Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber|FROG F176|FROG model kits|Hasegawa scale kits| Hasegawa F-102A JS-047-300 No.38

Tupolev SB-2"Katyushka"Bomber

FROG 1964

FROG F176, Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber, Rovex industries ltd, 1969


FROG 326P Gloster Meteor F.8, IMA, 1956 full telescopic type box
Tupolev SB-2M-100/100A (B-71)
F176 1969-1974 F2(G) 135000 1xSoviet AF & 1xCzech AAF & 1xSpanRep AF & 1xLW

На выбор предлагается колесное или лыжное шасси, а также два разных типа пропеллеров. Как видно из коробки и безрамочных литников, выпуск этого набора был сильно задержан. На самом деле, впервые он был запланирован к выпуску в 1965 году, но с пресс-формой возникли постоянные проблемы, которые пришлось долго устранять.

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


FROG

В ближайшее время должен выйти набор российского лёгкого бомбардировщика СБ.2 в масштабе 1/72. Мы видели ранний образец этого набора непосредственно перед сдачей в печать и были разочарованы, увидев, что модель отлита несколько грубовато. Однако, следует понимать, что ни один другой производитель не выпустит аналогичный набор этого типа самолета, и поэтому, если модель этого самолета необходима для коллекции, придётся потрудиться над предложением Frog, хотя это представляется весьма сложной задачей! Декали разнообразны, включая немецкую, чешскую, китайскую и испанскую маркировку времен Гражданской войны, и их стоит иметь.

Подробные обзоры этих наборов последуют, когда они появятся в продаже.

The IPMS magazine, NOVEMBER 1969 VOL.6 No. 11


NEW AND IN VIEW
New Aircraft Kits
FROG Tupolev SB-2. 1/72 Scale. Цена 6/-

Наборы советских самолетов Второй мировой войны встречаются далеко не так часто, как хотелось бы многим моделистам, и поэтому они очень желанны, особенно когда, как в случае с этой моделью, их ждали долгое время.

Это хороший набор самолета, который должен быть гораздо более известен, чем он есть, хотя внешний вид деталей при первом открытии коробки вполне может побудить многих покупателей назвать вашего рецензента лжецом и даже хуже. Причина - облой, причём в почти невероятной степени - многие детали буквально утопают в ней, а в случае некоторых мелких деталей трудно понять, где заканчивается облой и начинается деталь.

После того, как вся эта каша была вычищена, начинают проявляться достоинства набора. Он точно и аккуратно детализирован, и собирается в убедительную модель своего полномасштабного прототипа. Однако для достижения этого результата необходимо провести значительную работу напильником и подгонку, так как подгонка ряда деталей, в частности, зализов крыла, прозрачных деталей носовой части, элеронов и рулей, могла бы быть гораздо лучше, чем она есть. Предусмотрены альтернативные двухлопастные и трёхлопастные пропеллеры, первые подходят для первоначального варианта с двигателями М-100, а вторые - для последующего варианта с двигателями М-100А большей мощности. Переоборудование в SB-2 - предполагает установку совершенно новых двигателей и является довольно серьёзной работой.

Как обычно для наборов Frog, лист декалей превосходен. Предусмотрены советская, немецкая, чешская и испанская маркировки (кстати, двухлопастные винты должны использоваться только с испанской маркировкой, а трёхлопастные - со всеми остальными, о чем не упоминается в инструкции), а расположение всех этих элементов проиллюстрировано на коробке на отличных чертежах в трех ракурсах.

Лист с инструкциями выполнен в обычном для Frog стиле - в виде рисунков, и ему действительно легко следовать.

Прозрачные детали не очень хороши. Они толстые и не слишком прозрачные, и изуродованы крайне толстым переплётом. Если убрать последний и потратить немало усилий на полировку, они станут приемлемыми. Детализация кабины пилота невелика, но поскольку то, что есть, трудно разглядеть, это не является большим недостатком.

Подводя итог, можно сказать, что это плохой набор, который, при внимательном отношении, можно собрать в хорошую модель. Очевидно, что Frog сильно подвели их инструментальщики, и мы только надеемся, что со временем они смогут улучшить стандарты, по которым сделан этот набор. Несмотря на досадные недостатки, SB-2 от Frog стоит купить, так как он точно представляет один из самых важных самолетов своего периода.

The IPMS magazine, NOVEMBER 1969 VOL.6 No. 11


Scale Models 1970 FEBRUARY
NEW to YOU?
MONTHLY REVIEW OF NEW PRODUCTS CONDUCTED BY BOB JONES OF I.P.M.S

Совершенно новый набор от FROG в масштабе 1/72 для легкого бомбардировщика Туполева SB-2 "Катюшка", в их зелёной серии наборов.

SB-2 был довольно примечательным самолетом, поскольку он служил во многих небольших ВВС мира - кроме, конечно, советских ВВС - и в нескольких случаях на нем летали противоборствующие воздушные силы в одной и той же войне. Набор от Frog несколько разочаровал тем, что качество литья не сравнимо с другими современными наборами, а детализация поверхности граничит с крайностями, требуется значительная работа для улучшения подгонки составных частей, и на многих из них деталировка либо слишком тяжелая, либо недостаточно четкая.

Этот набор стоит того, чтобы его приобрести, поскольку очень маловероятно, что какой-либо другой производитель добавит этот самолет в свой ассортимент моделей, а Красные ВВС были довольно слабо представлены в этом масштабе. Оформление коробки, как обычно, превосходно, и на ней изображено не менее четырёх совершенно разных цветовых схем. Декали очень хороши и покрывают знаки различия немецких, чешских и советских ВВС, а также испанских республиканских ВВС. Дополнительные детали включают выбор колёсного или лыжного шасси, а также двух- и трёхлопастные пропеллеры и внешнюю бомбовую нагрузку. Жаль, что основные пресс-формы выполнены так плохо; значительный облой усиливает общее впечатление от второпях выпущенного набора, и остается надеяться, что недавно улучшенный стандарт наборов Frog не будет снижен до этого уровня.

Scale Models No.5 1970 FEBRUARY Vol.1 No.5


FROM FROG

ТРИ новых набора от Frog, все в масштабе 1:72, представляют туполевский бомбардировщик SB-2, Douglas Boston (перевыпуск) и RA-5C Vigilante. Из них, пожалуй, наибольший интерес представляет SB-2, так как наборов русских самолетов очень мало. Очевидно, что SB-2 будет расхватан многими энтузиастами, поэтому жаль, что SB-2 не соответствует высоким стандартам Frog. Разгадка этого, возможно, кроется в переводном листе, на котором видны следы стиля Frog двух-трехлетней давности и прилагается дополнительный лист с дополнительной маркировкой, отсутствующей на основном листе. Сам набор имеет больше облоя, чем мы видели в наборах в течение некоторого времени, а некоторые детали (по крайней мере, в нашем образце) были плохо отлиты, причем две половинки таких деталей, как пропеллеры, вообще не совпадали. Во многих случаях подгонка деталей также не очень хороша, и требуется значительная работа напильником и ножом, чтобы получить приемлемую модель. Тем не менее, SB-2 - необычная и привлекательная модель, а в набор на выбор входят лыжное шасси и варианты пропеллеров - хотя нет указания, какая версия имеет их. Переводные рисунки и цветные иллюстрации прилагаются для советского, немецкого, испанского националистического и чешского самолетов. При цене в 6 шиллингов, набор всё ещё является "хорошей покупкой", несмотря на его недостатки.

Второй набор - это старый Frog Boston III, теперь заново упакованный и получивший новые переводные листы и оформление. По воспоминаниям о первоначальном выпуске, похоже, что также была предпринята попытка сгладить неточную выпуклость на брюхе фюзеляжа. Новые и привлекательные переводные рисунки предоставляются для RAAF Boston III из 22 Sqn с дополнительным набором для Havoc Intruder из 418 Sqn RCAF. Особенно с новыми переводными листами, этот набор определенно стоит того, чтобы его можно было купить среди доступных наборов Бостонов. Цена - 6s.

И наконец, великолепный набор RA-5C Vigilante от Hasegawa. В лучших традициях Hasegawa этот набор прекрасно отлит, все детали подогнаны друг к другу очень аккуратно. По цене 15s, он является настоящим монстром по сравнению с двумя другими моделями, и поставляется в комплекте с двумя наборами маркировки и соответствующими цветными рисунками на коробке. Стандарт сравним с недавним набором Frog B-47. Все наши образцы были предоставлены компанией Jones Bros of Chiswick, у которой есть запасы этих и всех других наборов Frog.
C.O.E.

Airfix Magazine, 1970-03, Vol.11 No.07


Modelling worl
by James Goulding
Recent Frog releases
Convair F-102A Delta Dagger

Вездесущий цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик Туполева SB-2 (АНТ-40) - один из многих российских самолетов, которые из-за российской скрытности и замкнутости, а также антисоветских предубеждений Запада так и не заняли достойного места в истории авиации. Это трагедия, поскольку подлинная история не может быть точно записана, если факты скрываются или игнорируются. Если это так, то некоторые самолеты могут быть названы пионерами в той или иной области авиации, в то время как на самом деле другие самолеты более достойны этой чести. Одним из самолетов последней категории был SB-2.

До начала Второй мировой войны и примерно до 1942 года западные наблюдатели обычно называли каждую разработку советской авиационной промышленности копией западного образца. Так, И-16 считался копией Gee Bee racer или Boeing P-26A, И-15 - копией Boeing F4B-4, а SB-2 якобы был скопирован с Martin 139. Такое же отношение существовало и к японской авиационной промышленности, продукция которой была точно так же дискредитирована - вплоть до Перл-Харбора.

Работы над SB-2 начались в конструкторском коллективе Туполева в 1933 году, и по своей концепции он был более совершенным, чем большинство бомбардировщиков, активно разрабатывавшихся в то время во всем мире. Хотя двухмоторный бомбардировщик XB-907 компании Martin, предшественник самолета 139, в это время проходил летные испытания, SB-2, или ANT 40, имел мало сходства с американской машиной. Вся концепция этих двух самолетов была разной. Если Martin был логичным четырехместным преемником двухмоторного бомбардировщика Keystone и задумывался как самолет для бомбометания в строю, то SB-2 был предшественником длинного ряда очень быстрых двух- или трехместных двухмоторных бомбардировщиков, которые должны были использоваться для поддержки армии или быстрых ударов по выбранным целям. Чтобы правильно оценить временную шкалу, необходимо проанализировать состояние разработки подобных типов бомбардировщиков в других частях света. Вероятно, ближайшими эквивалентными типами, разрабатываемыми в Европе, были Bristol Blenheim, Dornier Do 17 и Heinkel He 111. Самолет ANT-40 совершил свой первый полет 7 октября 1934 года, но Bristol 142, предшественник бомбардировщика Blenheim, полетел только 12 апреля 1935 года. Первый серийный "Бленхейм" - настоящего прототипа не было - полетел 25 июля 1936 года, к тому времени АНТ-40 или SB-2 уже поступили в действующие эскадрильи ВВС России. Dornier Do 17V1, чисто коммерческий самолет, совершил свой первый полет осенью 1934 года, но прототип для разработки бомбардировщика полетел только в конце 1935 года, а первые серийные самолеты появились только в конце 1936 года. Первый прототип бомбардировщика Heinkel He 111V1 впервые поднялся в воздух в начале 1935 года, а первые предсерийные бомбардировщики He 111A-0 поступили в испытательные центры Люфтваффе в конце 1936 года. Но эти ранние He 111 вряд ли были пригодны для оперативного использования, так как имели значительно меньшую мощность и развивали максимальную скорость всего 190 миль/ч или около того. Для сравнения, в это время SB-2, оснащенный двумя двигателями М-100 (советские лицензионные двигатели Hispano-Suiza 12Y brs), использовался в Испании в качестве полноценного скоростного бомбардировщика. Даже эти ранние версии имели максимальную скорость 236 миль/ч с полной загрузкой - несколько быстрее, чем самый быстрый стандартный истребитель Королевских ВВС того периода Gloster Gauntlet. SB-2 с двигателем М-100 в конечном итоге развивал скорость 255 миль/ч с полной нагрузкой.

Команда Туполева достигла отличного компромисса в конструкции SB-2, что всегда было целью авиаконструкторов. Он имел тонкий, обтекаемый фюзеляж и довольно высокое крыло большой площади, что означало, что часть скорости бомбардировщика была принесена в жертву хорошим низкоскоростным и высотным качествам. Конструкция была способна к значительному развитию и адаптации, и вскоре была выпущена новая версия с двумя двигателями М-103 мощностью 990 л.с. каждый, установленными в мотогондолах более обтекаемой формы, что позволило увеличить максимальную скорость до 280 миль/ч и в целом улучшить все характеристики. Этот вариант, известный как SB-2bis, стал основным оперативным типом в годы войны. О качествах, присущих этой конструкции, можно судить по малоизвестному мировому рекорду, достигнутому в 1937 году на SB-2bis, который поднял 2 200 фунтов полезного груза на высоту 40 177 футов. Сама по себе достигнутая высота была выдающейся для того времени - даже без полезного груза.

SB-2 оставался на вооружении в течение многих лет и был приспособлен для выполнения ряда функций, включая бомбардировщик, разведчик, пикирующий бомбардировщик, учебный самолет, транспорт и буксировщик планера. Он использовался многими военно-воздушными силами и участвовал в гражданской войне в Испании, русско-финской войне, продолжении финской войны и на многих фронтах в годы после вторжения Германии в Советский Союз. В Чехословакии производилась лицензионная версия, получившая обозначение Avia В 71 (с двумя двигателями Avia/Hispano Suiza 12 Ydrs и немного более эллиптическими радиаторами). Некоторые из них впоследствии использовались немецкими Люфтваффе в качестве учебно-тренировочных самолетов. После окончания гражданской войны в Испании захваченные SB-2 использовались националистическими ВВС и оставались на вооружении примерно до 1952 года.

Я рассказал кое-что из истории SB-2, потому что компания Frog выпустила набор этого самолета в масштабе 1/72, и, возможно, есть моделисты, которые не знают о нем и его значении в истории авиации. Они могут легко отмахнуться от него как от непонятного типа, а не как от самолета, достойного места в любой коллекции типов Второй мировой войны.

Теперь к набору SB-2, и мои первые комментарии должны быть о стандарте производства. С точки зрения литья, облоя и толщины кромки крыла и хвостовой части, это один из худших наборов, которые я видел за последнее время. Также есть что-то странное в дизайне составных частей, которые создают впечатление, что они были изменены на каком-то этапе. Например, есть отдельные дверцы двигателя, которые теперь не имеют никакого назначения, и установочные гнезда в мотогондоле, предположительно для имитации двигателей, которые теперь выброшены. Также в половинках крыльев есть пазы для установки элеронов, которых теперь не существует, так как элероны закреплены, хотя и остаются отдельными элементами. Шасси, предположительно, когда-то должно было убираться, но теперь оно закреплено. Все это говорит о том, что этот набор подвергся значительной переработке.

Хотя стоит усомниться в мудрости очень известного производителя, выпускающего набор с таким качеством литья, позвольте мне сказать, что, несмотря на свой стандарт, эта модель радует меня гораздо больше, чем некоторые другие недавние выпуски Frog. Она имеет хорошие, точные очертания и обладает всем характером объекта. Если потратить время на очистку деталей, заполнить плохие стыки шпаклевкой и утончить кромки задней кромки - хотя и с некоторой потерей деталей поверхности - в результате получится восхитительная и убедительная модель SB-2.

Оригинальная версия SB-2 с двигателями M-100 была выбрана компанией Frog в качестве темы набора вместо более позднего SB-2bis, который, вероятно, был основным серийным вариантом. Это мудрое и приятное решение, поскольку оно позволяет использовать более широкий выбор цветовых схем. Действительно, в набор включены переводные рисунки для испанских республиканских ВВС, русских ВВС, чехословацких ВВС и Люфтваффе. Другие варианты, которые могли быть произведены, включают самолеты финских и испанских националистических ВВС.

Для операций в условиях суровой зимней погоды на Восточном фронте использовалось альтернативное лыжное шасси, которое входит в комплект. Использовались как двух-, так и трёхлопастные пропеллеры, и оба типа также включены в набор. Вооружение состоит из двух пушек в носовой части, с вертикальным перемещением, и задней пушки, установленной на вращающемся кольце на месте заднего стрелка. На полноразмерном самолете в заднем положении могут быть установлены две пушки, одна из которых стреляет вверх, а вторая - вниз через люк. В наборе предусмотрены стойки для двух легких бомб, установленных под крыльями между фюзеляжем и мотогондолами.

Хотя этот набор разочаровывает с точки зрения литья, этот недостаток с лихвой компенсируется тем, что это точная модель и интересная тема.

Цена 6 шиллингов.

AIRCRAFT Illustrated, April 1970


FROG 1974 Green series logo

FROG F176, Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber, Rovex Models&Hobbies ltd, 1975


Tupolev SB-2M-100/100A (B-71)
F176 1974 only H(G) 10000 1xSoviet AF & 1xCzech AAF & 1xSpanRep AF & lxLW

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
Цветная тема этого месяца

К числу эпохальных боевых самолетов, не получивших должного внимания в анналах военной авиации, относится СБ (скоростной бомбардировщик), созданный одним из самых талантливых руководителей конструкторского бюро покойного Андрея Николаевича Туполева А.А. Архангельским. Облетанный в 1934 году как прототип АНТ-40, СБ был одним из первых двухмоторных цельнометаллических свободнонесущих бомбардировщиков-монопланов, оснащенных закрытой кабиной и убирающимся шасси. Создание Архангельского дебютировало в испанском небе в поддержку республиканцев через несколько месяцев после поступления на вооружение ВВС, получив известность под именами «Катюшка» и, в меньшей степени, «София», а также испытав свои силы против японцев над Китаем и маньчжуро-монгольской границей, прежде чем возглавить советское нападение на Финляндию в ноябре 1939 года. Произведенный по лицензии в Чехословакии до распада Чехословацкой Республики в марте 1939 года, он был поставлен Королевским ВВС Болгарии и использовался Люфтваффе в ограниченном объеме для обучения экипажей и в качестве буксировщика целей в составе Flieger-zielstaffeln.

Против Люфтваффе СБ плохо показал себя в ВВС из-за отсутствия брони и недостаточного оборонительного вооружения, что делало его относительно легкой добычей для немецких истребителей, а его уязвимость к наземному огню приводила к чрезмерно высокому уровню потерь, когда, как это обычно бывало на Восточном фронте, он применял тактику низковысотных атак. Но, несмотря на то, что во Второй мировой войне он проявил себя не лучшим образом, СБ Архангельского был особенно примечателен тем, что ознаменовал собой значительный прогресс в советском конструкторском потенциале боевых самолетов, и он, безусловно, дает возможность любителям эзотерики и экзотики провести свой свободный день, если, конечно, он сможет разыскать пример единственного на данный момент набора этого типа. Этот набор, выпущенный в масштабе 1/72 несколько лет назад компанией Frog, все еще можно приобрести, хотя, возможно, придется проявить некоторое усердие, чтобы найти магазины, где он еще есть в наличии. Усилия стоят того, чтобы добавить относительно важный военный самолет в любую представительную коллекцию моделей бомбардировщиков - в конце концов, было выпущено не менее 6 656 экземпляров СБ.

Набор от Frog достаточно точен, представляя версии SB/M-100 и SB/M-100A с лобовыми радиаторами, как двух-, так и трехлопастными воздушными винтами, что подтверждает изменения, а также альтернативными колесными и лыжными шасси. Литье набора в целом могло бы быть лучше, что отражается на прилегании некоторых деталей, например, стыка крыла и фюзеляжа, который требует небольшой шпаклевки. Детализация поверхности выполнена в виде тонких рельефных линий и достаточно аккуратно, и хотя набору не хватает изящества, в целом он соответствует приемлемому стандарту, если сделать поправку на его возраст. Лист декалей является хорошей особенностью, предлагая маркировку четырех различных самолетов, по одному от Финляндии, Чехословакии, республиканской Испании и Люфтваффе, но, что удивительно, исключая сам ВВС. Возможно, худшей особенностью этого набора является то, что задние кромки всех летающих поверхностей слишком толстые и требуют много терпения для шлифовки.

Несколько слов об обозначениях СБ, возможно, было бы не лишним, поскольку существует некоторая путаница. Большинство советских источников называют все версии бомбардировщика Архангельского просто СБ, иногда добавляя тип двигателя (например, СБ/М-100), но наиболее распространенное обозначение для моделей с двигателями М-100 и М-100А (последний в Испании называют "Супер-Катюшка") - СБ-2, развитые версии с усиленными двигателями М-103 и М-103А (закрытыми модернизированными капотами) - СБ-2бис и СБ-3 соответственно.
Ф. ДЖ. ХЕНДЕРСОН

Air Enthusiast 1974-01 vol.06 no.01

NOVO logo

NOVO Cat.No.76073, Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber, NOVO Toys ltd, 1978


NOVO Toys Ltd
МКИ «Горизонт»
Novo Toys Ltd., Maxey, Peterborough, England PE69HQ
Period: 1976-1981

Few, if any other kit companies have been subjected to as much rumour spreading, speculation and ill-informed guesswork as NOVO. Neither has any other company name been so misused, and perhaps it is best to start by putting this straight.

As can be seen above, NOVO was a British company, and it always was. Although the company name itself was derived from NOVOexport, their Soviet trade partner, NOVO was never owned by the Russians. In recent years, NOVO has been used as a collective name for any ex-Frog kits coming out of the USSR, but nothing could be more wrong or misleading. Only kits actually packed in NOVO packaging should be called NOVO kits. Anything else can only be described as kits by the Soviet factory in question (BFI, Krugozor, Tashigrushka etc.). If a collective name is really necessary, then one might perhaps use MLI (for the Soviet Ministry of Light Industry, who supervise most of these factories).

The events leading up to the creation of NOVO have been covered in the Frog history section of this book and will not be repeated here. Suffice to say that a General Agreement was reached between Dunbee-Combex-Marx (the owner of both NOVO and Rovex) and V/O NOVOexport in August 1975. This agreement stipulated that DCM was to deliver moulds, tools and materials to NOVOexport, who would pay for them by sending back finished goods from the same moulds. It must be pointed out that apart from model kits the agreement also covered a wide range of other toys. NOVO Toys Ltd. was set up by DCM in 1975 to handle this business.

The finer details of the arrangement were set out in twelve contracts, three of which concerned the ex-Frog kits. A theoretical value (based on remaining production life and other factors) was set for each mould. These were totalled for each contract and a suitable mix of kits to the same amount was worked out, meaning that payment for a particular mould did not necessarily consist of kits from that very same mould only.

Once the agreed quantity of kits had been delivered by NOVOexport, the moulds were considered their property and all future purchases by NOVO had to be paid for in cash. In the event, no such follow-up orders were ever placed by NOVO.

The first moulds were sent out to the USSR in early 1976 (i.e. almost a year before Frog production by Rovex finally ceased) and these were distributed among the several Soviet factories undertaking the actual production. With the exception of the Dennis Ambulance, Firefly Dinghy and the Axis aircraft sold to Revell, all Frog moulds still with Rovex in 1976 were shipped to the Soviet Union over the next year or so. Of these, the Britannia, R-100 and the car kits were considered to be of little interest to the Western market, and consequently no NOVO numbers were ever assigned. Although not specifically mentioned in any contract, it is believed that the Soviets also took delivery of the old Drifter and Tug Boat moulds.

The NOVO kit number incorporated the original projected year of release (e.g. 76001). Some kits were in fact delivered to NOVO in 1976, but not until 1977 was a marketable range available and released. Due to this, no additional kits were planned for 1977, but instead delayed until 1978 and given numbers starting with 78. The many gaps in the sequence were partly filled by other NOVO products.

Getting the Russians to keep up with the delivery schedule was the main NOVO headache. From the very start and until the very end, NOVOexport were constantly behind in their deliveries. The reasons were of course many, but a few of these warrant some comments.

Problems with production facilities and moulds were common. Although certain Soviet factories were fairly well-equipped, others had obsolete and unsuitable machinery. Staff competence and maintenance levels also sometimes left something to be desired. This not only slowed down production, but also led to some moulds being damaged. The Mirage mould, for example, was left out-doors one winter and was of course thoroughly rusty by spring! (It was later restored to usable condition.)

The mould for the old Typhoon, when returned to the UK for repairs, was found to be missing all six original locking bolts holding the two halves together. These had been replaced by four new ones of inferior material. Had these broken during operation (remembering that plastic was being injected with a pressure of over 500 p.s.i., or 35 kp/cm2), the mould would probably have been completely destroyed along with the injection machine and its unfortunate operator. The same mould had also been repaired by the Russians, using brass instead of toughened steel.

All in all, NOVOexport complained about problems with some two dozen moulds. Of the eight subsequently repaired in the U.K., five had damage caused by the Russians.

But the main problem was the inferior plastic used in the USSR. All Frog moulds were tuned to use Shell SI73 polystyrene (or equivalent), having a Melt Flow Index of 35. Soviet polystyrene, on the other hand, was found to have an index of around 4! This meant that, in order to make the plastic fill the mould, the temperature had to be increased by some 50°C and the injection pressure up to 100%. Not only was this very damaging to the moulds (several subsequently had to be repaired), but also often led to sub-standard mouldings. This since the extreme pressure forced the mould halves apart, letting plastic overflow into the gaps and form flash.

Neither was the low MFI the only problem with the plastic. An independent evaluation carried out in 1978 reads like a catalogue of faults: "Izod (= impact strength) very low .. . abnormally low I.V. (= inherent viscosity) . .. colour is poor and contamination excessive ... poor surface finish and gloss ... extremely brittle and not very rigid .. . must make good colouring difficult and appearance of finished article to be doubtful quality."

The third major problem was politics. Soviet laws take a pretty grim view of anything "fascist", which was why all German, Italian and Japanese aircraft were sold to Revell instead of being sent to the USSR. But other problems were to come up.

The original boxes for the Tupolev SB-2 showed one Luftwaffe marking alternative. NOVOexport refused point-blank to touch these and NOVO eventually had to print a replacement batch of some 105,000 box bottoms. The Luftwaffe portion of the decals were also cut away.

Later on, the Soviet Ministry of Culture classed the Fokker D.XXI as a "fascist aircraft" since it had been used by the Finnish AF in WWII. The fact that the Finns also used e.g. M.S.406, P-40, Lysander, SB-2, Hurricane, Gladiator and Blenheim - all of which were also included in the NOVO range - did not seem to bother them, however. Subsequent NOVO attempts to get this decision changed were all in vain. It should be noted that NOVO had replaced the original Finish AF marking alternative with a Danish one, to avoid this very problem.

The next casualty was the Sea Fury. Due to a slip-up, the 1980 NOVO catalogue described it as having shot down some MiG-15s during the Korean War. NOVOexport were much upset by this and refused to deliver any more Sea Fury kits! Only a few kits from an earlier trial consignment ever reached the market. The same fate probably befell the Sea Venom, only this time the catalogue mentioned Egyptian MiGs destroyed in 1956. Only a small number of Sea Venoms were delivered, anyway.

Despite all difficulties, business was good for NOVO and their kits sold well - mainly due to very competitive prices made possible by the unique set-up of the production. The downfall of NOVO was thus not caused by economical problems as has often been suggested, at least not directly. However, Dunbee-Combex-Marx Ltd. fell into severe financial difficulties in 1979 and eventually had to go into receivership. Since DCM owned NOVO, legal requirements forced NOVO to do the same and the company passed into the hands of the receivers in February 1980. No buyer could be found in time and NOVO Toys Ltd. was wound up later in the same year, although formal liquidation only took place five years later.

The last Soviet deliveries were made in mid-1980 and all kits had been sold out by early 1981. Remaining stocks of boxes, decals and instruction sheets (all printed in the UK) were handed over to NOVOexport together with some original box artwork and other bits and pieces.

Box styles, artwork, decals and instructions were in general very similar to the late Frog issues. Indeed, early box mock-ups were almost identical to the Frog boxes except for the removal of the Frog logotype. Apart from the mock-ups, a small batch of similar test boxes were also printed before the style eventually used was finally agreed upon.

Although most NOVO kits were boxed, it should be pointed out that kits 76001-76031 were packed in plastic bags with header cards.

Apart from box style, there were also some changes in artwork and decal sheets. Sixteen of the kits used completely new box top art and a few others had slightly changed versions of the Frog originals. In addition, five kits used art previously only utilised on Air Lines boxes.

The only all-new decals were those for the Dart Herald, F-82, Baltimore, VC10 and Boeing 707, although the first three probably had the new designs completed while still with Rovex. Either way, the design work was carried out by Dick Ward of Modeldecal. Apart from the previously mentioned Tupolev and Fokker, the only other known change was that the P-38 had its Chinese markings alternative replaced by a second USAAF one. Although the HMS Trafalgar box art showed the ship with the "RO9" pendant number of HMS Cadiz, the actual decals gave "D77" which was the post-war number of Trafalgar.

A great deal of speculation has taken place over the last few years as regards which kits NOVO actually released. And this with some right, since it is indeed a very complex subject.

To begin with, a large number of kits were undeniably released. The kit listing which follows gives production quantities for these.

Secondly, certain kits belonging to the third phase of the third contract were definitely never released. They arc all marked "t" in the list, and for these kits no boxes, decals or instruction sheets were ever printed.

This leaves us with some twenty-three kits which were never officially released but nevertheless had all boxes etc. printed. In the list they all have the official production quantity zero. Regrettably, this does not represent the whole truth, and that for two reasons.

The first one is that trial consignments were often received by NOVO and, although not included in the official production quantity, these kits were eventually sold by them. It is also possible that a few batches of slightly faulty and previously rejected kits were also sold out at a discount when NOVO closed down. These consignments might number anything from a few dozen to several hundred kits, in some case perhaps more than a thousand.

In connection with this, the Boeing 707 is a special case worth mention. A batch of some 3,000 707s were received by NOVO and quickly distributed. However, it was soon found that most kits suffered moulding defects and in the end all but a very few were recalled by NOVO or returned to them by irate buyers.

The second reason is that when NOVO closed down, NOVOexport held enough "paper work" to produce another 2,750,000 NOVO kits. It is a fact that some of this has since been used by the Russians. In many cases only the box has been used, omitting the decals and substituting the instruction sheet with a Russian one (or a photo-copy of the NOVO original). But sometimes all three original items have been used and the only clue that these are "fake" NOVO kits might be the somewhat odd plastic colour (NOVO usually managed to avoid the more disgusting ones of the strange shades apparently beloved by Soviet plastic producers). However, in a few cases even this gives nothing away. Since these kits are produced in the same factories as before, using original NOVO boxes, decals and instruction sheets, they are - for all practical purposes - NOVO kits.

To give some (admittedly subjective) indication of the quantity known to exist of the "zero production" kits, one or two pluses have been added. Thus "0+ + " indicates that a reasonable quantity - perhaps a few hundred - has found its way on to the Western market. "0+" indicates that very-few, or none, have yet been seen. But this may of course change at any time; who knows when the Soviets decide to make use of their 46,000 sets of Twin Mustang packaging...

Finally, the four Russian aircraft - Anatra, MiG-3, LaGG-3 and Yak-3 - must also be mentioned. Produced by Rovcx in accordance with the 1975 DCM-NOVOexport agreement, the moulds were kept with NOVO in England for many years. But for various reasons they were never included in any of the actual contracts with NOVOexport, nor were kit numbers assigned. When NOVO closed down, the Russians were most interested in buying the moulds but lacked the hard currency needed. Later attempts by the receivers to sell them to other kit manufacturers - including Lindberg, Monogram, Revell and Starfix - all failed. Not until 1983 were they finally disposed of, to Red Star (which see).

Throughout the list, the NOVO number has been given as kit number. But all the kits also carried the old Frog number on the box; indeed, on the 76xxx kits this was more prominently displayed than the NOVO number.

Novo Toys Ltd., Макси, Питерборо, Англия PE69HQ
Период: 1976-1981

Немногие, если вообще какие-либо другие компании, производящие наборы, становились объектом такого количества слухов, спекуляций и необоснованных домыслов, как NOVO. Название любой другой компании также не использовалось настолько неправильно, и, возможно, лучше всего начать с того, чтобы прояснить ситуацию.

Как видно из вышесказанного, NOVO была британской компанией, и всегда ею оставалась. Хотя само название компании произошло от Новоэкспорт, их советского торгового партнера, NOVO никогда не принадлежала русским. В последние годы NOVO используется как собирательное название для всех бывших наборов Frog, выходящих из СССР, но ничто не может быть более неправильным или вводящим в заблуждение. Только наборы, действительно упакованные в упаковку NOVO, должны называться наборами NOVO. Все остальное может быть описано только как наборы советского завода (БФИ, Кругозор, Ташигрушка и т.д.). Если действительно необходимо собирательное название, то можно использовать МЛП (для Министерства легкой промышленности СССР, которому подчинялось большинство этих заводов).

События, приведшие к созданию NOVO, были описаны в разделе "История Frog" этой книги и не будут повторяться здесь. Достаточно сказать, что в августе 1975 года между Dunbee-Combex-Marx (владельцем NOVO и Rovex) и В/О Новоэкспорт было заключено Генеральное соглашение. Это соглашение предусматривало, что компания DCM должна была поставить пресс-формы, инструменты и материалы компании Новоэкспорт, которая должна была расплатиться за них, отправив обратно готовую продукцию с тех же пресс-форм. Следует отметить, что помимо наборов моделей соглашение также охватывало широкий спектр других игрушек. Компания NOVO Toys Ltd. была создана DCM в 1975 году для ведения этого бизнеса.

Более тонкие детали соглашения были изложены в двенадцати контрактах, три из которых касались бывших наборов Frog. Для каждой формы была определена теоретическая стоимость (основанная на оставшемся сроке производства и других факторах). Она суммировалась по каждому контракту и подбиралась соответствующая смесь наборов на ту же сумму, то есть оплата за конкретную форму не обязательно должна была состоять только из наборов с этой самой формы.

После того как "Новоэкспорт" поставил оговоренное количество комплектов, пресс-формы считались его собственностью, и все последующие закупки " NOVO" должны были оплачиваться наличными. В итоге NOVO никогда не делало таких последующих заказов.

Первые пресс-формы были отправлены в СССР в начале 1976 года (то есть почти за год до окончательного прекращения производства Frog компанией Rovex), и они были распределены между несколькими советскими заводами, осуществлявшими фактическое производство. За исключением " Dennis Ambulance", "Firefly Dinghy" и самолета стран Оси, проданных Revell, все формы Frog, все еще находившиеся в Rovex в 1976 году, были отправлены в Советский Союз в течение следующего года или около того. Из них Britannia, R-100 и автомобильные наборы были признаны малоинтересными для западного рынка, и, соответственно, номера NOVO им не присваивались. Хотя ни в одном контракте это не упоминается, считается, что Советы также получили старые формы Drifter и Tug Boat.

Номер набора NOVO включал в себя первоначальный предполагаемый год выпуска (например, 76001). Некоторые наборы действительно были поставлены для NOVO в 1976 году, но только в 1977 году была подготовлена и выпущена серия для продажи. В связи с этим дополнительные наборы не были запланированы на 1977 год, а были отложены до 1978 года и получили номера, начинающиеся с 78. Многочисленные пробелы в последовательности частично заполнялись другими продуктами NOVO.

Заставить русских соблюдать график поставок было главной головной болью NOVO. С самого начала и до самого конца Novoexport постоянно запаздывала с поставками. Причин, конечно, было много, но некоторые из них заслуживают отдельного комментария.

Проблемы с производственными мощностями и пресс-формами были обычным явлением. Хотя некоторые советские заводы были достаточно хорошо оснащены, другие имели устаревшее и непригодное оборудование. Компетентность персонала и уровень технического обслуживания также иногда оставляли желать лучшего. Это не только замедляло производство, но и приводило к повреждению некоторых пресс-форм. Например, пресс-форма Mirage была оставлена на зиму под открытым небом и, конечно же, к весне основательно проржавела! (Позже она была восстановлена до пригодного для использования состояния).

Когда пресс-форма для старого "Тайфуна" была возвращена в Великобританию для ремонта, оказалось, что на ней отсутствуют все шесть оригинальных болтов, скрепляющих две половинки. Они были заменены четырьмя новыми из некачественного материала. Если бы они сломались во время работы (не забывайте, что пластик впрыскивался под давлением более 500 фунтов на квадратный дюйм, или 35 кПа/см2), пресс-форма, вероятно, была бы полностью разрушена вместе с инжекционной машиной и ее несчастным оператором. Эта же пресс-форма была отремонтирована русскими с использованием латуни вместо закаленной стали.

В общей сложности Novoexport жаловалось на проблемы примерно с двумя десятками пресс-форм. Из восьми, впоследствии отремонтированных в Великобритании, пять имели повреждения, нанесенные русскими.

Но главной проблемой был некачественный пластик, использовавшийся в СССР. Все пресс-формы Frog были настроены на использование полистирола Shell Sl73 (или эквивалентного), имеющего индекс текучести расплава 35. Советский же полистирол, как выяснилось, имел индекс около 4! Это означало, что для того, чтобы пластик заполнил форму, необходимо было повысить температуру на 50°C и увеличить давление впрыска до 100%. Это не только сильно повреждало формы (несколько из них впоследствии пришлось ремонтировать), но и часто приводило к некачественным изделиям. Это происходило из-за того, что экстремальное давление раздвигало половинки формы, позволяя пластику переливаться в зазоры и образовывать облой.

Низкий показатель MFI также не был единственной проблемой пластика. Независимая оценка, проведенная в 1978 году, выглядит как каталог недостатков: "Изод (= тест по Изоду на ударная прочность) очень низкий... аномально низкая В.В. (= внутренняя вязкость)... цвет плохой и загрязнение чрезмерное... плохая обработка поверхности и блеск... чрезвычайно хрупкий и не очень жесткий... должен затруднять хорошую окраску и внешний вид готового изделия сомнительного качества".

Третьей серьезной проблемой была политика. Советские законы довольно сурово относятся ко всему "фашистскому", поэтому все немецкие, итальянские и японские самолеты были проданы Revell, а не отправлены в СССР. Но возникли и другие проблемы.

На оригинальных коробках для туполевского SB-2 был указан один из вариантов маркировки Люфтваффе. Компания "Новоэкспорт" наотрез отказалась их трогать, и в итоге NOVO пришлось напечатать запасную партию из 105 000 донышек для коробок. Часть декалей Люфтваффе также была вырезана.

Позже советское Министерство культуры классифицировало Fokker D.XXI как "фашистский самолет", поскольку он использовался финскими ВВС во Второй мировой войне. Однако тот факт, что финны также использовали, например, M.S.406, P-40, Lysander, SB-2, Hurricane, Gladiator и Blenheim - все они также были включены в ассортимент NOVO, - похоже, их не беспокоил. Последующие попытки NOVO добиться изменения этого решения оказались тщетными. Следует отметить, что NOVO заменила оригинальный вариант маркировки финских ВВС на датский, чтобы избежать этой проблемы.

Следующей жертвой стал Sea Fury. Из-за недосмотра в каталоге NOVO 1980 года он был описан как сбивший несколько МиГ-15 во время Корейской войны. Компания "Новоэкспорт" была очень расстроена этим и отказалась от дальнейших поставок наборов Sea Fury! До рынка дошло лишь несколько наборов из более ранней пробной партии. Та же участь, вероятно, постигла и Sea Venom, только на этот раз в каталоге упоминались египетские МиГи, уничтоженные в 1956 году. В любом случае, было поставлено лишь небольшое количество Sea Venom.

Несмотря на все трудности, дела у NOVO шли хорошо, и их наборы хорошо продавались - в основном благодаря очень конкурентоспособным ценам, что стало возможным благодаря уникальной организации производства. Таким образом, падение NOVO не было вызвано экономическими проблемами, как это часто предполагается, по крайней мере, не напрямую. Однако в 1979 году компания Dunbee-Combex-Marx Ltd. столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и в итоге была вынуждена перейти под внешнее управление. Поскольку DCM владела NOVO, требования закона вынудили NOVO сделать то же самое, и в феврале 1980 года компания перешла в руки управляющих. Покупатель не был найден вовремя, и NOVO Toys Ltd. была ликвидирована в том же году, хотя официальная ликвидация состоялась только через пять лет.

Последние советские поставки были осуществлены в середине 1980 года, а все наборы были распроданы к началу 1981 года. Оставшиеся запасы коробок, декалей и инструкций (все они были напечатаны в Великобритании) были переданы компании "Новоэкспорт" вместе с некоторыми оригинальными рисунками на коробках и другими деталями.

Дизайн коробок, иллюстрации, декали и инструкции в целом были очень похожи на поздние выпуски Frog. Действительно, ранние макеты коробок были практически идентичны коробкам Frog, за исключением удаления логотипа Frog. Помимо макетов, была также напечатана небольшая партия подобных тестовых коробок, прежде чем был окончательно согласован стиль, который в итоге был использован.

Хотя большинство наборов NOVO были упакованы в коробки, следует отметить, что наборы 76001-76031 были упакованы в пластиковые пакеты с картонными лепестками.

Помимо стиля коробок, были также внесены некоторые изменения в художественное оформление и листы декалей. Шестнадцать наборов использовали совершенно новые рисунки на коробках, а несколько других - слегка измененные версии оригиналов от Frog. Кроме того, в пяти наборах использовался рисунок, ранее применявшийся только на коробках Air Lines.

Единственными полностью новыми декалями были декали для Dart Herald, F-82, Baltimore, VC10 и Boeing 707, хотя для первых трех, вероятно, новые эскизы были закончены еще в компании Rovex. В любом случае, работу над ними выполнил Дик Уорд из Modeldecal. Кроме упомянутых ранее "Туполева" и "Фоккера", единственным известным изменением стало то, что на P-38 китайская маркировка была альтернативно заменена на вторую маркировку USAAF. Хотя на коробке с изображением HMS Trafalgar корабль имел бортовой номер "R09" HMS Cadiz, фактические декали давали "D77", который был послевоенным номером Trafalgar.

За последние несколько лет было много спекуляций относительно того, какие наборы NOVO выпустила на самом деле. И это вполне справедливо, так как это действительно очень сложный вопрос.

Начнем с того, что, несомненно, было выпущено большое количество наборов. В приведенном ниже списке наборов указано их количество.

Во-вторых, некоторые наборы, относящиеся к третьей фазе третьего контракта, определенно никогда не были выпущены. Все они помечены в списке символом "+", и для этих наборов никогда не печатались ни коробки, ни декали, ни инструкции.

Таким образом, у нас остается около двадцати трех наборов, которые никогда не были официально выпущены, но, тем не менее, для них были напечатаны все коробки и т.д. В списке они все имеют официальное количество производства, равное нулю. К сожалению, это не совсем соответствует действительности, и на то есть две причины.

Первая заключается в том, что пробные партии часто поступали в компанию NOVO, и, хотя эти наборы не были включены в официальное количество выпущенных, в конечном итоге они были проданы ими. Также возможно, что несколько партий слегка бракованных и ранее забракованных наборов были распроданы со скидкой, когда компания NOVO закрылась. Эти партии могли насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен наборов, в некоторых случаях, возможно, более тысячи.

В связи с этим стоит особо упомянуть Boeing 707. Партия из примерно 3 000 самолетов 707 была получена компанией NOVO и быстро разошлась. Однако вскоре выяснилось, что большинство наборов имеют дефекты литья, и в итоге все, кроме нескольких, были отозваны NOVO или возвращены им раздраженными покупателями.

Вторая причина заключается в том, что когда компания NOVO закрылась, у "Новоэкспорт" осталось достаточно "бумажной продукции", чтобы произвести еще 2 750 000 комплектов NOVO. Факт, что некоторые из них были использованы русскими. Во многих случаях использовалась только коробка, без декалей и с инструкцией на русском языке (или с фотокопией оригинала NOVO). Но иногда использовались все три оригинальных элемента, и единственным признаком того, что это "поддельные" наборы NOVO, может быть несколько странный цвет пластика (NOVO обычно удавалось избежать более отвратительных странных оттенков, видимо, любимых советскими производителями пластика). Однако в некоторых случаях даже это ничего не дает. Поскольку эти наборы производятся на тех же заводах, что и раньше, с использованием оригинальных коробок, декалей и инструкций NOVO, они - для всех практических целей - являются наборами NOVO.

Чтобы дать некоторое (по общему признанию, субъективное) представление о количестве известных наборов "нулевого производства", были добавлены один или два плюса. Так, "0++" означает, что на западный рынок попало небольшое количество - возможно, несколько сотен. "0+" указывает на то, что их совсем мало или вообще нет. Но это, конечно, может измениться в любой момент; кто знает, когда Советы решат использовать свои 46 000 комплектов упаковки Twin Mustang...

Наконец, необходимо упомянуть и четыре российских самолета - Анатра, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-3. Изготовленные компанией " Rovex" в соответствии с экспортным соглашением DCM-NOVO от 1975 года, пресс-формы хранились у NOVO в Англии в течение многих лет. Но по разным причинам они так и не были включены ни в один из реальных контрактов с "Новоэкспортом", и им не были присвоены номера наборов. Когда компания NOVO закрылась, русские были очень заинтересованы в покупке форм, но у них не было необходимой твердой валюты. Более поздние попытки получателей продать их другим производителям наборов, включая Lindberg, Monogram, Revell и Starfix, закончились неудачей. Только в 1983 году они были окончательно проданы компании Red Star (см.).

Во всем списке номер NOVO указан как номер набора. Но все наборы также имели старый номер Frog на коробке; более того, на наборах 76xxx он был более заметен, чем номер NOVO.

Qty
76073Tupolev SB-250000

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


DFI logo

DFI U-085-3629, Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber, Donetskaya Fabrika Igrushek, 1980


DFI

Donetskaya Fabrika Igrushek (Toy Factory), Ul. Kirova 90, 340068 Donyetsk, USSR

This company handles more ex-Frog moulds than any other in the Soviet Union and is also the one making most use of them. New releases do tend to turn up fairly regularly. Since there are relatively few gaps in the numbering sequence below, it is probable that most of the unconfirmed kits have not yet been issued.

Although some kits have turned up in bags with fold-over header cards, the majority of the DFI kits come in boxes. Some also include "decals" printed on ordinary paper.

The moulds for the B-25, B-26, Lifeboat and Tanker are all thought to have been damaged and have probably never been used. The SB-2 mould is known to be unusable. DFI also probably holds the Barracuda mould, said to have been transferred from Tashigrushka in damaged condition.

Almost all DFI kits are moulded in light grey plastic, with the odd one in blue-grey or dark grey.

The kits with N-xx-U numbers appear to be the ones first released, followed by U-xxxx and, later still, xxxx-U. The two cars are also fairly recent issues.

Донецкая фабрика игрушек, ул. Кирова 90, 340068 Донецк, СССР

Эта компания выпускает больше бывших моделей " Frog", чем любая другая в Советском Союзе, а также использует их чаще всего. Новые выпуски появляются довольно регулярно. Поскольку в приведенной ниже нумерации относительно мало пробелов, вполне вероятно, что большинство неподтвержденных наборов еще не были выпущены.

Хотя некоторые наборы были обнаружены в пакетах с бумажными вкладышами, большинство наборов ДФИ поставляются в коробках. Некоторые из них также включают "декали", напечатанные на обычной бумаге.

Формы для B-25, B-26, Lifeboat и Tanker, как полагают, были повреждены и, вероятно, никогда не использовались. Известно, что форма для SB-2 непригодна для использования. На ДФИ также, вероятно, хранится форма для "Барракуды", которая, как говорят, была передана из "Ташигрушки" в поврежденном состоянии.

Почти все наборы ДФИ отлиты из светло-серого пластика, редкие наборы - из серо-голубого или темно-серого.

Первыми были выпущены наборы с номерами Н-xx-У, за ними последовали У-xxx и, позднее, xxxx-У. Два автомобиля также выпущены довольно недавно.

*** [U-3629] Tupolev SB-2

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


Восточный Экспресс

Eastern Express 72260 , Eastern Express Group


Арк Моделс

Ark Models 72002


  • 02.04.2020