Hawker Hunter|NOVO|FROG|FROG model kits|Сборная модель Ново|Hawker Hunter F.Mk.1|Hawker Hunter F.1

FROG Hawker Hunter - первый ФРОГ из полистирола

FROG 1957

FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956


В 1955 году американские компании продали 25 миллионов пластиковых моделей, 15 миллионов из них продала компания Revell Inc! В то время как в 1955 году у американских компаний Revell, Lindberg, Comet и Aurora в ассортименте уже были десятки сборных моделей самолётов, британские авиамоделисты продолжали строить модели из деревянных наборов. Взрывной рост продаж пластиковых моделей не мог быть не замечен британскими компаниями, производившими игрушки. На британском рынке четыре компании Lincoln, Wimco Hollows, FROG и Airfix в кратчайшие сроки подготовили к выпуску пластиковые модели собственного производства. Осенью 1955 года в продаже появилась первая изготовленная в Британской империи сборная модель самолёта F-94 Starfire гонконгской фирмы Lincoln. На Рождество появились модели самолётов Canberra и Javelin компании Wimco Hollows изготовленные по вакуумной технологии. Компания AIRFIX, выпустив к 1956г за короткое время шесть пластиковых моделей парусников и одну модель автомобиля, в апреле 1956г добавила к ним пластиковую модель самолёта Spitfire (так называемого BTK). А компания International Model Aircraft, обладавшая многолетним опытом изготовления конструкторов моделей из ацетилцеллюлозы, выпустила на рынок сразу целую серию наборов моделей самолётов из полистирола, став безусловным лидером рынка сборных моделей в Британии.

Заметки покупателя

Стремительное появление пластиковых наборов, в основном для моделей автомобилей и галеонов, вызвало небольшой торговый бум в некоторых районах. Первые признаки британского производства пластмассовых самолетов появились после посещения местного магазина Woolworths. Там мы заметили отличную модель самолета "Спитфайр", упакованную в полиэтиленовый пакет и отлитую из синего пластика. Цена очень низкая 2/-. Эти наборы, произведенные Airfix, теперь распространяются через магазины моделей, и нам сказали, что за "Спитом" скоро последует Gloster Gladiator, который будет пользоваться большой популярностью.

Aeromodeller, апрель 1956 года

FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, стенка коробки с особенностями модели FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, торец коробки FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, верх коробки FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, торец коробки с артикулом FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, стенка коробки с другими моделями серии

По прошествии многих лет, задним числом началась настоящая гонка за лавры самой первой выпустившей пластиковые модели британской компании. Если сроки выпуска первых моделей давно исчезнувших компаний Lincoln и Wimco никто не переносил, то хронология компании FROG по книге Frog Model Aircraft, 1932–1976 (1989г) сдвинута вперёд на 1955г, а для Airfix в Airfix: Celebrating 50 Years (1999г) уже на пару лет на 1954г. Но объективности ради можно указать на время появления первого анонса выпуска пластиковых моделей компанией International Model Aircraft в январском номере Model Aircraft magazine от 1956г.

За прилавком

"В самом ближайшем будущем International Model Aircraft представит на рынке ряд новых деталированных отлитых из пластика конструкторов в масштабе 1/72, возможно наиболее полно деталированных из любых в мире. Для этой серии не было возрождено наименование "Pеnguin" и более того, в отличие от предвоенных моделей, новая масштабная серия FROG отлита в полистироле. Конструкторы будут укомплектованы литой подставкой, клеем для полистирола и тд, и будут включать такие привлекательные прототипы как Hunter, Sabre, Canberra, Javelin, Meteor, Venom, Sikorsky Helicopter итд. Многие тысячи фунтов были инвестированы в пресс-формы для этих моделей и в подготовку производства включающую создание рисунков, образцов и, наконец, штампов (самая большая сложность - в ручной работе для этого), что заняло более двух лет."

Model Aircraft, январь 1956 года"


В начале апреля 1956г компания IMA продемонстрировала свои модели, в том числе первые пять пластиковых, на ежегодной Британской Промышленной Ярмарке, которую 4-го апреля 1956г посетили Председатель Совета Министров СССР Булганин и Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв. Представив сразу пять моделей пластиковых наборов самолётов, International Model Aircraft превратилась в лидера британского рынка, так как сильнейший конкурент, компания AIRFIX, следующую свою модель самолёта Gloster Gladiator смогла пустить в продажу лишь в сентябре 1956г.

Первыми моделями, попавшими ещё в апреле 1956г на витрины магазинов стали Hunter и Whirlwind. Поэтому нет никаких сомнений, что 320P Hawker Hunter является самой ранней моделью FROG, дожившей до наших дней.

За прилавком

...на Торговой ярмарке Triang, проходившей в этом месяце. Совершенной новинкой были привлекательные пластиковые сборные модели в масштабе 1/72, из которых Hunter и Whirlwind уже сейчас появились в магазинах. Вскоре появятся Canberra, Javelin, и F-86E Sabre именно в таком порядке. Цены от 5 шиллингов 3 пенсов до 8 шиллингов 6 пенсов.

Model Aircraft 1956-04

В рекламе большого лондонского магазина игрушек Gamages покупателям предлагались "две новых восхитительных сборных модели" Super Hawker Hunter Jet и Westland S.55 Whirlwind Helicopter.

 Реклама магазина Gamages с FROG 322.P Westland S.55 Whirlwind Helicopter, The Meccano Magazine 1956-05

Поступление остальных трёх моделей из первой пятёрки анонсировалось в ближайшее время. Поэтому есть основания считать модель Hawker Hunter, если не первой, то одной из первых пластиковых моделей FROG из полистирола, поступивших в продажу. Самая первая обнаруженная в журнальных публикациях реклама всех пяти моделей, 320P Hawker Hunter, 321P Whirlwind S.5S Helicopter, 322P North American Sabre F86E, 323P Canberra PR.7 Twin Jet и 324P Gloster Javelin, относится к маю 1956г.

Hawker Hunter (320P) был выполнен в ставшем впоследствии классическом масштабе 1/72. В отличие от упакованной в полиэтиленовый пакет модели Airfix Spitfire (BTK), модели FROG упаковывались в коробки с красочной графикой и стоили более чем в два раза дороже



FROG 320.P Hawker Hunter swept wing jet fighter 1956 пластик

За прилавком

"На Торговой ярмарке Tri-ang было продемонстрировано несколько новых значительных дополнений к линейкам конструкторов FROG. Во-первых, новые пластиковые сборные модели из полистирола: пять сейчас в производстве - Hunter и Sabre за 5 шиллингов 3 пенса, Sikorsky S.55 за 5 шиллингов 9 пенсов, Javelin за 7 шиллингов 6 пенсов и Canberra за 8 шиллингов 6 пенсов. За ними последуют D.H.110, Meteor 8, Venom и Sea Hawk. Комплекты с моделями включают также клей для полистирола, переводные картинки и подставку для законченной модели."

Model aircraft, 1956-05

В настоящее время этот набор для постройки масштабной стендовой модели-копии вряд ли может представлять интерес, так как китография Hunter-а достаточно богата, а 320P состоит всего из 17 деталей. Исторически 320P представлял собой один из первых двадцати серийных Hunter-ов, проходивших испытания в A&AAE. Эти самолёты были в значительной степени предсерийными и могли отличаться друг от друга индивидуальными модификациями. FROG для модели 320P избрал самолёт с идентификационным номером WT575. Первый вылет на самолете с регистрацией WT575, представленном в наборе FROG, совершил знаменитый Нэвил Дьюк восьмого января 1954г за пару лет до старта продаж этой модели. На киле между половинками стабилизатора на модели FROG отсутствует характерный для всех вариантов самолёта Hunter противобафтинговый обтекатель. В таком виде в первый полет поднялся первый прототип WB188, но получил обтекатель позднее из-за сильной  Hawker Hunter F.1 WT575 на обложке Model aircraft 1956-03 тряски оперения на околозвуковых скоростях. Впоследствии таким обтекателем оснащались все самолёты Hunter, в том числе WT575. Кроме этого, сложившиеся в то время стандарты моделизма допускали серьёзные упрощения, связанные как с технологиями производства моделей, так и запросами рынка. Кроме противобафтингового обтекателя на прототипе P.1067 WB188 в начале испытаний отсутствовал воздушный тормоз снизу фюзеляжа, отсутствующий также и на модели. Т.е. при желании из первого фроговского Hunter-а легче всего построить первый прототип на момент первого взлёта, для этого потребуется лишь окрасить его в бледно зеленый цвет - Dark Egg Green и нанести маркировку WB188. Модель была выполнена в лётном состоянии - ниши шасси на модели отсутствовали, а створки ниш в закрытом положении были отмечены линиями расшивки. В наборе на литниках прилагались стойки шасси отлитые вместе с колесами и створками. Крылья модели отлиты одной деталью и следы толкателей находятся на нижней поверхности каждого крыла. Даже контуры рулей, элеронов и закрылков выполнены лишь линиями расшивки. Несмотря на все упрощения, до появления Revell-овской модели в 1/72 масштабе искушенные моделисты высоко оценивали общее соответствие прототипу первого фроговского Хантера. Считалось, что воздухозаборники и центроплан на этой модели выполнены точнее, чем на фроговском Hunter-e FGA.9 1974-го года.



FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, инструкция по сборке

Hawker Hunter F. 1

"Этот набор на самом деле из-за некоторых особенностей, таких как отсутствующий обтекатель хвостового оперения, скорее представлял собой первый прототип, а не серийный вариант. Несмотря на свой возраст, он до сих пор остаётся одной из лучших отправных точек для постройки точной модели истребителя Hunter"

320P 1955-1964 C1 } 20000 1xRAF
F320 1964-1965 C1 1xRAF

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

Модель FROG 320P Hawker Hunter F.Mk.1 демонстрирует интересную особенность, ставшую стандартом для большинства моделей компании IMA ltd первого поколения. Обратите внимание на двойную стенку в носовой части фюзеляжа. Наличие этого излишнего на первый взгляд элемента конструкции модели вызвано характерной чертой стендового моделизма в середине 50-х годов. Тогда среди разных видов моделей в 50-е годы: свободнолетающие модели, планеры, кордовые и т.д., существовали так называемые solid models (ближе всего по смыслу - монолитные). Это были масштабные стендовые модели из бальсы, для которых продавались наборы: дощечки, обязательные чертежи, декали и иногда пластиковые детали. Моделизм в то время был увлечением настоящих мастеров. Дощечки нужно было выстрогать по прилагаемым чертежам, обработать наждачной бумагой, склеить нитроцеллюлозным клеем, окрасить... Короче, та ещё морока! Простота постройки моделей из полистирола вызвала стремительный рост модельной аудитории. В целом же, средний опыт этой аудитории в моделизме, естественно, быстро снижался, так как вовлекалось все больше новичков. Специально для них на коробках с первыми моделями FROG из полистирола размещались пояснения, что модель не требует сложной обработки - "No shaping or sanding" Для них же к комплекту прилагалась капсула с клеем, для использования которой, её нужно было проколоть иголкой. А помимо этого, модели с носовыми стойками шасси комплектовались набором грузиков, для которых создавалась камера в носу модели огороженная этими стенками. Сразу вспоминаются прежние советские времена, когда каждая модель комплектовалась баночкой с клеем, одной которой хватило бы переклеить, если и не все модели советского производства, то возможно продукцию любого из предприятий, отливающих бывшие модели FROG.



FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956, декаль

Для размещения модели в летном состоянии с убранными шасси к набору прилагалась подставка и стойка из прозрачного полистирола, а для оформления на подставку наклеивалась декаль с названием самолёта, о чём покупателя информировала пояснительная надпись на коробке. На крышке коробки рядом с рисунком самолёта размещалась надпись: "Modelled from Official Plans", сообщавшая, что модель разработана по официальным эскизам фирмы Hawker. Сбоку коробки приводился полный список моделей FROG: "Hawker, Sabre, Westland S55".

Модель отливалась из серебристого полистирола, и инструкция FROG предлагала два варианта оформления модели: покрытая лаком неокрашенная или камуфлированная в “Sea Green”/”Light Sea Grey”/”sky-blue”. На оба варианта предлагалось нанести одни и те же декали с элементами идентификации 43 Squadron, первой части, получившей на вооружение Hunter F.1, поэтому FROG представил такой вариант оформления модели. 257Sqn получил на вооружение другой вариант истребителя, Hunter F.2, с двигателем Armstrong-Siddeley Sapphire.

Когда самые первые Хантеры покидали сборочную линию, британские истребители целиком окрашивались в цвета натурального алюминия и такую окраску получили несколько первых самолётов. Надо заметить, что некамуфлированые Hunter-ы проходили испытания в A&AAE (как минимум WT555), но в этом случае маркировка 43Sqn неуместна, тем более, что WT575 не проходил службу в этой части. В апреле 1951г приказом Air Ministry истребителям RAF была возвращена камуфляжная окраска и до 1966г. Самолёты Hunter окрашивались по стандартной диаграмме нерегулярными полосами темно-зелёной Dark Green 641 и тёмно-серой Dark Sea Grey 638 красками, низ самолётов не окрашивался и оставался в цвете натурального алюминия, так называемого High Speed Silver. Линия разделения цветов камуфляжа новых самолётов оставалась чёткой вплоть до появления на сборочных линиях FGA9. На фотографиях видно, что камуфляж Hunter-ов F.Mk.1 не попадает на нижнюю часть крыла спереди, как это стало делаться позднее. До конца 1954-го года использовалась глянцевая нитроцеллюлозная краска DTD900, позднее она была заменена полуматовой "сатиновой" DTD899. Идентификационные номера наносились чёрной краской на фюзеляж по 8ми-дюймовым трафаретам, снизу крыла - по 24х-дюймовым. Пока Hunter-ы не получили пилоны для подвесных топливных баков идентификационные номера под крылом наносились в одну линию вдоль крыла под углом к фюзеляжу, позднее их стали наносить в две строки поперек направления полета между фюзеляжем и пилоном для подвесного бака так, чтобы они читались и по полёту и против. На оригинальных декалях FROG из первого варианта набора 320Р обращает на себя внимание необычное размещение элементов. Цифро-буквенный идентификационный номер расположен на декали боком, а фюзеляжные опознавательные знаки с элементами быстрой идентификации 43Sqn, чёрно-белые шашечки, даны уже в перевёрнутом виде, так как внешние верхние квадратики должны быть белыми, а не черными.

Вариант оформления модели в соответствии с инструкцией приведён во фрагменте ниже:

"(10) Если необходимо, окрасьте кабину (светло-серым/синяя униформа пилота, белый или коричневый шлем, чёрные детали): затем приклейте прозрачный фонарь 15)

(11)За исключением окраски чёрным цветом шин и контура фонаря, модель закончена. Используйте эмалевые краски FROG и нанесите один или два слоя мягкой кистью. Некоторые нитроцеллюлозные краски могут разъесть полистирол модели и оставить слегка неровную матовую поверхность.

Три вида в половину размера модели внизу инструкции показывают схему камуфляжной окраски применяемой в настоящее время для большинства истребителей. Светлые пятна на схеме - Light sea grey, тёмные - Sea Green. Низ можно оставить серебристым или покрасить Sky-blue.

(12)Если модель оставить неокрашенной, можно посоветовать покрыть область нанесения декалей тонким слоем прозрачного лака, это поможет декалям лучше приклеиться. Нельзя использовать нитроцеллюлозный лак.


Когда лак высохнет, нанесите переводные картинки на свои места руководствуясь картинкой в инструкции. Сначала отрежьте каждую часть, нанесите буквы и большие номера на нижнюю часть крыла, они перекроют центральную часть, в случае, если подвесные баки приклеены.

Эмблема эскадрильи представляет самолёт из 43 Sqdn RAF, одной из первых частей RAF вооружённых этим типом самолёта."

До преобразования компании IMA в 1964г модель издавалась под традиционным "пингвинским" индексом 320P, и еще в течение следующего года в такой же упаковке под "фроговским" индексом F320. Общий тираж этого издания почти за десять лет выпуска составил 20,000шт. На старте продаж стоимость модели составляли внушительные 5 шиллингов 6 пенсов - 5|3 (63 пенса). Можно предположить, что высокая цена наборов первого поколения моделей FROG способствовала сохранению их значительного количества в запасах коллекционеров, поэтому модели Hawker Hunter в первом типе коробок остаются доступными для покупки на e-Bay до наших дней.

FROG 1957

Tri-ang c. 320P Hawker Hunter Chasseur a reaction a ailes en V, Lines Freres S.A. Calais, 1962


Tri-ang c 320P Hawker Hunter Chasseur a reaction a ailes en V, Lines Freres S.A. Calais, 1962, верх коробки
FROG 1964 The Attackers FROG 1957

FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965


FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, коробка в виде книги с боксартом Дэвида Эткинсона FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, декаль FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, торец коробки с другими моделями серии Attacker FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, торец коробки с другими моделями серии Attacker

В январе 1965г был запущен новый проект компании - FROG The Attackers An Inside Story Kit. Коробки для моделей этой серии были оформлены в виде книги. Коробку изготовляли из одного листа картона и при открывании коробка трансформировалась в удобный лоток для сборки. Кроме модели, декали и инструкции по сборке набор содержал буклет с информацией об устройстве прототипа модели в виде цветных диаграмм, фотоподсказками по приёмам постройки модели. В комплект входили клей, кисточка и краски. Всё это сделало набор сравнительно дорогим, F144 стоил 6 шиллингов ( 6|- или 72 пенса). Покупатели с бо́льшей охотой приобретали почти в два раза более дешёвый набор F320 из новой Красной серии за 3 шиллинга 6 пенсов ( 3|6 или 42 пенса). После выпуска в серии The Attackers четырёх моделей (включая Fairey Gannet, Supermarine Spitfire II и Fw190) проект был закрыт. Всего было выпущено 15,000 экземпляров F144 Hawker Hunter - это для FROG размер серии обеспечивающий модели попадание в разряд дорогих или редких. В настоящее время цена на F144 может доходить до 100 фунтов.

Иллюстрации к коробкам всех четырёх моделей серии The Attackers An Inside Story Kit были выполнены Дэвидом Аткинсоном (David Atkinson), чью подпись легко найти на каждом изображении. Рисунки были исполнены в характерной манере, что дополнительно подчёркивало особенное место моделей этой серии в ассортименте IMA.

F144 1965-1968 S 15000 1xRAF

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


Буклет из набора

FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, содержание FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, обложка FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, статья Hunter FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, статья Hunter FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, пояснение к компоновочным рисункам FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, компоновочный рисунок
FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, компоновочный рисунок FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, компоновочный рисунок FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, компоновочный рисунок FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, фон для компоновочных рисунков
FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, фото-подсказки для сборки FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, инструкция по сборке FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, буклет, инструкция по сборке FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, цветная схема окраски FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, задняя сторона коробки FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, внутренняя стенка коробки
GoldToken red logo FROG 1964

FROG Red Series F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1964-65, 40.000


FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, верх коробки с боксартом
FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, цветная схема окраски и маркировке на нижней стороне коробки FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, торец коробки с артикулом FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, декаль FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, подложка декали FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, инструкция по сборке FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, инструкция со списком доступных моделей

При переиздании моделей после смены артикулов с индекса P на F в 1964-м году нередко использовалась графика с упаковок моделей американской дочерней компании AIR LINES. Так как модель Hunter F.1 никогда не издавалась AIR LINES, для её переиздания в Красной серии использовалась новая графика. Новая коробка, размер которой составлял 8½″x4⅛″х1½″ или приблизительно 216х106х38мм, вырубалась из одного листа картона, складываясь, представляла собой коробку типа "ракушка", а в полностью раскрытом виде превращалась в удобный лоток для сборки модели. Картинка на коробке изображала стремительный пролёт Hunter-а с подвесными баками над авиабазой 43-го Sqn в шотландском Леучарсе.

Первые модели истребителя Hunter должны были начать полноценную боевую службу в частях RAF в течение 1954г, но из-за недостаточного запаса топлива, ограничивавшего длительность полёта, это так и не произошло. Очевидное решение этой проблемы состояло в том, чтобы увеличить количество топлива, не ухудшая характеристики самолета. Поэтому конструкторы компании Hawker приступили к модификации топливной системы самолета F.1, удалив задние фюзеляжные баки, и за счёт них увеличив объём остальных баков в фюзеляже. Кроме того, были установлены восемь топливных баков в передних кромках центроплана. Ещё одним очевидным решением проблемы была установка пилонов под крылом для двух 100-галлонновых подвесных баков. В конце 1954-го года 100-галлоновые подвесные баки проходили испытания на 29-м построенном истребителе Hawker Hunter F.1 WT569. Что касается сборной модели, подвесные баки на Hunter-е F.Mk.1 из строевых частей были неуместны. С конца октября 1954г в серии начали строиться самолёты модификации F.4 и уже на них подвесные топливные баки стали стандартным оборудованием. Но истребители F.1 или F.2 не имели узлов подвески и способ нанесения серийных номеров под крылом исключал такую возможность, хотя бедную деталировкой модель подвесные баки безусловно украшали. Адепты точности могут использовать маркировку WT569 чтобы модель выглядела совершенно достоверно.

Hawker Hunter F.1 WT569, 1954г Hawker Hunter F.1 WT569, 1954г

Вернёмся к модели FROG. В 1964г изменения ограничивались лишь оформлением упаковки и не распространялись на варианты маркировки или окраски моделей. Соответственно, F320 Hunter F.1 сохранил декаль первого издания. В данном случае, расположенные на декале в перевёрнутом виде опознавательные знаки с элементами идентификации 43Sqn, сыграли с художником злую шутку. На замечательной картинке художник изобразил чёрно-белые шашечки 43-го Sqn-а в перевёрнутом виде, очевидно спроецировав их изображение с декали на борт самолёта. На цветной схеме окраски на нижней части коробки их расположение приведено правильно. Эта ошибка впоследствии присутствовала на всех дальнейших вариантах упаковки, включая NOVO Toys Ltd и ДФИ.

Как и во всех более ранних изданиях, набор отливался из серебристого полистирола в цвете нижних поверхностей - High Speed Silver, что являлось обязательным правилом для моделей FROG того времени. Вероятнее всего из-за своих размеров этот очень простой набор из 17 деталей попал в Красную серию. Коробки для этой серии, так называемые Value box, так же как и коробки для серии the Attackers изготавливались из одного листа картона, что позволяло снизить затраты на изготовление упаковки. По замыслу дизайнеров, раскрываясь, такая коробка превращалась в лоток для сборки модели. Модели этой серии стоили 3|6 (42 пенса), что в полтора раза дороже моделей начальной Чёрной серии, стоивших 2|6 (30 пенсов), и намного дороже Hunter F.6 от Airfix No.288, стоившего всего 2|- (24 пенса) и выпущенного в 1961г в упаковке в полиэтиленовом пакете. Тем не менее первый Hunter оставался очень популярной моделью, так как был существенно точнее своего конкурента от Airfix. Объём выпуска этого варианта модели составил внушительные 40,000 штук. Несмотря на значительное количество выпущенных моделей, этот вариант сейчас относительно редок и его стоимость на e-bay составляет ориентировочно 25 фунтов.

Как и для ранних выпусков, модель продолжала отливаться из серебристого полистирола. В связи с последовавшими изменениями организации Группы компаний Лайнс, включавшей смену названия подразделения пластиковых моделей, с подставки была удалена надпись International Model aircraft, London, а вместе с ней исчез старый логотип FROG.

F320 1965-1967 F1(R) 40000 1xRAF

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: половинки фюзеляжа FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: крылья и стабилизатор FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: шасси и топливные баки 100 галлонов
FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: фонарь FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: подставка FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: знаменитая голова пилота FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: груз FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: передняя опора шасси FROG Red Series with Gold Token F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965, детали набора: основная опора шасси
Unbranded Rovex 1965 Hawker Hunter

Unbranded W34 Hawker Hunter, 68-70, Rovex Ltd, 1968


Rovex Ltd W34 Hawker Hunter, unbranded wholesale baged kit, 1968, лепесток (обе стороны) Rovex Ltd W34 Hawker Hunter, unbranded wholesale baged kit, 1968, инструкция по сборке (разворот внутри)

C 1968-го по 1970-ый гг под индексом W34 модель издавалась в пакетах без указания фирмы производителя специально для магазинов оптовой торговли. На лицевой стороне лепестка разместили немного обрезанную картинку, такую же как на коробках Красной серии. На внутренней стороне разворота белого лепестка печаталась сборочная инструкция. В серии W издавались и другие модели Фрог: Hawker Sea Hawk, Supermarine Attacker, Fairey Delta 2, De Havilland Comet, Bristol Britannia и Boeing 707. В это время на домашнем рынке британские компании вели острейшую борьбу с американскими брендами вторгнувшимися на острова. Объемы рынка американских компаний были значительно больше британских, что снижало издержки на производство моделей, позволяло предлагать покупателям конкурентоспособный ценник и постепенно перехватывать рынок у британских компаний. Поэтому упрощенная упаковка моделей в пакете, отсутствие подставки и экономия на печати отдельной инструкции позволяло заметно снизить цену на прилавке для продукции FROG. Всё это, наряду с популярностью истребителя Hunter, позволило первой модели Hawker Hunter пережить многие преобразования компании: и International Model Aircraft Ltd, и Rovex Industries Ltd, и Rovex scale models Ltd. и эта модель не издавалась лишь в белых коробках FROG от Rovex Models and Hobbies Ltd. Последний британский владелец пресс-формы передал оснастку для производства первой модели FROG, теряющей популярность у покупателей в Британии, в СССР, где продолжилось производство набора.

Несмотря на средний для моделей FROG тираж W34 - 20,000 шт, эта модель редко встречается на аукционах и её стоимость сравнительно высока - около 40 фунтов. Этот вариант модели вполне может представлять коллекционный интерес, но собрать небольшую серию W - не простая задача.

W34 1968-1970 J3 20000 1xRAF

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

NOVO Toys Ltd, Hawker Hunter F.1, 1978-80


img1
img2 img1 img2 img1 img2 img1
76055 Hawker Hunter F.I 150000

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

img2 img2 img1 img1

В книге Ричарда Лайнса, внука одного из основавших компанию братьев Лайнс, Frog Model Aircraft, 1932-1976: The Complete History of the Flying Aircraft & the Plastic Kits в общих чертах изложена история заключения соглашения с СССР. Переговоры о передаче оснастки, в т.ч. для производства моделей, проходили в 1974г. По их результатам из каталога FROG 1974г были сняты с производства 20 моделей для передачи в СССР, что составляло более половины переданных на первом этапе пресс-форм. В первый каталог NOVO Toys Ltd в 1976г попало 38 моделей самолётов и кораблей FROG. Большую часть моделей из первого каталога условно можно отнести ко второму и третьему поколениям моделей FROG середины и второй половины 60-х годов. Исключение составляли новейшая модель советского истребителя Ла-7 и модель первого поколения - Fairey Gannet.

Что касается F320 Hunter F.1, то в первый каталог NOVO Toys Ltd эта модель, как и большинство моделей первого поколения FROG, не вошла. Новые стандарты не позволяли использовать старые варианты полиграфии для комплектации моделей NOVO Toys Ltd. Ранее для моделей первого поколения, за исключением модели Fairey Gannet, ни пошаговых инструкций, ни новых декалей не существовало. Это вызвало необходимость создания новых декалей и пошаговых графических сборочных инструкций для ранних моделей, для чего, соответственно, требовалось дополнительное время. Кроме того при подготовке передачи оснастки в СССР пресс-форма модели была незначительно изменена. На литниках были изготовлены планки с номерами деталей и гравировкой "Сделано в СССР" на английском языке.

Модель NOVO Toys Ltd Cat.No.76055, Hawker Hunter Interceptor Fighter появилась лишь в каталоге 1978г. По договору в счёт оплаты оснастки советская сторона передавала DCM отливки модели. Всего в Британию было отправлено 150.000 отливок F320 Hunter F1. По соглашению с DCM поставки отливок в Британию возлагались на британскую сторону. Но даже с учётом использования качественного плотного картона для упаковки, специально изготовленной инструкции для компании NOVO Toys Ltd, новых декалей и затрат на доставку цена модели в Британии была почти в два раза ниже аналогичных моделей британских производителей. Модель получила красивую ярко-синюю коробку из двух частей. На коробке был размещён красочный боксарт, являвшийся "отзеркаленной" и ещё больше обрезанной картинкой с коробки Красной серии FROG-а. Что интересно эта картинка изображала всё ещё тот самый первый FROG Hunter WT575, в то время как набор содержал единственный вариант оформления на WT594.

img2

Вариант оформления модели для самолёта WT594 имел историческую привязку и в данном случае хотя бы маркировка соответствовала конкретному самолету 43Sqn. Однако, внешне WT594 с маркировкой 43Sqn обладал всеми признаками серийного самолета в отличие от модели. На нижней части коробки гид по окраске предлагал вариант камуфляжа: Gloss Dark Green/Gloss Dark Sea Grey/Gloss Aluminium Silver, что стало соответствовать точной окраске Hunter-ов. Единственное обнаруженное мной отличие маркинга с декали модели от референсов: цвет щитка ниши носовой опоры шасси. У модели NOVO он черный, а в Hawker Hunter in Color в серии Squadron Signal Fighting Color для 43Sqn его дают в красном цвете, как было принято для самолетов этой части. Буквы на щитке в обоих случаях белые.

img2

Огромное количество поставленных в Британию отливок модели для компании NOVO практически полностью поглотило фирменную полиграфию на, так называемом, "британском" темно-сером картоне. Размер коробки дюймовый: 7¾″х4½″x1⅛″ или приблизительно 197х114х44,5мм. Как и все коробки NOVO относилась к полностью телескопическому типу, когда боковые стенки верхней части полностью закрывают стенки нижней части.Коробки, инструкции и оригинальные декали NOVO Toys Ltd на вторичном рынке у российских коллекционеров сейчас найти достаточно затруднительно, но возможно. Чудом сохранившиеся у коллекционеров до наших дней редкие оригинальные декали NOVO на эту модель представляют главным образом коллекционный интерес - лак на них давно пожелтел. На Ebay.com комплекты NOVO Toys Ltd F320 Hunter F.MK.1 встречаются часто и стоят относительно недорого, но это актуально лишь для желающих приобрести модель в оригинальном исполнении NOVO из качественного серого пластика.

Ниже приведён отрывок из сравнительного обзора моделей FROG Hunter F.1 и Airfix Hunter FGA.9 из журнала Scale Aircraft Modelling, February 1985, где, кроме того, даётся общая оценка модели Matchbox Hunter и FROG F204 Hunter FGA.9 (о последнем будет идти речь на соответствующей странице сайта). Эта рецензия даёт хорошее представление о копийности первой модели FROG тем, кто не желает погружаться в самостоятельное исследование предмета.

Getting it right
A 1:72nd scale Hunter from a kit By M.S. Brazier

Hawker Hunter - один из тех самолётов, что привлекают взгляды ценителей эстетики, и, как почти все подобные типы, не очень хорошо представлены в каталогах производителей пластиковых моделей. Недавно Airfix во второй раз посчитал целесообразным признать его существование, но, несмотря на смелую попытку разработчиков, не более, чем ограничения исходной устаревшей пресс-формы позволили им провести её модернизацию. Результатом стал компромисс между экономичностью использования старых пресс-форм и современным стандартом точности компании. Тем не менее, возрожденный как FGA.9 / FGA.57, комплект Airfix является лучшей из имеющихся на данный момент моделью и, безусловно, наиболее приемлемой для постройки прямо из коробки. Но в качестве основы для постройки точной модели, набор Airfix потребует примерно такой же объём работы, как и старый FROG F.1, который до недавнего времени был доступен у Novo.

Знакомые с этой ранней и грубой моделью, могут посчитать такое сравнение оскорбительным, но если критерием является создание простой, аутентичной модели с убранным шасси и без особой деталировки, задача доработки Frog F1 в целом примерно такая же, как и при постройке аналогичной модели из современного Airfix FGA.9, и даже проще чем из Matchbox F.6 / T.7, из которого без сопоставимого с постройкой модели из деревянных брусков труда невозможно построить ни одноместный, ни двухместный вариант...

AIRFIX или NOVO?

Если вы строите модель Hunter с выпущенным шасси, начните с Airfix FGA.9. У Frog F1 нет даже ниш шасси, а шасси у Airfix очень хорошее.

У комплекта Airfix есть три основных недостатка: центроплан слишком далеко сдвинут назад, для исправления чего потребуется две операции - укоротить нос и удлиннить хвост. Третья важная задача: уменьшить размер воздухозаборников, которые значительно переразмерены у модели. Вследствие этого область воздухозаборника и центроплана слишком длинная вдоль верхней и нижней частей фюзеляжа. Меньшими проблемами являются хорда киля, который при виде сбоку выглядит немного узким в своей нижней части, нижняя поверхность удлиненных носков крыла за уступом передней кромки должна быть вогнутой и круглое поперечное сечение области реактивного сопла, в то время как оно должно немного сужаться вверху и быть немного шире при виде сзади.

ВАРИАНТЫ ХВОСТОВОЙ ЧАСТИ ФЮЗЕЛЯЖА

Причиной последней ошибки могла стать путаница между различными типами хвостовой части фюзеляжа самолётов Hunter. Стоит прояснить точные типы обтекателей реактивного сопла соответствующих вариантов. Типы Mk.1, 2, 4 и 5 имели довольно маленькие сопла и при виде сбоку нижний контур фюзеляжа сильно изгибался вверх в направлении к соплу. Оба варианта T.7 и T.8 имели хвостовую часть фюзеляжа такого же типа, но слегка короче и с добавлением обтекателя тормозного парашюта сверху. F.6 имел сопло большего диаметра, а в профиль задняя часть фюзеляжа имела значительно меньший изгиб по нижней кромке. У FGA.9 было такое же сопло как у F.6, но слегка короче и с обтекателем парашюта подобным в вариантах T.7 и T.8. Вариант GA.11 Королевского флота имел хвостовую часть фюзеляжа как у F.1, а единственный T.11 как у FGA.9, так же как и FR.10.

Прототипы самолётов Hunter имели и другие отличительные формы, поэтому при изготовлении их моделей важно проверять по фотографиям каждый конкретно рассматриваемый вариант; например, некоторые экспортные двухместные варианты имели хвостовую часть по типу FGA.9 (например, сингапурский T.75A). Я подробно остановился на этом относительно небольшом моменте, потому что мне нужно ещё сверить различия между обтекателями сопла в разных версиях с информацией в каких-нибудь публикациях...

МОДИФИКАЦИИ NOVO

Если вы готовы принять величайшую простоту Frog F1, то доработки, необходимые для придания точного вида, аналогичны описанным выше, за исключением отсутствия необходимости изменения воздухозаборников. Хвостовую часть фюзеляжа тоже нужно удлинить на 4 мм, но фюзеляж перед воздухозаборниками можно оставить. Однако кончик носика перед сборкой нужно заполнить шпаклёвкой, сточить его потом на 2 мм, а всему носу придать более заострённый вид. Сверяйтесь с фотографиями. Затем необходимо добавить отверстия для пушек. Фонарь этой модели, безусловно, выигрывает у Airfix, а залитую пластиком сверху кабину можно высверлить и оснастить при помощи лишних деталей от других моделей. Необходимо изготовить новое сопло, порывшись в коробке для запчастей, так как верхний контур на виде сбоку слишком сильно изгибается вниз по направлению к слишком маленькому отверстию сопла. Гаргрот немного толще, чем у Airfix, и точнее. Воздушный тормоз в комплект не входит, но его легко сделать самостоятельно. Кстати, заклепки модели у реального самолёта имели бы размер 36 мм, почти 1 дюйм в диаметре!

Scale Aircraft Modelling, February 1985, Vol.7, No.5


В заключение хочется заметить, что не вызывает сомнения необходимость как немного заострить носовую часть модели, так и немного увеличить размер сопла модели в сторону верхней части (приблизительно на 1 мм), слегка спрямив небольшой изгиб по верхнему контуру перед соплом. При этом необходимо помнить, что нужно сохранить красивый зализ снизу задней части киля на стыке с обтекателем сопла. Что касается предложения удлинить на 4мм хвостовую часть и сточить на 2мм нос, то перед этим не забудьте самостоятельно свериться с фотографиями или чертежами. Суть этого предложения сводится к увеличению общей длины модели на 2мм, и смещению воздухозаборников и кабины на 2 мм вперёд, необходимость чего может оказаться неочевидной. Также может показаться нелишним нарастить и сделать чуть острее уголки излишне скруглённых законцовок крыла и оперения, слегка спрямив их законцовки.

Укрпромигрушка

Донецкая фабрика игрушек, 80-s


С этой моделью в СССР связано забавное заблуждение, дожившее до сегодняшних дней. На внутреннем рынке в СССР обе модели, первый фроговский Hunter F.Mk.1 и поздний фроговский Hunter FGA.9, появились в продаже практически одновременно. В общественном сознании у моделистов всех возрастов, укоренилась идея о некой "юниорской" серии, что, конечно, в корне неверно. При этом и тени сомнений в этой идее ни у кого не вызывали даже значительные различия во внешнем стиле исполнения расшивки и наличие "паровозных" заклёпок у первого Hunter-а. Наглядное сравнение этих двух моделей служит лучшей демонстрацией роста стандартов в моделизме почти за двадцатилетний период.

Продажи на внутреннем рынке моделей Индекс 320 представляют интерес лишь ввиду появления в эру перестройки, так называемых, «кооперативных» декалей. Это были расплывшиеся копии нововских декалей. Ещё один, пожалуй, самый экзотический вариант нанесения маркировки на модель изобрели донецкие дизайнеры. В инструкции по сборке печатались опознавательные знаки скопированные с декали NOVO, которые предлагалось вырезать и наклеить на модель. В случае с донецким Хантером в инструкцию вкладывался прямоугольный листок с ОЗ и без маркировки.

Верхняя часть коробки Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I, 1981г Нижняя часть коробк Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I, со схемой нанесения опознавательных знаков 1981г Левый клапан коробки Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I, 1981г Правый клапан коробки Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I, 1981г Коробка Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I, 1981г Коробка Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I, 1981г Копия декали NOVO Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I Бумажная аппликация из инструкции Донецкой фабрики игрушек 90-х Хаукер Хантер Ф-Мк-I

Как ни странно, сейчас самой большой редкостью стали донецкие коробки и инструкции 80-х на Хантер Ф.1. Как правило, после покупки модели в те годы коллекционеры и спекулянты выбрасывали упаковку моделей и в ход шёл только "голый" пластик, так как для коллекционеров невзрачные донецкие коробки не представляли интереса, а спекулянты могли плотнее набить сумки пластиком. При печати коробок для донецких моделей в разное время использовались самые разные краски. Канонический вариант коробки - с синим фоном. От других заводов игрушек программа выпуска донецкой фабрики отличалась огромным ассортиментом и, видимо, когда по заказам ДФИ типография исчерпывала все возможные фонды для синей краски, в ход шла печать любыми доступными, оставшимися на складе красками: малиновой, желтой, зеленой и пр. Коробки вырубались из одного листа картона, складывались в стандартный для Донецка тип торцевой коробки с клапанами на верхней стороне (Straight tuck end) и имели размер 195x120x45мм.

После закрытия Донецкого Завода Игрушек в 2009г пресс-форма для Hawker Hunter F.1 была выкуплена и возвращена в Россию, в Москву, где продолжается выпуск этой модели.

Восточный Экспресс

72272 Истребитель Хаукер Хантер Мк.1, Hawker Hunter Mk.1 fighter, Eastern Express, 2009-


Сейчас модель продолжает паковаться как минимум двумя компаниями Ark models и Eastern Express. Обе компании используют для оформления модели один и тот же вариант – WW636 из No54 Sqn с абсолютно одинаковыми элементами на декалях, хотя на коробках Ark models и Eastern Express изображён вариант, представленный NOVO, с элементами идентификации 43Sqn. Искать модели донецкого "разлива" смысла нет, пластик на них худшего качества чем Арковский или Экспрессовский, а облоя больше. Тем более, что, видимо, после реставрации прессформ арковские или экспрессовсие модели выглядят намного чище донецких.

Восточный экспресс предложил лишь один вариант оформления сборной модели. Это самолёт Hunter F.1 WW636 командира звена 'B' из состава No54 Sqn, базировавшегося на авиабазе Odinham в 1955г. Первый Hunter F.1 часть получила 14 февраля 1955г. Кроме стандартного камуфляжа, описанного выше, самолёты части несли знаки быстрого опознавания, в том числе законцовки крыльев (обратите на это внимание, так как инструкция по окраске не содержит соответствующей информации, а на декалях отсутствуют эти элементы) и створку ниши носовой стойки шасси тёмно синего цвета. На киль некоторых самолётов наносилась специальная маркировка: киль самолёта (WT692 S) командира эскадры окрашивался в золотой цвет и нёс синюю молнию, киль самолёта звена А - красной краской с желтой молнией, а киль самолёта командира звена В (представленный Восточным Экспрессом) - синей краской с желтой молнией.

Служба Hunter F.1 в 54-ой эскадре не была долгой и уже в сентябре 1955г их заменили более совершенные Hunter F.4

Коробка Eastern Express 72272 Hawker Hunter F.Mk.1 Декаль Eastern Express 72272 Hawker Hunter F.Mk.1 Инструкция по сборке Eastern Express 72272 Hawker Hunter F.Mk.1 Инструкция Eastern Express 72272 Hawker Hunter F.Mk.1 инструкция
Арк Моделс

72026 Истребитель Хаукер Хантер Мк.1, Hawker Hunter Mk.1 fighter, Ark Models, 2015-


Декаль Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1 Коробка Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1 Инструкция Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1 инструкция Инструкция по сборке Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1 Новая коробка Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1, 2017

В настоящее время продолжается производство модели компанией Ark Models. Для оформления модели предлагается вариант маркировки самолёта Hunter F.1 WW636 командира звена 'B' из состава No54 Sqn, как и у Восточного экспресса. Набор включает перекомпонованную декаль с теми же элементами, что и декаль Восточного Экспресса. Идентичные инструкции для моделей можно посмотреть в соответствующем разделе таблицы. Обратите внимание на синие законцовки крыльев. Так же как и Восточный Экспресс, Ark Models упустил этот момент при изготовлении инструкции.

Для тех коллекционеров, кто не желал бы обременить себя поиском оригинального комплекта или упаковки NOVO Toys Ltd, но кому было бы приятно взять в руки нечто, напоминающее о былых годах, Ark Models выпустил интересную серию наборов в упаковке, воспроизводящую элементы Нововских коробок. Для Ф320 на новой коробке изображена знакомая по упаковке NOVO картинка, только по какой-то причине в очередной раз ещё более обрезанная. Новая серия обладает собственной ценностью и будет хорошим пополнением любой коллекции.

Для отливок на экспорт в начале производства модели использовался жёсткий полистирол серого цвета и качество отливок немного уступало фроговским. Модель была крайне проста и выглядевшие оплывшими мелкие детали ещё не портили впечатление от набора. В процессе производства для внутреннего рынка использовался дешёвый полистирол скверного качества, пресс-формы изнашивались и после регулярных реставраций модель "потеряла" открытые воздухозаборники и теперь их необходимо прорезать, диски колёс основных опор шасси вместо сферических углублений получили выпуклости, носовая опора лишилась вилки, а колесо - мелких деталей. Тем не менее радует тот факт, что благодаря усилиям компании Ark models эта модель до сих пор находится в продаже.

Очень хочется надеяться, что история первой модели FROG на этом не закончится, но, наверное, надо заканчивать этот короткий и не претендующий на полноту обзор. И хочется пожелать всем поклонникам NOVO-FROG обязательно поставить на полку самую первую модель этого бренда. Не тратьте время на её доработку, всё равно ничего толкового не выйдет, а в оригинальном виде модель всё-таки уникальна. С неё всё начинается и уже по прошествии шестидесяти лет нам предоставляется возможность наверстать упущенное и отдать дань уважения любимой фирме.


Новая коробка Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1, 2017 Новая коробка Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1, 2017 Новая коробка Ark Models 72026 Hawker Hunter F.Mk.1, 2017
  • 12.09.2017


  • Airfix 1961 logo

    Airfix 288, Hawker Hunter, Airfix Products Ltd., 1961


    Hawker Hunter F6, Airfix 288 header card, 1961
    Беседы о моделях с Михаелем Фармером
    "111" ВОЗВРАЩАЕТСЯ! - в виде модели
    Поклонники пластика теперь могут собрать один из самых известных самолетов в мире.

    В то время как мир авиации был занят печальным "прощанием" с пилотажной группой 111-й эскадрильи, пластиковый моделист, благодаря компании Airfix, знакомился с этими знаменитыми самолетами. Но тот факт, что Airfix выбрала это, казалось бы, неподходящее время для представления своего полностью черного "Хантера", не так печален, как может показаться.

    Во-первых, память о "Treble One", скорее всего, останется свежей на долгие годы. А "Хантер", все еще служащий в RAF и тринадцати других ВВС, еще долго будет виден в небе по всему миру.

    Очевидно, что этот набор заслуживает пристального внимания. Проявил ли Airfix к нему обычное внимание? Быстрый осмотр обнадеживает.

    Был выбран вариант F.6, который позволяет использовать ракеты, бомбы, сбрасываемые баки и разнообразную маркировку. Первый положительный момент, который бросается в глаза - это переводные листы. В комплект входят два, один с маркировкой "Treble-One", а другой - с маркировкой швейцарских ВВС, причем первый довольно детальный, с "Юнион Джеками" и гербом эскадрильи. Очень новаторской особенностью, и единственной работающей деталью на модели (кроме убирающегося носового колеса, соединенного с фиксированными дверцами колес!) является съемная пушечная установка. Она может быть опущена с самолета, вместе с ящиками для сбора пушечных звеньев, на тележку для "перевооружения". Поверхности управления были отлиты отдельно на "Хантере", и хотя они не двигаются, это все же шаг вперед по сравнению с предыдущими небольшими наборами. Воздушный тормоз под задней частью фюзеляжа может быть приклеен как в открытом, так и в закрытом состоянии.

    Но, к сожалению, не все так благополучно. Фонарь, пожалуй, является худшим из недостатков, имея форму, которая просто не является легко узнаваемым фонарём Hunter. Плохие следы литья покрывают эту так называемую прозрачную деталь, и проницательный моделист заменит её фонарём от Frog Hunter. Верхние половинки крыльев покрыты своеобразными отметинами, которые, возможно, являются результатом дефекта пресс-формы, и, возможно, присущи только нескольким наборам. Чтобы убрать их с глаз долой, черный пластик нужно покрыть довольно толстым слоем краски, а еще лучше слегка обработать его шлифовальной бумагой. Другой недостаток этого набора является "стандартным недостатком Airfix" и никак не влияет на внешний вид готовой модели. Это пилот масштаба 1/96, который был включен в набор масштаба 1/72; его лучше выбросить.

    Для тех, кто захочет окрасить свои "Хантеры" не в полностью черный цвет эскадрильи "Treble-One", точным руководством послужит цветной рисунок FGA 9 в трех ракурсах, опубликованный в № 1, том XVI. Камуфляжные схемы и цвета швейцарских, датских, индийских, перуанских, голландских и бельгийских ВВС идентичны тем, что изображены на этом рисунке.

    Если немного поработать над отделкой, подгонкой крыльев к фюзеляжу и заменой фонаря, то из набора Airfix можно сделать вполне презентабельный "Хантер" или эскадрилью "Хантеров" (целую пилотажную группу?) по цене 3 шиллинга за штуку.

    RAF Flying Review January, 1961, Vol. XVI, No. 5

  • Z3.04.Z0ZZ

  • Hawker Hunter Mk.1-5 - дополнительные материалы


    Hawker Hunter F.5 - 1/72 drawing by G.A.G. Cox
    >Hawker Hunter F.5, G.A.G.Cox, с тех. надписями
    Появление «Хантера»

    После провала Swift в качестве истребителя домашней обороны надежды возлагались на Hawker Hunter, первые образцы которого, поступившие на вооружение командования истребителей, были использованы AFDS в июле 1954 года. В том же месяце камуфлированные Mk 1 поступили в 43-ю эскадрилью в Лейчарсе, и для командования началась новая эра. WT555, первый серийный Hunter 1 в серебристой откраске, впервые поднялся в воздух 16 мая 1953 года. Ещё несколько самолетов были окрашены аналогичным образом. К сентябрю 1954 года появились камуфлированные машины, такие как WT575 в глянцевом серо-зеленом камуфляже с серебряным низом - схема, которая в конечном итоге была применена к ранним серебряным самолетам. В это время появились первые Hunter F2 с двигателями Sapphire. Несколько самолетов, включая первый, WN888, имели серебристую окраску. WN909, летавший к сентябрю 1954 года, имел камуфляж, применявшийся на Mk 1, который также был характерен для всех Mk 2, поставленных в первые две эскадрильи, оснащенные в Уоттишеме, №№ 257 и 263. Их самолеты носили эскадронные опознавательные знаки по бокам от фюзеляжного круга. Машины этих двух эскадрилий носили желтые буквы на законцовках оперения, а A из 257-й эскадрильи, WN898, обозначала самолет своего подразделения. Эта машина также имела зеленую букву A на желтой створке носового колеса. Серийные «Хантеры» имели черные серийные номера.

    В июле 1955 года RAE провела один из своих редких дней открытых дверей. И снова Фарн-Бороу было что предложить любителям маркировки. ...захватывающим было первое публичное появление Hunter 4, который использовался в 54-й и 247-й эскадрильях. Среди самолетов 54-й эскадрильи был WT692, имевший сине-желтую окраску шашечек, желтую букву на киле и черно-синие законцовки крыльев. Другие самолеты эскадрильи имели красные законцовки, например, WW607:F, который еще не получил цвета эскадрильи. Машины 247-й эскадрильи имели аналогичную маркировку, WV262: D имел красную букву D на дверце носового колеса. Прибыла пилотажная группа Истребительного командования в составе четырех Hunter 1 из 43-й эскадрильи. Каждый из них имел черно-белые шашечки на фюзеляже. Необычной особенностью было то, что они располагались выше на фюзеляже, чем обычно. Эти самолеты имели белые индивидуальные буквы в задней части фюзеляжа, как на WT594:N. Но, пожалуй, самая интересная особенность маркировки появилась на WT682:K из 54-й эскадрильи, который носил шашечки эскадрильи на носу по бокам от эмблемы эскадрильи. Это была инновация, которой суждено было стать широко распространенной.

    Когда в июле 1955 г. 56-я эскадрилья перевооружилась на Hunter 5, она тоже носила на носах своих самолетов красно-белые шашечки, по 3½ ряда с каждой стороны, обрамляющие светло-голубой диск с индивидуальной буквой. WP109 имел красную букву D, повторенную, слегка скошенную, на обтекателе оперения красного цвета, обведенную белым. Носовая маркировка на «Хантерах» появилась в результате нарушения маркировки эскадрильи вентиляционным отверстием, поток которого растекался по задней части фюзеляжа. Носовые опознавательные знаки также было легче идентифицировать на самолетах со стреловидным крылом. Однако они не сразу стали универсальными, и 43 Sqn, летавшая на самолетах с двигателем Avon, еще некоторое время носила свою маркировку в хвостовой части. XE266:O с эмблемой боевого петуха на носу имел два ряда по 32 шашечки на законцовках крыльев, и аналогичные, но меньшие шашечки долгое время были на «Хантерах» 43-го.

    Fighting colours RAF Fighter Camouflage and markings 1937-1969, Michael J.F. Boweyr