NOVO Toys Ltd|FROG scale kits|NOVO сборные модели

NOVO Toys Ltd; ( модели ново )

NOVO Toys Ltd


    НОВО... Каждый моделист, проживающий в любых краях бывшего СССР, знает и охотно расскажет практически всё о НОВО. Где что производилось, сколько стоило, в каких коробках продавалось. И будет неправ. Именно к НОВО, продававшиеся или приобретавшиеся в СССР и отправлявшиеся коллегам зарубеж по обмену модели, никакого отношения не имели.
    Если обратиться к первоисточнику, книге Frog Model Aircraft, 1932-1976: The Complete History of the Flying Aircraft & the Plastic Kits Ричарда Лайнса, внука одного из основавших компанию братьев Лайнс, в первом абзаце раздела посвящённом компании НОВО можно прочитать:

    "Лишь очень немногие, если вообще хоть какие-нибудь другие модельные компании, подверглись такому распространению слухов, спекуляций и предположений плохо информированных людей, как NOVO. Название никакой другой компании не использовалось так неправильно, и, возможно, лучше начать с этого. ...NOVO была Британской компанией, и так было всегда. И хотя название компании было произведено от Novoexport, её советского партнёра, NOVO никогда не принадлежало русским. В последние годы NOVO используется как собирательное название для любых бывших моделей FROG, поступающих из СССР, но ничто другое не может быть столь неправильным и вводящим в заблуждение. Только наборы действительно упакованные на упаковочной линии NOVO могут называться этим именем. Всё другое можно назвать наборами советских фабрик (БФИ, Кругозор, Ташигрушка и тд). Если действительно необходимо собирательное название, возможно использовать МЛП (советское Министерство лёгкой промышленности, которому подчинялось большинство таких фабрик)."


         После этого пояснения можно перейти к краткому рассказу о собственно NOVO Toys Ltd. Компания NOVO Toys Ltd начала своё существование в первых числах 1977г. 14 января 1977г в строении ангарного типа по адресу High Street в небольшой деревеньке Максей в десяти милях от города Питерборо разместились склад и офис компании Novo Toys Ltd. 18 января 1977 года клерком компании Chas было подано уведомление под номером 1073250 об использовании торгового знака NOVO Toys Ltd. Так были сделаны первые шаги компании, чьё имя стало нарицательным для многих советских моделей на несколько десятилетий не только в странах бывшего СССР, но и везде, где появлялись эти модели. Строение, в котором размещалась компания, сохранилось до сегодняшнего дня и каждый может найти его на Google-map. В настоящее время в нём располагается магазин Degafloor.
         В январе 1977г всё ещё продолжают выпускаться самые новые модели FROG: в декабре 76г к Новому 77-му году в магазинах появился Sea Vixen, вот-вот в продажу поступят две превосходные модели тяжёлых бомбардировщиков B-17 и Lancaster. Ни покупатели моделей FROG, ни обозреватели модельных колонок авиационных журналов даже не подозревают о появлении новой модельной компании. И в апреле 1977г на ежегодной Ярмарке игрушек, проходившей в Национальном выставочном центре в Эльмдоне, недалеко от Бирмингема, прогремел гром среди ясного неба. Компания FROG прекратила своё существование! Ей на смену приходит новая компания - NOVO. Наиболее осведомлённые и авторитетные эксперты даже не успели правильно запомнить название новой компании. Джэймс Гоулдинг, автор сотен обзоров, написал в апрельском номере Aircraft Illustrated Vol.10 No.04 за 1977г:

MODELLING WORLD
Birmingham Toy Fair
    "Ежегодной Ярмарке игрушек, в этом году проходившей в Национальном выставочном центре в Эльмдоне, впервые не хватило теплоты и интимной атмосферы прошлых Бирмингемских выставок, но новое место проведения выставки безусловно удобно расположено. Оно близко к аэропорту и имеет прямое железнодорожное сообщение с центром города, который в свою очередь связан скоростными комфортабельными поездами с Лондоном. Большинство основных производителей и дистрибьюторов моделей сгруппированы на стендах недалеко друг от друга, что позволяет быстро обойти их всех.
    К сожалению, потерей этой Ярмарки стала компания FROG, но большинство моделей FROG прошедших лет станут доступны по низкой цене под макой Russian Nova, что возможно даже увеличит распространение моделей созданных компанией FROG. Определённо, их станет легче приобрести на внутреннем рынке, чем было в некоторых районах в прошлом.
James Goulding"




    Совершенно естественно, что британское модельное сообщество не осведомлённое об особенностях сделки DCM с советской стороной, мыслевшее схемами смены собственников, принятых в то время в западном бизнесе, не сталкивавшееся до тех пор, со ставшим массовым явлением в более позние времена, аутсорсингом, оказалось полностью дезориентировано и стало самым первым источником появления небылиц относительно NOVO. Хорошей иллюстрацией такого восприятия является траурный панегирик президента IPMS Фредрика Хендерсона в колонке Model Enthusiast авторитетнейшего авиационного журнала - Air International по следам Бирмингемской ярмарки игрушек.

MODEL ENTHUSIAST
Русские идут!
    "Межконтинентальные баллистические ракеты, разведывательные спутники, атомные подводные лодки - все эти и другие столь же высокотехнологичные образцы оружия, в наши дни находящиеся в военных арсеналах ведущих мировых держав, являются доказательством возможностей советской промышленности, часто ужасая Западный мир
    В прошлом попытки советской лёгкой промышленности наладить производство пластиковых конструкторов были, если не совсем катастрофическими, то точно неуспешными по меркам западных стандартов и, хотя наблюдался определённый прогресс, особенно в отношении качества пластика из которого изготавливались наборы, советские наборы никогда не достигали качества, достаточного, чтобы их было возможно экспортировать в страны Запада. Однако, вскоре мы возможно увидим на полках наших магазинов имя нового бренда - NOVO. Вполне возможно, что эта советская торговая марка, наконец, сделает модели советского производства приемлимыми для западных моделистов - и никак по-другому, ведь пресс-формы для них будут изготавливаться в Великобритании!
    Модели NOVO будут отливаться на пресс-формах FROG и их появление, как могло бы показаться, будет означать кончину всемирно известной марки FROG, по крайней мере, в том, что касается пластиковых моделей самолетов. Мы понимаем, что подразделение Rovex Plastics Division группы Dunbee-Combex-Marx, продолжавшей производство наборов FROG после кончины группы компаний Lines Brothers, уже передала пресс-формы своей обширной линейки моделей в Советский Союз, прекратив производство в Великобритании. И исчезновение в безвестности названия одной из самых известных компаний - это всего лишь вопрос времени. Запасы моделей на складах компании обеспечат поставки моделей FROG в магазины в течение какого-то времени, но, кажется, не существует планов выпуска новых моделей FROG.
    Бывшие наборы Frog появятся под торговой маркой Novo, и будут продаваться в Великобритании и других странах по таким же или, возможно, по более низким ценам по сравнению с производившимися в стране. Мы не владеем информацией по ассротименту, который будет доступен из Советского Союза - и мы не способны предположить, что советская фабрика осилит весь ассортимент моделей FROG - но по-секрету нам сказали, что предложения Novo будут включать в себя некоторые совершенно новые модели советских самолётов (в основном периода Второй мировой войны, такие как Як-3, МиГ-3, Як-1М, Ил-2), пресс-формы для которых будут специально изготовлены в Великобритании. Советская промышленность достигла успехов в производстве хорошего пластика, а теперь получила хорошие пресс-формы для литья, так что... Но мы совершенно не знаем, что советский производитель будет делать с декалями. Даже самые последние советские сборные модели, которые мы получили, не имеют ни декалей, ни переводных картинок на гумированной бумаге, а чем меньше рассказывать об упаковке советских моделей, тем лучше.
    Грустно осознавать, что имя «FROG» ушло в историю, так как оно восходит к самому началу появления пластиковых наборов в 1938г, когда появились первые сборные модели FROG «Pinguin», и каким открытием они стали для нас, ненавистников бальсы, в те далёкие дни! FROG применил масштаб 1/72, приступил к наполнению каталога моделями самых новейших самолётов RAF и FAA того периода - Spitfire, Hurricane, Blenheim, Wellington, Hampden, Shark и Skua, бывших лишь немногими самыми известными из обширного ассротимента точных и хорошо деталированных наборов, включавших декали или "переводилки", как их тогда называли. Конечно, в то время ещё не был создан полистирол и поэтому использовалась ацетилцеллюлоза. Детали из неё склеивались клеем для бальсы, а детали большого размера часто деформировались под собственным весом.
    После паузы военных лет, FROG выпустил ещё некоторое количество моделей, но предвоенный импульс уже не восстановился и эти модели вскоре исчезли. После того как в начале 50-х появились модели из полистирола, FROG вскоре приступил к созданию совершенно новой линейки сборных моделей, которая снова особенное внимание уделяла британской авиации, она включала Meteor, Venom, Javelin, Canberra и Hunter, а так же безальтернативные на многие годы модели такие как Attacker и Scimitar. Изначально, FROG снова применил масштаб 1/72 в качестве стандарта, но был вынужден внести некоторое разнообразие. Например, трио V-бомбардировщиков RAF и ряд авиалайнеров, включая Comet, Britannia, DC-7C и Viscount, были выпущены в масштабе 1/96. Однако, преобладал масштаб 1/72 и на протяжении многих лет в этом масштабе были выпущены замечательные, ранее никем не выпускавшиеся модели, такие как Oxford, Proctor, Master and Hotspur. Было заключено успешное соглашение с компанией Hasegawa из Японии, что привело к значительному расширению ассортимента FROG, в котором после этого впервые появились модели в масштабе 1/32.
    Крах группы компаний Lines Brothers в 1972-м году стал опасной угрозой продолжению существования бренда FROG, но подразделение Rovex Plastics Division, а вместе с ней и марка Frog, выжили в составе группы Dunbee-Combex-Marx, постоянный, если не на потоке, выпуск новинок продолжился, сохраняя высокие стандарты качества и желание создавать модели прототипов, которые избегали другие производители. Многие модели выпускались впервые, иногда исключительно компанией FROG, вспомним в качестве выдающихся примеров модели Shackleton и Whitley. Исключительность, на самом деле, была характерной чертой марки FROG и одной из наших любимых серий была серия Trail Blazer, включившая такие прославленные исторические типы, как Vickers Vimy, de Havilland Gipsy Moth, Westland Wallace и Bristol 138, серия предоставлявшая чудесные возможности и предлагавшая несколько прекрасных моделей, но пострадашая от преждевременного прекращения производства из-за неадекватной поддержки модельного сообщества.
    Модели FROG никогда не относились к супер-деталированному классу, но модели этой марки всегда достигали приемлемой точности, а беглый взгляд на прошлые и последние каталоги открывает незаурядную степень риска и предприимчивости. Уход этой марки вызывает глубочайшие сожаления, оставив, как и в прежние времена, всего два основных британских производителя - Airfix и Lesney. Но наша утрата - это приобретение Советского Союза, значение которого мы сможем оценить, когда первые наборы Novo появятся на полках наших магазинов.
F.J. Henderson

Air International, 1977-04"

  • 18.09.2019