FROG F263 MiG-21 Fishbed, Rovex Industries Ltd, 1968-69
|
|
В 1967г менеджменту Tri-Ang Group удалось заключить несомненно историческое соглашение с японской компанией Hasegawa Model Co Ltd. Усилия конструкторов и макетчиков компаний IMA и позднее Rovex, главным образом, фокусировались на разработке моделей самолётов британских авиастроительных фирм, в то время как в ассортименте быстро развивающейся японской компании были широко представлены модели самолётов американской авиации. Двусторонний обмен моделями давал возможность обеим компаниям укрепить позиции на домашних рынках быстро восполнив пробелы своих каталогов.
В 1968г компания Rovex начала паковать отливки модели Hasegawa MiG-21. Продажи модели FROG F263 MiG-21 начались в августе 1968г, чуть более чем через полгода после появления Airfix MiG-21. Британские моделисты высоко оценивали продукцию японских фирм, однако стоимость импортных японских моделей в Британии была существенно выше стоимости моделей домашних брендов. Стоимость же репаков под брендом FROG получалась значительно ниже импортной продукции. Доступная цена значительно увеличивала популярность упакованных под брендом FROG японских моделей.
Квинтет FROG
За последние недели Frog выпустил не менее пяти новых моделей, все в масштабе 1/72, две из которых представляют типы Второй мировой войны, Mosquito и Ju 87G-1, а остальные три представляют современные истребители, MiG-21, F-4K/M Phantom II и F-104G Starfighter.
МиГ-21 - очередной хороший комплект, чисто отлитый из серебристого немного слоистого пластика и явно точный по очертаниям. В целом детали хорошо стыкуются друг с другом, хотя гаргрот и киль, отлитые на одной из половин фюзеляжа, могут вызвать трудности. Деталировка поверхности прекрасна, но, как ни странно, включает советские знаки отличия, выгравированные на самой поверхности, но действительно превосходная декаль включает финские, иракскиею и египетские опознавательные знаки, а также звёзды Советского Союза.
У.Р.Мэ́тьюз
Flying Review 1968-08"
Для модели Mig-21 компания Hasegawa использовала крупные рамки с литниками для деталей, поэтому в стандартную коробку для Зелёной серии FROG они не помещались, и для первого издания этой модели изготовили специальные коробки. Они были тоньше, но шире и длиннее стандартных и рамки в них помещались целиком.
Автором рисунка к первому варианту коробки Mig-21, Уолтером Райтом (Walter Wright), были выполнены ещё три рисунка к другим репакам Хасегавы: A-7 Corsair II, F-5 и F-104. Уолтер Райт иллюстрировал некоторые из книг серии Profile Publication, другие книги по авиации и авиационные журналы, но его сотрудничество с компанией Rovex ограничилось этими боксартами. Заказывая боксарты, компания FROG как правило передавала художникам модели с декалями на соответствующие варианты оформления. Надо отдать должное автору рисунка, он приложил усилия, чтобы изобразить МиГ-21 с характерной чертой модели - "талией" фюзеляжа. Но на схеме окраски МиГ-21 изображён намного реалистичнее.
В качестве исходного материала для рисунков к коробкам моделей FROG художники нередко использовали фотографии. Иногда сюжет рисунка полностью заимствовался с фотографии, иногда лишь самолёт. В данном случае была использована фотография летящего истребителя МиГ-21Ф-13 индийских ВВС из широко известной официальной фотосессии. Художник усилил впечатление от перспективы, перенеся точку зрения ближе к самолёту и изобразив запуск ракет К-13, соответственно ему пришлось немного перерисовать хвостовую и носовую части самолёта. Индийские кокарды были заменены на красные звёзды и добавлен бортовой номер в стиле советских ВВС. На рисунке направление аэродинамического гребня на правом крыле МиГа нарушает выбранную перспективу и оставляет впечатление очаровательной корявости под стать модели.
Mikoyan-Gurevkh MiG-2lF (Fishbed-C)
F263 | 1968 -1969? | G1(G) | 190000 | 1xSoviet AF & 1xIraqi AF & 1xEgypt AF & 1xFinnish AF |
Бывшая Хасегава. Это был устаревший набор, который на самом деле соответствует масштабу 1/67. Как и для F-104, сначала пришлось использовать большую плоскую коробку, но позже она была заменена на стандартную с новым бокс-артом.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
|
FROG F263 MiG-21, Rovex Tri-Ang Limited, 1969-71
Для второго издания решили изготовить коробки стандартных размеров. Но в стандартную коробку рамки с литниками целиком не помещались и, чтобы упаковать, их приходилось перекусывать.
Для верхней части коробки этого издания был выполнен новый рисунок. Художник Victor Carless заимствовал часть удачной композиции с рисунка на первой коробке японской модели. Хотелось бы отметить, что японские художники нередко добавляли драматизма сюжету, изображая пилота самолета со взглядом устремлённым на зрителя. На боксартах британских коробок такой элемент композиции практически никогда не использовался. В данном случае мы видим исключение из правила.
Инструкция, декаль и схема окраски на нижней части коробки для четырёх вариантов остались без изменений. Чтобы подчеркнуть чистокровное японское происхождение, на нижней части коробок Rovex-овских репаков наносилась надпись "Отлито в Японии". В 1970г очередные организационные изменения привели к смене названия подразделения, занимавшегося выпуском моделей, в связи с чем на нижней части коробки модели MiG-21 поменялось название компании с Rovex Industries Ltd на Rovex Tri-ang Ltd. Увы, на этот раз организационные изменения не решили проблем и осенью 1971г группа компаний Lines Broth. рухнула под тяжестью долгов. Тем не менее, деятельность компании Rovex, занимавшейся выпуском сборных моделей FROG, оставалась успешной и под банковские гарантии производство продолжалось. В январе 1972г Rovex-Triang Ltd был приобретен одним из гигантов игрушечной индустрии - Dunbee-Combex-Marx. После смены собственника в начались продажи серии из четырёх моделей Hasegawa в масштабе 1/32.
Несмотря на очевидные недостатки, модель пользовалась стабильной популярностью и за три года FROG смог скомплектовать 190000 экземпляров обоих изданий. В настоящее время модель несложно приобрести на аукционе Ebay по цене от 7-ми фунтов. Первые японские издания со старым логотипом компании купить намного сложнее и цена на них может превышать цену на фроговский репак в пять-семь раз.
1/72 scale MiG 21 kits.
МиГ-21, особенно в его более поздних вариантах, - один из моих любимых современных самолетов. В то время как Phantom и Lightning впечатляют и радуют меня своим великолепным чувством мощи, МиГ-21 радует своим элегантным аэродинамическим дизайном. Он демонстрирует те же характеристики, что и два этих истребителя, но с двигателем сравнительно небольшой мощности. Его линии красивы, и всё же просты. На мой взгляд, конструкция увеличенного воздухозаборника и утолщение гаргрота за кабиной в верхней части фюзеляжа МиГ 21ПФ ФЛ и М улучшили внешний вид этого истребителя с классическим оперением и тонким треугольным крылом.
Был предпринят ряд попыток создать удовлетворительную модель MiG 21 в масштабе 1/72. До сих пор все выпущенные модели представляли вариант MiG 21F (известный под названием NATO - Fishbed C). Комплект Airfix, пожалуй, самый точный, хотя и выглядит немного тонким. Комплект Frog/Hasegawa страдает чрезмерным сужением фюзеляжа. В свое время многие рисунки общих видов содержали эту особенность, хотя самые последние фотографические свидетельства не показывают никаких доказательств присутствия «талии».
Существует ошибочное, но широко распространённое мнение, что самолет должен иметь сужение фюзеляжа, чтобы соответствовать правилу площадей, и многие предполагали, что МиГ 21 должен был бы иметь «талию», чтобы обладать сверхзвуковыми характеристиками. Для самолёта построенного в соответствии с правилом площадей принимаются в расчёт поперечные сечения всех его частей в данной точке, и расчитываются во всех точках с интервалами по всему самолету от носа до хвоста. Это, как если бы самолет разрезали, скажем, по центру, и вычислили площадь поперечного сечения для каждого разрезанного компонента, возможно, для фюзеляжа, частей крыльев, подвесных баков и гаргрота фюзеляжа. Затем сумма площадей всех этих областей наносится на график, чтобы получить теоретическую кривую от носа до хвоста. Форма идеального самолета должна быть по возможности как можно ближе к идеальной кривой, но для большинства сверхзвуковых самолетов должен быть некоторый компромисс между идеальной формой и эксплуатационной необходимостью.
Cужение фюзеляжа на некоторых самолетах - удобный способ согласования с теоретической кривой путем вычитания суммы площади поперечного сечения крыла из фюзеляжа в данной точке, но это не существенно, если крыло очень тонкое, а фюзеляж тщательно спроектирован. Некоторые самолеты имеют выпуклые обтекатели, расположенные в определенных местах, чтобы восполнить локальные дефициты площади поперечного сечения, такие как расширенная область в задней части крыла фюзеляжа Buccaneer и аэродинамические обтекатели, добавленные к задней кромке крыла Victor Mk 2 . Возможно, локальное увеличение гаргрота за фонарём кабины на МиГ 21 в его более поздних вариантах связано как с улучшением аэродинамики, так и с увеличением внутренних баков топлива.
Вернемся к моделям МиГ 21: Heller сравнительно недавно выпустил МиГ 21Ф, но он очень неточен. Крыло модели имеет необычный угол установки, а хвостовая часть фюзеляжа заканчивается своеобразным уплощённым эллипсом (предположительно эллиптическим реактивным соплом!).
А теперь у нас есть ещё и новая модель в масштабе 1/72 от Matchbox, и на этот раз его тип - MiG 21FL Fishbed E. Это очень желанная модель, но, к сожалению, она имеет ряд недостатков и упущений, над которыми необходимо работать. Тем не менее, основа для создания лучшей модели МиГ 21 есть.
Хвостовая часть фюзеляжа слишком тонкая, а реактивное сопло немного эллиптическое, но, к счастью, большой киль, руль направления и подфюзеляжный гребень скрывают эти ошибки. Увеличенный гаргрот за кабиной недостаточно выраженный. На своей модели я немного приподнял фонарь сзади, добавив под него тонкие полоски из листового пластика, а затем сделал новый увеличенный гаргрот из половины задней части подфюзеляжного бака истребителя Phantom, что заметно улучшило внешний вид модели. Как вариант, увеличенный гаргрот можно построить с помощью шпатлевки.
Коническое центральное тело выглядит приблизительно подходящим по размерам, но площадь воздухозаборника не кажется достаточной. Кажется, что передняя часть фюзеляжа до кромки воздухозаборника сужается слишком сильно, но это можно легко исправить, поскольку передняя часть фюзеляжа состоит из двух половин. Было бы довольно легко заменить крайнюю переднюю часть воздухозаборником чуть большего диаметра и добавить новый носовой обтекатель. Увеличение воздухозаборника должно быть небольшим, с общим спрямлением передней части фюзеляжа.
Одной из особенностей МиГ 21 последней серии, которая отсутствует у этой модели, является добавление обтекателей на фюзеляже, необходимых для использования шин большего диаметра. Они были введены, чтобы справиться с увеличившейся общей массой и позволить истребителю действовать с неподготовленных ВПП. Обтекатели были добавлены по обе стороны от ниш шасси под крылом и по бокам фюзеляжа над крылом.
Также можно улучшить детали шасси. Опоры основного шасси выглядят слишком хлипко. Колёса основного шасси тоже могли бы быть потолще. Носовая опора шасси также тонкая.
В набор входят детали для подфюзеляжного топливного бака, но нет ракет К-13 для подвески на пилонах под крылом. Это основной тип вооружения истребителя MiG-21 и ракеты должны быть под крыльями модели. В качестве замены подойдут Сайдуиндеры отлюбых других моделей в масштабе 1/72.
Декали содержат маркировку для самолётов ВВС СССР и Чехословакии.
Это долгожданная модель, которая, после переделки, может превратиться в хорошую модель копию МиГ 21. Стоит 25 пенсов.
Джеймс Голдинг
Aircraft Illustrated 1974-07 Vol.07 No.07
Mikoyan-Gurevkh MiG-2lF (Fishbed-C)
F263 | 1969 -1973 | G1(G) | 1xSoviet AF & 1xIraqi AF & 1xEgypt AF & 1xFinnish AF |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Hasegawa JS-012 MiG-21, ハセガワ ミグ21, 1966
Летом 1962г японская компания Hasegawa выпустила свою первую пластиковую масштабную модель, а с середины 60-х прекратила выпуск своей традиционной продукции, изготавливавшейся из дерева, и полностью переключилась на выпуск пластиковых моделей. В это же время конструкторы компании подготовили линейку пластиковых моделей современных реактивных самолётов в масштабе 1/72. Линейка моделей включала: McDonnell F-4 Phantom II Battle Bomber, Mig-21 Fishbed Interceptor Warfighter, F-104J Starfighter Interceptor Battlefighter, F- 105D Thunderchief Battle Bomber, F-5 Freedom Fighter Light fighter. Каждая из этих моделей поступила в продажу одна за другой в течение 1966г по цене 300 иен, что в то время составляло около одного доллара США. (Что интересно, на приведённом изображении коробки указана цена 200 иен, редко встречаются издания с ценой 250 йен. В Японии, находившейся в условиях американской оккупации, использовалась американская система, когда после артикула товара через тире или двоеточие указывалась его цена.)
К сегодняшнему дню десятки модельных фирм выпустили сотни переизданий своих моделей МиГ-21, но в 1966-м году модель Hasegawa MiG-21 была самой первой. В апреле 1966г поступил в продажу Фантом, а МиГ-21 - в мае. Продажи Airfix MiG-21 стартовали только в январе 1968 года. К этому времени МиГ-21 уже продемонстрировал свои выдающиеся боевые качества в воздушных боях во Вьетнаме в обстановке подавляющего воздушного превосходства со стороны американской авиации, проявил себя в небе Кубы во время Карибского кризиса 1962г и, несмотря на то, что успехи истребителя тщательно замалчивались средствами массовой информации Запада, стал знаменит на стороне противников СССР. Более того, ко времени выпуска японской модели самолёт поступил на вооружение Индии и капиталистической страны - Финляндии.Тем не менее, в том числе из-за обстановки секретности в самом СССР и требования к странам-покупателям самолёта о базировании его настрого охраняемых базах, о самолёте в то время было известно немного фактических данных. Поэтому модель конструкторы Hasegawa создавали по немногочисленным фотографиям, используя собственное воображение для реконструкции его вида.
Длина фюзеляжа модели и размах крыла получились на пару сантиметров больше для масштаба 1/72. Макетчики компании Hasegawa предположили, что фюзеляж МиГ-21 не может не быть спроектирован без учёта правила площадей, поэтому модель получила изящную талию. Модель имела специальный узел, воспроизводивший подвижное цельноповоротное горизонтальное оперение. Отдельной деталью был отлит воздухозаборник с центральным телом. Передние кромки воздухозаборника имели острые края, а центральное тело воздухозаборника по своей форме выглядело похожим на МиГ-21Ф, но было заметно больше по размеру и занимало неестественно выдвинутое положение в воздухозаборнике. К сожалению боковые тормозные щитки отсутствовали, но задний тормозной щиток снизу фюзеляжа был дан отдельной деталью. На обоих половинках деталей фюзеляжа по его бортам были воспроизведены автоматические противопомпажные створки в открытом положении.По стандартам середины 60-х деталировка кабины полностью отсутствовала, Пустоту внутри заполнял собой пилот-карлик приклеивавшийся к чудной тумбе на полике кабины, а заголовник катапультируемого кресла отливался на половинках фюзеляжа. Прозрачная деталь остекления кабины имела трудноудаляемую внутреннюю гравировку, что не было редкостью для моделей того периода. Технологически легче было нанести гравировку на выпуклой части формы для фонаря кабины и такой способ в то время часто использовался. К сожалению форма фонаря лишь отдалённо напоминала оригинал, а из-за внутренних линий расшивки переплёт фонаря получался непропорционально толстым. Кроме этого, отсутствовало остекление неподвижной части фонаря. Этот элемент остекления кабины был изображён внешней расшивкой на половинках фюзеляжа. Вооружение самолёта состояло из одной пушки по правому борту. Обтекатели правой пушки и снятой левой отливались заодно с половинками фюзеляжа. На пилонах очень похожих на АПУ-28 монтировались две ракеты К-13, а на пилоне под центральной частью фюзеляжа - подвесной 800-л топливный бак. Все эти детали давались отдельными частями и легко могли быть доработаны. Ниши шасси были выполнены отверстиями в фюзеляже и тоже требовали доработки.
Верхнюю часть коробки украшал рисунок Тошихико Огава.
Комментарии из Гонконга
Вторая модель в новой серии истребителей HASEGAWA - МиГ-21. Hasegawa, как и большинство японских фирм, изменила дизайн своих коробок, и упаковка для этого последнего набора выглядит наиболее привлекательно.
Это простой комплект, и единственные подвижные части - это цельноповоротное горизонтальное оперение и колеса.
Чтобы сформировать острые переднюю и заднюю кромки руль отлит на одной из половин фюзеляжа, а у крыльев вставка на нижней части.
Возможно крылья - лучшая деталь этой модели с очень хорошо воспроизведёнными аэродинамическими гребнями и обтекателями узлов вращения элеронов.
Все детали имеют слишком темно-серый цвет, что создаёт проблемы с покраской, так как большинство этих самолетов цвета натурального металла.
Набор правильно масштабирован, очертания правильные, и кажется, что все панели и блистеры для Fishbed C расположенны в необходимых местах.
На некоторых мелких деталях присутствует небольшой облой, но основные детали отлиты аккуратно и только линии расшивки могли бы быть потоньше, чтобы не ломать очертания.
По какой-то странной причине звезды русских опознавательных знаков были отлиты на деталях, странной, потому что очень продуманный лист матовых декалей даёт на выбор русскую, китайскую или чехословацкую маркировку, причем последние две, конечно же, не соответствуют выгравированным на пластике местам нанесения.
Что касается деталей, хотя у Китая есть три версии этого самолета, я не уверен, что русская помощь дошла до версии C - конечно, я мог бы сесть на поезд в Кантон, чтобы проверить, но это может положить конец этой колонки Журнале на год или два!
Две ракеты Атолл и подфюзеляжный бак - единственное вооружением, которое несёт это простая, но долгожданная новинка в ассортименте японских пластиковых комплектав.
Колин Брамвел
The IPMS magazine, october 1966
МИГ ИЗ ЯПОНИИ.
Во многом с похожими характеристиками, но несколько меньше и легче чем Saab Draken, МиГ-21 с некоторых точек зрения может считаться истребителем середины шестидесятых, точно так же, как его прародитель МиГ-15 был истребителем начала пятидесятых. Конечно, мы не собираемся делать вывод, что МиГ-15 или МиГ-21 были лучшими в своих поколениях, хотя мало кто будет отрицать, что, несмотря на некоторые очевидные недостатки, они являются превосходными самолетами; мировые события, однако, привлекли к ним внимание публики в большей степени, чем к большинству их западных современников. Учитывая широкую известность (прим. на Западе) этого советского истребителя, много более чем простое удивление вызывает как факт отсутствия до сей поры модели MiG-21, так и появление первой модели от японской компании Hasegawa.
Для масштаба 1/72 МиГ-21 от Hasegawa, в целом, хорошо отражает объект, хотя её качество в некоторых отношениях ниже, чем у соответствующих западных комплектов. На отливках существенный облой, впускные каналы велики, а стыкуемость деталей не так хороша, как хотелось бы. Более того, модель отлита из серого, а не серебристого пластика, что может показаться немного странным для модели самолета, который всегда имеет естественный цвет металла. Если отнестись к сборке внимательно, эти недостатки можно исправить, а поскольку внешний вид модели точен и она хорошо деталирована, в результате может получиться очень привлекательная модель. На листе с переводными картинками есть маркировка советских, китайско-коммунистических и чехословацких ВВС, лист хорошо напечатан, но по какой-то необъяснимой причине эмблема в виде советской звезды выдавлена на поверхности пластика, что затрудняет удовлетворительное использование любой маркировки, кроме русской! Цена модели на момент написания не известна, но вряд ли она будет высокой, и, учитывая интерес к предмету, модель стоит приобрести.
У.Р.Мэтьюз
Flying Review 1967-02
В конце 60-х, когда уже было заключено соглашение об обмене отливками с компанией Rovex, японская компания обновила стиль коробок: главной особенностью стал рисунок самолёта на белом фоне, появилась эмблема компании в виде шлема с указанием масштаба и изменился логотип на черно-красном прямоугольнике с наименованием компании. Артикул, отливки модели, её цена, инструкции и декали остались прежними.
Во второй половине 70-х пресс-форму отреставрировали и незначительно переработали для третьего переиздания набора Hasegawa JS-012. Убрали узел подвижного цельноповоротного горизонтального оперения, сделав его неподвижным, заглушили ниши шасси в фюзеляже и противопомажные створки, а также удалили гравировку звёзд.
В 1980-м году компания Hasegawa сменила систему артикулов своих моделей. Вероятно это было связано с тем, что прежняя трёхразрядная нумерация моделей в каталоге компании далеко превысила сотню. Многие модели давно покинули каталог и такая нумерация стала слишком громоздкой и малопонятной. В очередном переиздании Mig-21 Fishbed попал в серию C и получил артикул C002-450. Из-за роста цен, вызванного инфляцией в Японии, модель стала стоить 450 йен (~$4,5). Что интересно, рисунок на коробке, изображавший взлёт пары арабских МиГ-ов, напоминал рисунок с первого варианта коробок.
С годами появлялось всё больше новых моделей истребителя МиГ-21, они становились всё точнее, их деталировка - всё совершеннее и постепенно модель Hasegawa переходила в категорию "совсем не нужна". Как это ни странно, но она до последнего времени оставалась в продаже и Hasegawa продолжала её выпуск и переиздание. Сейчас эта модель не является дефицитной и, скорее всего, представляет из себя предмет гордости для компании Hasegawa и некий курьёз для коллекционеров моделей.
|