Scale model kit FROG F203 English Electric Canberra B(I)8

English Electric Canberra

FROG 1962 Orange series logo

FROG F203 English Electric (BAC) Canberra B(I) Mk.8 or B(I) Mk.12, Rovex Limited 1974


English Electric Canberra B(I).8/B(I).12
F203 1973-1974 G1(O) 45000 1xRAF&1xSAAF
F203 1974-1977 H(O) 45000 1xRAF&1xSAAF

When first considered in 1967 it was to have included a Martin B-57 version as well. In 1968 it was dropped in order not to duplicate the projected Hasegawa kit, but it was later taken up again.

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


AIRCRAFT ILLUSTRATED 1970-07
Мир моделизма
ДЖЕЙМС ГОЛДИНГ
Еще одна "мясорубка" от Frog

Существует ряд типов самолётов Королевских Воздушных Сил этой эры до сих пор адекватно не представленных сборными моделями. Он включает Vampire, Hornet, Javelin и Canberra. Раньше Javelin и Canberra были представлены самыми ранними моделями Frog в масштабе 1/72, Canberra существует в варианте модели Revell, но ни в одном из популярных масштабов. Было бы неплохо иметь некоторые из моделей этих типов.

AIRCRAFT ILLUSTRATED 1970-07


Air Enthusiast 1972-05 vol.02 no.05
ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
Расширение линейки Frog

После финансового краха материнской компании Lines Brothers было много спекуляций относительно будущего линейки наборов Frog. Недавно подразделение Rovex Triang было приобретено компанией Dunbee-Combex-Marx и будет продолжать торговать как Rovex Limited. Нас заверили, что все текущие наборы Frog останутся в производстве, и что в течение следующих 12 месяцев будет выпущено значительное количество новых наборов. Среди них будут F4U-1 Corsair, Wildcat, Heinkel He 162 и Fiat G.55 в Черной серии по 21 пенни, Firefly I в Синей серии по 25 пенни, Me 262 в Красной серии по 31 пенни, а также Buccaneer S 2 и Canberra B(I) 8 в Оранжевой серии по 55 пенни. Все они выполнены в масштабе 1/72, но компания также планирует перевыпустить наборы Hasegawa Focke-Wulf Fw 190, Messerschmitt Bf 109E и Mitsubishi Zero-Sen в масштабе 1/32 в течение этого года.
У Р МЭТТЬЮС

Air Enthusiast 1972-05 vol.02 no.05


Scale Models No.42 1973 APRIL Vol.4 No.4
НОВОЕ ДЛЯ ВАС?
КТО СКАЗАЛ, ЧТО ТЕМП ЗАМЕДЛИЛСЯ? В 73-М ГОДУ ОБЕЩАНО БОЛЕЕ 200 НОВЫХ НАБОРОВ!
В этом месяце мы отложили обзоры наборов, чтобы рассказать о фантастическом буме пластика в 1973 году от Р. К. Джонса из I.P.M.S.

В этом месяце мы отложили обзоры наборов, чтобы рассказать о фантастическом буме пластика в 1973 году от Р. К. Джонса из I.P.M.S.

Frog's B.A.C. Canberra в обличье B(I)8 и B12, еще один давно назревший набор.

Scale Models No.42 1973 APRIL Vol.4 No.4


Aircraft Illustrated 1973-04
Мир моделизма
С. У. Стивенс-Страттен
Отчет о выставке Toy Fair
Frog

Компания Rovex Limited представила впечатляющую экспозицию своих наборов самолетов из линейки Frog. Среди новинок 1973 года в масштабе 1/72 - модель Gloster Gladiator по цене 19 пенсов (включая НДС). Эта модель входит в серию Black Label, а в серии Blue Label в октябре появится Sea Venom (цена 23 пенса). В серии Red Label в июне выйдет Grumman Avenger, а в октябре - Fairey Swordfish, оба по 28 пенсов. Две новинки серии Green Label (по 36 пенсов за штуку) - Martin Maryland в августе и BAC Jaguar в ноябре. Серия Orange Label по 50 пенсов за штуку будет пополняться новыми экземплярами, включая English Electric Canberra в мае, Black Widow и Martin Marauder в сентябре и, наконец, NA Mitchell, запланированный на ноябрь.

AIRCRAFT ILLUSTRATED 1973-04


NEW AND IN VIEW
FROG English Electric Canberra B910 Mk8 or Mkl2. Orange Series U.K. Price 55p.

Though there have been Canberra Kits in the past the next Frog release, due early October will be much appreciated as it represents the later marks with a 'fighter' type bubble canopy. Our kit sample, kindly provided by Rovex, was a pre-production unit and we are advised that the toll still requires some minor work to be done. Even so parts are a good fit and cleanly moulded in dark grey plastic. Panel lines are neat and well done. Our sample had one or two mould sinks, but these could well be removed on production kits. Cockpit transparencies are only fair.. still too thick. The 'Frog Trademark' of thick trailing edges to the wings is not as pronounced as usual but there is still some room for improvement.

Decals are very good indeed and are for a Mk8 of 88 Sqdn. RAF. Wildenrath in 1960 and a Mkl2 of 12 Sqdn. South African A.F. Waterkloof 1969. Both aircraft are gloss finish but the decals are matt... so will have to be varnished. At 55p very good value.

The IPMS magazine, september 1973


Aviation News Vol 2 Num 11 12-25 October 1973
КОММЕНТАРИЙ К НАБОРАМ
ДОЛГОЖДАННЫЙ

На момент сдачи номера в печать долгожданный набор Canberra B(I)8 от Frog и первый из второй серии от Lesney, Hurricane IIc, прибыли для обзора. Оба набора скоро появятся в магазинах, и наши обзоры на них появятся в одном из следующих номеров.

Aviation News Vol 2 Num 11 12-25 October 1973


Aviation News Vol 2 Num 13 9-22 November 1973
КОММЕНТАРИЙ К НАБОРУ
МУСТАНГ И КАНБЕРРА
Очень долгожданные релизы в масштабе 1:72 от Lesney и Frog

В ОКТЯБРЕ стартовал запуск новых пластиковых моделей к Рождеству от трех ведущих британских производителей; вслед за "Харрикейнами" от Airfix и Lesney выходит "Канберра" от Frog и следующие три от Lesney, первый из которых, P-51D, рассматривающиеся здесь.

Моделисты по эту сторону Атлантики ждали набора "Канберры", но, глядя на B(I)8 от Frog, кажется, что это того стоило. У модели есть несколько недостатков, и мы считаем, что некоторые из них будут устранены, когда набор поступит в производство. Наш образец для обзора был взят из пробной партии, которая часто не полностью соответствует серийному изделию.

Основной недостаток мы обнаружили в конструкции бомбоотсека, который на Canberra B(I)8 совмещен с 4 х 20-мм пушечной установкой. Эта последняя секция поставляется в сборе, и мы обнаружили, что она немного великовата для паза в фюзеляже и вообще не подходит. Пришлось потратить много времени на то, чтобы исправить положение этой секции, но с помощью шпаклевки, напильников, мокрой и сухой шпаклевки это в конце концов было сделано. Еще одной небольшой проблемой были утяжины на каждой законцовке крыла. Они часто возникают в процессе литья под давлением и выглядят неприглядно, если оставить их без внимания, но немного заполняющей шпаклевки, нанесенной вскоре после соединения половинок крыла, устраняет этот недостаток. К сожалению, некоторые из великолепных тонких деталей панелей на крыльях должны быть удалены при полировке, поэтому желательно ограничиться как можно меньшим участком.

Оказалась Frog Canberra "сидит на хвосте". Несмотря на то, что перед соединением половинок фюзеляжа нос был загружен свинцом и пластилином, пришлось добавить еще, когда шасси было готово и модель стояла на ровной поверхности. К счастью, конструкция носового колеса оставляет небольшой зазор, позволяющий вставить дополнительный груз в фюзеляж, но это может оказаться непростой задачей.

Упомянув о недостатках этой модели, мы должны подчеркнуть ее достоинства, которые заслуживают высокой оценки. Большое внимание было уделено деталям шасси, и если сравнить их с почти забытым Canberra B.2 от Frog начала 60-х годов, то понимаешь, насколько далеко продвинулось искусство изготовления форм с тех почти забытых дней. Аналогично, детализация поверхностей и панелей необычайно тонкая. В последних моделях Frog немного переборщили с деталировкой, но с Canberra их подход в этом направлении значительно улучшился. Общая подгонка деталей, отличный фонарь кабины пилота (нелегко точно отлить на B(I)8) и великолепные декали делают этот набор одним из лучших, выпущенных в этом году.

Как обычно, в набор включены два варианта маркировки и альтернативные детали для B(I)8 из 88 Sqdn RAF в Wildenrath и для B(I)12 из 12 Sqdn South African Air Force. Очень редко можно сказать, что крупные переводные цифры декали, такие как подкрыльевые серийные номера на версии RAF, ложатся хорошо, без "серебрения" на лакокрасочном покрытии, но в данном случае не было видно абсолютно ничего, когда декаль была вытерта насухо тряпкой. Это явление очень необычно, конечно, для литографированной декали, и оно значительно увеличивает превосходную отделку поверхности, возможную на этой модели.

При розничной цене в 55 пенсов Frog Canberra является первоклассной. Будем надеяться, что Airfix B.6, который должен появиться в ближайшее время, будет ему ровней.

Aviation News Vol 2 Num 13 9-22 November 1973


Air Enthusiast 1974-01 vol.06 no.01
ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
Новая "Канберра"... наконец-то

Когда речь заходит о долговечности, ни один реактивный боевой самолет не может всерьез конкурировать с "Канберрой", однако мало кто может утверждать, что этот важный военный самолет получил от производителей наборов для моделей достойное поощрение. Много лет назад компания Frog выпустила набор в масштабе 1/72, который был приемлемым для своего времени, но грубым по сегодняшним меркам, а несколько позже Revell предложила набор Canberra в странном масштабе 1/85, который до сих пор доступен, и он был предназначен в первую очередь для представления версии самолета Martin B-57. Еще одним набором бомбардировщика от English Electric был довольно простой набор в масштабе 1/98 от Lincoln. Однако скудость наборов Canberra подходит к концу, поскольку и Frog, и Airfix включили в свои последние каталоги наборы вариантов этого самолета в масштабе 1/72, и первый из них, от первой компании, уже появился в продаже.

Набор от Frog, который может быть выполнен либо как B(I) Mk 8 RAF, либо как B(I) Mk 12 SAAF, является типичным для продукции этой компании, будучи одновременно аккуратным и точным без каких-либо претензий на выдающуюся категорию. Не являясь сверхдетализированным, он, тем не менее, предоставляет все, что нужно энтузиасту-моделисту для создания действительно прекрасной миниатюрной копии "Канберры". Детализация поверхности состоит только из очень тонких линий рельефных панелей; кромки крыльев довольно острые, но передняя кромка оперения слишком широкая и требует изменения формы, в то время как двери шасси должны быть утончены, а ниши шасси выиграют от того, что будут закрыты изнутри. Это все незначительные моменты, которые можно легко преодолеть, и конечный продукт очень приятен.

В набор входят альтернативные створки бомболюка, одна обычная, а другая с выпуклым пушечным отсеком. Лист декалей действительно выдающийся, и среди множества мелких маркировок есть значки подразделений No 88 Sqdn, RAF, базировавшегося в Вильденрате, Германия, в 1960 году, и No 12 Sqdn, SAAF, базировавшегося в Уотер-Клуфе в 1969 году. Цена этого набора из оранжевой серии Frog составляет скромные 55 пенсов в Великобритании.
Ф. ДЖ. ХЕНДЕРСОН

Air Enthusiast 1974-01 vol.06 no.01


Scale Models 1974 January Vol.5 No.1
ENGLISH ELECTRIC (ВАС) CANBERRA
Новинка для вас?

Первый из двух наборов Canberra уже должен быть доступен, пока читается этот обзор, и набор B(I)MK8 или MK12 от FROG, к счастью, очень хорош.

Сравнение с нашими масштабными чертежами показывает, что набор от FROG точен, а тонкая деталировка панелей - одна из лучших, которые они создали. Набор легко собирается, в нем сравнительно немного деталей, но из-за этого детализация кабины пилота спартанская, и не помешало бы добавить пол и консоли из пластиковой карты.

Внутренний цвет кабины пилота Canberra обычно был неотражающим матово-черным. Детали, которые должны быть заменены, это створки ниш шасси, которые слишком толстые, опять же лист пластика вступает в свои права для масштабного вида, интерьер створок и ниш шасси, как правило, был алюминиевым/натуральным металлом. Задние кромки всех плоскостей нуждаются в утончении, вот только руль потеряет свою тонкую детализацию при работе с ножом и наждачной бумагой. Прилагаются альтернативные секции под фюзеляжем, одна из которых укомплектована пушечной установкой. Боковые стенки должны "заходить" внутрь, но у модели они вертикальные, что, несомненно, связано с технологическими сложностями. Мы выбрали версию MK8 и обнаружили, что для получения гладкой поверхности этой части модели требуется значительное количество шпаклевки и обрезки. Стыки крыльев также плохо проработаны, и необходимость в шпатлевке снова выходит на первый план.

Приспособления ограничиваются крутящимися колесами и управляемым носовым колесом, которое может вращаться по дуге в 360°!

Сами колеса довольно хорошо детализированы, но им не хватает какого-либо рисунка протектора.

Модели требуется значительная загрузка носа, чтобы оторвать хвост, а поскольку модель все равно сидит низко, можно посоветовать подпереть её литником в хвостовой части фюзеляжа.

Лист декали, конечно, превосходен, и хотя немного просвечивает, дает красочную маркировку машины Mk8 из 88-й эскадрильи RAF Wildenrath, а также довольно простой Mk12 из 12-й эскадрильи SAAF. Предусмотрено много трафаретов, а лист имеет матовую печать, что довольно странно, поскольку оба самолета имеют глянцевую окраску.

Набор FROG довольно "прост" для тех, кто привык к полным коробкам детализированных деталей, как в новых наборах Airfix Marauder или Italaerei, но это отражение простоты форм, которые точны, а это имеет первостепенное значение. Энтузиаст может доработать детали, чтобы сделать этот набор выдающимся.

Цена "Канберры" из оранжевой серии составляет 55 пенсов и представляет собой справедливое соотношение цены и качества. Верх коробки не очень вдохновляет, но цветная иллюстрация сзади, изображающая две схемы самолетов, как всегда, превосходна.

Для получения дополнительной информации рекомендуется MAP Plan pack 2704, который можно приобрести в редакции по цене 44 пенса, включая НДС и почтовые расходы. Чертежи выполнены в масштабах 1/72 и 1/48.

К счастью, наборы Canberra не будут дублироваться, Airfix предлагает Mark B(I)6 с небольшим "пузырчатым" козырьком, который должен быть выпущен в ближайшие несколько месяцев.

Мы подчеркиваем, что наша обзорная модель была предпродажным набором, поэтому некоторые из наших комментариев могут быть неприменимы к вариантам в продаже.

Scale Models 1974 January Vol.5 No.1


Aircraft Illustrated 1974-02
Мир моделизма
Джеймс Голдинг
Оценка моделей
Frog Canberra

В течение многих лет "Канберра" была одним из самых важных самолетов для многих ВВС по всему миру, но производители наборов почему-то не считали самолеты послевоенного периода, особенно британские типы, пригодными для продажи до сравнительно недавнего времени. Но есть признаки того, что ситуация меняется. В частности, компания Frog, безусловно, наращивает свой интерес к этому периоду. Правда, ранее были доступны две модели Canberra - одна в неясном масштабе от Revell и грубая, но точная по очертаниям Mk 7 от Frog (теперь уже недоступная). К счастью, теперь Frog выпустила новый набор B(l)8/B(l)12, а Airfix вскоре выпустит B2/B6. Оба набора выполнены в масштабе 1/72.

Новая "Канберра" от Frog - великолепная модель, с точными контурами и хорошо выполненной отливкой. Набор содержит детали для B(l)8 RAF или B(l)12 ВВС Южной Африки. Эти версии реактивного бомбардировщика English Electric имеют фонарь истребительного типа, что радикально меняет весь облик самолета. Для меня "Канберра" всегда ассоциируется с оригинальным полусферическим фонарем кабины, а новая смещенная кабина истребителя сделала ее похожей на новый самолет. Но все "Канберры" выглядят прекрасно, ведь это один из самых красивых пропорциональных самолетов, когда-либо построенных. Приятно отметить, что Frog и Airfix не стали конфликтовать в выборе типов "Канберры" - ведь модель Airfix будет иметь оригинальный тип фонаря.

Внешняя детализация модели от Frog очень тонкая, фактически, почти чересчур легкая. Некоторые линии панелей могут исчезнуть при окраске. Модель довольно проста в постройке, но из-за вынесенных вперед основных опор шасси под крылом она требует большого веса в носу для правильной балансировки на носовом колесе. Бомбоотсек имеет две альтернативные разновидности: стандартные створки и укороченную версию с задней пушечной установкой. Единственное мое замечание - створки должны иметь центральную разделительную линию, поскольку при открывании они разделяются на две половины. Створки впереди пушечного отсека имеют разделительные линии вокруг него, но они не показаны на модели.

К модели прилагается очень полный переводной лист с маркировкой а В(I)8 из 88 эскадрильи, базировавшейся в Вильденрате, Германия, и а В(I)1 2 из 1 2 эскадрильи ВВС ЮАР, базировавшейся в Уотер-Клуфе. Как всегда, переводной лист в этом наборе Frog превосходен. Переводные листы уже много лет являются сильной стороной Frog, и обычно они намного превосходят те, что можно найти в других наборах.

Это очень красивая модель, и стоит она 55 пенсов. Надеюсь, что у Frog в планах есть еще наборы этой эпохи.

AIRCRAFT ILLUSTRATED 1974-02


Air Enthusiast 1974-05 vol.06 no.05
MODEL ENTHUSIAST
Путь к гибели

В одном из писем в этом духе, полученном недавно от читателя Дэвида Брумфилда из Орпингтона, Кент, были затронуты некоторые интересные моменты: "Невозможно поспорить с тем, - пишет г-н Брумфилд, - что выбор наборов производителями необъясним. Можно понять повторение фаворитов Второй мировой войны и даже иногда приветствовать новые версии (например, Matchbox Mustang), когда предыдущие попытки были менее чем точны. Однако, что трудно понять, так это частое появление сравнительно малоизвестных самолетов в виде наборов (например, все эти типы Airfix US Navy, Frog Wallace и т.д.), в то время как другие более известные типы остаются непредставленными или появившимися совсем недавно. Возможно, я проявляю личную предвзятость, но послевоенные реактивные самолеты в течение многих лет имели довольно странную историю производства моделей. Достаточно вспомнить "Канберру" - более 20 лет в широкой эксплуатации, а два набора появились только сейчас; "Вампиру" пришлось ждать так же долго, и я полагаю, что с двумя наборами "Метеора" в виде военного Mk III и непохожего Mk IV у нас нет надежды на Mk 8 или версию ночного истребителя!

Ф. ДЖ. ХЕНДЕРСОН

Air Enthusiast 1974-05 vol.06 no.05


NOVO logo

NOVO 78090 English Electric Canberra B(I)8, NOVO Toys Ltd, 1980


DFI logo

Укрпромигрушка ДФИ, ДЗИ 1Р020580088


Eastern Express logo

EE 72265


ark-models logo

Ark 72023


  • 15.04.2023


  • Airfix 1971 logo

    Airfix 05012-8 BAC Canberra, Airfix Products Ltd. 1974


    Верх коробки с боксартом Роя Кросса, Airfix 05012-8 BAC Canberra , Airfix, 1974
    Scale Models No.47 1973 SEPTEMBER Vol.4 No.9
    НОВИНКА ДЛЯ ВАС?

    На недавней выставке Airfix Press Show, прошедшей 10 июля, мы увидели несколько образцов новых наборов, которые будут выпущены в конце этого года. Мародер и Канберра выглядят очень хорошо, танк "Матильда" и гигантский "Харрикейн" 1/24 также впечатляют. Но победителем, как нам показалось, стал HMS Belfast в масштабе 1/600, который, несомненно, должен быть лучшим корабельным набором от Airfix на сегодняшний день. Также обратите внимание на самолеты и танки новой серии 1, которые теперь упакованы в блистеры на прочном картоне (как у Frog) с цветной схемой на обороте (в цвете) и вырубной картой рекламации, что намного лучше, и детали в такой упаковке более безопасны.

    Scale Models No.47 1973 SEPTEMBER Vol.4 No.9


    Scale Models 1974 FEBRUARY Vol.5 No.2
    НОВОЕ ДЛЯ ВАС?
    Обзор

    Другие новинки от Airfix - B.A.C. Canberra B (I) 6 и St. Louis, великолепный парусник, который будет интересен моделистам, увлекающимся этими классическими кораблями.

    Сейчас в магазинах можно найти Morgan Three-Wheeler от Gakken в масштабе 1/16, Robert E. Lee от Revell (переизданный фаворит) и 1/32 Martlet 1, который представляет собой старый набор Wildcat с новой коробкой и декалями. Мы еще не получили образцы Martlet и Morgan, но последний почти наверняка станет предметом подробного обзора в ближайшее время.

    Раз уж мы заговорили об этом, многие читатели не одобряют термин "подробный", когда он относится к конкретному набору, о котором идет речь в обзоре, поэтому мы будем признательны читателям за предложения (только вежливые) по поводу альтернативного названия.

    Scale Models 1974 FEBRUARY Vol.5 No.2


    Aircraft Illustrated 1974-04
    Мир моделизма
    С. У. Стивенс-Страттен
    ОТЧЕТ О ВЫСТАВКЕ ИГРУШЕК
    Airfix

    Большая новость от Airfix - пополнение модельного ряда еще одной моделью в масштабе 1/24, на этот раз Hawker Harrier. Дата выхода неизвестна, но предварительная цена - £4.15. Актуальной новостью является почти немедленный выпуск летающей модели планера Colditz Cock с размахом крыла 18 дюймов по цене £1,50. Два новых дополнения к наборам самолетов серии 2 (продаются по 27 пенсов) - это ВАС Strikemaster и Lockheed F-80C Shooting Star. В следующем ценовом диапазоне, по цене 37 пенсов (Серия 3), есть одно дополнение - Republic F-84F Thunderstreak, доступный в окраске USAF или Luftwaffe. В серии 5 (75 пенсов) появится новое дополнение - ВАС Canberra. Все вышеперечисленные модели, конечно же, выполнены в масштабе 1/72. Два дополнения к меньшей серии "Skyking" (масштаб 1/144) - DC-9 в ливрее KLM и A.300B Airbus в цветах Air France.

    AIRCRAFT ILLUSTRATED 1974-04


    Aircraft Illustrated 1974-08
    Мир моделизма
    Джеймс Голдинг
    Новый "Охотник" от Frog

    Есть признаки того, что и другие производители начинают проявлять интерес к идее выпуска наборов этого периода. Скоро появится "Канберра" от Airfix, и, возможно, однажды мы получим "Си Виксен", "Вулкан" или "Виктор".

    AIRCRAFT ILLUSTRATED 1974-08


    Aviation News Vol 3 Num 5 9 August-22 August 1974
    КОММЕНТАРИИ К НАБОРАМ
    НАКОНЕЦ-ТО!
    AIRFIX CANBERRA В МАГАЗИНАХ В ЭТОМ МЕСЯЦЕ

    После того, как мы ждали, казалось бы, целую вечность, Airfix Canberra наконец-то вышел в продажу. Мы получили нашу обзорную модель на этой неделе и, соответственно, ожидаем, что в течение месяца она появится в магазинах. В то же время появилось несколько других новых наборов, включая Jet Provost T.5/ Strikemaster и фигурки USAAF H0/00. Мы также слышали, что скоро будет выпущен Harrier в масштабе 1: 24, и один экземпляр прибыл как раз перед отправкой этого номера в печать. В ближайшем будущем будет представлен обзор.

    Но вернемся к "Канберре", которую все так ждали... она хороша, это само собой разумеется, и Airfix потратили свое время на ее доработку перед выпуском. Мы понимаем, что производство не обошлось без проблем, и поэтому очень сочувствуем производителям, поскольку поставки невелики, а пластик, кажется, дорожает каждый раз, когда мы смотрим на рынок.

    Сборка модели проста, но есть одна или две загвоздки, на которые стоит обратить внимание. Это одна из тех моделей, которые требуют больше свинца в носовой части, чем можно было бы ожидать, но Airfix сделали шаг вперед и предоставили моделисту небольшую хвостовую подставку, на которую самолет может опираться, если, как и мы, вы не получили достаточно свинца в носовой части. На самом деле, заполнить нос каким-либо грузом - довольно сложная задача, поскольку свободного места там нет, если только не пожертвовать отсеком штурмана. Детализация кабины пилота хорошая, и декали прилагаются для приборных панелей на местах пилота и штурмана.

    Особенно радует полное отсутствие заклепок (за исключением нескольких на сбрасываемых баках).

    Лист декалей очень хорош, хотя напечатан матово, в то время как сама "Канберра" имеет полуматовую поверхность. Прилагается два набора декалей: один для самолета WT307 из 213 Sqdn. и другой для A84-233 из 2 Sqdn. RAAF. Наши фотографии на этой странице дают некоторое представление о маркировке и о том, где она была размещена на аналогичных "Канберрах".

    Airfix Canberra - очень хорошая модель, которая, вместе со своим аналогом от Frog, предоставляет нам множество вариаций для конверсии. Возможно, когда-нибудь у нас будет время заняться ими! Цена набора - 75 пенсов.

    Aviation News Vol 3 Num 5 9 August-22 August 1974


    Scale Models, NOVEMBER 1974 VOL 5 NO. 62
    НОВИНКА ДЛЯ ВАС?
    КЛЮКВА ОТ ЭИРФИКСА

    Долгожданный набор BAC Canberra от Airfix поступил в продажу и, безусловно, является одним из лучших наборов, выпущенных Airfix за последнее время. Этот легко адаптируемый самолет представлен в обычном масштабе 1.72 и содержит множество подробных деталей, как внутренних, так и внешних.

    Детали кабины полностью проработаны: точно отлитые сиденья и фигурки экипажа, приборные панели с декалями для них, а также навигационное оборудование в носовой части. Фактически, деталировка распространяется на часть позади пилота, предоставляя панели штурмана, сиденья и т.д., все это хорошо отлито, но, к сожалению, скрыто после сборки!

    Полностью проработан бомбоотсек, включая лонжероны и стрингеры, и, конечно же, сами бомбы, а также сбрасываемые баки и пилоны. Основная обшивка в целом выполнена на высоком уровне, в частности, ниши шасси, где гидравлические линии и трубы отлиты на внутренней стороне створок.

    Опоры и колеса также точно представлены, но удивительно, что сами ниши шасси имеют обычный вид "открытого рта". Все основные поверхности управления функционируют, мы пошли дальше и опустили закрылки, аккуратно отделив их ножом и снова закрепив в нужном положении.

    Прозрачные детали очень четкие и не имеют искажений, даже на основном фонаре видны мелкие заклепки, жаль только, что их прилегание к фюзеляжу оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется использовать шпатлевку. Набор собирается легко при условии строгого следования инструкциям, и потребовалось лишь немного шпатлевки в местах соединения крыла с фюзеляжем и корней хвостового оперения.

    Инструкции первоклассные и не оставляют места для ошибок, в частности, мы хотели бы похвалить инструкции по схеме окраски и руководство по нанесению декалей, которые точно показывают, куда все идет, а не оставляют моделиста в недоумении и расстройстве, пытаясь подогнать все мельчайшие трафареты.

    Набор предоставляет выбор маркировки, трафаретов и "крыльев" для B(I)6 из 213 Sqn RAF в Германии или B20 из 2 Sqn RAAF во Вьетнаме. Декали матовые, правильного цвета, идеально прорисованы и прочно приклеены. Также предусмотрена хвостовая опора для поддержки модели, если она стоит на шасси, очевидно, что любой вес в носовой части будет слишком заметен.

    Основные общие очертания выглядят достаточно точно, хотя некоторые области нуждаются в шлифовке, например, передние и задние кромки, но в остальном набор очень рекомендуется. Его нельзя собрать за вечер, и он требует тщательного моделирования со стороны строителя, но при цене 80 пенсов в серии 5 эта "Канберра" является необходимым дополнением к ряду послевоенных типов. Давайте больше, Airfix!

    Scale Models, NOVEMBER 1974 VOL 5 NO. 62


    Scale Models Vol6 No 65 FEBRUARY 1975
    НОВИНКА ДЛЯ ВАС?
    Shooting Star

    Новая модель Shooting Star от AIRFIX заполняет удивительно давний пробел в линейке наборов 1/72 масштаба и должна быть очень популярной.

    Все детали в целом хорошо подогнаны, за исключением воздухозаборников (детали 14, 15), которые требуют внимания с помощью шпатлевки и напильника для достижения необходимых плавных контуров. Проработка кабины пилота всесторонняя и точная, и, как и новый набор Canberra, надеюсь, устанавливает стандарт для всех будущих выпусков Airfix, но фонарь на обзорной модели был омрачен линиями потеков, которые должны отсутствовать на серийных наборах.

    Scale Models Vol6 No 65 FEBRUARY 1975


    Scale Models Vol6 No66 MARCH 1975
    МАСШТАБНАЯ ПОЧТА
    БОЛЬШЕ КАНБЕРР

    Уважаемый сэр.
    Я работал над различными моделями Canberra в течение 14 лет и хотел бы добавить комментарий к вашему обзору в ноябрьском номере о наборе Airfix для B(I)6.

    Во-первых, катапультируемые кресла далеки от точности. В наборе они больше похожи на кресла с откидными спинками. Если "English Electric" строила "Канберру" так, как нам кажется по набору, то как бы экипаж попадал за кабину пилота? За пилотом нет перегородки, она должна быть открыта для доступа, за исключением B(I)6 и PR9.

    Пойдя на шаг дальше и опустив закрылки, вы допустили вопиющую ошибку. На задней кромке фюзеляжа и мотогондол двигателей, а также от мотогондол до элеронов установлены раздельные, а не обычные закрылки, и опускается только нижняя поверхность. Также они могут быть либо подняты, либо полностью опущены. Поэтому легко построить самолет с опущенными закрылками. Эффект закрученного кольца вокруг кабины пилота неправильный.

    Я уже построил две такие модели и обнаружил, что при небольшой подрезке обтекателя в задней части фонаря он очень хорошо сидит, а при тщательной шпаклевке и окраске большой прозрачный нос также можно привести в надлежащий вид. Бомбовые люки в открытом положении находятся слишком близко к земле, и их нужно немного приподнять, чтобы придать им правильное положение.

    Почему Airfix показывает головку Пито на крышке коробки, а не на модели, я вижу, что вы тоже пропустили ее на своей модели?

    Заклепки на крыльевых баках слишком тяжелые.

    И наконец, если пилот не держит ручку управления и если замки не установлены, то нормальным положением для рулей высоты будет положение, при котором нос полностью задирается вверх, т.е. рули "вверх", а не "вниз".

    Те, кто живет достаточно близко к RAF MUSEUM, могут увидеть большинство из этих наблюдений, хотя это PR3 на выставке, внешне они похожи.
    Дерем, Норфолк.
    Н. Дж. Мур

    Scale Models Vol6 No66 MARCH 1975




    Matchbox 70 logo

    Matchbox PK-408 Canberra PR.9, 1979


    Air International 1979-09
    ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
    Chacun â son gout (На вкус и цвет товарища нет)
    Странно подобранное трио

    Три набора в масштабе 1/72 от "Matchbox" представляют собой несколько странно сочетающееся трио военных реактивных самолетов, состоящее из Canberra PR Mk 9, Saab 29F и General Dynamics F-16. Набор Canberra PR Mk 9 собирается в хорошую, хотя и не слишком детализированную модель из 50 деталей зеленого, земляного, серого и прозрачного пластика. Он точен в очертаниях и хорошо пропорционален, а детализация мест пилота и штурмана адекватна ограниченному обзору, который возможен при завершении модели, но мы не очень хорошо относимся к открытым дверям бомбоотсека, которые отлиты за одно целое с крышей отсека, показывающей то, что мы предполагаем, что это парашютные осветительные ракеты, отлитые в рельефе - мы предпочитаем альтернативное расположение створки над отсеком.

    Стандарт детализации поверхностей лучше, чем у многих наборов "Matchbox", и подгонка деталей хорошая, особенно сопряжение крыльев с нишами фюзеляжа, не оставляющее неприглядных зазоров, которые надо зашпаклевывать. На фонаре кабины пилота из собранного нами набора были небольшие дефекты литья, но он плотно прилегал к фюзеляжу. Задние кромки крыльев нуждаются в утончении, и, хотя шасси хорошее, его ниши слишком открыты и могут быть улучшены путем установки коробок. Лист декалей предлагает маркировку для трех самолетов RAF из 13, 39 и 58 эскадрилий. В красной линейке "Matchbox" это лучший набор "Канберры" на сегодняшний день и пока единственный набор PR Mk.9.

    Saab 29F был недавно выпущен в масштабе 1/72 компанией Heller, и, к сожалению, предложение "Matchbox" этого грузного шведского истребителя просто не идет ни в какое сравнение, хотя, будучи в Фиолетовой линейке, он имеет очень ощутимое преимущество в цене. Сам по себе, это довольно хороший набор конечной серийной версии Tunnan, отлитый из 34 деталей из средне-серого, бледно-зеленого и прозрачного пластика и хорошо собирающийся. К сожалению, он страдает от чрезмерной детализации поверхности. Интерьеры ниш шасси имеют некоторую деталировку, но створки шасси просты. Кабина пилота довольно хороша, со сплошным полом, сиденьем, отливкой консоли и рельефной приборной панелью. Кромки крыльев требуют доработки, а пилоны для двух сбрасываемых баков, отлитые в форме, имеют тяжелый вид. Прилагаются декали для шведской машины Flygvapen, эксплуатировавшейся Flygflottilj 6 примерно в 1960 году, и самолета, эксплуатировавшегося в 1963 году Jagdhombergeschwader австрийского Heeresfliegerkrdfte.

    Хотя было выпущено множество наборов General Dynamics F-16, только Hasegawa ранее выпустила один в 1/72-м масштабе, и этот набор "Matchbox" - первый, включающий альтернативные детали, позволяющие построить двухместный F-16B. Это хороший набор, с более тонкой, чем обычно, гравированной деталировкой поверхности и хорошо подогнанными компонентами. Входящий в Orange Range, он содержит 84 детали из трех оттенков серого и прозрачного пластика, многие из которых идут в счёт при выборе подвесного воооружения, включая полдюжины Sidewinders, 12 бомб Mk 83 на многочисленных пилонах и семь топливных баков различных размеров, все с соответствующими пилонами.

    Для двух вариантов имеются альтернативные верхние носовые секции фюзеляжа и фонари. Секции фюзеляжа очень хорошо подходят друг к другу, несмотря на некоторые сложные линии стыков. Небольшой лист декалей предлагает маркировку самолетов 7-го FSD ВВС США (F-16B) и F-16A голландской Koninklijke Luchtmacht, оба в трехцветной серой окраске. Этот набор можно смело рекомендовать.
    Ф. Дж. Хендерсон

    Air International 1979-09, Vol.17, No.3


    дополнительные материалы


    Scale Models 1974 MARCH Vol.5. No.3
    Послевоенные годы
    1946~197? С НОВОСТЯМИ О НАБОРАХ
    Канберра

    Наша первая статья "Послевоенные годы" в январском номере была посвящена новому набору Frog Canberra, который вызвал следующие комментарии читателя Р. Джонстона:

    Уважаемый сэр,

    Я пишу, чтобы возразить автору вашего обзора набора Frog Canberra B (1) 8 в январском номере 1974 года. В этом обзоре он утверждает, что оба самолета имеют глянцевую окраску. В случае с южноафриканскими самолетами это, возможно, и так, но я могу заверить вас, проведя время в 88-й эскадрилье и ее последующем перенумеровании в 14-ю эскадрилью, что единственный раз, когда WT365 или любой другой самолет имел такой блеск, как у модели на фотографиях, был после сильного дождя.

    Возможно, вначале покрытие было глянцевым, но затем оно, несомненно, испортилось до полуматового блеска из-за большого количества времени, которое эти самолеты проводили на стоянке под открытым небом, особенно в состоянии боевой готовности.

    Также на готовой модели отсутствуют заметные желтые линии на верхних поверхностях окрыльев, которые обозначали дорожки для перемещения. На масштабном чертеже указано, что "широко разнесенные желтые прямоугольники обозначают зоны для перемещения", так было на некоторых самолетах, но на большинстве аэропланов No. 88 это была сплошная желтая линия. Встроенный топливный бак в каждом крыле был очерчен желтыми пунктирами. Контур показан на масштабном чертеже, но о том, что они были так обозначены, не упоминается.

    Еще один момент: в конце 1964 года на самолетах, прошедших техническое обслуживание и ремонт, была нанесена алюминиевым лаком надпись с черными серийными номерами. Я надеюсь, что эти несколько пунктов помогут установить истину. Западный Лотиан, Шотландия. Р. Джонстон

    Спасибо, мистер Джонстон, за ваши интересные замечания. Что касается глянцевой окраски нашей модели, то результат получился более блестящим, чем мы ожидали, согласны, но этот момент остается на усмотрение моделиста, хочет ли он изобразить модель свежей или послужившей - это исключительно вопрос выбора.

    В комплект Frog не входят указатели зоны для перемещения на крыльях, и мы должны были сказать об этом, хотя планы были опубликованы с намерением, чтобы читатели изучили их и дополнили/изменили свою модель в зависимости от ситуации.

    Возможно, читателям будет интересно узнать, что совсем скоро выйдет набор Airfix Canberra, содержащий 111 деталей, альтернативные детали и декали, позволяющие моделистам построить либо B(I)6 из 213 эскадрильи R.A.F., либо B.20 из 2 эскадрильи R.A.A.F., использовавшийся во Вьетнаме.

    Шасси и бомбовые люки можно смоделировать открытыми или закрытыми, модель хорошо детализирована, а трафареты для крыльев прилагаются. Цена этого набора серии 5 составит 69 пенсов, а подробный обзор последует далее.

    -

    Canberra B (1) 6 от Airfix, который должен появиться в продаже в ближайшее время. Canberra - часто запрашиваемый набор, и теперь у моделистов будет выбор из двух вариантов. Набор Airfix станет основой для самолетов из серии R.A.F. Museum. На этот год запланировано много новых наборов по тематике реактивной авиации.

    Scale Models 1974 MARCH Vol.4. No.3


    Scale Models 1974 APRIL Vol.5 No.55
    Письма читателей
    КЛЮКВЕННЫЙ ИСТОЧНИК

    Уважаемый сэр,
    В связи с письмом г-на Джонстона из Западного Лотиана (стр. 157) о цветовых схемах 14 Sqdn. (R.A.F. Wildenrath) Canberra B(l)8s. Я служил в 14-й эскадрилье до мая 1970 года, когда эскадрилья была расформирована с "Канберрами" (до повторного формирования в R.A.F. Bruggen с "Фантомами").

    В составе эскадрильи у нас было (я думаю) три B(l)8 в полиуретане. Цвет нижних поверхностей был светло-зеленым (не серым? - прим. ред.), как на нижних поверхностях последних Т-17, но серийные номера и маркировка оставались черными. Кроме того, наши B(l)8 обычно летали не с пулеметными установками ADEN (их обычно устанавливали примерно два раза в год для артиллерийских отрядов), а с небольшими пилонами, установленными прямо за мотогондолами и оснащенными обычно небольшими дымовыми шашками, по две с каждой стороны от центральной линии.

    Кроме того, что касается маркировки дорожек и контуров встроенных баков - они не всегда были на самолетах, и я даже помню, что линии дорожек были красными (а не желтыми - прим. ред.) - я моторист, поэтому мне приходилось подниматься на крылья до и после полетов для дозаправки и проверки топливных крышек и панелей мотогондол, так что я могу быть уверен в этом. Еще одна вещь, которую я заметил на ваших январских планах - где находятся точки заправки встроенных баков? Решил спросить!

    Я постараюсь откопать несколько фотографий самолета и отправить их (WT 365 в полиуретановых красках в том числе). Спасибо за отличный журнал.

    Фэрфорд, Глос.

    Пол Херберт

    Спасибо за предложение прислать фотографии, мистер Херберт. Что касается точек дозаправки, то наши масштабные чертежи постоянно обновляются по мере поступления новых данных. Канберра приближается к вершине списка. На чертежах указаны места расположения желтых линий для пешеходных дорожек, а также черный цвет днища, который чаще всего использовался на B(l)8.

    Scale Models 1974 APRIL Vol.5 No.55


    Scale Models, 1974 MAY Vol.5 No.56
    МАСШТАБНАЯ ПОЧТА
    БОЛЬШЕ О КАНБЕРРЕ
    Уважаемый сэр,

    Спасибо за публикацию моей информации о подфюзеляжной окраске BI8 "Канберра".

    Извините, что так долго не отвечал, но я провел много проверок с экипажами, с которыми я работал в RAF Германии, и с "малярами и лакировщиками", которые действительно окрашивали наши самолеты в Германии и в Олдергроуве (Северная Ирландия), где самолеты проходили серьезное техническое обслуживание, я также проверил схему окраски самолета Air Publication...

    Как я уже говорил - когда "Канберры" были покрыты обычным лаком, они имели серебристые нижние поверхности с черным трафаретом - но когда они были покрыты полиуретаном, они имели один из двух цветов низа - похоже, что PR7 на RAF Bruggen и B18 на RAF Laarbruch имели окраску под названием Light Aircraft Grey - что-то вроде голубовато-серого - Titanine, код DTD 5580. PR7 и B18 на RAF Wildenrath (PR7 -17 Sari B18 - 14 Sqd.) при полиуретановой окраске имели варианты PRU Blue - светло-зеленый с голубым оттенком, и эти описания цвета прямо из уст окрасчика, также мне сказали, что этот PRU Blue может быть любым - от настоящего светло-зеленого до позитивного светло-синего - в зависимости от партий краски, масла, обесцвечивания и т.д. Так что, надеюсь, вы видите, что наши 14 Sqd. BI8 были светло-зелеными.

    Несомненно, найдется кто-то, кто не согласится с этим, но я надеюсь, что это будет полезно, Фэйрфорд,

    Глос. П Герберт

    Большое спасибо за ваш интересный ответ. Теперь мы понимаем, что вы имеете в виду под светло-зеленым, но наше цветовое распознавание ни в коем случае не классифицировало бы PRU Blue как что-то похожее на светло-зеленый. Однако, если так утверждают официальные окрасчики и спецификации, то цвет должен быть именно таким. Тогда возникает вопрос - почему эти самолеты не были окрашены в синий цвет PRU, как более ранние "Канберры"?

    Scale Models, 1974 MAY Vol.5 No.56


    Scale Models 1974 JUNE Volume 5 No. 57
    ЭТО КАНБЕРРА!
    Уважаемый сэр,

    Я хотел бы добавить несколько комментариев к переписке по поводу Canberra B(I)8. Я служил в 16-й эскадрилье в Лаарбрухе с 1968 по 1971 год, и когда я прибыл в эскадрилью, самолеты (Canberra B(I)8) были закамуфлированы в темно-серый/темно-зеленый цвет с алюминиевой нижней поверхностью. Линия, разделяющая верхнюю и нижнюю цветовые схемы, проходила примерно на одном уровне с верхом бомбовых люков. В 1969 году цвет нижних поверхностей всех самолетов был постепенно заменен на светло-серый. Мистер Джонстон совершенно прав, когда говорит, что самолеты были обветрены, они никогда не выглядели новыми в течение длительного времени после повторного окрашивания. Однако в июле 1970 года первый из наших самолетов появился в новой на тот момент глянцевой полиуретановой отделке, и эта отделка сохранила свой новый вид, несмотря на то, что самолет почти постоянно находился на стоянке под открытым небом. Нижняя поверхность этого и последующих самолетов с полиуретановой отделкой была стандартного серого цвета, как и на самолетах Canberra E.15s и T.17s здесь, в Коттесморе.

    Что касается дорожек для перемещения на крыльях, то на некоторых самолетах они были обозначены желтыми линиями, а на других - широко расставленными желтыми пунктирами с тремя красными диагональными линиями на внешней стороне, как показано на рисунке (воспроизводится ниже - прим. ред.). Я абсолютно уверен, что все самолеты с полиуретановой отделкой использовали эти желтые штрихи.


    Место расположения этих маркеров дорожек представлено небольшими рельефными черточками на верхних половинках крыльев модели Frog. Встроенные (крыльевые) топливные баки были очерчены близкими желтыми черточками на камуфлированных участках и черными черточками на более светлых подкрыльевых частях. Аналогично обозначалась входная дверь экипажа.

    До введения полиуретанового покрытия все серийные номера были черными, а на боковинах фюзеляжа - крупными буквами, как на большинстве модификаций Canberra. Самолеты с полиуретановой отделкой, например, XM265, XH234 и WT341, имели серийные номера на фюзеляже в виде надписей высотой 8 дюймов, стандартных для большинства других самолетов R.A.F.

    Теперь несколько замечаний о вооружении Canberra B(I)8. Как отмечает г-н Герберт, пулеметная установка в бомбоотсеке, содержащая 4 20-мм пушки Hispanos, устанавливалась только один или два раза в год, а обычным вооружением были небольшие тренировочные бомбы, размещенные на пилонах за двигателями. Под каждым крылом находилось по одному пилону, на которых размещался бомбодержатель для тренировочных бомб, который, в свою очередь, мог нести две тренировочные бомбы. Эти бомбодержатели входят в набор Frog "Harrier", но для их использования в модели Canberra необходимо удалить прямоугольный блок в верхней части.

    Когда самолет был переоборудован для ударной роли, пулеметная установка и другая пара бомболюков были установлены с отрезанной задней частью, чтобы пулеметная установка могла выступать. Пушечная установка и бомбовые люки ударного самолета никогда не устанавливались при перекраске самолета, так как самолет был переоборудован для нормальной ударной роли до проведения планового обслуживания, и, следовательно, пушечная установка и бомбовые люки ударного самолета были окрашены в алюминиевый или матово-черный цвет из предыдущих схем окраски самолета. Я понимаю, что кто-то может обвинить меня в том, что я сказал "матово-черный", когда предыдущий цвет нижней поверхности был глянцево-черным, но эти детали настолько выветрились, что я никогда не видел ни одной из них даже со следами блеска. Еще один момент, связанный с ударными самолетами, заключается в том, что топливные баки на крыльях никогда не устанавливались, за исключением, возможно, перегонов, и в этом случае первой задачей по прибытии в пункт назначения было снятие баков на крыльях. Однако крыльевые топливные баки были обычным оборудованием для самолетов ударного назначения (с обычными бомбоотсеками).

    Надеюсь, эта информация будет полезна тем, кто собирается строить модель Canberra B(I)8.
    Ратленд.
    J. Соботницки

    Scale Models 1974 JUNE Volume 5 No. 57


    Air Enthusiast 1975-06 vol.08 no.06
    ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
    Тайна исчезнувших наборов

    Количество индивидуальных наборов самолетов, выпущенных за последние несколько лет, можно только предположить - мы бы назвали цифру в районе 3 000, и вполне возможно, что она сильно смещена в сторону консервативности. Где они все сейчас? Длительный поход по магазинам выявит лишь малую толику от этой цифры. Большинство производителей модельных наборов не отказывают себе в удовольствии выпустить повторно упакованный, слегка измененный набор, когда видят возможность извлечь еще немного прибыли из своих пресс-форм, но это составляет мизерную долю от того, что было сделано раньше. Существует ли бесчисленное количество форм, томящихся в глухих уголках фабрик или складов, заброшенных и заброшенных? Неужели большинство форм из прошлых наборов были утилизированы как лом? Учитывая немалые инвестиции в них, последнее кажется маловероятным, но нам не удалось выяснить их судьбу. Для нас это остается загадкой.

    Полная гибель многих старых наборов, конечно, вполне оправдана. Мы часто выкапывали старые наборы, которые считались вполне удовлетворительными, но были горько разочарованы. За последние годы стандарты настолько выросли, что мы забываем о том, что они не всегда были такими высокими. Недавний пример - English Electric Canberra, одна из ранних серий военных самолетов Frog, и мы сразу же были поражены примитивностью литья этого набора и элементарным стандартом листа декали. В этом случае, как и во многих других из той же серии, устаревание сопровождалось появлением более совершенных наборов, но есть и такие, как Vickers-Supermarine Scimitar и Republic F-84G Thunderjet, которые никогда не были заменены, и если оригинальные формы еще сохранились, небольшая работа над ними может привести к очень приемлемым перевыпускам.
    Ф Дж ХЕНДЕРСОН

    Air Enthusiast 1975-06 vol.08 no.06