы её приобрести, поскольку она вряд ли будет выпущена какой-либо другой фирмой. Цена в Чехословакии эквивалентна 8 шиллингам 6 пенсам стерлингов, и чешские члены IPMS готовы приобрести их по отдельности для британских читателей в обмен на наборы из Великобритании примерно равной стоимости. Однако, чтобы держать все под контролем, чешские моделисты поручили одному из своих членов координировать "хотелки" других членов, поэтому все, кто в Великобритании хочет приобрести набор Delfin, должны написать в первую очередь, чтобы узнать, какой набор запрашивается в обмен. Если вы заинтересованы, пожалуйста, пишите прямо по адресу: Dr. Ivan Klusal, Spojovaci, 2605, Prahi 3, Czechoslovakia.
Крисс О. Эллис

Airfix Magazine, may 1970, Vol.11 No.09


Новое для Вас?
Обзор новых комплектов и аксессуаров от Боба Джонса и коллег из I.P.M.S.

Пластиковый набор чешского производства в масштабе 1/72 самолета L-29 DELPHIN JET TRAINER под маркой KOVOZAVODY PROSTEJOV - это действительно новость.

Набор содержит более сорока деталей, которые хорошо стыкуются друг с другом, нет ни малейшего облоя, небольшое количество шпаклевки может потребоваться в местах соединения крыльев, но это не является большим недостатком.

Прозрачность фонаря кабины пилота кристально чистая, как и крошечная фара на носовом колесе. В комплект входят баки и дополнительные детали шасси в убранном положении. Поставляется хороший глянцевый лист декалей, дающий возможность выбора маркировки Чешских или Угандийских ВВС.

Полные подробные инструкции и цветовые схемы даны на чешском языке, но у англоязычных моделистов не возникнет трудностей, благодаря отличным схемам с пояснениями.

В целом, это очень достойный набор из-за "железного занавеса", и мы с нетерпением ждем новых выпусков от этой фирмы в будущем.

Scale Models, Vol.1, no.13, October 1970


Новое для Вас?
KOVOZAVODY PROSTEJOV., Чехословакия. Avia B-534. Масштаб 1/72.

Этот новый набор представляет собой биплан-истребитель AVIA B-534 конца 30-х годов, и это замечательное улучшение по сравнению с набором DELFIN. На самом деле, деталировка поверхностей сделала бы честь любому западному производителю высшего класса, и хотя набор выглядит восхитительно хрупким - что почти необходимо для набора этого типа самолета - он собирается удивительно легко, практически не прибегая к шпатлевке. Как всегда, необходимо следить за тем, чтобы межплоскостные стойки крыла, а также ноги шасси были правильно выровнены.

Единственной частью набора, которая требовала небольшого внимания, был остекление фонаря кабины пилота. Он четко отлит и имеет хорошую прозрачность, но потребовал небольшой подрезки на нижней передней кромке в месте сопряжения с фюзеляжем.

Декали также хорошего качества, состоят из национальных знаков отличия и маркировки подразделений, а инструкция, хотя и на чешском языке, хорошо иллюстрирована пошаговой сборкой и инструкциями по окраске. Для членов клуба, получивших этот набор, цвета следующие: SVETLE MODRA (светло-синий), CERVENA (красный), ZLUTA (желтый), STRIBRNA (серебристый), MODRA (синий), TMAVE SEDA (темно-серый) и KHAKI - темно-оливково-зеленый.

Набор AVIA B-534 находится в очень прочной коробке, которая отлично выдержала транспортировку в почтовом отделении!

Якоб Стоппель из STOPPEL HOBBY SHOP, GL Kongevej 154, 1850 Kopenhavn V, Дания может поставить этот набор по цене 6.75 D.Kr. плюс почтовые расходы, и мы настоятельно рекомендуем вам подать заявку на набор сейчас, так как спрос будет высоким, и набор, несомненно, станет настоящим предметом коллекционирования в ЛЮБОЕ время. Мы не знаем, каким будет следующий набор от этого чешского производителя, но, несомненно, качество снова будет чрезвычайно конкурентоспособным, и мы восхищены очевидным и быстрым улучшением этих новичков в области серьезных масштабных пластиковых наборов.

The IPMS Magazine, Vol.8, no.4, April 1971


Новое для Вас?

Второй набор самолета в масштабе 1/72, выпущенный созданной недавно чехословацкой фирмой KOVOZAVODY PROSTEJOV, посвящен самолету AVIA B.534. Набор действительно хорош, имеет прекрасную детализацию, хорошую прозрачность кабины пилота и отличный (хотя и сильно глянцевый) лист декалей, который дает выбор из двух различных цветовых схем: довоенной версии и версии Словацкого переворота 1944 года. Также поставляются колеса со спицами или без них.

К сожалению, постройка не является беспроблемной, межсамолетные стойки 'N' пришлось заменить аналогичными деталями из набора Revell Fokker DVII. Подкосы хвостовой оперения пришлось заменить растянутыми деталями из литника, а обводы фонаря кабины пилота потребовали значительной подрезки, прежде чем удалось добиться правильной установки козырька. Однако, после преодоления этих трудностей, модель в собранном виде выглядит очень привлекательно и является достойным дополнением любой коллекции. Для удобства читателей, не владеющих чешским языком, цвета переведены следующим образом: Stribrna - серебряный, Zluta - желтый, Svetle Modra - светло-голубой, Cervana - красный, Modra - синий, и Tmave Seda - темно-серый (цвет хаки не требует пояснений). Модель распространяется некоторыми продавцами и является наиболее достойным предметом обмена.

Scale Models, Vol.2, no.7, July 1971


Есть ли еще комментарии, прежде чем я приму решение по этому вопросу? - Редактор.
Набор AVIA B.534

"Я получил от своего чешского друга выпуск №1 1971 года журнала LETECTVI A KOSMONAUTIKA, в котором был перевод цветовых схем, представленных в этом выпуске для AVIA B-534, и миксы красок для них.

Svetle Modra (светло-синий) представлен как Humbrol Helblau 65 с добавлением Matt Blue 25.

Хаки (оливково-зеленый) дается как 1 часть Humbrol Japanese Brown N.17 к 1 части Humbrol Japanese Green A.3, а зеленый цвет верхней поверхности самолета чешской воздушной полиции, как показано в PROFILE № 152, дается как Blue-Green-Humbrol French Vert Green HF.2 с добавлением матового синего 25".
A. A. Фитч

The IPMS Magazine, Vol.8, no.8, August 1971


Энтузиаст моделизма
Чехословацкий бирлан

Истребители-бипланы тридцатых годов привлекают внимание многих моделистов, и мало найдётся более привлекательных маленьких самолётов этой категории и периода, чем чехословацкий Avia В534, современник Hawker Fury. В списках западных производителей нет наборов моделей чехословацких самолетов, поэтому мы особенно приветствуем усилия чехословацкой компании Kovozavody Prostejov по привлечению внимания моделистов к лучшим из них, и эти усилия вдвойне приветствуются, учитывая качество наборов. Первый набор этого производителя, L 29 Delfin, был почти всеми признан удивительно хорошим, а второе предложение от чехословацкой компании, Avia В 534 в масштабе 1/72, почти достигает стандартов, достигнутых западными производителями с большим опытом.

По большинству параметров В 534 действительно соответствует самым высоким западным стандартам, но он страдает от довольно толстого облоя, а стыковка деталей оставляет желать лучшего. Исправление этих недостатков должно проводиться с большой осторожностью, так как пластик, из которого изготовлен набор, очень мягкий, и при подготовке к сборке очень легко отрезать слишком много материала и испортить модель. Однако, если соблюдать необходимую осторожность, то в результате получится точная модель с первоклассной деталировкой поверхности. Лист декалей, содержащий маркировку истребителя ВВС Чехословакии до 15 марта 1939 года и машины ВВС Словакии военного времени, превосходен, а прозрачность фонаря кабины пилота отличается тонкостью и четкостью. Короче говоря, приложив немного опыта, можно получить первоклассную модель чрезвычайно интересного самолета, и для того, чтобы получить образец этого набора, стоит потрудиться и организовать обмен с чехословацким моделистом.

AIR ENTHUSIAST SEPTEMBER 1971


Срочно в номер!

Буквально под рукой, когда автор уже собирался отнести это в типографию, оказался последний набор от чешской компании, выпустившей восхитительный набор биплана AVIA B.534. Тема их нового набора - самолет ближней поддержки/атаки ILUSHIN (Ильюшин) IL-10/Avia В 33. Знаменитый "Штурмовик" не нуждается в представлении для энтузиастов Второй мировой войны, и хотя существует еще один набор этого самолета в масштабе 1/72, этот последний выпуск от наших чешских друзей намного лучше во всех отношениях. Отлитые из серебристо-серого полистирола поверхности и деталировка панелей сравнимы с лучшими, которые можно найти в американских или британских наборах, а фонарь кабины пилота является примером того, как ДОЛЖЕН быть отлит козырек, он прекрасно тонкий с четко определенными деталями "каркаса" и действительно отлично подходит.

Отливки сравнимы с таковыми у Avia B.534, т.е., немного облоя на некоторых мелких деталях, НО следует помнить, что это всего лишь третий комплект, произведенный этой компанией, и достижение такого уровня точности и детализации за такой короткий промежуток времени - немалая заслуга, как мы уже говорили ранее, современный производитель пластиковых моделей почти избалован, когда вспоминаешь, скажем, всего пять или десять лет назад тех, кто жалуется или критикует мельчайшие детали на сегодняшних комплектах должны были бы увидеть некоторые из тех, которые старые члены помнят с наших ранних дней! На самом деле, наборы выпускались редко, и качество как в отношении точности, так и в отношении содержания наборов оставляло желать лучшего. Признаем, что современные наборы ДОЛЖНЫ быть лучше, и большинство из них таковыми и являются - кажется, что у нас больше жалоб (большинство из них оправданы) на отсутствие точности, чем на плохое качество литья или слишком малое количество деталей и т.д., но в случае этих наборов, произведенных в Чехословакии, нужно понимать, что они работают более или менее самостоятельно с небольшим опытом в проектировании наборов и маркировки и т.д., и поэтому мы считаем, что все надлежащие оценки должны быть их наградой за их усилия - и кто действительно возражает против небольшого облоя, который, в конце концов, очень легко удалить, и, конечно, с этими наборами мы теперь можем добавить в наши коллекции модели самолетов в популярном масштабе 1/72, что, честно говоря, мало кто из западных или даже японских производителей наборов подумал бы сделать!

Декали в этом наборе глянцевые, но вопреки распространенному мнению многие военные и большинство послевоенных русских самолетов имели глянцевое или полуглянцевое, а не матовое покрытие. В набор включены маркировки для российских, северокорейских, польских и чешских самолетов, а также маркировка i/d и т.д.

Инструкция очень полная, и хотя она на чешском языке, чертежи разнесённых видов показывают каждый узел довольно ясно, а боковые виды, показывающие расположение различных знаков отличия и т.д., отлично прорисованы. Кстати, B.33 - это лицензионный Ил-10.

Несомненно, мы будем получать статьи от наших читателей об этом самолете, и, возможно, если мы сможем получить достаточно данных, мы сможем в будущем выпустить статью с комментариями на обложке об этом типе, но это зависит от того, смогут ли члены клуба предоставить какие-либо фотографии и/или данные, на основе которых наши художники смогут создать обычные страницы с рисунками. Таким образом, как набор этот тип даже лучше, чем более ранние DELFIN и AVIA B.534, и мы с нетерпением ждем новостей о том, что будет дальше от этой компании.

The IPMS Magazine, Vol.8, no.8, January 1972


Энтузиаст моделизма
Последний из "штурмовиков"

Высказавшись ранее по поводу того, что западные производители, похоже, едины в своем убеждении, что наборы советских самолетов не имеют потенциала для продаж, освежающе получить от Чехословакии очень хороший набор советского самолета, который был чрезвычайно важен в первые послевоенные годы, Ил-10. Последний из штурмовиков с поршневым двигателем, Ил-10 был гораздо менее примитивным, сделанным на скорую руку самолетом, чем его более известный предшественник Ил-2, и он был построен в чрезвычайно большом количестве - около 2000 экземпляров было построено только в Чехословакии в период с 1950 по 1954 год и поставлялся большинству союзников Советского Союза.

Компания Kovozavody Projestov проделала отличную работу над своим набором Ил-10 в масштабе 1/72, и эти усилия особенно похвальны, учитывая тот факт, что это всего лишь третий набор, выпущенный этим концерном; стандарт точности, несомненно, является результатом тесной связи, существующей между K-P и чехословацким отделением Международного общества пластиковых моделистов. Прекрасно детализированный и абсолютно точный в плане, этот набор предлагает очень хорошую детализацию кабины пилота, включая превосходную приборную панель, а фонарь кабины пилота является одним из самых тонких и прозрачных, которые мы когда-либо видели. Детали аккуратно отлиты из серебристого пластика с небольшим облоем, но литники явно толстоваты, поэтому при отсоединении деталей от литников следует соблюдать осторожность, иначе возможны повреждения. Детали достаточно хорошо стыкуются друг с другом, хотя в местах соединения корней крыла и хвостового оперения необходимо много шпаклевки.

Лист декалей содержит маркировку для чехословацких, советских и северокорейских самолетов и хорошо напечатан, но, к сожалению, имеет глянцевую поверхность. Инструкции, как и следовало ожидать, напечатаны на чешском языке, но это не представляет серьёзных трудностей, так как отличные чертежи разнесённых видов делают сборку предельно ясной, а рисунки общих видов предоставляют необходимую информацию, необходимую для правильного нанесения окраски. В настоящее время мы не можем назвать цену на этот набор, но мы надеемся, что он будет распространяться в Западной Европе и США в ближайшее время. А пока стоит попытаться приобрести этот набор по обмену с кем-нибудь из чехословацких членов братства моделистов.

На складах

Было время, когда каждый месяц на наш рабочий стол попадали десяток-другой новых наборов авиамоделей, но в последнее время спад в торговле в сочетании с некоторыми сокращениями со стороны выживших производителей наборов привел к заметной скудости новых наборов на момент закрытия этой колонки для печати, и кажется маловероятным, что в этом относительно новом году на полках магазинов появится значительное количество новых наборов. В ближайших планах - набор Britten-Norman Islander в масштабе 1/72, который будет выпущен в Великобритании, а в Италии, как мы понимаем, не за горами выпуск набора CANT Z.1007 в том же масштабе от Italaerei, в то время как во Франции Heller собирается выпустить свой Boeing 747 в масштабе 1/125. Компания Kovozavody Projestov в Чехословакии скоро выпустит набор МиГ-19 в масштабе 1/72, о котором мы упоминали в этой колонке в январе, но в целом, кажется, что у 1972 года мало шансов стать, заимствуя из языка виноделов, "годом в двадцатилетия" в том, что касается авиамоделистов.

AIR ENTHUSIAST, MARCH 1972


Новинки и уже в продаже
KOVOZAVODY PROSTEJOV KIT (CZECH) sample from MAYBUX PRODUCTS LTD. , 29 Westwood Gardens, Hadleigh , Benfleet. ESSEX SS7 2SH. MIG-19 60p plus 5p post/packing. 1/72 scale imported kit, available by post ONLY.

На момент сдачи в печать это самый последний набор от чешской компании, которая уже порадовала моделистов своими предыдущими наборами AVIA B534, AVIA B33/IL. 10 и DELPHIN, порадуют еще больше своим новым набором MIG 19.

Это НЕ набор для новичков, так как он довольно сложный, поскольку многие мелкие детали, такие как различные обтекатели воздухозаборников и т.д. на фюзеляже, отлиты по отдельности и должны быть расположены и приклеены на место по частям, места расположения очень легко обозначены на пластике набора, поэтому необходимо соблюдать осторожность, чтобы обеспечить ровную и правильную посадку. Набор представляет вариант MIG 19 FARMER 'C' с носовой пушкой, и точность контуров кажется очень хорошей, однако на нашем образце были некоторые утяжины в отливках, особенно на киле и руле, а также у зализа крыла на деталях 11 и 13 - но их можно заполнить шпаклевкой. ... стабилизаторы крепятся довольно ненадежно, а сложные изгибы у зализов создают довольно неровную линию стыка, которую, опять же, можно сгладить с помощью шпатлевки - однако не позволяйте этим замечаниям оттолкнуть вас от этого набора, поскольку готовая модель выглядит превосходно.

Фигурка пилота довольно "тяжелая", но сиденье (с правильными краями, как у настоящего самолета) аккуратное, а приборная панель порадовала - прозрачные детали хороши и включают цельный фонарь плюс отражатель прицела. Реактивные сопла являются отдельной деталью, так же как и небольшие ободки обечаек, образующие точное изображение задней части фюзеляжа, как на МиГ-19. Декали представляют собой национальную маркировку ВВС СССР, Чехии и Пакистана, но они немного грубоваты, и на нашей модели чешские кокарды выглядят полупрозрачными, однако очень приятным штрихом является декаль "приборной панели", которая устанавливается поверх отливки, поставляемой с набором. ... простой, но очень логичный элемент, который, как нам кажется, может быть скопирован другими производителями наборов - качество прозрачных деталей в последнее время настолько улучшилось, что этот тип деталей интерьера кабины пилота станет обязательным для любого качественного набора.

По нашему мнению, этот набор в целом ОЧЕНЬ хорош, но необходимо соблюдать осторожность для обеспечения правильной подгонки и выравнивания деталей, а также использовать шпатлевку во многих местах - но при всем этом мы поздравляем эту чешскую компанию с их начинанием и с нетерпением ждём будущих наборов этой серии, поскольку, несомненно, они становятся более знакомыми с процессами исследования/проектирования/инструментальной обработки и производства наборов, и это, несомненно, будет лишь вопросом времени, когда их наборы будут сравнимы по всем параметрам с теми, которые уже доступны от известных производителей.

The IPMS Magazine, Vol.9, no.11, November 1972


Комментарии к обложке
THE LETOV S-328 от Гарри Вудмана

Члены клуба, склоняющиеся к бипланам, будут рады узнать, что чехословацкая фирма Kovozavody Prostejov выпускает в масштабе 1/72 набор самолета Letov S-328. Информация из Праги указывает на то, что он будет доступен только в феврале-марте 1973 года, и на момент написания статьи автор еще не видел эту модель.

Тем не менее, те, кто пробовал продукцию этой фирмы, которая работает в очень ограниченном масштабе по сравнению с западными производителями, знают, что качество неуклонно улучшалось с момента первого предложения L29 "Delfin" около двух лет назад.

Эти наборы можно легко приобрести у моделистов из Чехословакии, которые охотно идут на контакт с членами I.P.M.S. в этой и других странах. Журналы SCALE MODELS и AIRFIX публиковали запросы от читателей из Чехословакии и время от времени публиковали адреса. Кроме того, есть несколько чешских членов I.P.M.S.- см. в этом месяце "Маленькие объявления".

Letov S-328 был разработан Алоисом Смоликом в качестве разведывательной машины для чешских ВВС в начале 1930-х годов. Впервые заказанный в производство на пражском заводе Letov в 1934 году, 328 оставался в производстве до 1940 года. Всего было выпущено 450 машин, когда производство прекратилось, последняя группа из 30 машин предназначалась для ВВС Болгарии.

После оккупации немцами Богемии и Моравии, самолеты S-328 использовались Люфтваффе в качестве учебных в их A/B-Schulen, а другие были переданы в недавно созданные словацкие ВВС. Эти словацкие S-328 выполняли разведывательные миссии и некоторые бомбардировочные вылеты в поддержку немецкого вторжения в Польшу, и в конечном итоге ими были оснащены № 1 и 3 разведывательные эскадрилии и № 2 эскадрилья связи. Когда Германия вторглась в Россию в 1941 году, S-328 приняли активное участие в боевых действиях, хотя три подразделения, эксплуатировавшие эту машину, были в основном ограничены расположением партизанских отрядов на Западной Украине. В начале зимы 1941/2 года они были выведены на свои базы в Зволене и Спишска Нова Вес, но весной вернулись на фронт. Во время операций в 1942 году несколько экипажей этих самолетов перелетели на сторону русских.

Когда зимой 1942/3 года немцы сформировали Storkampfstaffel-и, S-328 снова поступил на вооружение для борьбы с ночными налетами русских По-2. К весне 1943 года большинство "Летов" было заменено на Восточном фронте более новыми типами.

Когда 29 августа 1944 года началось Словацкое национальное восстание, на аэродроме Три Дубы около Зволена была создана повстанческая воздушная армия, а имеющиеся машины были объединены в группу под названием "смешенная эскадрилья". В нее входили три S-328, которые служили в качестве разведывательных машин для словацких войск до тех пор, пока они не были разбиты вермахтом в октябре.

В Болгарии S-328 получил название "Врана", и когда в 1941 году началось вторжение в Советский Союз, было решено создать болгарское подразделение S-328 под немецким командованием. Это подразделение, 161-я морская эскадрилья, состоящая из пяти S-328, выполняла задачу патрулирования черноморского побережья Болгарии, но без особого успеха, поскольку болгары не сотрудничали с румынами под тем же командованием. В середине 1942 года S-328 из 161-й эскадрильи были заменены на Arado Ar 196, а старые бипланы использовались в интересах армии.

Автор хотел бы выразить свою признательность инж. Рене Грегеру из Праги за его ценную помощь в работе над этой статьей.

The IPMS Magazine, Vol.10, no.1, January 1973


Новинки и уже в продаже
KOVOZAVODY PROSTEJOV (Чехословакия) LETOV S.328 Масштаб 1/72.

Letov S.328 - одностоечный равнокрыльный биплан, напоминающий по внешнему виду вездесущий Swordfish. Как и предыдущие наборы этой компании, данный набор отлит чисто, без облоя, и кажется точным по сравнению с имеющимися чертежами. Детализация панелей передана очень тонкими рельефными линиями и мельчайшими заклепками, которые имеют потайную головку. Набор имеет альтернативные варианты колесного или поплавкового шасси, но не имеет точек расположения для поплавкового варианта, поэтому для правильного выравнивания поплавков необходимо проявить большую осторожность. Лучше всего изготовить поплавки в виде субсборки, которую оставляют застывать как можно дольше, прежде чем прикрепить ее к модели. Как и в случае со всеми наборами, рекомендуется сделать пробную сборку без клея, и в данном наборе это позволит вам исправить небольшую ошибку в соединении крыла с фюзеляжем перед сборкой. Очень хороший чертеж этого самолета появился в январском журнале, и я также работал по чертежам в авиационной книге "Ceskoslovenska Letlada". На этих чертежах показаны застекленные секции кабины наблюдателя, которые отсутствуют на чертеже IPMS. Детали интерьера состоят из пола, сиденья, ручки управления и отдельных педалей руля, а также тонко детализированных приборных панелей для постов пилота и наблюдателя. Кабина наблюдателя все еще выглядит довольно пустой, и несколько детальных чертежей для этой секции были бы весьма желательны. Подвесное вооружение представлено в виде шести небольших бомб, но на моем образце они были не более чем пузырьками пластика, поэтому я их выбросил. Подходящие альтернативы, несомненно, найдутся в "ящике с запчастями", или вы можете изготовить бомбовые держатели из растянутого при нагревании литника и оставить бомбы. Приятным завершающим штрихом является включение миниатюрных деталей на прозрачном литнике для навигационных огней, которые после окраски и установки выглядят очень эффектно. * Декали из набора разочаровали, так как они распались на мелкие кусочки, как только я намочил их на воде, чтобы освободить от подложки, и моя модель была закончена с использованием старых декалей Yeoman. Не составит большого труда вручную нарисовать национальную маркировку, но помните, что она нанесена вручную, т.е. синий сегмент обращен вперед, а белые сегменты - к конечностям во всех аспектах. В целом, это очень достойный набор, который должен понравиться любителям бипланов. Обзор образца подарка от личного контакта в ЧССР
G.J.G.
* Примечание - если на лист декалей нанести 2-3 тонких слоя Testors Dullcote, проблема будет решена - прим. ред.

The IPMS Magazine, Vol.10, no.7, July 1973


Новое для Вас?
MIG 19

Этот новый набор от KOVOZAVODY PROSTEJOV является первоклассной продукцией. Отлитый из светло-серого пластика и сопровождаемый брошюрой с указанием пронумерованных деталей набора, как они крепятся к литникам, набор позволяет изготовить три варианта машины. Русский, чехословацкий и пакистанский.

Наша модель хорошо собралась, и единственной деталью, которая потребовала модификации, была деталь 10 - реактивные сопла. Фонарь был выполнен очень хорошо, он был отлит из очень тонкого прозрачного полистирола. В носовой части модели необходимо установить значительное количество свинцовых грузиков, чтобы модель не была тяжелой в хвостовой части. Тем не менее, к набору можно отнести два замечания. Во-первых, после сборки модели, даже легкое протирание "Duraglit" или "Brasso" перед окраской привело к удалению некоторых тонко отформованных линий панелей, а во-вторых, декали определенно не соответствуют стандартам, ожидаемым от западных или японских наборов 1/72-го масштаба. Они очень тонкие и рвутся, даже если при их нанесении соблюдена большая аккуратность.

Если бы я оценивал этот набор, я бы дал ему "4 звезды". Собирать его было одно удовольствие, и в итоге получилась модель, которая является точным воспроизведением полноразмерной машины.

Этот набор распространяется в Великобритании компанией MAYBUX LTD. в Бенфлите, Эссекс, наряду с другими наборами этой серии, и продается по цене 60 пенсов.

Scale Models, Vol.5, no.1, January 1974


Новое для Вас?
La 7

Последний релиз Kovozavody Prostejov, присланный нам дистрибьюторами Maybux, представляет собой превосходную модель Лавочкина Ла-7 в масштабе 1/72, которая является замечательным компаньоном модели самолёта Ла-5 от Italaerei, рассмотренной в февральском выпуске.

Новое оформление коробки и упаковки - первое, что мы заметили, а содержимое как всегда прекрасно.

Лист декалей отличного качества, хотя все еще глянцевый, дает маркировку для чешской машины и двух русских, одна из которых очень красочная с красным носом и желтой хвостовой полосой. Сборка довольно проста, хотя рекомендуется использовать нож для обрезки деталей. Крылья также лучше прилегают, если их внутренние поверхности "выровнять" шлифовкой на блоке с влажной и сухой бумагой, однако может потребоваться использование шпатлевки.

KP обошлась без отливки двигателя, отлив "цельный" капот, в котором виден только выдающийся вентилятор, что так же эффективно, как и "полный" двигатель. Детализация кабины пилота, по сравнению с предыдущими выпусками KP, очень скудная: только сиденье и довольно грубый пилот. Поставляются две небольшие бомбы и выбор положения хвостового колеса для летной или наземной модели.

Створки ниш шасси очень тонкие, и фонарь тоже.

Наш образец имел чешскую инструкцию, но иллюстрация на коробке дает достаточно возможностей для ознакомления. Интерьер ниш шасси, кабины пилота и т.д. выполнен в светло-сером цвете. Ла-7 стоит 61 пенс плюс 8 пенсов почтовые расходы и упаковка от Maybux Products of Essex. Русские предметы Второй мировой войны в наши дни в дефиците, поэтому этот Ла-7 очень желанен.

Scale Models, Vol.5, no.55, April 1974


NEW to YOU?
AVIA B35 от Kovozavody Prostejov

Учитывая, что Чехословакия является относительно небольшой страной, у неё была очень активная авиационная промышленность, производящая в основном самолеты собственной разработки, а также некоторые лицензионные конструкции. Иногда недостатки были результатом отсутствия богатой двигателестроительной промышленности, способной разрабатывать современные высокоэффективные двигатели, и использование двигательных установок, поставляемых из других стран, часто означало второе место.

Серия Avia B35/B135 иллюстрирует этот факт. Разработанный инж. Новотны, B35 впервые полетел в сентябре 1938 года, во время Мюнхенского кризиса. B35.1 был очень чистым монопланом с полностью стальным каркасом фюзеляжа с частично металлической тканевой обшивкой и эллиптическим крылом, очень похожим на Spitfire, но деревянной конструкции обклеенной фанерой и обшитой алюминием. Неубираемое шасси было закрыто обтекателями, а изящный истребитель был спроектирован под двигатель Avia 12Y-1000cc и вооружение из 2 x Mk. 30 m.g., а более поздние версии несли дополнительную пушку Oerlikon FFS-20mm. Проектный двигатель был недоступен, поэтому прототип летал с двигателем HS 12 YCRS мощностью 760 л.с. Даже при такой низкой мощности B35 развивал скорость 307,5 м/ч., а третий прототип с двигателем проекта и убирающимся радиатором - 332,4 м/ч.

Последний набор от KP представляет собой аккуратную и, согласно имеющимся у нас скудным данным, точную копию оригинала в миниатюре. Отлитые из серебристо-серого пластика уже ставшего привычным довольно мягкого типа, используемого в этих наборах, отливки соответствуют высоким стандартам K-P Kits. Наша модель была тестовым образцом без декалей, и на ней были обнаружены одна или две мелкие недоработки, которые, очевидно, будут устранены в серийных наборах. Детализация поверхности была несколько тяжеловата, что, вероятно, будет исправлено в производстве, но, тем не менее, наш образец позволил нам увидеть, какой интересной может получиться модель. Предусмотрены как двухлопастные, так и трехлопастные пропеллеры, и, судя по нашей информации, оба использовались на прототипах.

Один из самолетов с фиксированной кабиной был испытан немецкими оккупационными войсками и имел черные кресты на, похоже, общей алюминиевой окраске. Этот самолет был поврежден при посадке, и прототип 35.2 был окрашен в зеленые и коричневые тона со светлой нижней поверхностью и национальной маркировкой только на руле. Прототип B35.3 имел прямую переднюю кромку крыла для упрощения производства и убирающееся шасси Olaer. 12 самолетов были заказаны ВВС Болгарии и использовались в операциях против бомбардировщиков USAAF, атакующих нефтяные месторождения.

Для коллекционеров самолетов времен Второй мировой войны и тех, кто любит необычное, это будет желанной покупкой, и приятно знать, что некоторые "нестандартные" типы становятся доступными в наборах, отлитых из стирола. Набор должен вскоре стать доступным через специализированные почтовые магазины и, как мы отмечаем, на некоторых собраниях отделения IPMS.

Scale Models, Vol.6, №69, июнь 1975 г.


НОВИНКА для ВАС?
Поликарпов По-2
Масштаб 1/72. Kovozavody Prostejov (KP) Чехословакия. Цена и наличие в Великобритании пока неизвестны.

Если бы среднего энтузиаста спросили, какой самолет имеет самый длительный срок производства/службы, он, скорее всего, ответил бы DC-3 или, возможно, Me109 или Tiger Moth. Российская разработка, датируемая 1927 годом, опережает их на годы... он все еще производился по лицензии в 1954 году и до сих пор широко используется. Он участвовал в качестве бомбардировщика, по крайней мере, в двух войнах - во Второй мировой войне и в Корее, и, хотя он был разработан как основной учебный самолет, был приспособлен в качестве транспортного, санитарного самолета, а также для сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ. Во Второй мировой войне, почти бесшумно пролетая над немецкими войсками, он наводил хаос, используя бомбы до 550 фунтов и пулемет ШКАС. Были сформированы десятки полков ночных бомбардировщиков, оснащенных версией U-2VS, и сотни изводили немцев ночь за ночью под Сталинградом.

Американцы в Корее знали его как "Bed Check Charlie" и также страдали от его ночного внимания. Простой в пилотировании, обслуживании и ремонте маленький По-2 был одним из великих самолетов в мире, а для самолета такого размера и мощности с универсальностью ему нет равных.

Вероятно, было неизбежно, что чешская фирма энтузиастов K. P. выпустит набор маленького биплана, тем более, что они не проявили того нежелания, которое есть у большинства западных производителей в отношении бипланной конфигурации в наборе. Если быть справедливым к нашим собственным производителям наборов, K.P. не нужно искать очень большой рынок сбыта, который нужен западным производителям, чтобы окупить затраты.

Набор, образец, который мы получили в виде не упакованной, но уже готовой к производству версии, является типичным для марки. Отлитые из знакомого мягкого бледно-серого пластика 58 деталей отлиты с отличной детализацией. Даже на этих " тестовых образцах" облой был минимальным, и хотя одна или две очень мелкие детали получились нечеткими, было бы практически невозможно отлить их не более чем на тень больше. По имеющейся у нас информации, набор точен, хотя и немного занижен в размахе: наши источники указывают 37,4½, а модель имеет масштаб 36,9. Я бы не стал спорить по поводу 1/12 дюйма! Детализация кабины пилота включает сиденья, пол, приборные панели, два рычага управления и две пары педалей руля... разве можно требовать большего? Маленький 5 цилиндровый радиальный двигатель аккуратно отлит, и если вы хотите конверсию, экономящую двигатель (для Lynx Avro?), версия была оснащена автомобильным двигателем ГАЗ в носовой части в форме DH4. Возможно, читатель сможет найти больше подробностей. Детали подогнаны очень хорошо и потребовалось только немного "зеленой шпаклевки" под стыком крыла и фюзеляжа.

Расчалки очень заметны и являются обязательным элементом, также как и внешние тросы управления и кабанчики. Расчалки на моем экземпляре были выполнены методом непрерывного протягивания шнура, используемого в наборах Inpact, а шнур представлял собой нейлоновую рыболовную леску 1 Ib скрученного типа. Кабанчики - это короткие отрезки, вырезанные из игл для подкожных инъекций, через которые пропущены нити проводов управления.

Декали отсутствовали в наборе, поэтому он был окрашен темно-зеленой краской Humbrol для верхней части и голубой для нижней, верхняя поверхность была покрыта мягким напылением белого цвета для отделки "Русская зима". Если вы не являетесь счастливым обладателем Badger, тот же эффект можно смоделировать нанесением белого цвета сухой кистью. Декали были из листа Letraset. A.M.L.K.

Иллюстрация: Обзорная модель вездесущего По-2 в "зимнем" камуфляже. Моделисты этого набора, несомненно, захотят /супердетализировать свою модель, и масштабные чертежи самолета, которые появились в ноябрьском номере журнала Scale Models за 1969 год, будут очень полезны. Если у вас нет доступа к копии, чертежи продаются вместе с 1/24-ыми фрагментами в виде Plan Pack SH 2893 по цене 55 пенсов от службы MAP Plans.
Чертежи содержат много деталей для конверсионщиков и включают в себя версию скорой помощи, лицензионный S-13 с чертежами кабины пилота и расположения лыж. Этот последний набор от чешской фирмы заслуживает пристального внимания со стороны энтузиастов бипланов.

Scale Models, Vol.7, No.76, January 1976


  • 10.12.2020