Hawker Tempest F. V Srs.II
F189 | 1967-1969 | F2(K) | 115000 | 2xRAF |
F189F | 1968-1974 | J2(K) | 320000 | 2xRAF |
F212 | 1974-1977 | H(B) | 85000 | 2xRAF |
Первоначально в комплект входил прозрачный пластиковый диск, имитирующий вращающийся пропеллер, но в конце 1973 года он был удален.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Frog. В ближайшее время эта компания выпустит модель Tempest Mk.V в масштабе 1/72 и крупномасштабную модель Lifeboat британского типа. Ознакомившись со значительной частью их программы на 1967 год, можно сказать, что многие моделисты будут в восторге от разнообразного ассортимента наборов, которые будут появляться, очевидно, с гораздо большей регулярностью, чем в последние несколько месяцев.
The IPMS magazine, Vol.4 No.1, JANUARY 1967
Эта модель замечательна тем, что стала, если не первой в мире, то одной из первых комплектовавшихся графической инструкцией, иллюстрировавшей пошаговую сборку. Сейчас подобные инструкции стали привычными и общепринятыми. А в 50-х, 60-х и даже 70-х годах типичная инструкция для модели представляла собой поясняющий порядок сборки текст, содержащий последовательность из десятка или даже пары десятков пунктов. В качестве иллюстрации к тексту приводилось изометрическое изображение с разнесённым видом деталей, так называемый exploded view.
Уолтер Р. Мэтьюз, один из основателей IPMS, автор многих книг по технике моделизма и ведущий колонки Model Talks в журнале RAF flying review, в обзоре новинок поделился своими впечтлениями от впервые увиденной им инструкции нового типа:
THE FROG TEMPEST
Беседы о моделях
Подобно яйцу курата сборная модель Frog Hawker Tempest хороша в своих частях. Она точна, хорошо отлита и проста в сборке. С другой стороны, деталировка поверхности, состоящая из прямых линий расшивки, слишком тяжела, а красная и синяя краски на декале слишком светлые.
Очень интересной особенностью стала инструкция по сборке. Вместо письменного руководства, она в большей степени состоит из символов. Вначале наша реакция была отрицательной. Но более глубокое изучение показало, что инструкцию легко понять и, более того, символы расшифрованы на шести языках. Для изоляционизма британцев - это даже слишком. От всего сердца поздравляем FROG за гениальную идею и надеемся, что остальные производители последуют этой идее. Цветной рисунок из трёх видов на коробке Темпеста действительно хорош, и за 2 шиллинга 7 пенсов в Соединённом Королевстве набор стоит своих денег."
Уолтер Р. Мэтьюз
Flying Review 1967-06
Интересно взглянуть на только что вышедшую в продажу модель глазами британских покупателей. Автор обзора сравнивает фроговский Темпест с яйцом курата. Сразу объясним, "яйцо курата" - английское идиоматическое выражение, означающее нечто плохое в целом и хорошее в своих частях. Происхождение выражения восходит к рисунку "Подлинное смирение" из британского юмористического журнала "Панч" 1895-го года. На рисунке изображён обед в епископском доме, на который был приглашён курат - приходский священник. Епископ, заботливый хозяин, уловив аромат испорченного яйца, замечает вслух: "Боюсь, у вас плохое яйцо, мистер Джонс." На что курат смиренно отвечает: "О нет, Боже мой. Уверяю Вас, части его превосходны!"
Увы, фроговский Темпест был превосходен лишь по частям. "Он точен, хорошо отлит и прост для сборки." В целом же, эта модель была прямой наследницей выпущенного четырьмя годами ранее Sea Fury. С учётом прошедшего времени это был определённый шаг назад. Как и Sea Fury, Tempest имел лопасти отлитые по отдельности. Для Sea Fury впоследствии пропеллер был переделан, а на Темпесте пропеллер остался без изменений. Положительной стороной в данном случае было то, что кок винта отливался отдельно от лопастей. Модель комплектовалась двумя декалями на два варианта оформления, но синий и красный цвета на опознавательных знаках были слишком светлых оттенков. В качестве эксперимента в комплект была включена дополнительная деталь - прозрачный диск, изображавший вращающийся пропеллер. Он выглядел забавно, но недостатков модели не компенсировал.
Несомненным шагом назад была разочаровывающе упрощённая деталь, изображавшая рельсовые направляющие батареи 60-фунтовых ракет под крылом самолёта. Макетчики компании нередко приносили в жертву технологическим упрощениям скрытые от взора нижние части модели. Деталь для рельсовых направляющих с похожими урощениями использовала фирма Airfix для своих моделей ещё с конца 50-х годов. А International Model Aircraft даже для первой модели 389P Typhoon конца 50-х изготовил детали для рельсовых направляющих значительно аккуратнее и с бо́льшей степенью соответствия оригиналу. К счастью эти детали можно было заменить на подвесные баки или бомбы из комплекта на выбор.
Модель Темпеста открывала серию моделей "Fighting Planes of World War 2". Боксарт модели изображал момент атаки летчиком истребителя ракеты V-1 над меловыми скалами британского побережья пролива, когда пилот переворачивает консолью крыла своего самолёта крылатую ракету и нарушает работу гироскопа V-1. На картинке обращают внимание топливные баки под крылом самолёта. Подвесные баки для Tempest-ов появились в октябре 1944г и с ними Tempest мог патрулировать до 4,5 часов. Заметим, что пилоты Темпестов достигли исключительных успехов в борьбе с ракетами V-1 и семеро из первой десятки противоракетных асов, включая топ-аса с 59-ю лично сбитыми V-1, летали в частях, вооружённых Темпестами. Нижняя часть коробки содержала подробную схему двух вариантов окраски и маркировки, а также подробный рассказ о самолёте, в том числе описание способа атаки, изображённого на боксарте.
По прошествии более пятидесяти лет после выпуска модели объём знаний о конкретных образцах истребителя Tempest, чьи прототипы использовались в оформлении коробки и декалей, увеличился многократно. На боксарте коробки изображён самолёт с серийным знаком JN730. Истребитель с таким серийником был лишь вторым построенным образцом самолёта Tempest Mk.V. Первые шесть таких самолётов, начиная с JN729, использовались для отработки отдельных узлов самолёта. JN730 никогда не был доведён до стандарта серии и, соответственно, никогда не передавался в боевые части, не мог нести соответствующую маркировку, и тем более не принимал участие в боевых действиях. Но всё это нисколько не преуменьшает достоинства очень красивого рисунка.
EJ783 - истребитель из второй производственной серии постройки завода Hawker в Langley, переданный в 274Sqn в сентябре 1944г. Самолёты этой серии отличались пушками с укороченным стволом. Этот истребитель использовал командир эскадрильи Sqn Ldr A.H. Baird. И на нём же этот пилот был сбит 8-го февраля 1945г Мессершмиттом Bf109G.
И наконец NV784. В качестве наиболее полного и подробного справочного материала на сегодняшний день можно порекомендовать статью о Пьере Клостермане из журнала Avions №151. Из этой статьи следует, что надпись Le Grand Charles на борту самолёта была нанесена только на самолёте с регистрационным номером SN222. Приведённый в качестве варианта оформления NV724 такой надписи не нёс. Кроме отмеченного выше автором обзора модели несоответствия оттенков цветов элементов декали, на декале в этом издании модели отсутствуют отметки о победах. Можно еще добавить, что, по мнению автора статьи в журнале Avions, кок винта NV724 был окрашен черной краской, в отличие от красного кока винта у SN222.
Несмотря на всё вышесказанное, хочется заметить, что ценность этой модели состоит не в абсолютной исторической достоверности, а в отражении романтического духа моделизма 60-х и 70-х, когда в условиях минимума информации моделисты изготавливали модель за несколько вечеров.
NEW AND IN VIEW (Aircraft Kits)
FROG. Hawker Tempest V. l/72 scale. Price c(UK) 2|7d.
Общая форма этой модели точна, однако слишком тяжёлые линии соединения панелей требуется заполировать до получения внешнего вида потайного заклёпочного шва у полноразмерного самолёта.
Все детали отлично стыкуются, но стык хвостового оперения с фюзеляжем требует изрядной доли шлифовки и шпаклёвки, чтобы добиться гладкого вида, зализы оперения на фюзеляже оказались значительно толще половинок плоскостей оперения. В действительности, было бы намного лучше, если бы узел хвостового оперения был таким же как на ранней фроговской модели самолёта Тайфун, у которого деталь оперения вставлялась через прорезь в половинказ фюзеляжа; конечно, было проще зашпаклевать маленькие щели такого узла, чем должным образом подогнать детали Темпеста. Фонарь кабины действительно очень хороший, его форма правильная и он превосходно стыкуется с фюзеляжем, хотя бронеспинку позади сиденья пилота, отливающаяся одной деталью с фюзеляжем, требуется сточить потоньше.
Одно несколько странное упущение - это стволы четырёх пушек. Однако в деталях крыла для пушек есть отверстия и стволы могут быть сделаны из обрезанного тянутого литника.
В набор входит прозрачная деталь в виде кока винта с диском пропеллера, на котором нанесены линии, представляющие вращающийся винт. Этот популярный в тридцатых годах приём явно нацелен на юных моделистов, а для большинства из нас эта конкретная деталь набора бесполезна. К счастью в наборе есть превосходный альтернативный кок для пропеллера с отдельно отлитыми лопастями.
Инструкция из набора - это совершенно новая отправная точка. Она состоит из нескольких изображений с разнесёнными видами, каждое из которых отображает различные этапы сборки, но вместо прилагаемых к ним письменных инструкций рядом с деталями, показанными на чертежах, помещены символы, например «клеить здесь». Смысл символов объясняется на шести языках в начале листа. Хотя инструкция на первый взгляд кажется странной, она проста в использовании и прекрасно преодолевает языковые барьеры. Обратная сторона инструкции содержит текст, также на шести языках, описывающий приёмы сборки, а также содержит советы и рекомендации для улучшения или упрощения методов моделирования. Привлекательный рисунок на коробке изображает момент атаки истребителя Tempest V из 274-ой Эскадрильи RAF летающей бомбы V-1, а обратная сторона коробки содержит виды сбоку и сверху двух самолётов, а так же самолёта Пьера Клостермана, во время службы в 3-ей Эскадрильи R.A.F.; декали из набора содержат маркировку для самолётов Клостермана, но не для истребителя из 274-ой Эскадрильи. Декаль матовая и выше среднего качества, однако, необходимо перекрасить буквы бортового кода, так как они на декале белого цвета, тогда как на самом деле они были очень светлого серого цвета или типа цвета Sky 'S'. Синяя краска на опозновательных знаках декали тоже слишком светлая.
Набор содержит две бомбы, два сбрасываемых бака, восемь ракет и направляющие для них. Сами ракеты достаточно близки к масштабу, но направляющие слишком толстые. Фактически, оба самолета, изображенные на коробке, использовались строго в истребительной роли, поэтому, строго говоря, правильными являются только сбрасываемые баки. Однако если использовать и бомбы, это не будет выглядить слишком неуместными, и, как и баки, они имеют наиболее привлекательную форму."
The IPMS Magazine, March 1967
|