NEW AND IN VIEW
AIRCRAFT KITS
FROG. Вслед за Shackleton будет выпущен P-38J Lightning в масштабе 1/72, затем набор Lysander, из которого можно собрать как Mk. I, так и Mk. III для заброски агентов. После этого появится Blackburn Shark на поплавках или колесах, альтернативная маркировка для обоих типов включена в набор. Все эти наборы должны появиться до или вскоре после Рождества.
The IPMS magazine, Vol.5 No.10, OCTOBER 1967
NEW AND IN VIEW NEW AIRCRAFT KITS Компания Frog (Rovex) показала свой новый Blackburn Shark в масштабе 1/72 на выставке в Лондоне, и по цене 3/11d. этот прекрасный набор должен предложить одно из лучших соотношений цены и качества. Lysander должен появиться в апреле, а в их каталоге 1968 года представлены иллюстрации коробок для Mosquito, Beaufighter, Blenheim 1 и Tupolev SB-2. Все они выполнены в масштабе 1/72 и все имеют дополнительные детали или альтернативную маркировку и детали окраски.
The IPMS magazine, Vol.5 No.3, MARCH 1968
MODELLING
W R MATTHEWS
A TRIO FROM FROG
Наборы Frog в их лучших проявлениях действительно очень хороши, и лучший из трех выпущенных в этом месяце в масштабе 1/72 от этой компании, Blackburn Shark, является превосходным набором в мировом чемпионском классе "Trimotor" от Airfix. Стоимость, которую он предлагает за свою скромную британскую цену в 3s 11d, просто поражает - он состоит из 98 деталей! "Акулы" эксплуатировались как с колес, так и с поплавков, и оба варианта предлагаются в этом наборе. Как и у большинства военно-морских самолетов, крылья "Акул" складывались, поэтому Frog предусмотрел альтернативные центральные секции, позволяющие устанавливать крылья в любом положении. Элероны, рули высоты и даже посадочные щели являются отдельными подвижными деталями, в комплект входят бомбы и торпеда. Модель очень аккуратная и обладает большим количеством деталей. Детали хорошо подходят друг к другу, хотя при сборке, по понятным причинам, требуется некоторая осторожность. Лист декалей, на котором представлены четыре альтернативных набора маркировки, включая маркировку самолета португальских ВВС, является выдающимся, прекрасно напечатанным и полуматовым.
Было бы удивительно, если бы не было одного или двух незначительных моментов для критики. Одно из них заключается в том, что из-за конструкции альтернативных центральных секций под задними кромками верхних и нижних крыльев, когда они установлены в выдвинутом положении, имеется некрасивый треугольный зазор. Механизм управления рулями высоты неудовлетворителен, и рули высоты, на самом деле, лучше закрепить в нужном положении.
Другие предложения Frog включают A-7A Corsair II и Northrop F-5A. Оба набора хороши, хотя и не дотягивают до стандартов ранее описанного Shark. Оба в целом точны, хотя носовой обтекатель A-7A слишком тупой, и оба хорошо, хотя и скудно детализированы. Подгонка деталей хорошая, но обе модели требуют значительного количества шлифовки и шпаклёвки стыков, причем киль F-5A и корни крыла A-7A требуют особого внимания в этом отношении. Возможно, лучшей особенностью обоих наборов является лист декалей. Для A-7A предлагается красочная маркировка двух ударных эскадрилий ВМС США, а для F-5A - маркировка F-5A(G)-NO-25 Королевских ВВС Норвегии и устаревшая маркировка CF-5A Вооруженных сил Канады (канадский круг теперь только красно-белый, синее внешнее кольцо уступило место красному). По британским ценам 3s 11d и 6s 6d, эти наборы являются справедливой ценой, хотя ни один из них нельзя считать дешевым, и это особенно касается A-7A, несмотря на внушительный набор подвесного вооружения.
MAKE | AIRCRAFT | SCALE | PRICE |
Lindberg | Heinkel He 219 | 1/72nd | $1.00(US) |
Lindberg | Dornier Do 17Z | 1/72nd | $l.00(US) |
Airfix | Ford 5-AT | 1/72nd | 6s 6d(UK) |
Airfix | Grumman F6F Hellcat | 1/72nd | 3s 6d(UK) |
Frog | Blackburn Shark | 1/72nd | 3s 11d(UK) |
Frog | Northrop F-5A | 1/72nd | 3s 11d(UK) |
Frog | LTV A-7A Corsair II | 1/72nd | 6s 6d(UK) |
RAF Flying Review June, 1968, Vol. 23, No. 10
TRADE NOTES
New items in the Model Shops
tried and tested by A/M staff members
От Rovex Industries мы имеем не менее девяти новых наборов Frog в масштабе 1/72; Westland Lysander, с очень точными очертаниями, Phantom с маркировкой Королевского флота, но представляющий F-4B, а не серию, которую можно увидеть в британских цветах, Lockheed Starfighter, Mig 21, Northrop F5 Freedom Fighter, Vought Corsair A7A, Canadair Sabre, F105 Thunderchief, и Blackburn Shark. Благодаря очень добротному литью фонарей, наборы в целом хорошо выполнены, но в некоторых случаях омрачены излишним облоем на мелких деталях. Sabre, Starfighter и Shark в настоящее время находятся в стадии изготовления, и комментарии на сегодняшний день включают в себя подгонку ниже среднего для Starfighter, и отсутствие ниш шасси у Sabre. Цветные рисунки на задней стороне коробок дают разнообразие маркировок в большинстве случаев - полная оценка Frog за это полезное руководство.
AeroModeller DECEMBER 1968 Vol.XXXIII No.395
Thirty years of BLACKBURN SHARKS
W. Bruce Hamilton compares old and new Frog plastic kits, with photos by J. Mucha
ИДЕЯ этой статьи возникла, когда я впервые прочитал, что компания Frog планирует выпустить новый набор торпедного бомбардировщика Blackburn Shark. Причина моего особого интереса к этому набору заключалась в том, что у меня уже была пластиковая модель "Акулы", выпущенная компанией Frog. Однако ей было около 30 лет! Это был один из первоначальной серии пластиковых наборов, Frog Penguins, которые были представлены в 1937 году. Мне показалось хорошей идеей сравнить эти два набора, старый и новый.
В этой статье не место подробно рассказывать о наборах Frog Penguin в целом. Это уже сделал Билл Мэтьюс в отличной статье на эту тему, опубликованной в декабрьском номере журнала Aeromodeller за 1963 год. Здесь, а также в каталоге пластиковых наборов (опубликованном в декабрьском номере) можно найти полный перечень этих первых пластиковых наборов. Тем не менее, несколько общих замечаний об этой серии могут послужить подходящим фоном для этой статьи.
Серия была запущена в 1937 году. Модели в нее добавлялись вплоть до начала Второй мировой войны. Эти модели были лучшими среди масштабных. После войны производство снова началось, и добавились новые модели, при этом производство лишь некоторых довоенных наборов было возобновлено. Большинство наборов, впервые представленных после войны, были довольно неточными. У меня есть послевоенная модель P51-D Mustang от Frog Penguin, и на её фоне довольно плохая модель этого самолета в масштабе 1/72 от Revell выглядит очень хорошо! Производство всех моделей серии Penguin прекратилось в 1950 году. Эти оригинальные пластиковые наборы были отлиты из ацетата, а не из полистирола. Свойства ацетата давали некоторые преимущества при литье наборов, однако, в остальном он не столь удовлетворителен, как более современные пластики. Это связано с тем, что он имеет тенденцию легко деформироваться с возрастом, поскольку является более мягким пластиком. Это видно на прилагаемых фотографиях Frog Penguin Shark.
Frog Penguin Shark попала ко мне, потому что была отправлена моему отцу перед войной знакомым из Англии. Если на фотографиях модель выглядит немного потрёпанной, то это потому, что набор был собран в момент получения и пролежал без реставрации около 30 лет! Итак, поскольку я обладал этой Penguin Shark, я почувствовал, что новая Frog Shark могла бы стать отличным графическим отчетом о достижениях в области современных пластиковых моделей, тем более что оба набора были выпущены одной и той же компанией! Вот несколько сравнительных заметок, а также несколько комментариев о новом наборе Frog, чтобы дополнить ваши собственные наблюдения по фотографиям.
Вообще говоря, новая модель Shark значительно улучшена по сравнению со старой. Изображение поверхности, покрытой тканью, более реалистично, а некоторые мелкие детали, такие как выхлопные трубы, на новой модели более детализированы. Но сравните пулеметы в кормовой кабине! На новой модели это довольно неубедительный кусок пластика. Но у Frog Penguin есть пулемет (кстати, цельная отливка), который, несомненно, должен быть намного лучше, чем любой из существующих наборов. И затем обратите внимание на двигатели. В старом Frog Penguin это хорошо детализированная отливка двухрядного Armstrong Siddeley Tiger из двух частей, полностью соответствующая тем, которые встречаются во многих современных наборах. Двигатель в новом наборе Frog, с другой стороны, должен быть худшей особенностью модели.
Пластиковый диск с несколькими нарисованными линиями, входящий в набор, является очень жалким оправданием за двигатель! Наконец, по фотографиям можно заметить, что посадочный крюк на Frog Penguin Shark сделан из тонкой проволоки. Это то, с чем, на мой взгляд, должны считаться современные производители: Некоторые детали просто не могут быть отлиты из пластика достаточно деликатно или достаточно прочно. Многие слабые или "неуклюжие" детали, существующие в сегодняшних наборах, были бы намного лучше, если бы они были сделаны из металла. Но сегодня включение металлических деталей в пластиковые авиационные наборы кажется строгим табу! Тридцать лет назад компания Frog признавала эти недостатки пластика и делала соответствующие детали. Сегодня это кажется слишком сложной задачей, или что-то в этом роде.
В ходе исследования я обнаружил, что фотографий "Акулы" в публикациях довольно мало. Таким образом, несколько сложно определить, является ли один набор Frog более точным, чем другой. Интересно, не смоделирован ли Frog Penguin Shark на основе другой версии самолета, чем новый Frog? Это потому, что он имеет следующие отличия: хвостовое колесо в обтекателе, большое расстояние между фюзеляжем и плавником/рулем, которое не видно на фотографиях, и три отдельные кабины. Новый Frog имеет кабину пилота, а затем одну удлиненную двухместную кормовую кабину. Ветровые стёкла, вероятно, просто не были включены в набор Frog Penguin.
По общим размерам модель Frog Penguin заметно меньше новой модели Frog (обе модели предполагаются в масштабе 1/72). Поскольку размеры нового набора совпадают практически полностью, это делает Frog Penguin несколько недомасштабным.
Я хотел бы сделать несколько замечаний о новом наборе Frog Blackburn Shark, которые могут быть полезны тем, кто приобретает этот набор. Во-первых, Frog включает торпеду, четыре бомбы и лебедку для буксировки воздушной мишени и указывает, что все это можно разместить на модели, что и было сделано в модели на фотографиях. Однако, сомнительно, что "Акула" когда-либо поднималась в воздух подготовленной для стольких целей, да и вообще была бы способна на это! Поэтому я бы предположил, что включение любого из этих трех типов грузов на модели будет наиболее точным (бомбы, торпеда или лебедка). Кроме того, я обнаружил, что при креплении верхнего крыла к модели проще всего прикрепить его сначала с помощью внутренних стоек "N", дать им высохнуть, а затем приклеить оставшиеся кабан и межплоскостные стойки. Маслорадиатор должен быть приклеен под прямым углом к месту, указанному на инструкции Frog, с ребрами, расположенными вперёд и назад. Одно упущение в отличном листе декалей - это цифры серийного номера под крылом. Они должны быть добавлены, направлены вперед под нижним крылом правого борта и назад под нижним крылом левого борта.
К счастью, я могу сообщить, что новый Frog Shark является улучшением по сравнению с моделью 30-летней давности. Несколько недостатков набора, особенно двигатель, присущи этой модели, и, к счастью, немногие другие современные наборы страдают ими. Однако, посмотрев на эти фотографии Frog Penguin Shark, я сомневаюсь, что немногие будут отрицать, что это удивительно хороший набор для модели 30-летней давности. Действительно, если бы он был выпущен сегодня вместо нового набора Frog, я сомневаюсь, что он подвергся бы критике.
Scale Models No.20 1971 MAY Vol.2. No.5 _________________________________________________
NEW AND IN VIEW
Самолет Blackburn Shark не нуждается в представлении для моделистов или энтузиастов. Наборы Frog 'Penguin' включали Shark в довоенную линейку (K4206/"740"), а нынешняя компания Rovex добавила этот самолет в свою программу несколько лет назад.
Набор Rovex/Frog в основном точен, и интересное сравнение между довоенным и современным наборами появилось в майском номере журнала Scale Models Magazine за 1971 год, с фотографиями обоих наборов в собранном виде. По сравнению с фотографиями реальной модели мы считаем, что нынешний набор более "представителен", особенно в отношении "посадки" модели.
Деталировка панелей несколько тяжеловата, поэтому рекомендуется тщательная шлифовка, для справки о правильном расположении линий панелей и т.д. (см. планы Питера Куксли в масштабе 1/72 и статью Джона Тейлора в "Model Aircraft Magazine", декабрьский выпуск 1963 г.).
Слабым местом набора Rovex/Frog является очень элементарное изображение "двигателя" (предположительно Tiger VIc от Shark II) - это простой диск, вставленный внутрь передней части обтекателя с довольно грубо отформованными деталями цилиндров и картеров. Это можно улучшить тщательной покраской и выделением, используя базовый Gunmetal с серебристыми штоками цилиндров и т.д., или, конечно, обратившись к коробке с лишними деталями.
В набор входят детали для альтернативных вариантов колёсного или поплавкового шасси и маркировка для '652' из 820 Sqdn. R.N., H.M.S. Courageous, базирующегося на берегу в военное время Shark Trainer или в поплавковом варианте, в португальском оформлении.
"Акулы" были окрашены по официальной схеме для военно-морских самолетов середины 30-х годов, с серебристым покрытием, за исключением всех металлических участков, которые были окрашены в глянцевый материал, известный как Sky Grey, как описано для Skua.
Очень заметной особенностью окраски "Акул" было нанесение чёрной краски вдоль верхней поверхности фюзеляжа, но обычно не распространяющейся на обтекатель. В некоторых источниках эта область окрашивается в темно-зеленый цвет, но беседы с бывшими лётчиками "Шарк", а также ссылки на современные журналы и т.д. указывают на то, что чёрная краска была/является обычно правильным покрытием.
На нашей странице фотографий показаны представительные "Шарки" как на колесных, так и на поплавковых шасси, а отдельные детали маркировки/цвета приведены в других источниках. Humbrol Light Aircraft Grey HX. 5 следует наносить (если не указано иное) на весь фюзеляж/капот, шасси и стойки крыла, включая межплоскостные стойки. Втулка и центральная часть лопастей винта были из полированного ламинированного дерева, оставшиеся части лопастей спереди и сзади были покрыты глянцем Sky Grey, за исключением передней кромки лопастей, которая имела кромки Slate Grey - вероятно, нанесенные поверх ткани, наклеенной для уменьшения сколов или отколов на передней кромке каждой лопасти, вызванных мелкими камнями и неровностями поверхности на береговых сооружениях и т.д.
Интерьер обширной кабины пилота был окрашен в Aircraft Grey Green (Humbrol Cockpit Colour No. HD.1).
Опознавательные знаки на флотских Shark соответствовали стандарту периода 1935-1939 гг.
Shark использовались в 810 и 820 эскадрильях, летавших с H.M.S. Courageous (1936 г. до замены на Swordfish в 1938 г.), а также в 821 эскадрилье H.M.S. Furious и 753 и 754 учебных эскадрильях. Последние базировались на берегу в Ли-он-Солент, где также базировалось звено самолетов "Шарк" на поплавках . Маркировка выполнялась в соответствии с существующей практикой: авианосец обозначался цветными диагональными полосами вокруг фюзеляжа (как на ОЗ или Medium Blue для Courageous и Red для самолетов H.M.S. Furious), поверх которых были нанесены белые цифры, обозначающие назначение и эскадрилью, в которой использовался самолет... Например, считается, что 810 использовал самолеты серии 640, а 820 - 650 во время службы на Courageous. Колесные и поплавковые Sharks из 821 H.M.S. Furious использовали диапазон 690.
ОЗ над крыльями и только на бортах фюзеляжа (не под крыльями) были довоенного образца: красная зона составляла 1 /5 часть общего диаметра, а белая - 3/5 части того же диаметра. Серийные номера были нанесены черным цветом на хвостовой части фюзеляжа, а также на оперении каждого самолета, но в отличие от маркировки других современных военно-морских бипланов, цифры индивидуальных номеров на фюзеляже не повторялись под верхними законцовками крыльев на Sharks.
Через некоторое время после вступления в строй на борту Courageous, Sharks из 810 эскадрильи получили маркировку на киле (возможно, неофициально?), которая, как можно видеть по фотографиям, выглядела в виде окрашенного в красный цвет элемента, скорее напоминающего рисунок B.O.A.C. Speedbird, но с параллельными "крыльями". Если кто-то из читателей сможет дать нам более точные сведения об этой маркировке, мы будем благодарны.
Ступицы колес часто окрашивались в цвета звена - красный, синий или желтый. На наборе Frog/Rovex на листе декалей для центральной секции верхнего крыла предусмотрены синие квадраты, однако, официального объяснения с подробностями такой маркировки не существует, но неофициально бывшие "шаркисты" говорили, что такая маркировка часто основывалась на сигналах военно-морского флага (! ) и что в случае с "652" это мог быть самолет, на котором летал командир экипажа "Blue", так как они вспомнили, когда их спросили, что они "думали", что на "651" маркировка была красного цвета, что соответствовало бы идентификации командиров для "A" FNght, летавших на "651"-"650" (который мы видели на одном очень размытом любительском снимке с воздуха) не имел маркировки на верхнем крыле, что наводит на мысль, что "650" логически должен был быть самолетом командира эскадрильи. Его машина из-за отсутствия такой маркировки на крыле была заметна в строю и т.д., поэтому мнения читателей по этому поводу также будут приветствоваться. 810-я эскадрилья не имела такой маркировки, как и 821-я эскадрилья, по крайней мере, насколько можно судить по современным фотоснимкам.
Несмотря на значительные исследования довоенной отделки и маркировки R.N., остается много пробелов в отношении маркировки подразделений/индивидуальных самолетов/носителей индивидуальных номеров и т.д., и мы надеемся заполнить некоторые из них в одном из последующих выпусков, поскольку, похоже, мы вполне можем увидеть больше наборов межвоенных типов, включая машины R.N.
Замечания редактора.
Я изучил "загадочную" маркировку на "Акулах" 810-й эскадрильи и считаю, что эта маркировка является версией двуручного кинжала "удар", который использовался на Индийском континенте. Вполне возможно, что такая маркировка обозначала службу в этой части света... например, в Тринко-Мали. Я полагаю, что это оружие называлось "кадар".
A.M.L.K.
The IPMS magazine, july 1973
Blackburn Shark II/IIA
F179 | 1968-1973 | F2(R) | 180000 | 3xFAA & 1xPortuguese Navy |
F179 | 1976-1977 | H(G) | 15000 | 3xFAA & 1xPortuguese Navy |
Опционально можно было установить колёсное или поплавковое шасси. В комплект входит большое количество деталей, слишком большое, по мнению некоторых сотрудников Rovex. Набор не имел коммерческого успеха из-за высокой стоимости производства. Обратите внимание, что выпуск 1976 года был продолжен в Зелёной серии.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|