Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber|FROG F176|FROG model kits|Hasegawa scale kits| Hasegawa F-102A JS-047-300 No.38

Tupolev SB-2"Katyushka"Bomber

FROG 1964

FROG F176, Tupolev SB-2«Katyushka»Bomber, Rovex industries ltd, 1969


FROG 326P Gloster Meteor F.8, IMA, 1956 full telescopic type box
FROG
.

В ближайшее время должен выйти набор российского лёгкого бомбардировщика СБ.2 в масштабе 1/72. Мы видели ранний образец этого набора непосредственно перед сдачей в печать и были разочарованы, увидев, что модель отлита несколько грубовато. Однако, следует понимать, что ни один другой производитель не выпустит аналогичный набор этого типа самолета, и поэтому, если модель этого самолета необходима для коллекции, придётся потрудиться над предложением Frog, хотя это представляется весьма сложной задачей! Декали разнообразны, включая немецкую, чешскую, китайскую и испанскую маркировку времен Гражданской войны, и их стоит иметь.

Подробные обзоры этих наборов последуют, когда они появятся в продаже.

The IPMS magazine, NOVEMBER 1969 VOL.6 No. 11


NEW AND IN VIEW
New Aircraft Kits
FROG Tupolev SB-2. 1/72 Scale. Price 6/-

Наборы советских самолетов Второй мировой войны встречаются далеко не так часто, как хотелось бы многим моделистам, и поэтому они очень желанны, особенно когда, как в случае с этой моделью, их ждали долгое время.

Это хороший набор самолета, который должен быть гораздо более известен, чем он есть, хотя внешний вид деталей при первом открытии коробки вполне может побудить многих покупателей назвать вашего рецензента лжецом и даже хуже. Причина - облой, причём в почти невероятной степени - многие детали буквально утопают в ней, а в случае некоторых мелких деталей трудно понять, где заканчивается облой и начинается деталь.

После того, как вся эта каша была вычищена, начинают проявляться достоинства набора. Он точно и аккуратно детализирован, и собирается в убедительную модель своего полномасштабного прототипа. Однако для достижения этого результата необходимо провести значительную работу напильником и подгонку, так как подгонка ряда деталей, в частности, зализов крыла, прозрачных деталей носовой части, элеронов и рулей, могла бы быть гораздо лучше, чем она есть. Предусмотрены альтернативные двухлопастные и трёхлопастные пропеллеры, первые подходят для первоначального варианта с двигателями М-100, а вторые - для последующего варианта с двигателями М-100А большей мощности. Переоборудование в SB-2 - предполагает установку совершенно новых двигателей и является довольно серьёзной работой.

Как обычно для наборов Frog, лист декалей превосходен. Предусмотрены советская, немецкая, чешская и испанская маркировки (кстати, двухлопастные винты должны использоваться только с испанской маркировкой, а трёхлопастные - со всеми остальными, о чем не упоминается в инструкции), а расположение всех этих элементов проиллюстрировано на коробке на отличных чертежах в трех ракурсах.

Лист с инструкциями выполнен в обычном для Frog стиле - в виде рисунков, и ему действительно легко следовать.

Прозрачные детали не очень хороши. Они толстые и не слишком прозрачные, и изуродованы крайне толстым переплётом. Если убрать последний и потратить немало усилий на полировку, они станут приемлемыми. Детализация кабины пилота невелика, но поскольку то, что есть, трудно разглядеть, это не является большим недостатком.

Подводя итог, можно сказать, что это плохой набор, который, при внимательном отношении, можно собрать в хорошую модель. Очевидно, что Frog сильно подвели их инструментальщики, и мы только надеемся, что со временем они смогут улучшить стандарты, по которым сделан этот набор. Несмотря на досадные недостатки, SB-2 от Frog стоит купить, так как он точно представляет один из самых важных самолетов своего периода.

The IPMS magazine, NOVEMBER 1969 VOL.6 No. 11


Scale Models 1970 FEBRUARY
NEW to YOU?
MONTHLY REVIEW OF NEW PRODUCTS CONDUCTED BY BOB JONES OF I.P.M.S

Совершенно новый набор от FROG в масштабе 1/72 для легкого бомбардировщика Туполева СБ-2 "Катюшка", в их зелёной серии наборов.

СБ-2 был довольно примечательным самолетом, поскольку он служил во многих небольших ВВС мира - кроме, конечно, советских ВВС - и в нескольких случаях на нем летали противоборствующие воздушные силы в одной и той же войне. Набор от Frog несколько разочаровал тем, что качество литья не сравнимо с другими современными наборами, а детализация поверхности граничит с крайностями, требуется значительная работа для улучшения подгонки составных частей, и на многих из них деталировка либо слишком тяжелая, либо недостаточно четкая.

Этот набор стоит того, чтобы его приобрести, поскольку очень маловероятно, что какой-либо другой производитель добавит этот самолет в свой ассортимент моделей, а Красные ВВС были довольно слабо представлены в этом масштабе. Оформление коробки, как обычно, превосходно, и на ней изображено не менее четырёх совершенно разных цветовых схем. Декали очень хороши и покрывают знаки различия немецких, чешских и советских ВВС, а также испанских республиканских ВВС. Дополнительные детали включают выбор колёсного или лыжного шасси, а также двух- и трёхлопастные пропеллеры и внешнюю бомбовую нагрузку. Жаль, что основные пресс-формы выполнены так плохо; значительный облой усиливает общее впечатление от второпях выпущенного набора, и остается надеяться, что недавно улучшенный стандарт наборов Frog не будет снижен до этого уровня.

Scale Models No.5 1970 FEBRUARY Vol.1 No.5


FROM FROG

ТРИ новых набора от Frog, все в масштабе 1:72, представляют туполевский бомбардировщик СБ-2, Douglas Boston (перевыпуск) и RA-5C Vigilante. Из них, пожалуй, наибольший интерес представляет СБ-2, так как наборов русских самолетов очень мало. Очевидно, что СБ-2 будет расхватан многими энтузиастами, поэтому жаль, что СБ-2 не соответствует высоким стандартам Frog. Разгадка этого, возможно, кроется в переводном листе, на котором видны следы стиля Frog двух-трехлетней давности и прилагается дополнительный лист с дополнительной маркировкой, отсутствующей на основном листе. Сам набор имеет больше облоя, чем мы видели в наборах в течение некоторого времени, а некоторые детали (по крайней мере, в нашем образце) были плохо отлиты, причем две половинки таких деталей, как пропеллеры, вообще не совпадали. Во многих случаях подгонка деталей также не очень хороша, и требуется значительная работа напильником и ножом, чтобы получить приемлемую модель. Тем не менее, SB-2 - необычная и привлекательная модель, а в набор на выбор входят лыжное шасси и варианты пропеллеров - хотя нет указания, какая версия имеет их. Переводные рисунки и цветные иллюстрации прилагаются для советского, немецкого, испанского националистического и чешского самолетов. При цене в 6 шиллингов, набор всё ещё является "хорошей покупкой", несмотря на его недостатки.

Второй набор - это старый Frog Boston III, теперь заново упакованный и получивший новые переводные листы и оформление. По воспоминаниям о первоначальном выпуске, похоже, что также была предпринята попытка сгладить неточную выпуклость на брюхе фюзеляжа. Новые и привлекательные переводные рисунки предоставляются для RAAF Boston III из 22 Sqn с дополнительным набором для Havoc Intruder из 418 Sqn RCAF. Особенно с новыми переводными листами, этот набор определенно стоит того, чтобы его можно было купить среди доступных наборов Бостонов. Цена - 6s.

И наконец, великолепный набор RA-5C Vigilante от Hasegawa. В лучших традициях Hasegawa этот набор прекрасно отлит, все детали подогнаны друг к другу очень аккуратно. По цене 15s, он является настоящим монстром по сравнению с двумя другими моделями, и поставляется в комплекте с двумя наборами маркировки и соответствующими цветными рисунками на коробке. Стандарт сравним с недавним набором Frog B-47. Все наши образцы были предоставлены компанией Jones Bros of Chiswick, у которой есть запасы этих и всех других наборов Frog.
C.O.E.

Airfix Magazine, 1970-03, Vol.11 No.07


Modelling worl
by James Goulding
Recent Frog releases
Convair F-102A Delta Dagger

Вездесущий цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик Туполева СБ-2 (АНТ-40) - один из многих российских самолетов, которые из-за российской скрытности и замкнутости, а также антисоветских предубеждений Запада так и не заняли достойного места в истории авиации. Это трагедия, поскольку подлинная история не может быть точно записана, если факты скрываются или игнорируются. Если это так, то некоторые самолеты могут быть названы пионерами в той или иной области авиации, в то время как на самом деле другие самолеты более достойны этой чести. Одним из самолетов последней категории был SB-2.

До начала Второй мировой войны и примерно до 1942 года западные наблюдатели обычно называли каждую разработку советской авиационной промышленности копией западного образца. Так, И-16 считался копией Gee Bee racer или Boeing P-26A, И-15 - копией Boeing F4B-4, а СБ-2 якобы был скопирован с Martin 139. Такое же отношение существовало и к японской авиационной промышленности, продукция которой была точно так же дискредитирована - вплоть до Перл-Харбора.

Работы над СБ-2 начались в конструкторском коллективе Туполева в 1933 году, и по своей концепции он был более совершенным, чем большинство бомбардировщиков, активно разрабатывавшихся в то время во всем мире. Хотя двухмоторный бомбардировщик XB-907 компании Martin, предшественник самолета 139, в это время проходил летные испытания, SB-2, или ANT 40, имел мало сходства с американской машиной. Вся концепция этих двух самолетов была разной. Если Martin был логичным четырехместным преемником двухмоторного бомбардировщика Keystone и задумывался как самолет для бомбометания в строю, то SB-2 был предшественником длинного ряда очень быстрых двух- или трехместных двухмоторных бомбардировщиков, которые должны были использоваться для поддержки армии или быстрых ударов по выбранным целям. Чтобы правильно оценить временную шкалу, необходимо проанализировать состояние разработки подобных типов бомбардировщиков в других частях света. Вероятно, ближайшими эквивалентными типами, разрабатываемыми в Европе, были Bristol Blenheim, Dornier Do 17 и Heinkel He 111. Самолет ANT-40 совершил свой первый полет 7 октября 1934 года, но Bristol 142, предшественник бомбардировщика Blenheim, полетел только 12 апреля 1935 года. Первый серийный "Бленхейм" - настоящего прототипа не было - полетел 25 июля 1936 года, к тому времени АНТ-40 или СБ-2 уже поступили в действующие эскадрильи ВВС России. Dornier Do 17V1, чисто коммерческий самолет, совершил свой первый полет осенью 1934 года, но прототип для разработки бомбардировщика полетел только в конце 1935 года, а первые серийные самолеты появились только в конце 1936 года. Первый прототип бомбардировщика Heinkel He 111V1 впервые поднялся в воздух в начале 1935 года, а первые предсерийные бомбардировщики He 111A-0 поступили в испытательные центры Люфтваффе в конце 1936 года. Но эти ранние He 111 вряд ли были пригодны для оперативного использования, так как имели значительно меньшую мощность и развивали максимальную скорость всего 190 миль/ч или около того. Для сравнения, в это время SB-2, оснащенный двумя двигателями М-100 (советские лицензионные двигатели Hispano-Suiza 12Y brs), использовался в Испании в качестве полноценного скоростного бомбардировщика. Даже эти ранние версии имели максимальную скорость 236 миль/ч с полной загрузкой - несколько быстрее, чем самый быстрый стандартный истребитель Королевских ВВС того периода Gloster Gauntlet. SB-2 с двигателем М-100 в конечном итоге развивал скорость 255 миль/ч с полной нагрузкой.

Команда Туполева достигла отличного компромисса в конструкции СБ-2, что всегда было целью авиаконструкторов. Он имел тонкий, обтекаемый фюзеляж и довольно высокое крыло большой площади, что означало, что часть скорости бомбардировщика была принесена в жертву хорошим низкоскоростным и высотным качествам. Конструкция была способна к значительному развитию и адаптации, и вскоре была выпущена новая версия с двумя двигателями М-103 мощностью 990 л.с. каждый, установленными в мотогондолах более обтекаемой формы, что позволило увеличить максимальную скорость до 280 миль/ч и в целом улучшить все характеристики. Этот вариант, известный как SB-2bis, стал основным оперативным типом в годы войны. О качествах, присущих этой конструкции, можно судить по малоизвестному мировому рекорду, достигнутому в 1937 году на SB-2bis, который поднял 2 200 фунтов полезного груза на высоту 40 177 футов. Сама по себе достигнутая высота была выдающейся для того времени - даже без полезного груза.

SB-2 оставался на вооружении в течение многих лет и был приспособлен для выполнения ряда функций, включая бомбардировщик, разведчик, пикирующий бомбардировщик, учебный самолет, транспорт и буксировщик планера. Он использовался многими военно-воздушными силами и участвовал в гражданской войне в Испании, русско-финской войне, продолжении финской войны и на многих фронтах в годы после вторжения Германии в Советский Союз. В Чехословакии производилась лицензионная версия, получившая обозначение Avia В 71 (с двумя двигателями Avia/Hispano Suiza 12 Ydrs и немного более эллиптическими радиаторами). Некоторые из них впоследствии использовались немецкими Люфтваффе в качестве учебно-тренировочных самолетов. После окончания гражданской войны в Испании захваченные SB-2 использовались националистическими ВВС и оставались на вооружении примерно до 1952 года.

Я рассказал кое-что из истории SB-2, потому что компания Frog выпустила набор этого самолета в масштабе 1/72, и, возможно, есть моделисты, которые не знают о нем и его значении в истории авиации. Они могут легко отмахнуться от него как от непонятного типа, а не как от самолета, достойного места в любой коллекции типов Второй мировой войны.

Теперь к набору SB-2, и мои первые комментарии должны быть о стандарте производства. С точки зрения литья, облоя и толщины кромки крыла и хвостовой части, это один из худших наборов, которые я видел за последнее время. Также есть что-то странное в дизайне составных частей, которые создают впечатление, что они были изменены на каком-то этапе. Например, есть отдельные дверцы двигателя, которые теперь не имеют никакого назначения, и установочные гнезда в мотогондоле, предположительно для имитации двигателей, которые теперь выброшены. Также в половинках крыльев есть пазы для установки элеронов, которых теперь не существует, так как элероны закреплены, хотя и остаются отдельными элементами. Шасси, предположительно, когда-то должно было убираться, но теперь оно закреплено. Все это говорит о том, что этот набор подвергся значительной переработке.

Хотя стоит усомниться в мудрости очень известного производителя, выпускающего набор с таким качеством литья, позвольте мне сказать, что, несмотря на свой стандарт, эта модель радует меня гораздо больше, чем некоторые другие недавние выпуски Frog. Она имеет хорошие, точные очертания и обладает всем характером объекта. Если потратить время на очистку деталей, заполнить плохие стыки шпаклевкой и утончить кромки задней кромки - хотя и с некоторой потерей деталей поверхности - в результате получится восхитительная и убедительная модель SB-2.

Оригинальная версия SB-2 с двигателями M-100 была выбрана компанией Frog в качестве темы набора вместо более позднего SB-2bis, который, вероятно, был основным серийным вариантом. Это мудрое и приятное решение, поскольку оно позволяет использовать более широкий выбор цветовых схем. Действительно, в набор включены переводные рисунки для испанских республиканских ВВС, русских ВВС, чехословацких ВВС и Люфтваффе. Другие варианты, которые могли быть произведены, включают самолеты финских и испанских националистических ВВС.

Для операций в условиях суровой зимней погоды на Восточном фронте использовалось альтернативное лыжное шасси, которое входит в комплект. Использовались как двух-, так и трёхлопастные пропеллеры, и оба типа также включены в набор. Вооружение состоит из двух пушек в носовой части, с вертикальным перемещением, и задней пушки, установленной на вращающемся кольце на месте заднего стрелка. На полноразмерном самолете в заднем положении могут быть установлены две пушки, одна из которых стреляет вверх, а вторая - вниз через люк. В наборе предусмотрены стойки для двух легких бомб, установленных под крыльями между фюзеляжем и мотогондолами.

Хотя этот набор разочаровывает с точки зрения литья, этот недостаток с лихвой компенсируется тем, что это точная модель и интересная тема.
Price is 6s.

AIRCRAFT Illustrated, April 1970


FROG 1964

Hasegawa series JS-047-300 No.38, Convair F-102A Delta Dagger, 1968
アメリカ空軍   迎撃戦闘機  ジェネラル·ダイナミックス   <コンベア>   F-102A   デルタ·ダガー


1968

  • 02.04.2020