Percival Proctor Mk.IV, рисунок Harry J.Cooper, 1/72, «Aircraft of the fighting powers» Том.V, издание 1944г
Percival Proctor Mk.5 - 1/72 drawing by R.A.Hawkins, Модэл Эиркрэфт 1958 ноябрь
Percival Proctor Mk.IV, рисунок G.C.Thomas, 1/72, MAP Plans pack 2991
|
АВИАЦИЯ
PERCIVAL PROCTOR NIK IV в 1/72 масштабе
Моделирование набора Novo по чертежам Дж. Ч. ТОМАСА
Построенный по спецификации T9/41 Министерства авиации 1941 года, Percival Proctor MKIV имел явное сходство с более ранними марками и гражданскими Vega Gull. Сходство обманчиво, так как это была полная переделка с более длинным и высоким фюзеляжем, более высоко расположенным хвостовым оперением, более широкой кабиной и усиленным планером. (Строители конверсий NOVO примите это к сведению!)
Обзор из кабины был превосходным и оказался полезным при посадке на палубу авианосца, которую выполняли учебные MK IV Королевского флота. Операторы радиосвязи бомбардировщиков также проходили обучение на «Прокторах», благодаря тому, что многие самолеты несли полное беспроводное оборудование и петлю антены радиокомпаса под прозрачным обтекателем наверху фюзеляжа.
Не многие догадываются о том, что Proctor оснащался складными крыльями для облегчения хранения в ангаре. Секция крыла за задним лонжероном откидывалась вверх, что позволяло сложить обшитые тканью внешние панели крыла, поворачивая их на шарнире заднего лонжерона. В целом деревянная конструкция планера была выполнена из синтетической смолы, которая была водонепроницаемой и могла выдерживать большие перепады температур. Интерьер самолета был покрыт морским лаком; вероятно, не все интерьеры были окрашены в зеленый цвет кабины.
Самолет, оснащенный двигателем DH Gipsy Queen II, развивал максимальную скорость 160 миль/ч на уровне моря и мог набирать высоту 100 футов в минуту. Обычно устанавливался двухлопастный металлический пропеллер постоянной скорости DH.
Насколько известно, до наших дней дожила лишь дюжина MK IV Proctor, а также несколько MK I и III. В Великобритании, как считается, их всего пять: G-ANNP (R5014), Torbay Aircraft Museum, NP303 и бывший RM221, Southend Air Museum, NP294, Line's Aviation Museum и бывший NP358 в Halfpenny Green, Staffs. Если кто-то из читателей знает о других или может дополнить нашу информацию, мы будем рады услышать.
Набор NOVO
Оригинальный выпуск Percival Proctor MK IV от Frog появился в коробке Blue Series по цене 2 шиллинга 11 пенсов примерно в начале 1963 года. Теперь он вновь представлен компанией NOVO по цене 23 пенса, и мало кто может пожаловаться на чрезмерную инфляцию, а сам набор, несмотря на свой возраст, весьма неплох.
В наборе более 40 деталей, отлитых из мыльного темно-серого пластика, характерного для поздних наборов Frog; пластик довольно мягкий и требует тщательной промывки для удаления смазки перед сборкой. В комплект входят обычные «фрогмены», которых можно выбросить без лишних опасений. Детализация кабины пилота ограничена частичным полом и тремя сиденьями, чего на самом деле недостаточно, особенно учитывая, что просматривыемая часть кабины очень велика. Самое меньшее, что можно сделать, это добавить полный пол, заднюю стенку, ручки управления, приборную панель и обтекатель, ремни сидений, педали руля и шторки на окна. Большую часть этих деталей можно изготовить из пластикового листа 10-тысячной толщины по фотографиям и эскизам из руководств военного времени. На фотографии нашей модели видны основные дополнения; интерьер окрашен в авиационный серо-зеленый цвет или под натуральное дерево.
После того, как кабина пилота готова, половинки фюзеляжа можно соединить и зачистить мелкой влажной и сухой бумагой, остальная часть модели собирается довольно легко, хотя потребуется шпатлевка вдоль корней крыльев, а также для устранения некоторых отверстий от усадочных раковин на фюзеляже.
Хотя набор в целом неплох, в нем есть несколько неточностей, на которые следует обратить внимание. Одна из них - очертания законцовок крыльев, которые необходимо закруглить и изменить форму, чтобы они соответствовали нашим чертежам. Расположение нервюр, отлитых в виде рельефных линий на хвостовом оперении и элеронах, следует слегка отшлифовать, пока они не приобретут вид лент. Одновременно можно уменьшить толщину задних кромок.
Еще одно серьезное отклонение от масштаба - это обтекатели колес, которые слишком малы как в сечении, так и по длине, и единственный выход - это вырезать новые из листового стирола, используя наши чертежи в качестве рабочего руководства. Очевидно, что колеса придется приклеить неподвижно, а тем, что есть в наборе необходимо найти замену, поскольку они слишком узкие. Для этого достаточно отрезать часть колеса и приклеить обрезанный край к нижней части обтекателей.
Капот двигателя можно улучшить, расширив щель для охлаждения и вставив в отверстие цилиндр двигателя с толкателем из литника - простая модификация, которая значительно улучшает внешний вид модели. Этот цилиндр должен быть окрашен в глянцевый темно-серый цвет, желательно до установки. Толкатель - натуральный металл.
NOVO предоставляет шесть прозрачных деталей, три из которых можно выбросить, так как фары передней кромки крыла и крышка петли радиокомпаса не очень реалистичны. Фонарь не совсем точен в расположении линий своего каркаса, поэтому после окраски шторок с внутренней стороны (отметив их положение по фотографиям) прозрачная часть прочно приклеивается на место. Дайте 24 часа на тщательное высыхание.
Когда вы убедитесь, что фонарь кабины пилотов надежно закреплен, его следует отшлифовать, чтобы он и боковые окна плотно прилегали к фюзеляжу, и продолжать шлифовать, пока не будут удалены все детали каркаса, добавляя шпатлевку вдоль приклеенного края, если это необходимо. Затем прозрачная деталь фонаря может быть восстановлена, более того, улучшена по сравнению с поставляемой формой, путем энергичной полировки с Duraglit. И мы имеем в виду энергичную; потребуется много медвежьего жира для суставов, чтобы удалить все мельчайшие царапины.
Окраска
Модель выполнена в довольно типичной схеме периода 1941-42 гг. и рисунок, указанный на упаковке NOVO, довольно точен, хотя мы сами предпочли обратиться к реальным фотографиям. Разумеется, верхние поверхности окрашены в Dark Green и Dark Earth камуфляж, а нижние - в желтый цвет RAF Trainer. Благодаря темно-серому пластику, необходимо нанести несколько слоев последнего. При окраске, либо кистью, либо аэрографом, нанесите несколько запасных декалей (предпочтительно Microscale) с заплатками Dark Green и Dark Earth.
Кок - темно-зеленый, а лопасти пропеллера - черные с желтыми кончиками. Обтекатели колёс соответствуют цвету камуфляжа непосредственно над ними, так что левый лонжерон темно-зеленый, а правый - темно-земляной, фырезы для посадочных фар - серебристые или серо-зеленые, а все шины - темно-серые.
Окончательная отделка
Все круги ОЗ и серийные номера были взяты из недавних листов Modeldecal, а маркировка W/T нижней части - из листа Microscale Hurricane. Их несколько, по крайней мере, четыре на хвостовом оперении и восемь на крыльях. Две также видны на правом оперении и руле.
Добавьте проволочную головку пито на левое крыло, антенные мачты и посадочные фонари из литника. Крышки фонарей представляют собой квадраты из тонкого целлофана, прикрепленные с помощью матового лака. Нарисованные декалью пятна камуфляжной краски теперь разрезаются на тонкие полоски и наносятся на фонарь по чертежам - это аккуратный и простой метод имитации рамы фонаря.
Модель должна иметь матовую окраску, а в качестве завершающего штриха рекомендуется нанести немного сухой кистью «земли» вокруг хвостового колеса и лонжеронов.
Р. Л. РИМЕЛЛ
Scale Models Vol7 No 78 MARCH 1978
|