FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom |
FROG Hawker Hunter - первый ФРОГ из полистирола | ||||||||||||
FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, International Model Aircraft, April 1956В 1955 году американские компании продали 25 миллионов пластиковых моделей, 15 миллионов из них продала компания Revell Inc! В то время как в 1955 году у американских компаний Revell, Lindberg, Comet и Aurora в ассортименте уже были десятки сборных моделей самолётов, британские авиамоделисты продолжали строить модели из деревянных наборов. Взрывной рост продаж пластиковых моделей не мог быть не замечен британскими компаниями, производившими игрушки. На британском рынке четыре компании Lincoln, Wimco Hollows, FROG и Airfix в кратчайшие сроки подготовили к выпуску пластиковые модели собственного производства. Осенью 1955 года в продаже появилась первая изготовленная в Британской империи сборная модель самолёта F-94 Starfire гонконгской фирмы Lincoln. На Рождество появились модели самолётов Canberra и Javelin компании Wimco Hollows изготовленные по вакуумной технологии. Компания AIRFIX, выпустив к 1956г за короткое время шесть пластиковых моделей парусников и одну модель автомобиля, в апреле 1956г добавила к ним пластиковую модель самолёта Spitfire (так называемого BTK). А компания International Model Aircraft, обладавшая многолетним опытом изготовления конструкторов моделей из ацетилцеллюлозы, выпустила на рынок сразу целую серию наборов моделей самолётов из полистирола, став безусловным лидером рынка сборных моделей в Британии. Заметки покупателяСтремительное появление пластиковых наборов, в основном для моделей автомобилей и галеонов, вызвало небольшой торговый бум в некоторых районах. Первые признаки британского производства пластмассовых самолетов появились после посещения местного магазина Woolworths. Там мы заметили отличную модель самолета "Спитфайр", упакованную в полиэтиленовый пакет и отлитую из синего пластика. Цена очень низкая 2/-. Эти наборы, произведенные Airfix, теперь распространяются через магазины моделей, и нам сказали, что за "Спитом" скоро последует Gloster Gladiator, который будет пользоваться большой популярностью. Aeromodeller, апрель 1956 года По прошествии многих лет, задним числом началась настоящая гонка за лавры самой первой выпустившей пластиковые модели британской компании. Если сроки выпуска первых моделей давно исчезнувших компаний Lincoln и Wimco никто не переносил, то хронология компании FROG по книге Frog Model Aircraft, 1932–1976 (1989г) сдвинута вперёд на 1955г, а для Airfix в Airfix: Celebrating 50 Years (1999г) уже на пару лет на 1954г. Но объективности ради можно указать на время появления первого анонса выпуска пластиковых моделей компанией International Model Aircraft в январском номере Model Aircraft magazine от 1956г. За прилавком"В самом ближайшем будущем International Model Aircraft представит на рынке ряд новых деталированных отлитых из пластика конструкторов в масштабе 1/72, возможно наиболее полно деталированных из любых в мире. Для этой серии не было возрождено наименование "Pеnguin" и более того, в отличие от предвоенных моделей, новая масштабная серия FROG отлита в полистироле. Конструкторы будут укомплектованы литой подставкой, клеем для полистирола и тд, и будут включать такие привлекательные прототипы как Hunter, Sabre, Canberra, Javelin, Meteor, Venom, Sikorsky Helicopter итд. Многие тысячи фунтов были инвестированы в пресс-формы для этих моделей и в подготовку производства включающую создание рисунков, образцов и, наконец, штампов (самая большая сложность - в ручной работе для этого), что заняло более двух лет." Model Aircraft, январь 1956 года" В начале апреля 1956г компания IMA продемонстрировала свои модели, в том числе первые пять пластиковых, на ежегодной Британской Промышленной Ярмарке, которую 4-го апреля 1956г посетили Председатель Совета Министров СССР Булганин и Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв. Представив сразу пять моделей пластиковых наборов самолётов, International Model Aircraft превратилась в лидера британского рынка, так как сильнейший конкурент, компания AIRFIX, следующую свою модель самолёта Gloster Gladiator смогла пустить в продажу лишь в сентябре 1956г. Первыми моделями, попавшими ещё в апреле 1956г на витрины магазинов стали Hunter и Whirlwind. Поэтому нет никаких сомнений, что 320P Hawker Hunter является самой ранней моделью FROG, дожившей до наших дней. За прилавком...на Торговой ярмарке Triang, проходившей в этом месяце. Совершенной новинкой были привлекательные пластиковые сборные модели в масштабе 1/72, из которых Hunter и Whirlwind уже сейчас появились в магазинах. Вскоре появятся Canberra, Javelin, и F-86E Sabre именно в таком порядке. Цены от 5 шиллингов 3 пенсов до 8 шиллингов 6 пенсов. Model Aircraft 1956-04 В рекламе большого лондонского магазина игрушек Gamages покупателям предлагались "две новых восхитительных сборных модели" Super Hawker Hunter Jet и Westland S.55 Whirlwind Helicopter. Поступление остальных трёх моделей из первой пятёрки анонсировалось в ближайшее время. Поэтому есть основания считать модель Hawker Hunter, если не первой, то одной из первых пластиковых моделей FROG из полистирола, поступивших в продажу. Самая первая обнаруженная в журнальных публикациях реклама всех пяти моделей, 320P Hawker Hunter, 321P Whirlwind S.5S Helicopter, 322P North American Sabre F86E, 323P Canberra PR.7 Twin Jet и 324P Gloster Javelin, относится к маю 1956г. Hawker Hunter (320P) был выполнен в ставшем впоследствии классическом масштабе 1/72. В отличие от упакованной в полиэтиленовый пакет модели Airfix Spitfire (BTK), модели FROG упаковывались в коробки с красочной графикой и стоили более чем в два раза дороже За прилавком"На Торговой ярмарке Tri-ang было продемонстрировано несколько новых значительных дополнений к линейкам конструкторов FROG. Во-первых, новые пластиковые сборные модели из полистирола: пять сейчас в производстве - Hunter и Sabre за 5 шиллингов 3 пенса, Sikorsky S.55 за 5 шиллингов 9 пенсов, Javelin за 7 шиллингов 6 пенсов и Canberra за 8 шиллингов 6 пенсов. За ними последуют D.H.110, Meteor 8, Venom и Sea Hawk. Комплекты с моделями включают также клей для полистирола, переводные картинки и подставку для законченной модели." Model aircraft, 1956-05 В настоящее время этот набор для постройки масштабной стендовой модели-копии вряд ли может представлять интерес, так как китография Hunter-а достаточно богата, а 320P состоит всего из 17 деталей. Исторически 320P представлял собой один из первых двадцати серийных Hunter-ов, проходивших испытания в A&AAE. Эти самолёты были в значительной степени предсерийными и могли отличаться друг от друга индивидуальными модификациями. FROG для модели 320P избрал самолёт с идентификационным номером WT575. Первый вылет на самолете с регистрацией WT575, представленном в наборе FROG, совершил знаменитый Нэвил Дьюк восьмого января 1954г за пару лет до старта продаж этой модели. На киле между половинками стабилизатора на модели FROG отсутствует характерный для всех вариантов самолёта Hunter противобафтинговый обтекатель. В таком виде в первый полет поднялся первый прототип WB188, но получил обтекатель позднее из-за сильной тряски оперения на околозвуковых скоростях. Впоследствии таким обтекателем оснащались все самолёты Hunter, в том числе WT575. Кроме этого, сложившиеся в то время стандарты моделизма допускали серьёзные упрощения, связанные как с технологиями производства моделей, так и запросами рынка. Кроме противобафтингового обтекателя на прототипе P.1067 WB188 в начале испытаний отсутствовал воздушный тормоз снизу фюзеляжа, отсутствующий также и на модели. Т.е. при желании из первого фроговского Hunter-а легче всего построить первый прототип на момент первого взлёта, для этого потребуется лишь окрасить его в бледно зеленый цвет - Dark Egg Green и нанести маркировку WB188. Модель была выполнена в лётном состоянии - ниши шасси на модели отсутствовали, а створки ниш в закрытом положении были отмечены линиями расшивки. В наборе на литниках прилагались стойки шасси отлитые вместе с колесами и створками. Крылья модели отлиты одной деталью и следы толкателей находятся на нижней поверхности каждого крыла. Даже контуры рулей, элеронов и закрылков выполнены лишь линиями расшивки. Несмотря на все упрощения, до появления Revell-овской модели в 1/72 масштабе искушенные моделисты высоко оценивали общее соответствие прототипу первого фроговского Хантера. Считалось, что воздухозаборники и центроплан на этой модели выполнены точнее, чем на фроговском Hunter-e FGA.9 1974-го года.
Модель FROG 320P Hawker Hunter F.Mk.1 демонстрирует интересную особенность, ставшую стандартом для большинства моделей компании IMA ltd первого поколения. Обратите внимание на двойную стенку в носовой части фюзеляжа. Наличие этого излишнего на первый взгляд элемента конструкции модели вызвано характерной чертой стендового моделизма в середине 50-х годов. Тогда среди разных видов моделей в 50-е годы: свободнолетающие модели, планеры, кордовые и т.д., существовали так называемые solid models (ближе всего по смыслу - монолитные). Это были масштабные стендовые модели из бальсы, для которых продавались наборы: дощечки, обязательные чертежи, декали и иногда пластиковые детали. Моделизм в то время был увлечением настоящих мастеров. Дощечки нужно было выстрогать по прилагаемым чертежам, обработать наждачной бумагой, склеить нитроцеллюлозным клеем, окрасить... Короче, та ещё морока! Простота постройки моделей из полистирола вызвала стремительный рост модельной аудитории. В целом же, средний опыт этой аудитории в моделизме, естественно, быстро снижался, так как вовлекалось все больше новичков. Специально для них на коробках с первыми моделями FROG из полистирола размещались пояснения, что модель не требует сложной обработки - "No shaping or sanding" Для них же к комплекту прилагалась капсула с клеем, для использования которой, её нужно было проколоть иголкой. А помимо этого, модели с носовыми стойками шасси комплектовались набором грузиков, для которых создавалась камера в носу модели огороженная этими стенками. Сразу вспоминаются прежние советские времена, когда каждая модель комплектовалась баночкой с клеем, одной которой хватило бы переклеить, если и не все модели советского производства, то возможно продукцию любого из предприятий, отливающих бывшие модели FROG. Для размещения модели в летном состоянии с убранными шасси к набору прилагалась подставка и стойка из прозрачного полистирола, а для оформления на подставку наклеивалась декаль с названием самолёта, о чём покупателя информировала пояснительная надпись на коробке. На крышке коробки рядом с рисунком самолёта размещалась надпись: "Modelled from Official Plans", сообщавшая, что модель разработана по официальным эскизам фирмы Hawker. Сбоку коробки приводился полный список моделей FROG: "Hawker, Sabre, Westland S55". Модель отливалась из серебристого полистирола, и инструкция FROG предлагала два варианта оформления модели: покрытая лаком неокрашенная или камуфлированная в “Sea Green”/”Light Sea Grey”/”sky-blue”. На оба варианта предлагалось нанести одни и те же декали с элементами идентификации 43 Squadron, первой части, получившей на вооружение Hunter F.1, поэтому FROG представил такой вариант оформления модели. 257Sqn получил на вооружение другой вариант истребителя, Hunter F.2, с двигателем Armstrong-Siddeley Sapphire. Когда самые первые Хантеры покидали сборочную линию, британские истребители целиком окрашивались в цвета натурального алюминия и такую окраску получили несколько первых самолётов. Надо заметить, что некамуфлированые Hunter-ы проходили испытания в A&AAE (как минимум WT555), но в этом случае маркировка 43Sqn неуместна, тем более, что WT575 не проходил службу в этой части. В апреле 1951г приказом Air Ministry истребителям RAF была возвращена камуфляжная окраска и до 1966г. Самолёты Hunter окрашивались по стандартной диаграмме нерегулярными полосами темно-зелёной Dark Green 641 и тёмно-серой Dark Sea Grey 638 красками, низ самолётов не окрашивался и оставался в цвете натурального алюминия, так называемого High Speed Silver. Линия разделения цветов камуфляжа новых самолётов оставалась чёткой вплоть до появления на сборочных линиях FGA9. На фотографиях видно, что камуфляж Hunter-ов F.Mk.1 не попадает на нижнюю часть крыла спереди, как это стало делаться позднее. До конца 1954-го года использовалась глянцевая нитроцеллюлозная краска DTD900, позднее она была заменена полуматовой "сатиновой" DTD899. Идентификационные номера наносились чёрной краской на фюзеляж по 8ми-дюймовым трафаретам, снизу крыла - по 24х-дюймовым. Пока Hunter-ы не получили пилоны для подвесных топливных баков идентификационные номера под крылом наносились в одну линию вдоль крыла под углом к фюзеляжу, позднее их стали наносить в две строки поперек направления полета между фюзеляжем и пилоном для подвесного бака так, чтобы они читались и по полёту и против. На оригинальных декалях FROG из первого варианта набора 320Р обращает на себя внимание необычное размещение элементов. Цифро-буквенный идентификационный номер расположен на декали боком, а фюзеляжные опознавательные знаки с элементами быстрой идентификации 43Sqn, чёрно-белые шашечки, даны уже в перевёрнутом виде, так как внешние верхние квадратики должны быть белыми, а не черными. Вариант оформления модели в соответствии с инструкцией приведён во фрагменте ниже: "(10) Если необходимо, окрасьте кабину (светло-серым/синяя униформа пилота, белый или коричневый шлем, чёрные детали): затем приклейте прозрачный фонарь 15) (11)За исключением окраски чёрным цветом шин и контура фонаря, модель закончена. Используйте эмалевые краски FROG и нанесите один или два слоя мягкой кистью. Некоторые нитроцеллюлозные краски могут разъесть полистирол модели и оставить слегка неровную матовую поверхность. Три вида в половину размера модели внизу инструкции показывают схему камуфляжной окраски применяемой в настоящее время для большинства истребителей. Светлые пятна на схеме - Light sea grey, тёмные - Sea Green. Низ можно оставить серебристым или покрасить Sky-blue. (12)Если модель оставить неокрашенной, можно посоветовать покрыть область нанесения декалей тонким слоем прозрачного лака, это поможет декалям лучше приклеиться. Нельзя использовать нитроцеллюлозный лак. Когда лак высохнет, нанесите переводные картинки на свои места руководствуясь картинкой в инструкции. Сначала отрежьте каждую часть, нанесите буквы и большие номера на нижнюю часть крыла, они перекроют центральную часть, в случае, если подвесные баки приклеены. Эмблема эскадрильи представляет самолёт из 43 Sqdn RAF, одной из первых частей RAF вооружённых этим типом самолёта." До преобразования компании IMA в 1964г модель издавалась под традиционным "пингвинским" индексом 320P, и еще в течение следующего года в такой же упаковке под "фроговским" индексом F320. Общий тираж этого издания почти за десять лет выпуска составил 20,000шт. На старте продаж стоимость модели составляли внушительные 5 шиллингов 6 пенсов - 5|3 (63 пенса). Можно предположить, что высокая цена наборов первого поколения моделей FROG способствовала сохранению их значительного количества в запасах коллекционеров, поэтому модели Hawker Hunter в первом типе коробок остаются доступными для покупки на e-Bay до наших дней. | ||||||||||||
Tri-ang c. 320P Hawker Hunter Chasseur a reaction a ailes en V, Lines Freres S.A. Calais, 1962 | ||||||||||||
FROG The Attackers Series F144 Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1965
Буклет из набора | ||||||||||||
FROG Red Series F320, Hawker Hunter, International Model Aircraft Ltd, 1964-65, 40.000При переиздании моделей после смены артикулов с индекса P на F в 1964-м году нередко использовалась графика с упаковок моделей американской дочерней компании AIR LINES. Так как модель Hunter F.1 никогда не издавалась AIR LINES, для её переиздания в Красной серии использовалась новая графика. Новая коробка, размер которой составлял 8½″x4⅛″х1½″ или приблизительно 216х106х38мм, вырубалась из одного листа картона, складываясь, представляла собой коробку типа "ракушка", а в полностью раскрытом виде превращалась в удобный лоток для сборки модели. Картинка на коробке изображала стремительный пролёт Hunter-а с подвесными баками над авиабазой 43-го Sqn в шотландском Леучарсе. Первые модели истребителя Hunter должны были начать полноценную боевую службу в частях RAF в течение 1954г, но из-за недостаточного запаса топлива, ограничивавшего длительность полёта, это так и не произошло. Очевидное решение этой проблемы состояло в том, чтобы увеличить количество топлива, не ухудшая характеристики самолета. Поэтому конструкторы компании Hawker приступили к модификации топливной системы самолета F.1, удалив задние фюзеляжные баки, и за счёт них увеличив объём остальных баков в фюзеляже. Кроме того, были установлены восемь топливных баков в передних кромках центроплана. Ещё одним очевидным решением проблемы была установка пилонов под крылом для двух 100-галлонновых подвесных баков. В конце 1954-го года 100-галлоновые подвесные баки проходили испытания на 29-м построенном истребителе Hawker Hunter F.1 WT569. Что касается сборной модели, подвесные баки на Hunter-е F.Mk.1 из строевых частей были неуместны. С конца октября 1954г в серии начали строиться самолёты модификации F.4 и уже на них подвесные топливные баки стали стандартным оборудованием. Но истребители F.1 или F.2 не имели узлов подвески и способ нанесения серийных номеров под крылом исключал такую возможность, хотя бедную деталировкой модель подвесные баки безусловно украшали. Адепты точности могут использовать маркировку WT569 чтобы модель выглядела совершенно достоверно. Вернёмся к модели FROG. В 1964г изменения ограничивались лишь оформлением упаковки и не распространялись на варианты маркировки или окраски моделей. Соответственно, F320 Hunter F.1 сохранил декаль первого издания. В данном случае, расположенные на декале в перевёрнутом виде опознавательные знаки с элементами идентификации 43Sqn, сыграли с художником злую шутку. На замечательной картинке художник изобразил чёрно-белые шашечки 43-го Sqn-а в перевёрнутом виде, очевидно спроецировав их изображение с декали на борт самолёта. На цветной схеме окраски на нижней части коробки их расположение приведено правильно. Эта ошибка впоследствии присутствовала на всех дальнейших вариантах упаковки, включая NOVO Toys Ltd и ДФИ. Как и во всех более ранних изданиях, набор отливался из серебристого полистирола в цвете нижних поверхностей - High Speed Silver, что являлось обязательным правилом для моделей FROG того времени. Вероятнее всего из-за своих размеров этот очень простой набор из 17 деталей попал в Красную серию. Коробки для этой серии, так называемые Value box, так же как и коробки для серии the Attackers изготавливались из одного листа картона, что позволяло снизить затраты на изготовление упаковки. По замыслу дизайнеров, раскрываясь, такая коробка превращалась в лоток для сборки модели. Модели этой серии стоили 3|6 (42 пенса), что в полтора раза дороже моделей начальной Чёрной серии, стоивших 2|6 (30 пенсов), и намного дороже Hunter F.6 от Airfix No.288, стоившего всего 2|- (24 пенса) и выпущенного в 1961г в упаковке в полиэтиленовом пакете. Тем не менее первый Hunter оставался очень популярной моделью, так как был существенно точнее своего конкурента от Airfix. Объём выпуска этого варианта модели составил внушительные 40,000 штук. Несмотря на значительное количество выпущенных моделей, этот вариант сейчас относительно редок и его стоимость на e-bay составляет ориентировочно 25 фунтов. Как и для ранних выпусков, модель продолжала отливаться из серебристого полистирола. В связи с последовавшими изменениями организации Группы компаний Лайнс, включавшей смену названия подразделения пластиковых моделей, с подставки была удалена надпись International Model aircraft, London, а вместе с ней исчез старый логотип FROG.
| ||||||||||||
Unbranded W34 Hawker Hunter, 68-70, Rovex Ltd, 1968C 1968-го по 1970-ый гг под индексом W34 модель издавалась в пакетах без указания фирмы производителя специально для магазинов оптовой торговли. На лицевой стороне лепестка разместили немного обрезанную картинку, такую же как на коробках Красной серии. На внутренней стороне разворота белого лепестка печаталась сборочная инструкция. В серии W издавались и другие модели Фрог: Hawker Sea Hawk, Supermarine Attacker, Fairey Delta 2, De Havilland Comet, Bristol Britannia и Boeing 707. В это время на домашнем рынке британские компании вели острейшую борьбу с американскими брендами вторгнувшимися на острова. Объемы рынка американских компаний были значительно больше британских, что снижало издержки на производство моделей, позволяло предлагать покупателям конкурентоспособный ценник и постепенно перехватывать рынок у британских компаний. Поэтому упрощенная упаковка моделей в пакете, отсутствие подставки и экономия на печати отдельной инструкции позволяло заметно снизить цену на прилавке для продукции FROG. Всё это, наряду с популярностью истребителя Hunter, позволило первой модели Hawker Hunter пережить многие преобразования компании: и International Model Aircraft Ltd, и Rovex Industries Ltd, и Rovex scale models Ltd. и эта модель не издавалась лишь в белых коробках FROG от Rovex Models and Hobbies Ltd. Последний британский владелец пресс-формы передал оснастку для производства первой модели FROG, теряющей популярность у покупателей в Британии, в СССР, где продолжилось производство набора. Несмотря на средний для моделей FROG тираж W34 - 20,000 шт, эта модель редко встречается на аукционах и её стоимость сравнительно высока - около 40 фунтов. Этот вариант модели вполне может представлять коллекционный интерес, но собрать небольшую серию W - не простая задача.
| ||||||||||||
NOVO Toys Ltd, Hawker Hunter F.1, 1978-80Ниже приведён отрывок из сравнительного обзора моделей FROG Hunter F.1 и Airfix Hunter FGA.9 из журнала Scale Aircraft Modelling, February 1985, где, кроме того, даётся общая оценка модели Matchbox Hunter и FROG F204 Hunter FGA.9 (о последнем будет идти речь на соответствующей странице сайта). Эта рецензия даёт хорошее представление о копийности первой модели FROG тем, кто не желает погружаться в самостоятельное исследование предмета. Getting it right
| ||||||||||||
Донецкая фабрика игрушек, 80-sС этой моделью в СССР связано забавное заблуждение, дожившее до сегодняшних дней. На внутреннем рынке в СССР обе модели, первый фроговский Hunter F.Mk.1 и поздний фроговский Hunter FGA.9, появились в продаже практически одновременно. В общественном сознании у моделистов всех возрастов, укоренилась идея о некой "юниорской" серии, что, конечно, в корне неверно. При этом и тени сомнений в этой идее ни у кого не вызывали даже значительные различия во внешнем стиле исполнения расшивки и наличие "паровозных" заклёпок у первого Hunter-а. Наглядное сравнение этих двух моделей служит лучшей демонстрацией роста стандартов в моделизме почти за двадцатилетний период. Продажи на внутреннем рынке моделей Индекс 320 представляют интерес лишь ввиду появления в эру перестройки, так называемых, «кооперативных» декалей. Это были расплывшиеся копии нововских декалей. Ещё один, пожалуй, самый экзотический вариант нанесения маркировки на модель изобрели донецкие дизайнеры. В инструкции по сборке печатались опознавательные знаки скопированные с декали NOVO, которые предлагалось вырезать и наклеить на модель. В случае с донецким Хантером в инструкцию вкладывался прямоугольный листок с ОЗ и без маркировки. Как ни странно, сейчас самой большой редкостью стали донецкие коробки и инструкции 80-х на Хантер Ф.1. Как правило, после покупки модели в те годы коллекционеры и спекулянты выбрасывали упаковку моделей и в ход шёл только "голый" пластик, так как для коллекционеров невзрачные донецкие коробки не представляли интереса, а спекулянты могли плотнее набить сумки пластиком. При печати коробок для донецких моделей в разное время использовались самые разные краски. Канонический вариант коробки - с синим фоном. От других заводов игрушек программа выпуска донецкой фабрики отличалась огромным ассортиментом и, видимо, когда по заказам ДФИ типография исчерпывала все возможные фонды для синей краски, в ход шла печать любыми доступными, оставшимися на складе красками: малиновой, желтой, зеленой и пр. Коробки вырубались из одного листа картона, складывались в стандартный для Донецка тип торцевой коробки с клапанами на верхней стороне (Straight tuck end) и имели размер 195x120x45мм. После закрытия Донецкого Завода Игрушек в 2009г пресс-форма для Hawker Hunter F.1 была выкуплена и возвращена в Россию, в Москву, где продолжается выпуск этой модели. | ||||||||||||
72272 Истребитель Хаукер Хантер Мк.1, Hawker Hunter Mk.1 fighter, Eastern Express, 2009-Сейчас модель продолжает паковаться как минимум двумя компаниями Ark models и Eastern Express. Обе компании используют для оформления модели один и тот же вариант – WW636 из No54 Sqn с абсолютно одинаковыми элементами на декалях, хотя на коробках Ark models и Eastern Express изображён вариант, представленный NOVO, с элементами идентификации 43Sqn. Искать модели донецкого "разлива" смысла нет, пластик на них худшего качества чем Арковский или Экспрессовский, а облоя больше. Тем более, что, видимо, после реставрации прессформ арковские или экспрессовсие модели выглядят намного чище донецких. Восточный экспресс предложил лишь один вариант оформления сборной модели. Это самолёт Hunter F.1 WW636 командира звена 'B' из состава No54 Sqn, базировавшегося на авиабазе Odinham в 1955г. Первый Hunter F.1 часть получила 14 февраля 1955г. Кроме стандартного камуфляжа, описанного выше, самолёты части несли знаки быстрого опознавания, в том числе законцовки крыльев (обратите на это внимание, так как инструкция по окраске не содержит соответствующей информации, а на декалях отсутствуют эти элементы) и створку ниши носовой стойки шасси тёмно синего цвета. На киль некоторых самолётов наносилась специальная маркировка: киль самолёта (WT692 S) командира эскадры окрашивался в золотой цвет и нёс синюю молнию, киль самолёта звена А - красной краской с желтой молнией, а киль самолёта командира звена В (представленный Восточным Экспрессом) - синей краской с желтой молнией. Служба Hunter F.1 в 54-ой эскадре не была долгой и уже в сентябре 1955г их заменили более совершенные Hunter F.4 | ||||||||||||
72026 Истребитель Хаукер Хантер Мк.1, Hawker Hunter Mk.1 fighter, Ark Models, 2015-В настоящее время продолжается производство модели компанией Ark Models. Для оформления модели предлагается вариант маркировки самолёта Hunter F.1 WW636 командира звена 'B' из состава No54 Sqn, как и у Восточного экспресса. Набор включает перекомпонованную декаль с теми же элементами, что и декаль Восточного Экспресса. Идентичные инструкции для моделей можно посмотреть в соответствующем разделе таблицы. Обратите внимание на синие законцовки крыльев. Так же как и Восточный Экспресс, Ark Models упустил этот момент при изготовлении инструкции. Для тех коллекционеров, кто не желал бы обременить себя поиском оригинального комплекта или упаковки NOVO Toys Ltd, но кому было бы приятно взять в руки нечто, напоминающее о былых годах, Ark Models выпустил интересную серию наборов в упаковке, воспроизводящую элементы Нововских коробок. Для Ф320 на новой коробке изображена знакомая по упаковке NOVO картинка, только по какой-то причине в очередной раз ещё более обрезанная. Новая серия обладает собственной ценностью и будет хорошим пополнением любой коллекции. Для отливок на экспорт в начале производства модели использовался жёсткий полистирол серого цвета и качество отливок немного уступало фроговским. Модель была крайне проста и выглядевшие оплывшими мелкие детали ещё не портили впечатление от набора. В процессе производства для внутреннего рынка использовался дешёвый полистирол скверного качества, пресс-формы изнашивались и после регулярных реставраций модель "потеряла" открытые воздухозаборники и теперь их необходимо прорезать, диски колёс основных опор шасси вместо сферических углублений получили выпуклости, носовая опора лишилась вилки, а колесо - мелких деталей. Тем не менее радует тот факт, что благодаря усилиям компании Ark models эта модель до сих пор находится в продаже. Очень хочется надеяться, что история первой модели FROG на этом не закончится, но, наверное, надо заканчивать этот короткий и не претендующий на полноту обзор. И хочется пожелать всем поклонникам NOVO-FROG обязательно поставить на полку самую первую модель этого бренда. Не тратьте время на её доработку, всё равно ничего толкового не выйдет, а в оригинальном виде модель всё-таки уникальна. С неё всё начинается и уже по прошествии шестидесяти лет нам предоставляется возможность наверстать упущенное и отдать дань уважения любимой фирме. | ||||||||||||
|
Airfix, Hawker Hunter, 1961Беседы о моделях с Михаелем Фармером
|
Hawker Hunter Mk.1-5 - дополнительные материалы
|