De Havilland Hornet|FROG F239|NOVO

FROG F239 De Havilland Hornet

FROG 1964

FROG F239 De Havilland Hornet, Rovex Tri-ang, 1971-74


de Havilland D.H.103 Hornet F.3

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

F239 1971-1974 G1(R) 150000 2xRAF
F239 1974-1977 H(R) 55000 2xRAF
Modelling World
JAMES GOULDING
Another "Meatbox" from Frog

Существует ряд типов самолётов Королевских Воздушных Сил этой эры до сих пор адекватно не представленных сборными моделями. Он включает Vampire, Hornet, Javelin и Canberra. Раньше Javelin и Canberra были представлены самыми ранними моделями Frog в масштабе 1/72, Canberra существует в варианте модели Revell, но ни в одном из популярных масштабов. Было бы неплохо иметь некоторые из моделей этих типов.

AIRCRAFT ILLUSTRATED 1970-07



Мир моделизма
Новые наборы Frog
Frog's de Havilland Hornet

de Havilland Hornet, меньший брат Mosquito и один из самых элегантных самолетов всех времен, давно ждал своего появления в виде набора. Hornet ознаменовал переходный этап в Королевских ВВС от истребителя с поршневым двигателем к чисто реактивному. Его конструктивные характеристики и аэродинамика относились к реактивному поколению, а базовые аэродинамические профили крыла были такими же, как у Gloster Meteor, de Havilland Vampire и скоростного варианта Gloster E28/39. На двух двигателях Rolls-Royce Merlin последних серий максимальная скорость Hornet была не намного ниже, чем у Meteor 3 и Vampire 1, и выше, чем у Meteor 1, достигая 485 миль/ч в прототипе и 472 миль/ч с полной боевой нагрузкой.

Хотя Hornet слишком поздно поступил на вооружение во время Второй мировой войны и, естественно, был затмеваем своими современниками с реактивными двигателями, он с отличием служил в семи эскадрильях RAF и других учебных подразделениях, а в качестве Sea Hornet много служил в Королевском флоте. Он выпускался в различных цветовых схемах. Поэтому неудивительно, что моделисты стремятся пополнить свои коллекции этим прекрасным самолетом.

Модель 1/72 от Frog ждали с нетерпением, но, к сожалению, это крайне неточный и разочаровывающий набор. Трудно понять, почему в этой модели допущено так много ошибок, ведь «Хорнет» - один из наиболее полно документированных образцов военного времени. После череды отличных моделей, таких как Ta152, Vengeance и Wyvern, кажется невероятным, что набор подобного качества может быть выпущен на рынок таким всемирно известным производителем.

Базовые обводы очень неточны, особенно в отношении фюзеляжа, киля и руля направления, а также формы фонаря кабины пилота. Крыло имеет удовлетворительную форму в плане, но слишком толстое по всей длине. Аэродинамические профили крыла тупые, уродливые и совершенно не похожи на красивые контуры настоящих профилей EC1240-EC1040. Максимальная толщина настоящего аэродинамического профиля приходилась на 40 процентов хорды (ширины) крыла от передней кромки. Соотношение толщины и хорды профилей (то есть толщина аэродинамического профиля по отношению к ширине крыла в данной точке) составляло 12 процентов у корня крыла и уменьшалось до 10 процентов у законцовки. Аэродинамический профиль модели также симметричен, в то время как аэродинамический профиль EC1240-1040 был основан на выпуклой эллиптической кривой.

Формы лобового стекла и капота совершенно неправильны и не имеют характерной элегантности оригинала. На полноразмерной версии самая высокая точка фонаря находилась сразу за аркой лобового стекла, после чего он плавно опускался к верху на фюзеляж. Фонарь в наборе имеет непримечательную форму, которая могла бы подойти от любого набора.

Форма мотогондолы двигателя не совсем правильная, но вполне приемлемая, однако она выглядит слишком высокой. Двигатели «Мерлин» на «Хорнете» имели очень узкие капоты, фактически более узкие, чем на всех других типах с этими двигателями, включая «Спитфайр». Это создавало некоторые проблемы с обслуживанием в эскадрильях. Формы кока и пропеллера в наборе хороши.

Форма киля и руля очень неправильная и слишком толстая в сечении. Форма киля и руля в наборе более или менее симметрична, в то время как на самом деле они сильнее загибались на передней кромке. Длинный форкиль имеет слишком большой радиус в месте соединения с килем.

Форма фюзеляжа неправильная. Нос слишком симметричен и тупой на виде сбоку. Он должен быть несколько длиннее и более коническим, а также иметь больший наклон вниз. В плане нос также должен быть более сужающимся. Задние секции фюзеляжа, благодаря интегральному литью с килём, выглядят странно. Кроме того, фюзеляж сзади местами слишком высокий.

Хвостовое оперение имеет правильную форму и толщину. Одним из лучших элементов набора является шасси, которое выглядит убедительно, но, возможно, немного слишком высокое. Колеса имеют оси, которые отлиты в опорах шасси, и система работает хорошо. Сами колеса очень красивые.

Я пробовал способы сделать эту модель более похожей на Hornet, но это требует много дополнительной работы и терпения. Тем не менее, работа представляет собой вызов и равна той, что требуется для серьезной конверсии. В некотором смысле было бы лучше сделать новые крылья, фюзеляж, кили и рули, и попытаться установить существующие мотогондолы и хвостовое оперение. Однако попытка установить существующие мотогондолы будет серьезной задачей, поэтому лучше попытаться улучшить существующие компоненты.

Прежде всего, можно уменьшить толщину крыльев, обработав напильником все стыковочные швы двух половин крыла и мотогондолы. Затем можно обработать напильником верхнюю и нижнюю части передней части секций крыла, чтобы придать им лучшую форму. К счастью, верхняя поверхность крыла «Шершня» была очень гладкой, поскольку была построена из многослойной обшивки из фанеры и бальзы, так что потеря деталей не имеет большого значения. Нижняя поверхность крыла «Хорнета» была обшита металлом с заклепками заподлицо, а во внутренней конструкции широко использовалось соединение металла с деревом.

Улучшить форму фюзеляжа можно, полностью отрезав киль и руль направления. В результате останется щель вдоль верхней части фюзеляжа, но в эту щель можно залить клей, а затем заделать. Все это нужно плотно скрепить резинкой и отложить в сторону для полного высыхания. После полного высыхания заднюю часть фюзеляжа можно обработать напильником, чтобы улучшить поперечное сечение и высоту. Крайняя носовая часть действительно нуждается в отрезании и добавлении новой части для полного изменения формы, но существующая форма может быть улучшена напильником. Требуется полностью новый киль и руль, которые, вероятно, лучше всего сделать из пластика. Однако можно приспособить запасной компонент, скажем, от старого Mosquito, с форкилем из пластикара. Hornet F1, конечно, можно легко смоделировать, поскольку он не имел форкиля - по крайней мере, в течение большей части срока службы.

Усовершенствование лобового стекла и сдвижной части фонаря кабины представляет серьезные трудности. Поставляемый компонент не является правильным, и ничего нельзя сделать, чтобы сделать его похожим на фонарь Hornet. Поэтому приходится приспосабливать прозрачные детали из других наборов. В моем случае я использовал старое лобовое стекло и сдвижную часть от Meteor 8, которые можно было приспособить, прорезав деталь сразу за аркой лобового стекла и установив заднюю половину под более крутым углом. После дополнительной обработки напильником и полировки, а также окончательного покрытия полимерным лаком, получившееся лобовое стекло и капот вполне соответствуют тем, что использовались на «Хорнете».

Вооружение набора состоит из четырех 60-фунтовых ракет, установленных на коротких направляющих, и двух бомб. Ракеты превосходны, хотя хвостовое оперение могло бы быть тоньше. Бомбы выглядят грубо и неубедительно.

Переводная маркировка предназначена для самолетов Hornet F3 из 19 и 41 эскадрилий. Самолет 19-й эскадрильи окрашен по схеме высотного дневного истребителя: серый цвет Medium Sea Grey на верхних поверхностях и синий PRU Blue снизу. Хорнет из 41-й эскадрильи имеет маркировку дальних истребителей, состоящую из Dark Green и Dark Sea Grey на верхних поверхностях и PRU Blue на нижних. Дизайн переводного листа, как обычно, высокого качества, но образцы из двух наборов «Хорнета» имели довольно низкую клеящуюся способность, и хочется надеяться, что это не означает снижения стандартов.

Этот набор - большое разочарование, но «Хорнет» - настолько важный самолет, что стоит потратить дополнительные усилия на то, чтобы сделать из этого набора приемлемую модель превосходного двухмоторного истребителя de Havilland. Маловероятно, что какой-либо другой производитель выпустит «Хорнет» в масштабе 1/72, по крайней мере, в течение некоторого времени, так что это единственный шанс пополнить наши коллекции этим типом.
Цена набора составляет 26 р.

Сверху: de Havilland Hornet 3s из 41-й эскадрильи в одной из цветовых схем, предложенных для новой модели Frog. Кстати, серийный номер «Хорнета-3», проиллюстрированного в прошлом месяце, был указан неверно; он должен был быть PX362.

Aircraft Illustrated 1971-06



НОВИНКИ И В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Новые авиационные наборы
ROVEX TRI-AIMG (FROG) LIMITED. De Havilland Hornet F3. Красная серия. Масштаб 1/72. Цена (U.K.) 26 пенсов.

Отлитые из средне-серого пластика различные детали этого набора хорошо стыкуются и не имеют облоя, но, к сожалению, точность обводов отливок оставляет желать лучшего.

Форма носа слишком заострена в боковой проекции и недостаточно глубока на нижней стороне носового радиуса; точно так же хорда киля и руля направления слишком узкая выше точки, где форкиль переходит в собственно киль. Фонарь кабины пилота четкий, но на виде сбоку выпуклость должна быть намного дальше вперед, а не так, как отлито.

Но самой досадной ошибкой является чрезмерная толщина крыла и почти квадратное сечение передних кромок. Крылья должны быть утончены в постоянном сужении от зализа к законцовке, а воздухозаборники радиатора на передней кромке внутренней секции крыла слишком узкие и должны быть направлены вверх под углом от зализа.

Капоты двигателей с отдельными вставками выхлопных труб превосходны, как и аккуратно детализированные маслоамортизаторы опор и створки ниш шасси. Лопасти винта и коки также почти идеальны, но в инструкции не указано направление вращения пропеллеров и должны быть установлены на модели так, чтобы шаг лопастей винта был повернут к фюзеляжу на каждом двигателе.

Декали предназначены для F.3 из 41 эскадрильи 1950 г. в актуальной на тот момент схеме «Интрудер»: Dark Green/Dark Sea Grey/PRU Blue, а альтернативная маркировка - для другого F.3 из 19 эскадрильи 1950 г.: верхние поверхности Medium Sea Grey, а нижние - PRU Blue; декали включают полные национальные знаки отличия, эмблемы эскадрильи, маркировку и трафаретную панель на фюзеляже.

Иллюстрация на коробке отлично подходит в качестве руководства по окраске, но цвета переданы неточно. Используйте камуфляжные краски HUMBROL для этой модели, стараясь получить гладкий блеск поверхности, а не глянцевое покрытие.

The IPMS magazine, MARCH 1971 Vol. 8 No. 3


ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
Квартет Frog

С точки зрения моделиста, одним из самых забытых периодов во всей истории авиации - то есть забытых производителями наборов - является период сразу после Второй мировой войны. Последнее поколение боевых самолетов с поршневыми двигателями не имело возможности завоевать лавры, сопоставимые с теми, что достались его предшественникам в военное время, и, следовательно, для производителя модельных наборов не имело того ореола известности, который необходим для массовых продаж. Время от времени, конечно, появляются наборы военных самолетов ближайшего послевоенного периода, и мы рады, что компания Frog отважилась выпустить набор одного из таких самолетов - de Havilland Hornet, являющегося действительно достойным объектом для моделирования и достойным компаньоном для недавно выпущенных компанией Westland Wyvern и Gloster Meteor IV.

Модель Frog's Hornet, в общих чертах представляющая версию F Mk 1 с удлиненным килем, добавленным позднее, производит общее впечатление достоверности, но по ряду деталей вызывает сомнения. Например, фюзеляж за крылом слишком длинный, и эта чрезмерная длина усугубляется недоразмерным оперением. Оперение имеет слишком большой размах и, по сути, является хвостовым оперением самолета Sea Hornet F Mk 20, хотя посадочный гак и остекление фотокамер этого варианта в набор не включены, а мотогондолы двигателей имеют неточную форму: они слишком широкие в плане у передней кромки крыла, недостаточно простираются назад над верхней поверхностью крыла и слишком резко сужаются вперед к немного переразмеренным кокам. Все эти ошибки можно исправить, но жаль, что компания Frog не проверила эскизные чертежи более тщательно, прежде чем резать инструменты для набора.

Детали набора не имеют облоя и хорошо собираются, а прямолинейная деталировка поверхностей заслуживает одобрения. Инструкция по эксплуатации удовлетворительна, но в ней есть одно важное упущение. Хорнет имел воздушные винты потивоположного вращения, и они совершенно правильно представлены в наборе, но в инструкции не указано, какой воздушный винт должен быть установлен в той или иной мотогондоле. На самом деле, воздушные винты вращаются внутрь, и поэтому деталь № 17 должна быть установлена на левую мотогондолу, а № 18 - на правую. Кстати, на модели, изображенной на рекламных фотографиях компании Frog, воздушные винты установлены не так, как надо! Лист декалей, содержащий маркировку самолетов 19-й и 41-й эскадрилий, сохраняет привычно высокое качество Frog, а цветная иллюстрация на крышке коробки служит для других производителей наборов выдающимся примером в представлении деталей маркировки.

Одновременно компания Frog выпустила переиздания трех наборов, которые существовали уже некоторое время, но теперь были переработаны для моторизации. К ним прилагается набор, содержащий два миниатюрных электродвигателя с необходимой проводкой и медными соединениями. Это первоклассная идея, за которую мы заслуживаем полной оценки. Речь идет о наборах Bristol's Beaufort и Beaufighter, а также Junkers Ju 88A-4. Моторы имеют длину 0,8 дюймов (2,0 см) и диаметр 0,45 дюймов (1,14 см), поэтому легко вставляются в капоты радиальных двигателей в масштабе 1/72. Их валы смещены, что позволяет использовать их в некоторых моделях самолётов с двигателями жидкостного охлаждения, хотя мотогондолы таких самолётов, как Hornet, слишком тонкие для их установки. Двигатели приводятся в действие от пальчиковой батарейки, размещенной в фюзеляже модели (доступ к ней осуществляется через съемную панель в нижней части фюзеляжа), и запускаются и останавливаются простым поворотом или остановкой воздушного винта. Стоимость всего комплекта моторизации составляет всего 42½ пенса в Великобритании, и мы предвидим широкое применение этого остроумного устройства.

Переходя к самим наборам, отметим, что "Бофайтер" - отличная модель, которая теперь получила обтекатель автопилота Сперри перед лобовым стеклом, характерную для австралийских вариантов, а также новый отличный лист декали для "Бофайтер-21". Ju 88A-4 - набор старого образца, и в нем есть ряд неточностей, в частности, в форме крыльев и мотогондол. Новый лист декалей содержит маркировку образцов этого самолета, служивших как в Северной Африке, так и в Советском Союзе. Самый старый из этой троицы - Beaufort, но он хорошо выдержал испытание временем и в целом является очень хорошей моделью, если отбросить отвратительные капоты двигателей и заменить их подходящими капотами из другого набора. Кстати, несмотря на надпись на крышке коробки, ни один из самолетов, представленных на листе декалей, не имеет маркировки Beaufort II (W6476 - это самолет Mk I с двигателем Taurus, а A9-408 - Mk VIII с двигателем Twin Wasp). Капоты этих двух типов двигателей заметно отличались друг от друга, а на коробке с иллюстрациями допущена ошибка: австралийская машина изображена с вынесенными вперед коллекторными кольцами и длинными выхлопными трубами, характерными для двигателей Taurus.
У Р Мэттьюз

RECENTLY ISSUED KITS
CompanyTypeScalePrice
AirfixTriStar1/14485p
AirflxJ 35F Draken1/7224p
FrogHornet1/7226p
FrogBeaufighter (M)1/7236p
FrogJu 888A-4 (M)1/7236p
FrogBeaufort (M)1/7236p
AuroraDC-101/144$2-50
RevellOH-6A Cayuse1/3249p
RevellHurricane I1/32£1-05
VEBMil Mi-10K1/100

Air Enthusiast 1971-07 vol.01 no.02




FROG 1974 Green series logo

FROG F239 De Havilland Hornet, Rovex Tri-ang, 1971-74


NOVO logo

NOVO De Havilland Hornet, Novo Toys Ltd., Макси, Питерборо, Англия PE69HQ, 1980


de Havilland D.H.103 Hornet F.3
Novo Toys Ltd., Макси, Питерборо, Англия PE69HQ
Период: 1976-1981

Немногие, если вообще какие-либо другие компании, производящие наборы, становились объектом такого количества слухов, спекуляций и необоснованных домыслов, как NOVO. Название любой другой компании также не использовалось настолько неправильно, и, возможно, лучше всего начать с того, чтобы прояснить ситуацию.

Как видно из вышесказанного, NOVO была британской компанией, и всегда ею оставалась. Хотя само название компании произошло от Новоэкспорт, их советского торгового партнера, NOVO никогда не принадлежала русским. В последние годы NOVO используется как собирательное название для всех бывших наборов Frog, выходящих из СССР, но ничто не может быть более неправильным или вводящим в заблуждение. Только наборы, действительно упакованные в упаковку NOVO, должны называться наборами NOVO. Все остальное может быть описано только как наборы советского завода (БФИ, Кругозор, Ташигрушка и т.д.). Если действительно необходимо собирательное название, то можно использовать МЛП (для Министерства легкой промышленности СССР, которому подчинялось большинство этих заводов).

События, приведшие к созданию NOVO, были описаны в разделе "История Frog" этой книги и не будут повторяться здесь. Достаточно сказать, что в августе 1975 года между Dunbee-Combex-Marx (владельцем NOVO и Rovex) и В/О Новоэкспорт было заключено Генеральное соглашение. Это соглашение предусматривало, что компания DCM должна была поставить пресс-формы, инструменты и материалы компании Новоэкспорт, которая должна была расплатиться за них, отправив обратно готовую продукцию с тех же пресс-форм. Следует отметить, что помимо наборов моделей соглашение также охватывало широкий спектр других игрушек. Компания NOVO Toys Ltd. была создана DCM в 1975 году для ведения этого бизнеса.

Более тонкие детали соглашения были изложены в двенадцати контрактах, три из которых касались бывших наборов Frog. Для каждой формы была определена теоретическая стоимость (основанная на оставшемся сроке производства и других факторах). Она суммировалась по каждому контракту и подбиралась соответствующая смесь наборов на ту же сумму, то есть оплата за конкретную форму не обязательно должна была состоять только из наборов с этой самой формы.

После того как "Новоэкспорт" поставил оговоренное количество комплектов, пресс-формы считались его собственностью, и все последующие закупки " NOVO" должны были оплачиваться наличными. В итоге NOVO никогда не делало таких последующих заказов.

Первые пресс-формы были отправлены в СССР в начале 1976 года (то есть почти за год до окончательного прекращения производства Frog компанией Rovex), и они были распределены между несколькими советскими заводами, осуществлявшими фактическое производство. За исключением " Dennis Ambulance", "Firefly Dinghy" и самолета стран Оси, проданных Revell, все формы Frog, все еще находившиеся в Rovex в 1976 году, были отправлены в Советский Союз в течение следующего года или около того. Из них Britannia, R-100 и автомобильные наборы были признаны малоинтересными для западного рынка, и, соответственно, номера NOVO им не присваивались. Хотя ни в одном контракте это не упоминается, считается, что Советы также получили старые формы Drifter и Tug Boat.

Номер набора NOVO включал в себя первоначальный предполагаемый год выпуска (например, 76001). Некоторые наборы действительно были поставлены для NOVO в 1976 году, но только в 1977 году была подготовлена и выпущена серия для продажи. В связи с этим дополнительные наборы не были запланированы на 1977 год, а были отложены до 1978 года и получили номера, начинающиеся с 78. Многочисленные пробелы в последовательности частично заполнялись другими продуктами NOVO.

Заставить русских соблюдать график поставок было главной головной болью NOVO. С самого начала и до самого конца Novoexport постоянно запаздывала с поставками. Причин, конечно, было много, но некоторые из них заслуживают отдельного комментария.

Проблемы с производственными мощностями и пресс-формами были обычным явлением. Хотя некоторые советские заводы были достаточно хорошо оснащены, другие имели устаревшее и непригодное оборудование. Компетентность персонала и уровень технического обслуживания также иногда оставляли желать лучшего. Это не только замедляло производство, но и приводило к повреждению некоторых пресс-форм. Например, пресс-форма Mirage была оставлена на зиму под открытым небом и, конечно же, к весне основательно проржавела! (Позже она была восстановлена до пригодного для использования состояния).

Когда пресс-форма для старого "Тайфуна" была возвращена в Великобританию для ремонта, оказалось, что на ней отсутствуют все шесть оригинальных болтов, скрепляющих две половинки. Они были заменены четырьмя новыми из некачественного материала. Если бы они сломались во время работы (не забывайте, что пластик впрыскивался под давлением более 500 фунтов на квадратный дюйм, или 35 кПа/см2), пресс-форма, вероятно, была бы полностью разрушена вместе с инжекционной машиной и ее несчастным оператором. Эта же пресс-форма была отремонтирована русскими с использованием латуни вместо закаленной стали.

В общей сложности Novoexport жаловалось на проблемы примерно с двумя десятками пресс-форм. Из восьми, впоследствии отремонтированных в Великобритании, пять имели повреждения, нанесенные русскими.

Но главной проблемой был некачественный пластик, использовавшийся в СССР. Все пресс-формы Frog были настроены на использование полистирола Shell Sl73 (или эквивалентного), имеющего индекс текучести расплава 35. Советский же полистирол, как выяснилось, имел индекс около 4! Это означало, что для того, чтобы пластик заполнил форму, необходимо было повысить температуру на 50°C и увеличить давление впрыска до 100%. Это не только сильно повреждало формы (несколько из них впоследствии пришлось ремонтировать), но и часто приводило к некачественным изделиям. Это происходило из-за того, что экстремальное давление раздвигало половинки формы, позволяя пластику переливаться в зазоры и образовывать облой.

Низкий показатель MFI также не был единственной проблемой пластика. Независимая оценка, проведенная в 1978 году, выглядит как каталог недостатков: "Изод (= тест по Изоду на ударная прочность) очень низкий... аномально низкая В.В. (= внутренняя вязкость)... цвет плохой и загрязнение чрезмерное... плохая обработка поверхности и блеск... чрезвычайно хрупкий и не очень жесткий... должен затруднять хорошую окраску и внешний вид готового изделия сомнительного качества".

Третьей серьезной проблемой была политика. Советские законы довольно сурово относятся ко всему "фашистскому", поэтому все немецкие, итальянские и японские самолеты были проданы Revell, а не отправлены в СССР. Но возникли и другие проблемы.

На оригинальных коробках для туполевского СБ-2 был указан один из вариантов маркировки Люфтваффе. Компания "Новоэкспорт" наотрез отказалась их трогать, и в итоге NOVO пришлось напечатать запасную партию из 105 000 донышек для коробок. Часть декалей Люфтваффе также была вырезана.

Позже советское Министерство культуры классифицировало Fokker D.XXI как "фашистский самолет", поскольку он использовался финскими ВВС во Второй мировой войне. Однако тот факт, что финны также использовали, например, M.S.406, P-40, Lysander, SB-2, Hurricane, Gladiator и Blenheim - все они также были включены в ассортимент NOVO, - похоже, их не беспокоил. Последующие попытки NOVO добиться изменения этого решения оказались тщетными. Следует отметить, что NOVO заменила оригинальный вариант маркировки финских ВВС на датский, чтобы избежать этой проблемы.

Следующей жертвой стал Sea Fury. Из-за недосмотра в каталоге NOVO 1980 года он был описан как сбивший несколько МиГ-15 во время Корейской войны. Компания "Новоэкспорт" была очень расстроена этим и отказалась от дальнейших поставок наборов Sea Fury! До рынка дошло лишь несколько наборов из более ранней пробной партии. Та же участь, вероятно, постигла и Sea Venom, только на этот раз в каталоге упоминались египетские МиГи, уничтоженные в 1956 году. В любом случае, было поставлено лишь небольшое количество Sea Venom.

Несмотря на все трудности, дела у NOVO шли хорошо, и их наборы хорошо продавались - в основном благодаря очень конкурентоспособным ценам, что стало возможным благодаря уникальной организации производства. Таким образом, падение NOVO не было вызвано экономическими проблемами, как это часто предполагается, по крайней мере, не напрямую. Однако в 1979 году компания Dunbee-Combex-Marx Ltd. столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и в итоге была вынуждена перейти под внешнее управление. Поскольку DCM владела NOVO, требования закона вынудили NOVO сделать то же самое, и в феврале 1980 года компания перешла в руки управляющих. Покупатель не был найден вовремя, и NOVO Toys Ltd. была ликвидирована в том же году, хотя официальная ликвидация состоялась только через пять лет.

Последние советские поставки были осуществлены в середине 1980 года, а все наборы были распроданы к началу 1981 года. Оставшиеся запасы коробок, декалей и инструкций (все они были напечатаны в Великобритании) были переданы компании "Новоэкспорт" вместе с некоторыми оригинальными рисунками на коробках и другими деталями.

Дизайн коробок, иллюстрации, декали и инструкции в целом были очень похожи на поздние выпуски Frog. Действительно, ранние макеты коробок были практически идентичны коробкам Frog, за исключением удаления логотипа Frog. Помимо макетов, была также напечатана небольшая партия подобных тестовых коробок, прежде чем был окончательно согласован стиль, который в итоге был использован.

Хотя большинство наборов NOVO были упакованы в коробки, следует отметить, что наборы 76001-76031 были упакованы в пластиковые пакеты с картонными лепестками.

Помимо стиля коробок, были также внесены некоторые изменения в художественное оформление и листы декалей. Шестнадцать наборов использовали совершенно новые рисунки на коробках, а несколько других - слегка измененные версии оригиналов от Frog. Кроме того, в пяти наборах использовался рисунок, ранее применявшийся только на коробках Air Lines.

Единственными полностью новыми декалями были декали для Dart Herald, F-82, Baltimore, VC10 и Boeing 707, хотя для первых трех, вероятно, новые эскизы были закончены еще в компании Rovex. В любом случае, работу над ними выполнил Дик Уорд из Modeldecal. Кроме упомянутых ранее "Туполева" и "Фоккера", единственным известным изменением стало то, что на P-38 китайская маркировка была альтернативно заменена на вторую маркировку USAAF. Хотя на коробке с изображением HMS Trafalgar корабль имел бортовой номер "R09" HMS Cadiz, фактические декали давали "D77", который был послевоенным номером Trafalgar.

За последние несколько лет было много спекуляций относительно того, какие наборы NOVO выпустила на самом деле. И это вполне справедливо, так как это действительно очень сложный вопрос.

Начнем с того, что, несомненно, было выпущено большое количество наборов. В приведенном ниже списке наборов указано их количество.

Во-вторых, некоторые наборы, относящиеся к третьей фазе третьего контракта, определенно никогда не были выпущены. Все они помечены в списке символом "+", и для этих наборов никогда не печатались ни коробки, ни декали, ни инструкции.

Таким образом, у нас остается около двадцати трех наборов, которые никогда не были официально выпущены, но, тем не менее, для них были напечатаны все коробки и т.д. В списке они все имеют официальное количество производства, равное нулю. К сожалению, это не совсем соответствует действительности, и на то есть две причины.

Первая заключается в том, что пробные партии часто поступали в компанию NOVO, и, хотя эти наборы не были включены в официальное количество выпущенных, в конечном итоге они были проданы ими. Также возможно, что несколько партий слегка бракованных и ранее забракованных наборов были распроданы со скидкой, когда компания NOVO закрылась. Эти партии могли насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен наборов, в некоторых случаях, возможно, более тысячи.

В связи с этим стоит особо упомянуть Boeing 707. Партия из примерно 3 000 самолетов 707 была получена компанией NOVO и быстро разошлась. Однако вскоре выяснилось, что большинство наборов имеют дефекты литья, и в итоге все, кроме нескольких, были отозваны NOVO или возвращены им раздраженными покупателями.

Вторая причина заключается в том, что когда компания NOVO закрылась, у "Новоэкспорт" осталось достаточно "бумажной продукции", чтобы произвести еще 2 750 000 комплектов NOVO. Факт, что некоторые из них были использованы русскими. Во многих случаях использовалась только коробка, без декалей и с инструкцией на русском языке (или с фотокопией оригинала NOVO). Но иногда использовались все три оригинальных элемента, и единственным признаком того, что это "поддельные" наборы NOVO, может быть несколько странный цвет пластика (NOVO обычно удавалось избежать более отвратительных странных оттенков, видимо, любимых советскими производителями пластика). Однако в некоторых случаях даже это ничего не дает. Поскольку эти наборы производятся на тех же заводах, что и раньше, с использованием оригинальных коробок, декалей и инструкций NOVO, они - для всех практических целей - являются наборами NOVO.

Чтобы дать некоторое (по общему признанию, субъективное) представление о количестве известных наборов "нулевого производства", были добавлены один или два плюса. Так, "0++" означает, что на западный рынок попало небольшое количество - возможно, несколько сотен. "0+" указывает на то, что их совсем мало или вообще нет. Но это, конечно, может измениться в любой момент; кто знает, когда Советы решат использовать свои 46 000 комплектов упаковки Twin Mustang...

Наконец, необходимо упомянуть и четыре российских самолета - Анатра, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-3. Изготовленные компанией " Rovex" в соответствии с экспортным соглашением DCM-NOVO от 1975 года, пресс-формы хранились у NOVO в Англии в течение многих лет. Но по разным причинам они так и не были включены ни в один из реальных контрактов с "Новоэкспортом", и им не были присвоены номера наборов. Когда компания NOVO закрылась, русские были очень заинтересованы в покупке форм, но у них не было необходимой твердой валюты. Более поздние попытки получателей продать их другим производителям наборов, включая Lindberg, Monogram, Revell и Starfix, закончились неудачей. Только в 1983 году они были окончательно проданы компании Red Star (см.).

Во всем списке номер NOVO указан как номер набора. Но все наборы также имели старый номер Frog на коробке; более того, на наборах 76xxx он был более заметен, чем номер NOVO.

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

Qty
78079D.H.103 Hornet F.315000


+ Только проект, никогда не выпускался
* Существование возможно, но пока не подтверждено
** Существование возможно, информация сомнительна
*** Существование маловероятно, но не полностью невозможно
0++" означает, что на западный рынок попало небольшое количество - возможно, несколько сотен
0+" указывает на то, что их очень мало или вообще нет.

Ogoniok 1983 logo

Индекс 239, Истребитель-бомбардировщик дальнего действия, МОЭЗ "Огонёк" Москва, МГ085-01-5707, 1983


  • 16.10.2022

  • De Havilland Hornet - дополнительные материалы


    De Havilland Hornet - 1/72 рисунок E.J. "Eddie" Riding, 1/72, "Aircraft of the fighting powers" Том.VII, издание 1946г
    FROG 333P Fairey Delta 2, IMA Ltd, initial release, 1958 full telescopic type box