FROG F162 Blackburn Skua |
FROG Red Series F162 Blackburn Skua, International Model Aircraft Limited, 1964
|
Заметки покупателя
После серии "Trailblazer", упомянутой в прошлом месяце и открывающейся самолетом Supermarine S6B, нам обещают "Vickers Vimy" весной и рекордный моноплан Bristol 138 и Lindbergh "Ryan N.Y.P." осенью. В серии военных самолетов от Frog пластик R.A.F 'Mitchell III' появится летом, за ним последует 'Blackburn Skua' и 'Junkers Ju 88'. Так что любителей пластиковых моделей ожидает большая активность!
AeroModeller APRIL 1964 Vol.XXIX No.339
Обсуждение моделей
У. Р. Мэттьюз
BLACKBURN SKUA
Еще одним недавним выпуском Frog является их модель Blackburn Skua в масштабе 1/72, еще одна хорошая модель, поддерживающая репутацию серии компании FROG по Второй мировой войне за качество и точность. Цветовая схема, изображенная на крышке коробки, мягко говоря, причудлива, хотя Frog уверяет нас, что они проверили ее с особой тщательностью. Что ж, мы можем только сказать, что нам не удалось подтвердить существование "Skua", закамуфлированных в необычный рисунок коричневого и серого цветов! Кроме того, кокарды, изображенные на рисунке, относятся к более позднему, с неравной шириной, в то время как круги, представленные на переводном листе, относятся к типу равной ширины. В отличие от крышки коробки, лист инструкции предлагает моделисту камуфлировать своего Skua красками Dark Green и Dark Earth для верхних поверхностей и Duck Egg Blue для нижних поверхностей, с Dark Sea Grey и Slate Grey цветом верхних поверхностей и Medium Sea Grey цветом нижних поверхностей в качестве альтернативной схемы - несомненно, более подходящей, чем та, что изображена на крышке коробки. Но в целом, Frog's Skua - хорошая модель и стоит каждого пенни из трех шиллингов, по которым она продается в Великобритании.
RAF Flying Review July, 1964, Vol. XIX, No. 11
За прилавком
Обзор новинок торговли
Новые пластиковые модели
Также в семействе Frog появились Blackburn Skua, N,A. Mitchell и Vickers Vimy, все в масштабе 1/72 и по цене 3s., 6s. и 6s. соответственно. Skua - очень приятное дополнение и еще одна "первая модель от Frog", только для них это "вторая", так как она также была представлена в их довоенной линейке. Память стирает точность их первой пресс-формы, но их последняя оставляет желать лучшего.
В целом, собранная модель выглядит привлекательно, пресс-формы аккуратные и детали хорошо стыкуются друг с другом. Однако, с точки зрения размеров, это печальная история. Крыло должно быть шире по хорде в среднем на 0.15 дюйма, хвостовое оперение шире на 0.1 дюйма, а размах хвостового оперения короче примерно на 0.4 дюйма. Меня заверили, что копия чертежа общих видов была получена от Blackburns, но это, с профессиональной точки зрения, ничего не гарантирует, поскольку на всех производственных чертежах есть пометка "не масштабировать этот чертеж", и единственная информация, с которой можно работать, это размеры, указанные на нем. В данном случае было бы разумнее использовать чертеж, напечатанный на листе с инструкциями по покраске, так как в пропорциональном отношении он достаточно точен.
Model Aircraft сентябрь 1964 года
Заметки покупателя
Модель FROG самолёта "Blackburn Skua" в масштабе 1/72 идеально собирается, но оставляет желать лучшего в общем законченном виде.
Как кажется, раздражение вызывает прозрачная деталь фонаря, хотя довольно правильная, но с несоответствующими линиями "переплёта" слишком тяжелыми и неправильно расположенными.
Задняя часть фонаря преходит в деталь фюзеляжа немного слишком низко для масштаба.
Достойной внимания доработкой была бы шлифовка краёв рамы вдоль верхней части отливки детали фонаря кабины (слишком квадратной и угловатой), чтобы скруглить эти края, которые должны бы быть достаточно гладкие и искривлённые, особенно сверху лобового стекла пилота.
FROG продаёт свою Skua за 3 шиллинга ровно.
AeroModeller OCTOBER 1964 Vol.XXIX No.345
Blackburn Skua II
| F162 | 1964-1965 | EX(R) | } 190000 | 1xFAA |
| F162 | 1965-1971 | F1(R) | 1xFAA |
+ | F162 | (1973) | -(B) | - | (2xFAA?) |
|
|
|
|
AirLines 7901 Blackburn Skua, Lines Bros, USA 1964
|
Lines Bros., Inc., 1107 Broadway, New York, NY, USA.
Period: 1964-1966
The first U.S. distributor of Frog kits was H. Hudson Dobson in New York, who sold the pre-war Penguin kits. When plastic kits were re-introduced in the 1950s, distribution was handled by Lines Bros., Inc., and also by Continental Models, Inc., in Brooklyn, New York. Incidentally, Continental also handled most of the Airfix imports. However, all imports of plastic kits were subjected to high customs tariffs and sales were therefore relatively low. It was to cure this situation that Air Lines were born.
Air Lines was the brain-child of Alan Ginsburg, the local Lines Bros, manager. His suggestion was to have all the kits moulded in the U.S.A., thus avoiding the tariffs. He eventually persuaded the management in London that this was a sound proposition and an initial range of 24 kits was selected. After visiting a number of potential candidates -bringing a sample Frog mould in the car boot - an agreement was reached with Pyro in New Jersey to mould the kits.
Most Frog kits at the time had a line drawing rather than dramatic artwork on the box and this was felt to be unsuitable for the U.S. market. The artist Jo Kotula was therefore commissioned to paint new art for Air Lines, many of his paintings later being used on Frog kits as well.
All decals were printed in England and, apart from the new ones for the USAAF B-25 and B-26, the same as in the contemporary Frog issues.
Instead of the normal U.S. practice of adding the price after the kit number. Air Lines incorporated it in the number itself. Kit 3901 thus cost 39 cents, and so on.
It should be noted that the Vimy was never sold with radial engines, although shown thus in the Air Lines leaflet.
The first kits appeared in 1964 and a further five kits (7908, 9803, 9804, 12903 and 12904) were added in 1965. The last kits to be released were the 59 cent range in spring, 1966. However, by now it was apparent that the whole scheme was in fact uneconomic and Air Lines was terminated later in that year, an additional five kits planned for August never being produced.
Production quantities are not known but must have been substantial for most kits, judging by the numbers still around.
+ | Project only, never released |
* | Existence probable but as yet unconfirmed |
** | Existence possible, information uncertain |
*** | Existence unlikely but not totally impossible |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Lines Bros., Inc., 1107 Broadway, New York, NY, USA.
Период: 1964-1966
Первым американским дистрибьютором наборов Frog был H. Hudson Dobson в Нью-Йорке, который продавал довоенные наборы Penguin. Когда в 1950-х годах вновь появились пластиковые наборы, их распространением занималась компания Lines Bros., Inc. и Continental Models, Inc. в Бруклине, Нью-Йорк. Кстати, Continental также занималась импортом Airfix. Однако весь импорт пластиковых наборов облагался высокими таможенными тарифами, поэтому продажи были относительно низкими. Именно для исправления этой ситуации и была создана компания Air Lines.
Air Lines была детищем Алана Гинсбурга, местного менеджера Lines Bros. Его предложение заключалось в том, чтобы все наборы отливались в США, что позволило бы избежать пошлин. В конце концов, он убедил руководство в Лондоне, что это разумное предложение, и первоначальный ассортимент из 24 наборов был выбран. После посещения нескольких потенциальных кандидатов, взяв с собой образец формы Frog в багажнике автомобиля, было достигнуто соглашение о производстве наборов с компанией Pyro в Нью-Джерси.
Большинство наборов Frog в то время имели на коробке рисунок в виде схемы, а не эффектную иллюстрацию, и это считалось неподходящим для американского рынка. Поэтому художнику Джо Котула было поручено нарисовать новые иллюстрации для Air Lines, и многие из его рисунков впоследствии также использовались на наборах Frog.
Все декали были напечатаны в Англии и, за исключением новых для USAAF B-25 и B-26, были такими же, как и в современных выпусках Frog.
Вместо обычной американской практики добавления цены после номера набора. Air Lines включила ее в сам номер. Таким образом, набор 3901 стоил 39 центов, и так далее.
Следует отметить, что Vimy никогда не продавался с радиальными двигателями, хотя в проспекте Air Lines это указано.
Первые наборы появились в 1964 году, а еще пять наборов (7908, 9803, 9804, 12903 и 12904) были добавлены в 1965 году. Последними были выпущены наборы по 59 центов весной 1966 года. Однако к этому времени стало очевидно, что вся эта затея нерентабельна, и в конце того же года выпуск Air Lines был прекращен, а дополнительные пять наборов, запланированные на август, так и не были произведены.
Количество выпущенной продукции неизвестно, но, судя по сохранившимся экземплярам, оно было значительным для большинства наборов.
+ | Только проект, никогда не выпускался |
* | Существование возможно, но пока не подтверждено |
** | Существование возможно, информация неопределенная |
*** | Существование маловероятно, но не полностью невозможно |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
Tri-ang F162 Blackburn Skua, Lines Frères S.A. Calais, 1964
|
Lines Freres S.A., Route de Dunkerque, Calais, France (to mid-1964);
Meccano - Tri-ang Lines Freres S.A., 70-88 Avenue Henri Barbusse. 93 Bobigny. France (from mid-1964)
Period: 1962?-1972?
The French production was a very large operation, only surpassed by the Soviet activities of recent years. Despite this, very little has been known about it, never mind published.
The origins can be traced back to the founding of EEC in 1958. Since Great Britain was not a member state at the time, the Lines Bros, management wanted to get a foothold on the continent by establishing a branch in France. It needed to be close to the Channel coast in order to make the shipping of moulds back-and-forth as easy as possible. However, no suitable existing factory could be found so in the end a completely new facility was built on the outskirts of Calais.
The general idea was to send moulds over from England and having the actual production taking place in France -an EEC member - thus making the products duty-free when exported to other EEC countries. The production did not only include kits - indeed, this only accounted for some ten per cent of the capacity - but general toys as well.
At first, all kits produced were sold under the Tri-ang label, mainly in order to conform with the other French products. But no doubt the word Frog was also considered less suitable due to certain associations in British-French relations...
No production records have survived, but it seems likely that most contemporary Frog kits were produced in Calais as well. The Tri-ang boxes, decals and instruction sheets were all copied from the British originals and only showed minor changes. Plastic colours could differ from the normal Frog ones however, some startling combinations like red Scimitars being produced.
Kit numbers were the same as those used in Britain. However, many of the kits can be found with a C-prefix to this (e.g. C.334P). This was also used on other Lines products manufactured in France and stood for Calais. It seems to have been used up to mid-1963 or so and then deleted from future boxes printed. Some kits can therefore be found both with and without the C-prefix. When IMA changed from a suffix-P to a F-prefix in 1964 the French followed suit for a short period. Kits already in production were not changed, however.
Early in 1964 Lines Bros, bought the Meccano group and - almost as a bonus - also got control of their French branch. Meccano was already a well-established name in France - much more so than Tri-ang - and the two companies were therefore quickly integrated, the Meccano name being worked into the Tri-ang brand name on most products. The existing Meccano manager became the new managing director for France. He had no objection to the name Frog - indeed, he thought it a good joke! - and their kit range was thus renamed Frog/Tri-ang.
A new box style and new artwork was adapted for new releases. For reasons unknown, these also reverted to the old suffix-P. Kits already in production were not changed, apart from getting a sticker indicating the colour series when appropriate (red for the Attacker etc.). There is no known example of an old kit being given a new box. The fact that the Britannia was released in this style is admittedly confusing, but probably only indicates that it was never issued in the early style for some reason.
It should be pointed out that Tri-ang did by no means handle all sales to the continent. Managers of the continental Lines Bros, selling branches did, of course, buy where the price was lowest and Tri-ang prices were often higher than those of IMA. Lines Bros. (Holland) NV did, for example, mainly buy British-made kits.
By 1966, kit production was becoming uneconomical and was consequently terminated before long. This was partly caused by poor sales and partly due to problems in planning the mould swapping programmes. In early 1967 some 50000 standard Frog boxes were sent over from Britain and most remaining Tri-ang stocks reboxed - in some cases this was done by simply putting a new box over the existing one. But for certain kits, such as the ships, airliners and small-scale WWII bombers, no new boxes were available and old stocks of these were still sold as Tri-ang in the early 1970s.
Although not yet positively proved, it is believed that the moulds for the Rapide, Rotodyne and small-scale Blenheim, Hampden and Wellington were left behind in France and eventually scrapped there.
Some special issues are also worth a mention. In 1968 an ex-Heller Mirage IIIC was released under the Frog/ Meccano-Tri-ang label and this was joined by another three ex-Heller kits in 1971. These are the only kits known to have used the Frog name without ever having been produced by either IMA or Rovex. For some reason, some of these kits were also sold as Meccano-Tri-ang kits as well, without reference to Frog. Possibly this was after the Airfix take-over.
In the early 1970s Meccano was bought by Airfix and it is an ironic fact that from 1982 the former Lines Bros, factory in Calais produced all Airfix kits intended for the European market...
It is possible, but not very likely, that the ex-Renwal AFV and ship kits sold as Frog in England were also sold as Tri-ang. Since they are not really ex-Frog kits, nor used the name Frog in France, they have been excluded from the list.
"Old" Style
|
|
Lines Freres S.A., Route de Dunkerque, Кале, Франция (до середины 1964 года);
Meccano - Tri-ang Lines Freres S.A., 70-88 Avenue Henri Barbusse. 93 Бобиньи. Франция (с середины 1964 г.)
Период: 1962?-1972?
Французское производство было очень крупной операцией, превзойденной только советской деятельностью последних лет. Несмотря на это, о нем было известно очень мало, не говоря уже о публикациях.
Истоки можно проследить до основания ЕЭС в 1958 году. Поскольку Великобритания в то время не была членом ЕС, руководство Lines Bros. хотело закрепиться на континенте, открыв филиал во Франции. Он должен был находиться недалеко от побережья Ла-Манша, чтобы максимально упростить транспортировку форм туда и обратно. Однако подходящей фабрики не нашлось, и в итоге на окраине Кале было построено совершенно новое предприятие.
Общая идея заключалась в том, чтобы отправлять формы из Англии, а само производство осуществлялось во Франции - члене ЕЭС, что позволило сделать продукцию беспошлинной при экспорте в другие страны ЕЭС. Производство включало не только наборы - на них приходилось всего десять процентов мощностей, - но и игрушки общего назначения.
Поначалу все наборы продавались под маркой Tri-ang, в основном для того, чтобы соответствовать другим французским товарам. Но, несомненно, слово Frog также считалось менее подходящим из-за определенных ассоциаций в британско-французских отношениях...
Записей о производстве не сохранилось, но кажется вероятным, что большинство современных наборов Frog также производились в Кале. Коробки, декали и инструкции Tri-ang были скопированы с британских оригиналов и имели лишь незначительные изменения. Цвета пластика могли отличаться от обычных фроговских, однако были выпущены и такие удивительные сочетания, как красные Scimitars.
Номера наборов были такими же, как и в Британии. Однако многие наборы можно найти с приставкой C (например, C.334P). Это обозначение использовалось и на других продуктах Lines, произведенных во Франции, и означало Кале. Похоже, что он использовался примерно до середины 1963 года, а затем был удален из последующих напечатанных коробок. Поэтому некоторые наборы можно найти как с префиксом C, так и без него. Когда в 1964 году IMA перешла с суффикса P на F-префикс, французы на короткое время последовали ее примеру. Однако наборы, уже находившиеся в производстве, не были изменены.
В начале 1964 года компания Lines Bros. купила группу Meccano и - почти как бонус - получила контроль над ее французским отделением. Meccano уже была хорошо известна во Франции - гораздо больше, чем Tri-ang - и поэтому две компании были быстро интегрированы, а название Meccano было включено в торговую марку Tri-ang на большинстве продуктов. Существующий менеджер Meccano стал новым управляющим директором во Франции. Он не возражал против названия Frog - более того, он считал его хорошей шуткой! - и, таким образом, их ассортимент наборов был переименован в Frog/Tri-ang.
Для новых выпусков был разработан новый стиль коробки и новое оформление. По неизвестным причинам, они также вернулись к старому суффиксу P. Уже выпущенные наборы не претерпели никаких изменений, кроме наклейки с указанием цветовой серии, когда это было необходимо (красный для "Атакующего" и т.д.). Неизвестно ни одного примера, когда старый набор получил бы новую коробку. Тот факт, что Britannia была выпущена в таком стиле, конечно, сбивает с толку, но, вероятно, говорит лишь о том, что по каким-то причинам она никогда не выпускалась в раннем стиле.
Следует отметить, что Tri-ang отнюдь не занималась всеми продажами на континенте. Менеджеры континентальных торговых филиалов Lines Bros., конечно же, покупали там, где цена была ниже, и цены Tri-ang часто были выше, чем у IMA. Lines Bros. (Holland) NV, например, в основном покупала наборы британского производства.
К 1966 году производство наборов стало нерентабельным, и в скором времени оно было прекращено. Отчасти это было вызвано плохими продажами, а отчасти - проблемами с планированием программ замены пресс-форм. В начале 1967 года из Великобритании было отправлено около 50000 стандартных коробок Frog, и большинство оставшихся наборов Tri-ang были переупакованы - в некоторых случаях это было сделано путем простого размещения в новой коробке уже имеющейся. Но для некоторых наборов, таких как корабли, авиалайнеры и небольшие бомбардировщики Второй мировой войны, новых коробок не было, и старые запасы этих наборов по-прежнему продавались как Tri-ang в начале 1970-х годов.
Хотя это еще не доказано, считается, что формы для Rapide, Rotodyne и мелкомасштабных Blenheim, Hampden и Wellington были оставлены во Франции и в конечном итоге отправлены на слом.
Стоит упомянуть и о некоторых специальных выпусках. В 1968 году под маркой Frog/ Meccano-Tri-ang был выпущен экс-Heller Mirage IIIC, а в 1971 году к нему присоединились еще три экс-Heller. Это единственные известные наборы, которые использовали имя Frog и при этом не были выпущены ни IMA, ни Rovex. По какой-то причине некоторые из этих наборов также продавались как наборы Meccano-Tri-ang, без упоминания Frog. Возможно, это произошло после поглощения Airfix.
В начале 1970-х годов Meccano была куплена Airfix, и по иронии судьбы с 1982 года на бывшей фабрике Lines Bros. в Кале производились все наборы Airfix, предназначенные для европейского рынка...
Возможно, но не очень вероятно, что бывшие наборы Renwal AFV и кораблей, продававшиеся в Англии как Frog, также продавались как Tri-ang. Поскольку на самом деле они не являются бывшими наборами Frog и не использовали название Frog во Франции, они были исключены из списка.
"Old" Style
|
|
|
FROG Red Series with Gold Tokens F162 Blackburn Skua, Rovex Scale Models Ltd, 1966
|
FROG Red Series F162 Blackburn Skua, Rovex Scale Models Ltd, 1969
|
Rovex F162 Blackburn Skua, Rovex Models&Hobbies Ltd, 1976-77
|
Period: 1970s
During the early and mid-1970s it was quite common to see various British model shops and mail order companies -such as Ernest Berwick and Modelmark - advertise batches of bagged Frog kits for sale at low prices. These kits were excess stocks of discontinued items sold out by Rovex to large retailers. Some of the kits did include instruction sheets (in some cases with the Frog and Rovex names deleted) and/or dccals, but as often as not it was just the kit itself in a poly-bag.
In the mid-1970s small batches of long-since discontinued kits - such as the Skua, Hotspur and Attacker - suddenly again became available in bagged form. These were moulded in dark blue plastic and were left-overs from the test run of moulds to be sent to the Soviet Union. No instructions or decals were provided. Most of these kits came from a former Rovex employee who had bought the remaining stocks after Frog production ceased.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Период: 1970-е
В начале и середине 1970-х годов в различных британских модельных магазинах и компаниях, специализирующихся на почтовых заказах, таких как Ernest Berwick и Modelmark, часто можно было встретить объявления о продаже партий наборов Frog в пакетиках по низким ценам. Эти наборы представляли собой избыточные запасы снятых с производства изделий, проданных компанией Rovex крупным розничным торговцам. Некоторые наборы включали в себя инструкции (в некоторых случаях с удаленными названиями Frog и Rovex) и/или декали, но чаще всего это был просто сам набор в полиэтиленовом пакете.
В середине 1970-х годов небольшие партии давно снятых с производства наборов - таких, как Skua, Hotspur и Attacker - неожиданно снова стали доступны в пакетиках. Они были отлиты из темно-синего пластика и представляли собой остатки тестовой партии форм, предназначенных для отправки в Советский Союз. Никаких инструкций или декалей не прилагалось. Большинство этих наборов поступило от бывшего сотрудника Rovex, который купил оставшиеся запасы после прекращения производства Frog.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
NOVO Series 2 76026 Blackburn Skua, NOVO Toys Ltd, 1977
|
Novo Toys Ltd., Maxey, Peterborough, England PE69HQ
Period: 1976-1981
Few, if any other kit companies have been subjected to as much rumour spreading, speculation and ill-informed guesswork as NOVO. Neither has any other company name been so misused, and perhaps it is best to start by putting this straight.
As can be seen above, NOVO was a British company, and it always was. Although the company name itself was derived from NOVOexport, their Soviet trade partner, NOVO was never owned by the Russians. In recent years, NOVO has been used as a collective name for any ex-Frog kits coming out of the USSR, but nothing could be more wrong or misleading. Only kits actually packed in NOVO packaging should be called NOVO kits. Anything else can only be described as kits by the Soviet factory in question (BFI, Krugozor, Tashigrushka etc.). If a collective name is really necessary, then one might perhaps use MLI (for the Soviet Ministry of Light Industry, who supervise most of these factories).
The events leading up to the creation of NOVO have been covered in the Frog history section of this book and will not be repeated here. Suffice to say that a General Agreement was reached between Dunbee-Combex-Marx (the owner of both NOVO and Rovex) and V/O NOVOexport in August 1975. This agreement stipulated that DCM was to deliver moulds, tools and materials to NOVOexport, who would pay for them by sending back finished goods from the same moulds. It must be pointed out that apart from model kits the agreement also covered a wide range of other toys. NOVO Toys Ltd. was set up by DCM in 1975 to handle this business.
The finer details of the arrangement were set out in twelve contracts, three of which concerned the ex-Frog kits. A theoretical value (based on remaining production life and other factors) was set for each mould. These were totalled for each contract and a suitable mix of kits to the same amount was worked out, meaning that payment for a particular mould did not necessarily consist of kits from that very same mould only.
Once the agreed quantity of kits had been delivered by NOVOexport, the moulds were considered their property and all future purchases by NOVO had to be paid for in cash. In the event, no such follow-up orders were ever placed by NOVO.
The first moulds were sent out to the USSR in early 1976 (i.e. almost a year before Frog production by Rovex finally ceased) and these were distributed among the several Soviet factories undertaking the actual production. With the exception of the Dennis Ambulance, Firefly Dinghy and the Axis aircraft sold to Revell, all Frog moulds still with Rovex in 1976 were shipped to the Soviet Union over the next year or so. Of these, the Britannia, R-100 and the car kits were considered to be of little interest to the Western market, and consequently no NOVO numbers were ever assigned. Although not specifically mentioned in any contract, it is believed that the Soviets also took delivery of the old Drifter and Tug Boat moulds.
The NOVO kit number incorporated the original projected year of release (e.g. 76001). Some kits were in fact delivered to NOVO in 1976, but not until 1977 was a marketable range available and released. Due to this, no additional kits were planned for 1977, but instead delayed until 1978 and given numbers starting with 78. The many gaps in the sequence were partly filled by other NOVO products.
Getting the Russians to keep up with the delivery schedule was the main NOVO headache. From the very start and until the very end, NOVOexport were constantly behind in their deliveries. The reasons were of course many, but a few of these warrant some comments.
Problems with production facilities and moulds were common. Although certain Soviet factories were fairly well-equipped, others had obsolete and unsuitable machinery. Staff competence and maintenance levels also sometimes left something to be desired. This not only slowed down production, but also led to some moulds being damaged. The Mirage mould, for example, was left out-doors one winter and was of course thoroughly rusty by spring! (It was later restored to usable condition.)
The mould for the old Typhoon, when returned to the UK for repairs, was found to be missing all six original locking bolts holding the two halves together. These had been replaced by four new ones of inferior material. Had these broken during operation (remembering that plastic was being injected with a pressure of over 500 p.s.i., or 35 kp/cm2), the mould would probably have been completely destroyed along with the injection machine and its unfortunate operator. The same mould had also been repaired by the Russians, using brass instead of toughened steel.
All in all, NOVOexport complained about problems with some two dozen moulds. Of the eight subsequently repaired in the U.K., five had damage caused by the Russians.
But the main problem was the inferior plastic used in the USSR. All Frog moulds were tuned to use Shell SI73 polystyrene (or equivalent), having a Melt Flow Index of 35. Soviet polystyrene, on the other hand, was found to have an index of around 4! This meant that, in order to make the plastic fill the mould, the temperature had to be increased by some 50°C and the injection pressure up to 100%. Not only was this very damaging to the moulds (several subsequently had to be repaired), but also often led to sub-standard mouldings. This since the extreme pressure forced the mould halves apart, letting plastic overflow into the gaps and form flash.
Neither was the low MFI the only problem with the plastic. An independent evaluation carried out in 1978 reads like a catalogue of faults: "Izod (= impact strength) very low .. . abnormally low I.V. (= inherent viscosity) . .. colour is poor and contamination excessive ... poor surface finish and gloss ... extremely brittle and not very rigid .. . must make good colouring difficult and appearance of finished article to be doubtful quality."
The third major problem was politics. Soviet laws take a pretty grim view of anything "fascist", which was why all German, Italian and Japanese aircraft were sold to Revell instead of being sent to the USSR. But other problems were to come up.
The original boxes for the Tupolev SB-2 showed one Luftwaffe marking alternative. NOVOexport refused point-blank to touch these and NOVO eventually had to print a replacement batch of some 105,000 box bottoms. The Luftwaffe portion of the decals were also cut away.
Later on, the Soviet Ministry of Culture classed the Fokker D.XXI as a "fascist aircraft" since it had been used by the Finnish AF in WWII. The fact that the Finns also used e.g. M.S.406, P-40, Lysander, SB-2, Hurricane, Gladiator and Blenheim - all of which were also included in the NOVO range - did not seem to bother them, however. Subsequent NOVO attempts to get this decision changed were all in vain. It should be noted that NOVO had replaced the original Finish AF marking alternative with a Danish one, to avoid this very problem.
The next casualty was the Sea Fury. Due to a slip-up, the 1980 NOVO catalogue described it as having shot down some MiG-15s during the Korean War. NOVOexport were much upset by this and refused to deliver any more Sea Fury kits! Only a few kits from an earlier trial consignment ever reached the market. The same fate probably befell the Sea Venom, only this time the catalogue mentioned Egyptian MiGs destroyed in 1956. Only a small number of Sea Venoms were delivered, anyway.
Despite all difficulties, business was good for NOVO and their kits sold well - mainly due to very competitive prices made possible by the unique set-up of the production. The downfall of NOVO was thus not caused by economical problems as has often been suggested, at least not directly. However, Dunbee-Combex-Marx Ltd. fell into severe financial difficulties in 1979 and eventually had to go into receivership. Since DCM owned NOVO, legal requirements forced NOVO to do the same and the company passed into the hands of the receivers in February 1980. No buyer could be found in time and NOVO Toys Ltd. was wound up later in the same year, although formal liquidation only took place five years later.
The last Soviet deliveries were made in mid-1980 and all kits had been sold out by early 1981. Remaining stocks of boxes, decals and instruction sheets (all printed in the UK) were handed over to NOVOexport together with some original box artwork and other bits and pieces.
Box styles, artwork, decals and instructions were in general very similar to the late Frog issues. Indeed, early box mock-ups were almost identical to the Frog boxes except for the removal of the Frog logotype. Apart from the mock-ups, a small batch of similar test boxes were also printed before the style eventually used was finally agreed upon.
Although most NOVO kits were boxed, it should be pointed out that kits 76001-76031 were packed in plastic bags with header cards.
Apart from box style, there were also some changes in artwork and decal sheets. Sixteen of the kits used completely new box top art and a few others had slightly changed versions of the Frog originals. In addition, five kits used art previously only utilised on Air Lines boxes.
The only all-new decals were those for the Dart Herald, F-82, Baltimore, VC10 and Boeing 707, although the first three probably had the new designs completed while still with Rovex. Either way, the design work was carried out by Dick Ward of Modeldecal. Apart from the previously mentioned Tupolev and Fokker, the only other known change was that the P-38 had its Chinese markings alternative replaced by a second USAAF one. Although the HMS Trafalgar box art showed the ship with the "RO9" pendant number of HMS Cadiz, the actual decals gave "D77" which was the post-war number of Trafalgar.
A great deal of speculation has taken place over the last few years as regards which kits NOVO actually released. And this with some right, since it is indeed a very complex subject.
To begin with, a large number of kits were undeniably released. The kit listing which follows gives production quantities for these.
Secondly, certain kits belonging to the third phase of the third contract were definitely never released. They arc all marked "t" in the list, and for these kits no boxes, decals or instruction sheets were ever printed.
This leaves us with some twenty-three kits which were never officially released but nevertheless had all boxes etc. printed. In the list they all have the official production quantity zero. Regrettably, this does not represent the whole truth, and that for two reasons.
The first one is that trial consignments were often received by NOVO and, although not included in the official production quantity, these kits were eventually sold by them. It is also possible that a few batches of slightly faulty and previously rejected kits were also sold out at a discount when NOVO closed down. These consignments might number anything from a few dozen to several hundred kits, in some case perhaps more than a thousand.
In connection with this, the Boeing 707 is a special case worth mention. A batch of some 3,000 707s were received by NOVO and quickly distributed. However, it was soon found that most kits suffered moulding defects and in the end all but a very few were recalled by NOVO or returned to them by irate buyers.
The second reason is that when NOVO closed down, NOVOexport held enough "paper work" to produce another 2,750,000 NOVO kits. It is a fact that some of this has since been used by the Russians. In many cases only the box has been used, omitting the decals and substituting the instruction sheet with a Russian one (or a photo-copy of the NOVO original). But sometimes all three original items have been used and the only clue that these are "fake" NOVO kits might be the somewhat odd plastic colour (NOVO usually managed to avoid the more disgusting ones of the strange shades apparently beloved by Soviet plastic producers). However, in a few cases even this gives nothing away. Since these kits are produced in the same factories as before, using original NOVO boxes, decals and instruction sheets, they are - for all practical purposes - NOVO kits.
To give some (admittedly subjective) indication of the quantity known to exist of the "zero production" kits, one or two pluses have been added. Thus "0+ + " indicates that a reasonable quantity - perhaps a few hundred - has found its way on to the Western market. "0+" indicates that very-few, or none, have yet been seen. But this may of course change at any time; who knows when the Soviets decide to make use of their 46,000 sets of Twin Mustang packaging...
Finally, the four Russian aircraft - Anatra, MiG-3, LaGG-3 and Yak-3 - must also be mentioned. Produced by Rovcx in accordance with the 1975 DCM-NOVOexport agreement, the moulds were kept with NOVO in England for many years. But for various reasons they were never included in any of the actual contracts with NOVOexport, nor were kit numbers assigned. When NOVO closed down, the Russians were most interested in buying the moulds but lacked the hard currency needed. Later attempts by the receivers to sell them to other kit manufacturers - including Lindberg, Monogram, Revell and Starfix - all failed. Not until 1983 were they finally disposed of, to Red Star (which see).
Throughout the list, the NOVO number has been given as kit number. But all the kits also carried the old Frog number on the box; indeed, on the 76xxx kits this was more prominently displayed than the NOVO number.
Qty | | | |
| 76026 | Blackburn Skua II | 70000 |
+ Project only, never released
* Existence probable but as yet unconfirmed
** Existence possible, information uncertain
*** Existence unlikely but not totally impossible
0++ indicates that a reasonable quantity - perhaps a few hundred - has found its way on to the Western market
0+" indicates that very-few, or none, have yet been seen.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Novo Toys Ltd., Макси, Питерборо, Англия PE69HQ
Период: 1976-1981
Немногие, если вообще какие-либо другие компании, производящие наборы, становились объектом такого количества слухов, спекуляций и необоснованных домыслов, как NOVO. Название любой другой компании также не использовалось настолько неправильно, и, возможно, лучше всего начать с того, чтобы прояснить ситуацию.
Как видно из вышесказанного, NOVO была британской компанией, и всегда ею оставалась. Хотя само название компании произошло от Новоэкспорт, их советского торгового партнера, NOVO никогда не принадлежала русским. В последние годы NOVO используется как собирательное название для всех бывших наборов Frog, выходящих из СССР, но ничто не может быть более неправильным или вводящим в заблуждение. Только наборы, действительно упакованные в упаковку NOVO, должны называться наборами NOVO. Все остальное может быть описано только как наборы советского завода (БФИ, Кругозор, Ташигрушка и т.д.). Если действительно необходимо собирательное название, то можно использовать МЛП (для Министерства легкой промышленности СССР, которому подчинялось большинство этих заводов).
События, приведшие к созданию NOVO, были описаны в разделе "История Frog" этой книги и не будут повторяться здесь. Достаточно сказать, что в августе 1975 года между Dunbee-Combex-Marx (владельцем NOVO и Rovex) и В/О Новоэкспорт было заключено Генеральное соглашение. Это соглашение предусматривало, что компания DCM должна была поставить пресс-формы, инструменты и материалы компании Новоэкспорт, которая должна была расплатиться за них, отправив обратно готовую продукцию с тех же пресс-форм. Следует отметить, что помимо наборов моделей соглашение также охватывало широкий спектр других игрушек. Компания NOVO Toys Ltd. была создана DCM в 1975 году для ведения этого бизнеса.
Более тонкие детали соглашения были изложены в двенадцати контрактах, три из которых касались бывших наборов Frog. Для каждой формы была определена теоретическая стоимость (основанная на оставшемся сроке производства и других факторах). Она суммировалась по каждому контракту и подбиралась соответствующая смесь наборов на ту же сумму, то есть оплата за конкретную форму не обязательно должна была состоять только из наборов с этой самой формы.
После того как "Новоэкспорт" поставил оговоренное количество комплектов, пресс-формы считались его собственностью, и все последующие закупки " NOVO" должны были оплачиваться наличными. В итоге NOVO никогда не делало таких последующих заказов.
Первые пресс-формы были отправлены в СССР в начале 1976 года (то есть почти за год до окончательного прекращения производства Frog компанией Rovex), и они были распределены между несколькими советскими заводами, осуществлявшими фактическое производство. За исключением " Dennis Ambulance", "Firefly Dinghy" и самолета стран Оси, проданных Revell, все формы Frog, все еще находившиеся в Rovex в 1976 году, были отправлены в Советский Союз в течение следующего года или около того. Из них Britannia, R-100 и автомобильные наборы были признаны малоинтересными для западного рынка, и, соответственно, номера NOVO им не присваивались. Хотя ни в одном контракте это не упоминается, считается, что Советы также получили старые формы Drifter и Tug Boat.
Номер набора NOVO включал в себя первоначальный предполагаемый год выпуска (например, 76001). Некоторые наборы действительно были поставлены для NOVO в 1976 году, но только в 1977 году была подготовлена и выпущена серия для продажи. В связи с этим дополнительные наборы не были запланированы на 1977 год, а были отложены до 1978 года и получили номера, начинающиеся с 78. Многочисленные пробелы в последовательности частично заполнялись другими продуктами NOVO.
Заставить русских соблюдать график поставок было главной головной болью NOVO. С самого начала и до самого конца Novoexport постоянно запаздывала с поставками. Причин, конечно, было много, но некоторые из них заслуживают отдельного комментария.
Проблемы с производственными мощностями и пресс-формами были обычным явлением. Хотя некоторые советские заводы были достаточно хорошо оснащены, другие имели устаревшее и непригодное оборудование. Компетентность персонала и уровень технического обслуживания также иногда оставляли желать лучшего. Это не только замедляло производство, но и приводило к повреждению некоторых пресс-форм. Например, пресс-форма Mirage была оставлена на зиму под открытым небом и, конечно же, к весне основательно проржавела! (Позже она была восстановлена до пригодного для использования состояния).
Когда пресс-форма для старого "Тайфуна" была возвращена в Великобританию для ремонта, оказалось, что на ней отсутствуют все шесть оригинальных болтов, скрепляющих две половинки. Они были заменены четырьмя новыми из некачественного материала. Если бы они сломались во время работы (не забывайте, что пластик впрыскивался под давлением более 500 фунтов на квадратный дюйм, или 35 кПа/см2), пресс-форма, вероятно, была бы полностью разрушена вместе с инжекционной машиной и ее несчастным оператором. Эта же пресс-форма была отремонтирована русскими с использованием латуни вместо закаленной стали.
В общей сложности Novoexport жаловалось на проблемы примерно с двумя десятками пресс-форм. Из восьми, впоследствии отремонтированных в Великобритании, пять имели повреждения, нанесенные русскими.
Но главной проблемой был некачественный пластик, использовавшийся в СССР. Все пресс-формы Frog были настроены на использование полистирола Shell Sl73 (или эквивалентного), имеющего индекс текучести расплава 35. Советский же полистирол, как выяснилось, имел индекс около 4! Это означало, что для того, чтобы пластик заполнил форму, необходимо было повысить температуру на 50°C и увеличить давление впрыска до 100%. Это не только сильно повреждало формы (несколько из них впоследствии пришлось ремонтировать), но и часто приводило к некачественным изделиям. Это происходило из-за того, что экстремальное давление раздвигало половинки формы, позволяя пластику переливаться в зазоры и образовывать облой.
Низкий показатель MFI также не был единственной проблемой пластика. Независимая оценка, проведенная в 1978 году, выглядит как каталог недостатков: "Изод (= тест по Изоду на ударная прочность) очень низкий... аномально низкая В.В. (= внутренняя вязкость)... цвет плохой и загрязнение чрезмерное... плохая обработка поверхности и блеск... чрезвычайно хрупкий и не очень жесткий... должен затруднять хорошую окраску и внешний вид готового изделия сомнительного качества".
Третьей серьезной проблемой была политика. Советские законы довольно сурово относятся ко всему "фашистскому", поэтому все немецкие, итальянские и японские самолеты были проданы Revell, а не отправлены в СССР. Но возникли и другие проблемы.
На оригинальных коробках для туполевского СБ-2 был указан один из вариантов маркировки Люфтваффе. Компания "Новоэкспорт" наотрез отказалась их трогать, и в итоге NOVO пришлось напечатать запасную партию из 105 000 донышек для коробок. Часть декалей Люфтваффе также была вырезана.
Позже советское Министерство культуры классифицировало Fokker D.XXI как "фашистский самолет", поскольку он использовался финскими ВВС во Второй мировой войне. Однако тот факт, что финны также использовали, например, M.S.406, P-40, Lysander, SB-2, Hurricane, Gladiator и Blenheim - все они также были включены в ассортимент NOVO, - похоже, их не беспокоил. Последующие попытки NOVO добиться изменения этого решения оказались тщетными. Следует отметить, что NOVO заменила оригинальный вариант маркировки финских ВВС на датский, чтобы избежать этой проблемы.
Следующей жертвой стал Sea Fury. Из-за недосмотра в каталоге NOVO 1980 года он был описан как сбивший несколько МиГ-15 во время Корейской войны. Компания "Новоэкспорт" была очень расстроена этим и отказалась от дальнейших поставок наборов Sea Fury! До рынка дошло лишь несколько наборов из более ранней пробной партии. Та же участь, вероятно, постигла и Sea Venom, только на этот раз в каталоге упоминались египетские МиГи, уничтоженные в 1956 году. В любом случае, было поставлено лишь небольшое количество Sea Venom.
Несмотря на все трудности, дела у NOVO шли хорошо, и их наборы хорошо продавались - в основном благодаря очень конкурентоспособным ценам, что стало возможным благодаря уникальной организации производства. Таким образом, падение NOVO не было вызвано экономическими проблемами, как это часто предполагается, по крайней мере, не напрямую. Однако в 1979 году компания Dunbee-Combex-Marx Ltd. столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и в итоге была вынуждена перейти под внешнее управление. Поскольку DCM владела NOVO, требования закона вынудили NOVO сделать то же самое, и в феврале 1980 года компания перешла в руки управляющих. Покупатель не был найден вовремя, и NOVO Toys Ltd. была ликвидирована в том же году, хотя официальная ликвидация состоялась только через пять лет.
Последние советские поставки были осуществлены в середине 1980 года, а все наборы были распроданы к началу 1981 года. Оставшиеся запасы коробок, декалей и инструкций (все они были напечатаны в Великобритании) были переданы компании "Новоэкспорт" вместе с некоторыми оригинальными рисунками на коробках и другими деталями.
Дизайн коробок, иллюстрации, декали и инструкции в целом были очень похожи на поздние выпуски Frog. Действительно, ранние макеты коробок были практически идентичны коробкам Frog, за исключением удаления логотипа Frog. Помимо макетов, была также напечатана небольшая партия подобных тестовых коробок, прежде чем был окончательно согласован стиль, который в итоге был использован.
Хотя большинство наборов NOVO были упакованы в коробки, следует отметить, что наборы 76001-76031 были упакованы в пластиковые пакеты с картонными лепестками.
Помимо стиля коробок, были также внесены некоторые изменения в художественное оформление и листы декалей. Шестнадцать наборов использовали совершенно новые рисунки на коробках, а несколько других - слегка измененные версии оригиналов от Frog. Кроме того, в пяти наборах использовался рисунок, ранее применявшийся только на коробках Air Lines.
Единственными полностью новыми декалями были декали для Dart Herald, F-82, Baltimore, VC10 и Boeing 707, хотя для первых трех, вероятно, новые эскизы были закончены еще в компании Rovex. В любом случае, работу над ними выполнил Дик Уорд из Modeldecal. Кроме упомянутых ранее "Туполева" и "Фоккера", единственным известным изменением стало то, что на P-38 китайская маркировка была альтернативно заменена на вторую маркировку USAAF. Хотя на коробке с изображением HMS Trafalgar корабль имел бортовой номер "R09" HMS Cadiz, фактические декали давали "D77", который был послевоенным номером Trafalgar.
За последние несколько лет было много спекуляций относительно того, какие наборы NOVO выпустила на самом деле. И это вполне справедливо, так как это действительно очень сложный вопрос.
Начнем с того, что, несомненно, было выпущено большое количество наборов. В приведенном ниже списке наборов указано их количество.
Во-вторых, некоторые наборы, относящиеся к третьей фазе третьего контракта, определенно никогда не были выпущены. Все они помечены в списке символом "+", и для этих наборов никогда не печатались ни коробки, ни декали, ни инструкции.
Таким образом, у нас остается около двадцати трех наборов, которые никогда не были официально выпущены, но, тем не менее, для них были напечатаны все коробки и т.д. В списке они все имеют официальное количество производства, равное нулю. К сожалению, это не совсем соответствует действительности, и на то есть две причины.
Первая заключается в том, что пробные партии часто поступали в компанию NOVO, и, хотя эти наборы не были включены в официальное количество выпущенных, в конечном итоге они были проданы ими. Также возможно, что несколько партий слегка бракованных и ранее забракованных наборов были распроданы со скидкой, когда компания NOVO закрылась. Эти партии могли насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен наборов, в некоторых случаях, возможно, более тысячи.
В связи с этим стоит особо упомянуть Boeing 707. Партия из примерно 3 000 самолетов 707 была получена компанией NOVO и быстро разошлась. Однако вскоре выяснилось, что большинство наборов имеют дефекты литья, и в итоге все, кроме нескольких, были отозваны NOVO или возвращены им раздраженными покупателями.
Вторая причина заключается в том, что когда компания NOVO закрылась, у "Новоэкспорт" осталось достаточно "бумажной продукции", чтобы произвести еще 2 750 000 комплектов NOVO. Факт, что некоторые из них были использованы русскими. Во многих случаях использовалась только коробка, без декалей и с инструкцией на русском языке (или с фотокопией оригинала NOVO). Но иногда использовались все три оригинальных элемента, и единственным признаком того, что это "поддельные" наборы NOVO, может быть несколько странный цвет пластика (NOVO обычно удавалось избежать более отвратительных странных оттенков, видимо, любимых советскими производителями пластика). Однако в некоторых случаях даже это ничего не дает. Поскольку эти наборы производятся на тех же заводах, что и раньше, с использованием оригинальных коробок, декалей и инструкций NOVO, они - для всех практических целей - являются наборами NOVO.
Чтобы дать некоторое (по общему признанию, субъективное) представление о количестве известных наборов "нулевого производства", были добавлены один или два плюса. Так, "0++" означает, что на западный рынок попало небольшое количество - возможно, несколько сотен. "0+" указывает на то, что их совсем мало или вообще нет. Но это, конечно, может измениться в любой момент; кто знает, когда Советы решат использовать свои 46 000 комплектов упаковки Twin Mustang...
Наконец, необходимо упомянуть и четыре российских самолета - Анатра, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-3. Изготовленные компанией " Rovex" в соответствии с экспортным соглашением DCM-NOVO от 1975 года, пресс-формы хранились у NOVO в Англии в течение многих лет. Но по разным причинам они так и не были включены ни в один из реальных контрактов с "Новоэкспортом", и им не были присвоены номера наборов. Когда компания NOVO закрылась, русские были очень заинтересованы в покупке форм, но у них не было необходимой твердой валюты. Более поздние попытки получателей продать их другим производителям наборов, включая Lindberg, Monogram, Revell и Starfix, закончились неудачей. Только в 1983 году они были окончательно проданы компании Red Star (см.).
Во всем списке номер NOVO указан как номер набора. Но все наборы также имели старый номер Frog на коробке; более того, на наборах 76xxx он был более заметен, чем номер NOVO.
Qty | | | |
| 76026 | Blackburn Skua II | 70000 |
+ | Только проект, никогда не выпускался |
* | Существование возможно, но пока не подтверждено |
** | Существование возможно, информация неопределенная |
*** | Существование маловероятно, но не полностью невозможно |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
Novoexport 76026 Blackburn Skua, VO Novoexport, USSR 1977
|
В/О "Новоэкспорт", Башиловская 19. Москва 103287, СССР
Период: (1976 - по настоящее время)
Новоэкспорт" - одна из нескольких государственных советских экспортных организаций, каждая из которых специализировалась на различных видах товаров, при этом "Новоэкспорт" занимался всеми продажами игрушек и подобных товаров.
Помимо роли, которую она играла в связи с компанией "Ново" (о чем см.), "Новоэкспорт" также имел - и, вероятно, все еще имеет - амбиции экспортировать наборы, произведенные по старым формам " Frog", под своим собственным именем.
Первая попытка была предпринята в середине 1970-х годов, параллельно с появлением наборов Novo. Компания "Новоэкспорт" выразила желание экспортировать наборы под своим именем, одновременно поставляя их компании Novo. Novo не возражала и помогла напечатать пробную партию из примерно 2 000 штук каждой из пятнадцати картонных лепестков. Однако никаких новых инструкций сделано не было. Лепестки были практически идентичны тем, что использовала Novo, но с красной, а не синей рамкой и новым логотипом. Однако вскоре "Новоэкспорт" стал отставать от графика поставок для "Novo", и, чтобы не допустить перенаправления советской продукции на другие рынки, "Novo" отказалась от дальнейших поставок картонных лепестков. Первая партия так и не была использована в коммерческих целях, но впоследствии некоторые карты были обнаружены в Восточной Европе с инструкциями Novo и вновь произведенными наборами.
Попытка номер два была предпринята в сентябре 1982 года, когда был установлен контакт с Capital Model Supply, лондонским магазином хобби, который впоследствии обанкротился. После долгих обсуждений был согласован ассортимент из 24 наборов (хотя Lancaster в масштабе 1/96 был позже отменен), и к августу 1984 года был составлен контракт, дающий CMS эксклюзивные права на распространение. Однако в этот момент финансисты наконец-то узнали об истинном экономическом положении CMS и, соответственно, вышли из игры - всего за 48 часов до того, как должен был быть подписан контракт с "Новоэкспортом"!
Поскольку для первой группы не были напечатаны инструкции, эти наборы также были помечены как проекты.
Внимательный читатель заметит, что последние девять наборов второй группы имеют номера, отличные от номеров "Ново". Эти номера указаны в недавнем советском списке и, по всей вероятности, были бы использованы на данных наборах, если бы они были выпущены.
1st group
+ | 76026 | Blackburn Skua II |
+ | Только проект, никогда не выпускался |
* | Существование возможно, но пока не подтверждено |
** | Существование возможно, информация неопределенная |
*** | Существование маловероятно, но не полностью невозможно |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
V/O Novoexport, Bashitovskaya 19. Moscow 103287, USSR
Period: (1976 to date)
Novoexport is one of several state-owned Soviet export organisations, each specialising in a different type of merchandise, with Novoexport handling all sales of toys and similar goods.
Apart from the role played in connection with Novo (which see), Novoexport also had - and probably still has -an ambition to export kits produced from the old Frog moulds under their own name.
The first attempt took place in the mid-1970s, parallel to the introduction of Novo kits. Novoexport expressed a desire to export kits under their own name while simultaneously supplying kits to Novo. Novo had no objections and helped print a test batch of some 2,000 pieces each of fifteen header cards. No new instruction sheets were made, however. The cards were basically identical to those used by Novo, but with a red rather than blue border and a new logotype. However, Novoexport soon fell behind with their deliveries to Novo and, to ensure that no part of the Soviet production was diverted to other outlets, Novo refused to supply further header cards. The initial batch was never used commercially, but some cards have since surfaced from east Europe with Novo instructions and newly produced kits.
Attempt number two was initiated in September 1982, when contact was established with Capital Model Supply, a London hobby shop since gone bankrupt. After lengthy discussions a range of 24 kits was agreed upon (although the 1/96 scale Lancaster was later dropped) and by August 1984 a contract - giving CMS exclusive distribution rights -had been drawn up. However, at this point the financiers finally became aware of the true economic situation of CMS and consequently pulled out - only 48 hours before the contract with Novoexport was due to be signed!
Since no instruction sheets were printed for the first group, these kits have also been marked as projects only.
The observant reader will have noted that the last nine kits in the second group have numbers different from the Novo issues. These numbers are shown on a recent Soviet list and would in all probability have been used on the kits in question, had they been released.
1st group
+ | 76026 | Blackburn Skua II |
+ | Только проект, никогда не выпускался |
* | Существование возможно, но пока не подтверждено |
** | Существование возможно, информация неопределенная |
*** | Существование маловероятно, но не полностью невозможно |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
ДФИ Н-??-У Ф-162 Блэкборн, 1978
|
Red Star RS0104 Blackburn Skua II, Red Star Model Kits Ltd., England, 1984
|
Red Star Model Kiis Ltd., 16 Whitecroft Road, Beckenham, Kent, England BR3 3AG
Period: 1983 to dale
Of the 169 Frog moulds completed from 1955 to 1977, only six are believed still to remain in Great Britain. Two of these (the Dennis Ambulance and Firefly Dinghy moulds) are with Hornby Hobbies and the other four with Red Star.
These four are the so-called "Russian" moulds completed by Rovex specifically for use in the USSR, but in the end never sent there. After several attempts to sell them to established kit producers, the Novo receivers finally found a buyer in the Red Star company; a small firm with a rather unusual story behind it.
The story of Red Star goes back to 1982 when Jim Chapman - the subsequent founder of Red Star - took a holiday in the Soviet Union. Before departure he made enquiries to discover where he might be able to purchase kits for his own use. Before he left he heard from the relevant Soviet authority, who also advised him that the possibility of importing a range of ex-Frog kits to the West was under active consideration.
On his return home, he contacted the Soviet import agency with a view to offer advice on the proposed import project. The initial advice took the form of a review of the alternative kits available. This led to further meetings where it became obvious that the agents had rather vague ideas on the choice of suitable kit subjects and not much practical knowledge on matters such as packaging and decals (at one point a peel-off/stick-on type of markings was seriously considered, and some test sheets on white backing paper were printed!). The question of finding a suitable distributor was also pending, but in the end the agents choose Capital Models Supply (CMS). See Novoexport for more details of this operation.
During his enquiries for the CMS import project, Jim discovered the existence of the four moulds later acquired by Red Star. Initially he was asked to cost a scheme to acquire and market these moulds as an ancillary project to the main import scheme. Although his report snowed this to be feasible, the Soviets did not wish to proceed until the main scheme was well under way.
As by this time he had invested a considerable amount of effort in the project, Jim Chapman was however reluctant to see the moulds disappear to Eastern Europe. He therefore put forward a proposal to a number of people to see if a consortium could be put together to handle the moulds without Soviet involvement. After a number of false starts and changes in the expected participants, a company was arranged to handle the scheme. This was Glenprime Ltd., but the name was soon changed to Red Star Model Kits Ltd.
By July 1983 they were ready to go into production and on October 31st CMS - who had been appointed sole distributor - took delivery of the first 3,000 of the 7,000 four-kit sets ordered by them. In the event, only about 2,000 of these were sold as sets, the balance being repacked singly in polythene bags with header cards, mainly to meet US orders received by CMS in the spring of 1984. Most sets had a red and white label, but a few of the last ones sold after October 1984 had this replaced by a photocopy.
After CMS went into receivership in August 1984, attempts to get the intended backers of CMS' Soviet import scheme to continue were unsuccessful. Jim then put forward various schemes whereby the Soviets could act as their own distributors for at least a limited scheme. When none of these proposals had elicited much of a response by March 1985, Red Star offered to run such a project on behalf of the Soviets and - to ensure that there was no financial risk to the Soviets - offered to surrender Red Star's moulds as payment. This scheme was initially accepted but then the Soviets changed their mind and progress stopped. Other proposals covered an exchange of moulds to enable production to take place in England but this was also turned down.
Finally a simple offer to purchase kits for cash was put forward. This was accepted in December 1985 and an initial range of nine kits (all from the DFI factory) was agreed upon. Of these, the Maryland was subsequently dropped as a small mould defect was found. It was hoped that a further sixteen types (including the Sea Venom and Whitley) would follow later. In addition, the Soviets offered delivery of 1,000 Shackletons from existing stocks.
But nothing has happened since and Red Star are still waiting for their kits. Apparently the Soviets developed cold feet at the last moment and the future of the deal is somewhat uncertain. It is possible that the recent large exports to Eastern bloc countries (to pay for food imports to the nuclear stricken Ukraine) has taken up much of the available capacity. There are two hopeful signs, however. The first is the Soviets' undeniable interest in acquiring the Red Star moulds. The second is the recent changes in Soviet hierarchy. Fresh approaches have recently been made so there is still hope...
In anticipation of the first Soviet deliveries. Red Star commissioned new artwork for the Skua, Vengeance and Ventura. In addition, new decals were designed for the Skua and Ventura. This work was done by Dick Ward of Modeldecal, who also did the previous Red Star decals. Meanwhile, production of the first four kits was (temporarily) suspended in March 1987. By then, total production was as follows: MiG-3 12,500, LaGG-3 11,500, Anatra 9,500 and Yak-3 8,500 pieces. Mould problems have necessitated a few small adjustments, as can be seen when comparing with samples produced by Rovex. A small batch of review samples was made in translucent white and bulk production in medium grey.
† | RS0104 | Blackburn Skua II |
+ Project only, never released
* Existence probable but as yet unconfirmed
** Existence possible, information uncertain
*** Existence unlikely but not totally impossible
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Red Star Model Kiis Ltd., 16 Whitecroft Road, Бекенхем, Кент, Англия BR3 3AG
Период: 1983 - по настоящее время
Из 169 созданных компанией FROG пресс-форм, считается, что до сих пор лишь шесть остаётся в Великобритании. Две из них (Dennis Ambulance и Firefly Dinghy) в собственности компании Hornby Hobbies, а остальные четыре у Red Star.
Эти четыре, так называемые "Русские" пресс-формы были изготовлены компанией Rovex специально для Советского Союза, но так никогда и не были отправлены в СССР. После нескольких попыток продать их известным производителям сборных моделей, кредиторы компании NOVO нашли покупателя в лице компании Red Star, маленькой фирмы с очень странной предысторией.
История Red Star берёт начало в 1982г, когда Джим Чэмен, впоследствии основатель Red Star, проводил отпуск в Советском Союзе. Перед возвращением он поинтересовался, где бы он мог приобрести сборные модели для собственных нужд. До отъезда он узнал от советского представителя, что рассматривается возможность импорта ряда сборных моделей бывшего ФРОГа на Запад.
По пути домой он связался с "Советским агентством импорта" (!!!) с целью дать советы по предлагаемому проекту импорта. Вначале эти советы приняли форму обзора существующих альтернативных моделей. Это привело к дальнейшим контактам, в которых стало понятно, что агенты имеют очень смутные представления о выборе подходящих моделей и не обладают знаниями о таких предметах, как упаковка и декали (в какой-то момент всерьез рассматривался вариант бумажных наклеек и даже были изготовлены некоторые тестовые образцы!). Было уделено внимание поиску подходящего дистрибьютора, но в конце агенты выбрали Capital Models Supply (CMS). См. раздел Novoexport.
Во время своих запросов по проекту импорта для CMS, Джим обнаружил существование четырёх пресс-форм, позже приобретённых для Red Star. Первоначально его попросили оценить схему приобретения и сбыта этих пресс-форм в качестве побочного проекта для основной схемы импорта. Хотя в его сообщении утверждалась осуществимость проекта, Советские представители не желали предпринимать действия до запуска основной схемы.
Так как к этому времени он вложил значительные усилия в этот проект, Джим Чэпмен, однако, не желал видеть, как пресс-формы пропадают без дела в Восточной Европе. Поэтому он делал предложения ряду людей, чтобы посмотреть возможно ли собрать консорциум с целью получить пресс-формы без советского участия. После ряда фальшстартов и изменений среди предполагаемых участников, ему удалось собрать компанию чтобы осуществить задуманное. Такой компанией стала Glenprime Ltd., но вскоре название было изменено на Red Star Model Kits Ltd.
К июлю 1983г было всё подготовлено для начала производства, а 31 октября компания CMS, ставшая единственным дистрибьютором, получила первые три тысячи комбинированных набора из четырёх моделей из семи тысяч заказанных. Впоследствии было продано только около двух тысяч таких комбо-наборов, а оставшиеся были упакованы в индивидуальные пакеты с лепестками, в основном по американским заказам полученным весной 1984г. Большая часть наборов имела красно-белую наклейку, но несколько последних, проданных после октября 1984г имели лишь фотокопию такой наклейки.
После банкротства компании CMS в августе 1984, попытки получить покровителей для советского импорта по схеме CMS успеха не имели. Затем Джим предложил различные схемы, по которым Советы могли бы действовать свми в качестве дистрибьюторов своих моделей по крайней мере по ограниченной схеме. Когда к марту 1985 ни одно из этих предложений не получило ответа, Red Star предложила запустить такой проект от имени Советов и, чтобы не было финансового риска для Советов, Джим предложил пресс-формы Red Star в качестве оплаты. Первоначально эта схема была принята, но потом Советы передумали и прогресс остановился. Другие предложения касались обмена пресс-формами чтобы организовать производство в Англии, но этот вариант также был отклонён.
Наконец было прямо предложено покупать модели за деньги. Это предложение было принято в декабре 1985г и был согласован предварительный список из девяти моделей с Донецкой фабрики игрушек. Из него впследствии был исключн Maryland из-за обнаруженных незначительных дефектов пресс-формы. Была надежда, что в дальнейшем за ними последуют ещё шестнадцать типов включая Sea Venom и Whitley. В дополнение Советы предложили поставку тысячи моделей Shackleton из существующих запасов.
С тех пор ничего не произошла, а Red Star всё продолжает ждать свои модели. По-видимому, в последний момент Советы пошли на попятную и будущее сделки сомнительно. Вероятно, что последний масштабный экспорт в страны Восточного блока (для оплаты импорта продовольствия на Украину, пострадавшую от ядерной аварии) занял большую часть имеющихся возможностей. Однако есть пара обнадеживающих знаков. Первый, это остающийся интерес Советов к приобретению форм Red Star. Второй, это последние изменения в советской иерархии. Недавно контакты были освежены, поэтому остаётся надежда...
В ожидании первых советских поставок Red Star заказала новые боксарты для Skua, Vengeance и Ventura. К тому же были разработаны новые варианты декалей для Skua и Ventura. Эта работа была проведена Диком Вардом из Modeldecal, который ранее разрабатывал декали для прежних моделей Red Star. Тем временем производство первых четырёх моделей было приостановлено в марте 1987г. Общее производство составило MiG-3 12,500, LaGG-3 11,500, Anatra 9,500 и Yak-3 8,500 штук, соответственно. Проблемы с пресс-формами потребовали небольших доработок, что видно при сравнении с тестовыми образцами произведенными Rovex. Было изготовлено небольшое количество тестовых образцов из полупрозрачного белого полистирола и из средне-серого при массовом.
† | RS0104 | Blackburn Skua II |
+ Только проект, никогда не выпускался
* Существование возможно, но пока не подтверждено
** Существование возможно, информация сомнительна
*** Существование маловероятно, но не полностью невозможно
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
Revell 04100 Blackburn Skua, Revell, mid-1990s
|
Eastern Express 72255 Blackburn Skua, 2010-s
|
Ark Models 72011 Blackburn Skua, 2020-s
|
11.06.Z0ZZ
|