КОММЕНТАРИИ К МОДЕЛЯМ
Dornier Do.335 также доступен
ТЯНИ-ТОЛКАЙ ДОРНЬЕ
Dornier D.335 всегда был моделью, привлекательной для энтузиастов, возможно, из-за его нетрадиционной компоновки с толкающим и тянущим типом расположения двигателя. Несколько производителей приняли вызов, и за эти годы были выпущены различные версии в разных масштабах. Теперь компания Frog добавила свою модель в масштабе 1:72 и, по крайней мере, у нас есть точная модель, над которой можно работать.
В этом последнем выпуске представлены две версии машины. Оба варианта в общих чертах похожи, хотя Do. 335 A-6 предназначался в качестве основного ночного истребителя с радиолокационными антеннами в передних кромках крыла, в то время как A-12 был невооруженным учебным самолетом.
Первый не поступил на вооружение Люфтваффе, о чем особо подчеркивается на коробке. С другой стороны, A-12 все-таки был принят на вооружение, и один самолет был доставлен в RAE Фарнборо после войны для испытаний. Вскоре он был признан "горячей поставкой", (прим - так как обладал не большим остаточным ресурсом), и хотя в итоге два самолета попали в руки летчиков-испытателей RAE, оба сошли с дистанции к концу периода испытаний. На альтернативном листе декалей изображена одна из этих машин в британской маркировке.
Мы решили сделать версию ночного истребителя, так как она казалась наиболее привлекательной и лучше вписывалась в коллекцию самолетов Люфтваффе, чем версия с кокардами RAF. При постройке не возникло особых проблем, хотя мы столкнулись с некоторыми трудностями при правильном соединении деталей кабины пилота. Сиденья и половинки фюзеляжа соединяются вместе, образуя интерьер кабины, и подгонка была не слишком хорошей. Инструкция по сборке была не совсем понятна, и нам пришлось несколько минут подумать, прежде чем мы поняли, что должно получиться. Это довольно печально, так как через фонарь видно достаточно хорошо, а интерьер кабины пилота выглядит очень уныло.
Еще одна вещь, заслуживающая внимания, - это неизбежное напоминание о том, что на самолетах с носовым колесом на ранних стадиях строительства необходимо разместить достаточный груз в носовой части. У нас не было достаточного количества груза для правильного положения, и нам пришлось прибегнуть к проталкиванию некоторых грузов под обшивку кабины, прежде чем Do. 335 занял нужное положение.
Много ценной информации об этом самолете было почерпнуто из январского выпуска журнала Air Enthusiast за 1973 год. Там приводится полный чертеж и фотографии интерьера кабины пилота. Наша собственная статья об этой машине в журнале AN 1/7 также содержит много интересных деталей, а также более подробное описание примитивного катапультируемого кресла, которым был оснащен Do.335.
Одна вещь, которую подтвердила эта информация, заключается в том, что набор был немного неточным в предоставлении пламегасящих выхлопов для учебно-тренировочного А-12. Конечно, на машине, изображенной на листе декалей, они не были установлены, хотя ночной истребитель, вероятно, должен был их иметь. Другой незначительный момент, который необходимо проиллюстрировать, заключается в том, что посадочный фонарь передней кромки левого крыла был обозначен, но не снабжен прозрачной вставкой. Мы не стали его делать, но это можно сделать довольно легко, отрезав кусок от прозрачной пластиковой подставки и придав ему нужную форму. Антенны радара выглядят немного " неуклюжими" на версии ночного истребителя, но это, вероятно, связано с ограничениями пресс-формы. Горизонтальные антенны можно отрезать и заменить тонко натянутым листом или щетинками зубной щетки, чтобы сделать их более точными и соответствующими масштабу.
В целом, это хороший набор с небольшим количеством мелких недостатков. Его розничная цена составляет 65 пенсов
Aviation News Vol 3 Num 23 18 April - 1 May 1975
НОВЫЕ И ДОСТУПНЫЕ
ДОРНЬЕ 335
Этот необычный немецкий истребитель с двигателем на обоих концах стал популярным в прошлом году благодаря наборам от Monogram в масштабе 1:48, а теперь и от Frog в 1:72.
Выбор этой темы увеличивает значимость одно из тех измерений моделирования, которое всегда достойно внимания, а именно любопытство непосвященных, впервые увидевших модель. "Смотри, мама, он неправильно поставил двигатели", "О, Артур, неужели они действительно делали такие самолеты?" и так далее. Однако для серьезного коллекционера это еще один хороший выпуск от людей из Маргита, которые, должно быть, наконец-то сняли клепальщика, поскольку ни один из их последних выпусков не продемонстрировал пользу (?) его навыков.
Сравнение с фотографиями и чертежами показывает, что общие очертания точны, но опять же створки шасси немного толстоваты - у немцев просто не было такого количества избыточного сплава - а интерьер кабины пилота, мягко говоря, скуден.
Декали предназначены для Do 335A-12, летавшего на RAE Farnborough в 1945 году, и для ночного истребителя Do 335A-6 в маркировке, которую он мог бы носить, если бы получил статус боевого.
По общему мнению, только один или два самолета были завершены, но в немецком журнале "Foto Review" - он стоит £1.40, если вы сможете его достать - есть центральный разворот, показывающий по крайней мере двенадцать самолетов в различных состояниях "ремонта" на аэродроме завода Dornier в Оберфаффенхофене. Хорошая основа для конкурса "Отделения диорам"? Обзорный образец любезно предоставлен компанией Rovex.
Bryan Philpott
The IPMS magazine, may/june 1975
ЭНТУЗИАСТ МОДЕЛИЗМА
Еще один тяни-толкай Дорнье
Не так давно мы рассматривали набор от Monogram в масштабе 1/48 экзотического двухмоторного истребителя Dornier Do 335 Pfeil (Arrow) с двумя тандемно расположенными двигателями, который мог бы дебютировать в Европе, если бы Вторая мировая война продлилась на несколько месяцев дольше. Теперь появился еще один набор этого уникального Dornier, на этот раз в масштабе 1/72 и от Frog. Очень хороший набор двухместного самолета, выполненного либо как ночной истребитель Do 335A-6 FuG 217J Neptune с установленными на крыле антеннами, либо как переходный учебно-тренировочный самолет Do 335 A-12 с двойным управлением. Ни тот, ни другой в действительности не поступили на вооружение, они представлены прототипом Do 335 V10 ночного варианта и прототипом Do 335 V12 учебной машины, хотя два серийных образца последнего были завершены, и маркировка RAF, предоставленная Frog, применима к образцу учебной машины, который проходил испытания в RAE, Фарнборо.
Набор от Frog, состоящий из 48 деталей, отлит из средне-серого пластика и заслуживает всяческих похвал, с тонко размеченной деталировкой поверхности и точно подогнанными деталями. Два прозрачных фонаря кабин хорошо подогнаны, и мы особенно оценили отливку двух маленьких каплевидных блистеров для зеркал заднего вида в переднем фонаре. Детализация интерьера кабины пилота скудная, но для передней кабины предусмотрен пол (который также служит верхней частью ниши носовой опоры шасси), на котором выгравированы некоторые детали. Выхлопные коллекторы в наборе закрыты пламегасительной трубой, как и предполагалось для версии ночного истребителя, но это неверно для учебного самолета, который имел отдельные выхлопные отверстия, и их трудно воспроизвести.
Благодаря тому, что элероны отлиты в сборе с половинками верхнего крыла, удалось сохранить довольно тонкие предельные кромки крыла, но они все же могут выиграть от уменьшения толщины. Шасси отлито аккуратно, с изящными пропорциями, но при этом обладает достаточной прочностью - грузы для балансировки тяжелого крестообразного хвоста следует добавить до установки переднего кольцевого радиатора. Лист декалей, по понятным причинам, прост, поскольку, без помощи надувательства Frog не смог бы предложить маркировку подразделений, и ограничился, следовательно, стандартными контурными крестами и свастиками, плюс кокарды RAF, наложенные на белые полосы USAAF, как на самолете, закончившем свои дни в Фарнборо. Этот набор имеет хорошую цену в Великобритании - 65 пенсов.
— Ф.Дж. Хендерсон
Air Enthusiast 1975-07 vol.09 no.01
Dornier Do335A-6/A-12
F235 | 1974-1977 | H(G) | 55000 | 1xLW&1xRAF |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
НОВИНКА для ВАС?
Группа моделей Dornier Do 335
Несмотря на то, что Monogram 'Arrow' уже некоторое время продается, мы не оправдываем себя тем, что рассматриваем его снова, а поскольку набор 1/72 Frog находится на стадии выпуска, мы можем оценить их вместе. Набор Monogram выполнен в масштабе 1/48 и имеет отличную деталировку кабины пилота и моторного отсека. Модель имеет дополнительные детали, позволяющие изготовить как одноместную, так и двухместную версию (мы сделали последнюю). Модель выглядит чрезвычайно точной, не хватает только едва заметного " излома" в передней кромке крыла и небольшой створки шасси за каждой опорой. Фонари кабины пилотов впечатляют, как и общая деталировка, а в сочетании с превосходным листом инструкции с деталями основы для диорамы и т.д., получается превосходный набор за £1.75. Он распространяется в Великобритании компанией A. A. Hales of Hinckley.
Frog Do 335 выполнен в масштабе 1/72 и, конечно, упрощен, нет деталей кабины пилота, а другая деталировка ограничена только тонкими линиями панелей (аккуратно выполненными) на крыльях и фюзеляже. Модель представляет собой двухместную версию, либо как ночной истребитель, либо как учебный самолет. Декали предусматрены для примерной цветовой схемы для первого варианта и набор обозначений для захваченной машины, использовавшейся RAE в Фарнборо после войны. Кажется странным, что Frog не выбрала одноместную версию, которая предлагает более широкие возможности для цветовых схем. Цена - 65 пенсов.
Scale Models, April 1975
НОВИНКА для ВАС?
Frog Dornier 335 Ночной истребитель / Учебный самолет. Масштаб 1/72, цена 65 пенсов.
Компания FROG вслед за выпуском отличной версии Do 335 в масштабе 1/48 от Monogram выпустила свою собственную в более популярном масштабе 1/72, который ранее охватывал только старую и довольно скудную версию от Lindberg, которая, конечно же, представляет собой одноместный тип A-0/A-1.
При сравнении с нашими чертежами, набор Frog кажется точным по очертаниям и общей форме. Деталировка поверхности хорошая, хотя и немного тяжеловата, детали подогнаны аккуратно, без долгих шпаклёвки и шлифовки, а шасси значительно усилено. Оно длинное, и требуется большой вес носовой части, чтобы получить трехточечное положение, и без этой дополнительной прочности оно легко сломалось бы, поэтому мы принимаем это как разумный компромисс.
Выбрав двухместную версию, Frog поставила себя перед проблемой предложения "вариантов", Monogram предлагает одно- и двухместные версии в одном наборе, но так как это требует нескольких изменений в конструкции, Frog выбрала двухместный учебный A-10/A-12, который действительно летал, и версию ночного истребителя V-10/B-6, которая не была завершена. Декали, которые, как обычно в поздних наборах Frog, хорошего качества, предоставляют маркировку для ночного истребителя в типичной схеме окраски, которая могла быть использована, и захваченного учебно-тренировочного самолета, летавшего в Фарнборо. Этот последний самолет был окрашен в цвета Dunkelgruns 81/82 и Hellblau. Некоторые исследования по этому самолету показали следующее: Первоначально он был захвачен американскими войсками и имел американские звезды и полосы поверх маркировки Люфтваффе. Самолет был пригоден к полетам, но не закончен, и похоже, что поврежденный обтекатель был заменен на неокрашенный из запчастей. При поступлении в Фарнборо звезды были закрашены кругами RAF, а на обоих крыльях круги были нанесены без маркировки самолетов ВВС США. Таким образом, маркировка закрасила стертые кресты Люфтваффе с кругами на правом, верхнем и левом нижнем крыле, круги с сине-белыми полосами на остальных четырех позициях и прямоугольник RAF на киле. Захваченные самолеты обычно имели на фюзеляже более крупный серийный номер FE, окрашенный в белый или желтый цвет, но, судя по фотографиям, сделанным в Фарнборо, в данном случае это не так. Однако совершенно ясно, что на кругах RAF нет желтых внешних колец.
И последнее замечание. Frog решил, что ночной истребитель должен иметь выхлопные трубы с пламягасителем, совершенно правильно, но версия тренировочного самолета имела выхлопные трубы без пламягасителя, поэтому для корректности они должны быть заменены двумя парами по шесть патрубков, как в наборе Lindberg.
Scale Models, July 1975
Мир моделизма
Джеймс Голдинг
Новые наборы Frog
Неоспоримым фактом является то, что моделисты в этой стране и Америке, а также, вероятно, и в других странах, увлекаются, а в некоторых случаях и одержимы, всем, что связано с Третьим Рейхом. Это видно по большинству направлений моделирования и варгейминга - по самолетам, танкам, кораблям, солдатам и батальным сценам. Каждую неделю колонки "розыск" в журналах по моделизму содержат просьбы о покупке нацистских кинжалов, медалей, значков и т.д. Посетите любую выставку моделей, и большая часть из них будет посвящена немецкой тематике Второй мировой войны.
Производители наборов всегда отмечали этот широкий рынок и поддерживали постоянное предложение немецкой тематики Второй мировой войны, чтобы попытаться удовлетворить спрос. Мы не только широко освещаем самые известные самолеты Люфтваффе, но даже менее известные, малоиспользуемые, а иногда и посредственные типы являются предметом многочисленных наборов - производимых с уверенностью, что все, на чем есть кресты и свастики, будет расхватано.
Предложите производителю наборов, что было бы неплохо иметь набор Albemarle, и вам, скорее всего, ответят, что во время войны он не сделал достаточно для того, чтобы быть предметом набора. С другой стороны, Heinkel 162, который вообще ничего не делал, стал предметом двух наборов. Ночной истребитель Heinkel 219 сделал очень мало (хотя потенциально был хорошим самолетом), но стал предметом трех наборов в 1/72. Знаменитый Vickers Wellington был выпущен в масштабе 1/72 только один раз (хотя со временем, вероятно, появятся и другие модели), в то время как серия Dornier Do 17 представлена в четырех или пяти наборах 1/72.
Dornier Do 335 был одним из тех многочисленных необычных, но интересных проектов, созданных немецкой авиационной промышленностью к концу войны, которые появились слишком поздно, чтобы сыграть активную роль. Хотя он был выпущен в небольшом количестве и не использовался в обычных операциях, он стал предметом, в одноместном варианте, набора 1/72 от Lindbergh, а теперь, в двухместном варианте, от Frog. Do 335 был попыткой получить преимущества двухмоторной силовой установки в одномоторной компоновке для достижения высоких характеристик, но сложная установка двигателей и толкающий задний винт, как правило, перевесили аэродинамические преимущества. Расположение заднего винта делает аварийную эвакуацию опасной, что требует дополнительных сложностей, таких как отбрасываемые компоненты, хотя новое в то время и довольно примитивное катапультируемое кресло помогло.
Новый Do 335 от Frog в масштабе 1/72 - это очень точная модель двухместного учебно-тренировочного самолета или предполагаемого варианта ночного истребителя, что является хорошим выбором темы в свете разумного одноместного Lindbergh. Новый набор кажется очень точным и хорошо детализированным. Гравировка поверхности отличная, а подгонка деталей хорошая. В набор входят детали для учебно-тренировочного самолета Do 335 A-12 или ночного истребителя A-6, оснащенного радаром. Для последней версии предусмотрены большие крыльевые антенны.
Переводные картинки даны для A-12, который летал в RAE в Фарнборо, пока не был разбит в аварии. Этот самолет был первоначально захвачен американцами, что объясняет наличие белых полос по обе стороны от кругов на обычных местах опознавательных знаков USAAF. Маркировка для A-6 является теоретической, поскольку этот прототип не летал до конца войны. Кресты и свастики являются правильными для других версий Do 335. Это интересная модель, и не составит труда переделать ее в одноместный вариант, сняв верхнюю кабину и обтекатель капота, и заклеив отверстие пластиковой картой и заполняющей шпаклевкой.
Набор Dornier Do 335 стоит 65 пенсов
AIRCRAFT ILLUSTRATED 1975-05
|
|