de Havilland D.H.103 Hornet F.3
Novo Toys Ltd., Макси, Питерборо, Англия PE69HQ
Период: 1976-1981
Немногие, если вообще какие-либо другие компании, производящие наборы, становились объектом такого количества слухов, спекуляций и необоснованных домыслов, как NOVO. Название любой другой компании также не использовалось настолько неправильно, и, возможно, лучше всего начать с того, чтобы прояснить ситуацию.
Как видно из вышесказанного, NOVO была британской компанией, и всегда ею оставалась. Хотя само название компании произошло от Новоэкспорт, их советского торгового партнера, NOVO никогда не принадлежала русским. В последние годы NOVO используется как собирательное название для всех бывших наборов Frog, выходящих из СССР, но ничто не может быть более неправильным или вводящим в заблуждение. Только наборы, действительно упакованные в упаковку NOVO, должны называться наборами NOVO. Все остальное может быть описано только как наборы советского завода (БФИ, Кругозор, Ташигрушка и т.д.). Если действительно необходимо собирательное название, то можно использовать МЛП (для Министерства легкой промышленности СССР, которому подчинялось большинство этих заводов).
События, приведшие к созданию NOVO, были описаны в разделе "История Frog" этой книги и не будут повторяться здесь. Достаточно сказать, что в августе 1975 года между Dunbee-Combex-Marx (владельцем NOVO и Rovex) и В/О Новоэкспорт было заключено Генеральное соглашение. Это соглашение предусматривало, что компания DCM должна была поставить пресс-формы, инструменты и материалы компании Новоэкспорт, которая должна была расплатиться за них, отправив обратно готовую продукцию с тех же пресс-форм. Следует отметить, что помимо наборов моделей соглашение также охватывало широкий спектр других игрушек. Компания NOVO Toys Ltd. была создана DCM в 1975 году для ведения этого бизнеса.
Более тонкие детали соглашения были изложены в двенадцати контрактах, три из которых касались бывших наборов Frog. Для каждой формы была определена теоретическая стоимость (основанная на оставшемся сроке производства и других факторах). Она суммировалась по каждому контракту и подбиралась соответствующая смесь наборов на ту же сумму, то есть оплата за конкретную форму не обязательно должна была состоять только из наборов с этой самой формы.
После того как "Новоэкспорт" поставил оговоренное количество комплектов, пресс-формы считались его собственностью, и все последующие закупки " NOVO" должны были оплачиваться наличными. В итоге NOVO никогда не делало таких последующих заказов.
Первые пресс-формы были отправлены в СССР в начале 1976 года (то есть почти за год до окончательного прекращения производства Frog компанией Rovex), и они были распределены между несколькими советскими заводами, осуществлявшими фактическое производство. За исключением " Dennis Ambulance", "Firefly Dinghy" и самолета стран Оси, проданных Revell, все формы Frog, все еще находившиеся в Rovex в 1976 году, были отправлены в Советский Союз в течение следующего года или около того. Из них Britannia, R-100 и автомобильные наборы были признаны малоинтересными для западного рынка, и, соответственно, номера NOVO им не присваивались. Хотя ни в одном контракте это не упоминается, считается, что Советы также получили старые формы Drifter и Tug Boat.
Номер набора NOVO включал в себя первоначальный предполагаемый год выпуска (например, 76001). Некоторые наборы действительно были поставлены для NOVO в 1976 году, но только в 1977 году была подготовлена и выпущена серия для продажи. В связи с этим дополнительные наборы не были запланированы на 1977 год, а были отложены до 1978 года и получили номера, начинающиеся с 78. Многочисленные пробелы в последовательности частично заполнялись другими продуктами NOVO.
Заставить русских соблюдать график поставок было главной головной болью NOVO. С самого начала и до самого конца Novoexport постоянно запаздывала с поставками. Причин, конечно, было много, но некоторые из них заслуживают отдельного комментария.
Проблемы с производственными мощностями и пресс-формами были обычным явлением. Хотя некоторые советские заводы были достаточно хорошо оснащены, другие имели устаревшее и непригодное оборудование. Компетентность персонала и уровень технического обслуживания также иногда оставляли желать лучшего. Это не только замедляло производство, но и приводило к повреждению некоторых пресс-форм. Например, пресс-форма Mirage была оставлена на зиму под открытым небом и, конечно же, к весне основательно проржавела! (Позже она была восстановлена до пригодного для использования состояния).
Когда пресс-форма для старого "Тайфуна" была возвращена в Великобританию для ремонта, оказалось, что на ней отсутствуют все шесть оригинальных болтов, скрепляющих две половинки. Они были заменены четырьмя новыми из некачественного материала. Если бы они сломались во время работы (не забывайте, что пластик впрыскивался под давлением более 500 фунтов на квадратный дюйм, или 35 кПа/см2), пресс-форма, вероятно, была бы полностью разрушена вместе с инжекционной машиной и ее несчастным оператором. Эта же пресс-форма была отремонтирована русскими с использованием латуни вместо закаленной стали.
В общей сложности Novoexport жаловалось на проблемы примерно с двумя десятками пресс-форм. Из восьми, впоследствии отремонтированных в Великобритании, пять имели повреждения, нанесенные русскими.
Но главной проблемой был некачественный пластик, использовавшийся в СССР. Все пресс-формы Frog были настроены на использование полистирола Shell Sl73 (или эквивалентного), имеющего индекс текучести расплава 35. Советский же полистирол, как выяснилось, имел индекс около 4! Это означало, что для того, чтобы пластик заполнил форму, необходимо было повысить температуру на 50°C и увеличить давление впрыска до 100%. Это не только сильно повреждало формы (несколько из них впоследствии пришлось ремонтировать), но и часто приводило к некачественным изделиям. Это происходило из-за того, что экстремальное давление раздвигало половинки формы, позволяя пластику переливаться в зазоры и образовывать облой.
Низкий показатель MFI также не был единственной проблемой пластика. Независимая оценка, проведенная в 1978 году, выглядит как каталог недостатков: "Изод (= тест по Изоду на ударная прочность) очень низкий... аномально низкая В.В. (= внутренняя вязкость)... цвет плохой и загрязнение чрезмерное... плохая обработка поверхности и блеск... чрезвычайно хрупкий и не очень жесткий... должен затруднять хорошую окраску и внешний вид готового изделия сомнительного качества".
Третьей серьезной проблемой была политика. Советские законы довольно сурово относятся ко всему "фашистскому", поэтому все немецкие, итальянские и японские самолеты были проданы Revell, а не отправлены в СССР. Но возникли и другие проблемы.
На оригинальных коробках для туполевского СБ-2 был указан один из вариантов маркировки Люфтваффе. Компания "Новоэкспорт" наотрез отказалась их трогать, и в итоге NOVO пришлось напечатать запасную партию из 105 000 донышек для коробок. Часть декалей Люфтваффе также была вырезана.
Позже советское Министерство культуры классифицировало Fokker D.XXI как "фашистский самолет", поскольку он использовался финскими ВВС во Второй мировой войне. Однако тот факт, что финны также использовали, например, M.S.406, P-40, Lysander, SB-2, Hurricane, Gladiator и Blenheim - все они также были включены в ассортимент NOVO, - похоже, их не беспокоил. Последующие попытки NOVO добиться изменения этого решения оказались тщетными. Следует отметить, что NOVO заменила оригинальный вариант маркировки финских ВВС на датский, чтобы избежать этой проблемы.
Следующей жертвой стал Sea Fury. Из-за недосмотра в каталоге NOVO 1980 года он был описан как сбивший несколько МиГ-15 во время Корейской войны. Компания "Новоэкспорт" была очень расстроена этим и отказалась от дальнейших поставок наборов Sea Fury! До рынка дошло лишь несколько наборов из более ранней пробной партии. Та же участь, вероятно, постигла и Sea Venom, только на этот раз в каталоге упоминались египетские МиГи, уничтоженные в 1956 году. В любом случае, было поставлено лишь небольшое количество Sea Venom.
Несмотря на все трудности, дела у NOVO шли хорошо, и их наборы хорошо продавались - в основном благодаря очень конкурентоспособным ценам, что стало возможным благодаря уникальной организации производства. Таким образом, падение NOVO не было вызвано экономическими проблемами, как это часто предполагается, по крайней мере, не напрямую. Однако в 1979 году компания Dunbee-Combex-Marx Ltd. столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и в итоге была вынуждена перейти под внешнее управление. Поскольку DCM владела NOVO, требования закона вынудили NOVO сделать то же самое, и в феврале 1980 года компания перешла в руки управляющих. Покупатель не был найден вовремя, и NOVO Toys Ltd. была ликвидирована в том же году, хотя официальная ликвидация состоялась только через пять лет.
Последние советские поставки были осуществлены в середине 1980 года, а все наборы были распроданы к началу 1981 года. Оставшиеся запасы коробок, декалей и инструкций (все они были напечатаны в Великобритании) были переданы компании "Новоэкспорт" вместе с некоторыми оригинальными рисунками на коробках и другими деталями.
Дизайн коробок, иллюстрации, декали и инструкции в целом были очень похожи на поздние выпуски Frog. Действительно, ранние макеты коробок были практически идентичны коробкам Frog, за исключением удаления логотипа Frog. Помимо макетов, была также напечатана небольшая партия подобных тестовых коробок, прежде чем был окончательно согласован стиль, который в итоге был использован.
Хотя большинство наборов NOVO были упакованы в коробки, следует отметить, что наборы 76001-76031 были упакованы в пластиковые пакеты с картонными лепестками.
Помимо стиля коробок, были также внесены некоторые изменения в художественное оформление и листы декалей. Шестнадцать наборов использовали совершенно новые рисунки на коробках, а несколько других - слегка измененные версии оригиналов от Frog. Кроме того, в пяти наборах использовался рисунок, ранее применявшийся только на коробках Air Lines.
Единственными полностью новыми декалями были декали для Dart Herald, F-82, Baltimore, VC10 и Boeing 707, хотя для первых трех, вероятно, новые эскизы были закончены еще в компании Rovex. В любом случае, работу над ними выполнил Дик Уорд из Modeldecal. Кроме упомянутых ранее "Туполева" и "Фоккера", единственным известным изменением стало то, что на P-38 китайская маркировка была альтернативно заменена на вторую маркировку USAAF. Хотя на коробке с изображением HMS Trafalgar корабль имел бортовой номер "R09" HMS Cadiz, фактические декали давали "D77", который был послевоенным номером Trafalgar.
За последние несколько лет было много спекуляций относительно того, какие наборы NOVO выпустила на самом деле. И это вполне справедливо, так как это действительно очень сложный вопрос.
Начнем с того, что, несомненно, было выпущено большое количество наборов. В приведенном ниже списке наборов указано их количество.
Во-вторых, некоторые наборы, относящиеся к третьей фазе третьего контракта, определенно никогда не были выпущены. Все они помечены в списке символом "+", и для этих наборов никогда не печатались ни коробки, ни декали, ни инструкции.
Таким образом, у нас остается около двадцати трех наборов, которые никогда не были официально выпущены, но, тем не менее, для них были напечатаны все коробки и т.д. В списке они все имеют официальное количество производства, равное нулю. К сожалению, это не совсем соответствует действительности, и на то есть две причины.
Первая заключается в том, что пробные партии часто поступали в компанию NOVO, и, хотя эти наборы не были включены в официальное количество выпущенных, в конечном итоге они были проданы ими. Также возможно, что несколько партий слегка бракованных и ранее забракованных наборов были распроданы со скидкой, когда компания NOVO закрылась. Эти партии могли насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен наборов, в некоторых случаях, возможно, более тысячи.
В связи с этим стоит особо упомянуть Boeing 707. Партия из примерно 3 000 самолетов 707 была получена компанией NOVO и быстро разошлась. Однако вскоре выяснилось, что большинство наборов имеют дефекты литья, и в итоге все, кроме нескольких, были отозваны NOVO или возвращены им раздраженными покупателями.
Вторая причина заключается в том, что когда компания NOVO закрылась, у "Новоэкспорт" осталось достаточно "бумажной продукции", чтобы произвести еще 2 750 000 комплектов NOVO. Факт, что некоторые из них были использованы русскими. Во многих случаях использовалась только коробка, без декалей и с инструкцией на русском языке (или с фотокопией оригинала NOVO). Но иногда использовались все три оригинальных элемента, и единственным признаком того, что это "поддельные" наборы NOVO, может быть несколько странный цвет пластика (NOVO обычно удавалось избежать более отвратительных странных оттенков, видимо, любимых советскими производителями пластика). Однако в некоторых случаях даже это ничего не дает. Поскольку эти наборы производятся на тех же заводах, что и раньше, с использованием оригинальных коробок, декалей и инструкций NOVO, они - для всех практических целей - являются наборами NOVO.
Чтобы дать некоторое (по общему признанию, субъективное) представление о количестве известных наборов "нулевого производства", были добавлены один или два плюса. Так, "0++" означает, что на западный рынок попало небольшое количество - возможно, несколько сотен. "0+" указывает на то, что их совсем мало или вообще нет. Но это, конечно, может измениться в любой момент; кто знает, когда Советы решат использовать свои 46 000 комплектов упаковки Twin Mustang...
Наконец, необходимо упомянуть и четыре российских самолета - Анатра, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-3. Изготовленные компанией " Rovex" в соответствии с экспортным соглашением DCM-NOVO от 1975 года, пресс-формы хранились у NOVO в Англии в течение многих лет. Но по разным причинам они так и не были включены ни в один из реальных контрактов с "Новоэкспортом", и им не были присвоены номера наборов. Когда компания NOVO закрылась, русские были очень заинтересованы в покупке форм, но у них не было необходимой твердой валюты. Более поздние попытки получателей продать их другим производителям наборов, включая Lindberg, Monogram, Revell и Starfix, закончились неудачей. Только в 1983 году они были окончательно проданы компании Red Star (см.).
Во всем списке номер NOVO указан как номер набора. Но все наборы также имели старый номер Frog на коробке; более того, на наборах 76xxx он был более заметен, чем номер NOVO.
Qty | | | |
| 78079 | D.H.103 Hornet F.3 | 15000 |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
+ Только проект, никогда не выпускался
* Существование возможно, но пока не подтверждено
** Существование возможно, информация сомнительна
*** Существование маловероятно, но не полностью невозможно
0++" означает, что на западный рынок попало небольшое количество - возможно, несколько сотен
0+" указывает на то, что их очень мало или вообще нет.
|