|
GRIFFON SPITFIRE
FROG только что выпустил сборные модели самолёта Spitfire FXIV в варианте с двигателем RR Griffon и летающей бомбы V1 в одном и том же масштабе 1/72. Это великолепные модели, достойные высшей похвалы, и, наконец-то, они предоставляют моделистам превосходную альтернативу бесконечным, казалось бы, наборам Spitfire-ов с двигателями RR Merlin. Модель Spitfire отличается необыкновенной точностью и состоит из 27 деталей. Набор позволяет собрать модель с открытым или закрытым фонарём кабины, а также выпущенным или убранным шасси. Набор содержит переводные картинки с маркировками для двух вариантов: первый для 132 Эскадрильи SEAC в Гонконге, а второй для 130 Эскадрильи «Пенджаб». Мы пришли к выводу, что модель чрезвычайно точна и её детали первоклассны, но есть одно небольшое упущение. Хвостовое колесо у F XIV было убирающееся, и, кажется, об этой детали просто забыли. Хотя это самая мелочь, и эту ошибку легко устранить двумя небольшими кусочками пластика. В заключении отметим, что модель V1 из набора состоит только из четырёх деталей.
Цена набора 4 шиллинга 3 пенса.
A.W.H.
Airfix magazine 1969-11
NEW to YOU?
Одной из самых нетерпиливо ожидаемых сборных моделей до последнего времени был Supermarine Spitfire Mk. F.X1V, только что выпущенный FROG-ом вместе с летающей бомбой V-l. Отлитая в светло-сером пластике в масштабе 1/72 модель V-l несомненно является самой простой сборной моделью, которую нам до сих пор посчастливилось видеть. она состоит из четырёх частей с крыльями, отлитыми заодно с верхней половиной фюзеляжа, нижней частью фюзеляжа, и правой и левой деталями, из которых собирается двигатель, а вся модель собирается в течение нескольких минут, при том что деталировка поверхности, включающая такие тончайшие детали как заправочные горловины и узлы соединения с пусковым шасси, превосходна.
Рисунок на коробке изображает модель, окрашенную в чёрный цветж это верно, но попадались и другие схемы, включая светло-голубой снизу и чёрно-зелёный сверху, а также окрашенная полностью в серый RLM Grau 02 (бледный зеленовато-серый оттенок), редко наносились ЛЮБЫЕ знаки принадлежности.
Возвращаясь к сборной модели Spitfire мы вновь видим превосходную деталировку поверхности и очень точные обводы. Стыковка деталей, в целом, хороша, но мы были очень разочарованы, увидев, что желание предоставить выбор моделистам между установкой закрытого или открытого фонаря кабины привело к компромиссу, в котором закрытый фонарь плохо стыкуется с фюзеляжем и не совсем точен.
Однако, спешим добавить, что эта проблема не так серьёзна, как может показаться, и немного подрезав и подшлифовав фонари, сформировав чёткий ступенчатый уступ на фюзеляже сразу за сдвижной частью фонаря и поместив окна задней неподвижной части на пластиковые полоски, можно исправить внешний вид модели.
Открытый фонарь, к сожалению, так толст, что масштабный вид полностью потерян и, мы можем представить себе некоторых серьёзных моделистов обеспокоенных этой досадной особенностью, хотя, несомненно, начинающие моделисты могут одобрить эту идею.
Интерьер кабины включает сиденье пилота, ручку управления и бронеспинку с перегородкой.
Колеса, которые в наборах FROG всегда достойны внимания, снова самого высокого качества с правильно воспроизведёнными ступицами колес.
Декаль включает маркировку для самолёта 130-ой Эскадрильи «Пенджаб» RAF, действовавшей в Бельгии в 1944г, и для альтернативного варианта из 132-ой Эскадрильи, базировавшейся в Бирме в 1945г. Последний вариант включает изображение геральдической эмблемы «Безудержный лев», имя «JEANNE» и вымпел Командира Крыла.
Конечно, эта модель будет служить идеальной основой для конверсий в P.R.XIX и другие поздние варианты Spitfire и Seafire.
Scale Models, NOVEMBER 1969
NEW to YOU?
Frog Spitfire XIV в масштабе 1/72.
Для стыковки фонаря кабины с фюзеляжем без щели требуется тщательная подгонка, при этом задняя прозрачная деталь кабины устанавливается немного низко. Эти незначительные ошибки легко исправить. Маркировка предусмотрена для самолетов 132-й эскадрильи Royal Air Force или бельгийского Mk. XIV 139-й эскадрильи. В комплект Spitfire XIV входят также детали для постройки летающей бомбы V-1 в масштабе 1/72.
Scale Models, декабрь 1969
Modelling world
by James Goulding
Frog's Spitfire XIV and P-40B Tomahawk
Недавно Frog выпустил два новых комплекта - долгожданный комбинированный комплект моделей Supermarine Spitfire XIV и летающей бомбы Fieseler Fi 103, и модель Curtiss P-40B Tomahawk.
Spitfire XIV ожидался с нетерпением и он, несомненно, кого-то порадует, но не меня. О внешнем виде Спитфайра известно так много, что должна была быть изготовлена почти идеальная модель. Мне известно, что некоторые детали этого самолёта трудно воспроизвести в мелком масштабе, такие как например места сопряжения крыла и фюзеляжа. На полноразмерном Spitfire эта область характерна углублёнными нижними поверхностями, которые невозможно отлить, хотя возможно воспризвести похожее на плоской поверхности. Но проблемы такого сорта не могут быть преодолены без влияния на общий вид модели. Если общая форма верна, небольшие неизбежные расхождения с оригиналом приемлимы для облегчения литья деталей. Но простить неверные формы модели невозможно.
Хвостовая часть фюзеляжа модели имеет разумно хорошую форму, но киль, руль, оперение и рули высоты по форме неверны. К счастью, причина ошибки заключается в тончайших формах изгибов (у Спитфайра очень много общего с секс-символом 70-х, актрисой Ракель Уэлч!), а это легко исправить шпаклёвкой. Внимательное изучение фотографий, даже если оригинальные рабочие чертежи недоступны, позволит исправить ошибки этих профилей.
Место соединения крыла и фюзеляжа имеет самую своеобразную форму и я не могу поверить, что это вызвано трудностями литья. Конечно, более правильные зализы имеют ранние сборные модели Спитфайров. Шпаклёвка снова поможет улучшить форму зализов, но это не обязательно.
Крыло в плане неточное. Оно слишком широко у корня, в результате чего передняя кромка искривляется слишком сильно назад. Законцовки тоже слишком узки у внешней части и выглядят слишком заострёнными. Спитфайр - самолёт тонких, изящных и плавных форм, и очень легко испортить его черты недостаточным вниманием к его линиям. Как и в случае с несколькими наборами Frog, форма рисунка на задней части коробки оказалась гораздо точнее, чем форма самой модели. Обратная ситуация была бы предпочтительнее.
Одна из худших особенностей модели касается контура носовой части. У Spitfire XIV крылья, часть фюзеляжа за передним шпангоутом, оперение и рули высоты геометрически идентичны Mk 1. Три принципиальных изменения, совершенно изменивших общий облик, характер и лётные данные этого варианта истребителя Spitfire, относились к контурам носа, радиаторам, килю и рулю направления. Хвостовое колесо было убираемым, эта особенность была полностью проигнорирована на модели. Двигатель Griffon был крупнее чем Merlin, в результате чего самолёт получил более массивный капот с дополнительными обтекателями. Пропеллер самолёта вращался в противоположную сторону, что давало совершенно другое "чувство" самолёта. У всех вариантов двигателей Griffon наклон линии тяги к осевой составлял 2°, что придавало самолёту характерный вид с отвисшим носом. Чтобы получить достаточную площадь лопастей с целью использования доступной мощности на большой высоте и из-за небольшой высоты стоек шасси, ограничивавших диаметр пропеллера, была выбрана конструкция пропеллера с пятью лопастями. Это привело к установке кока очень большого диаметра. На модели же кажется, что капот имеет недостаточный размер для размещения двигателя Griffon, а диаметр кока очень мал. Нижний контур носа должен гладко переходить в нижнюю часть крыла в его самой толстой точке, но это совершенно не так в модели.
Немного критики в отношении литья крыльевых пушек. Крыльевое вооружение представляло собой 20-мм пушки монтировавшиеся только во внешних пушечных портах с заглушенными внутренними. Такой вариант вооружения был в основном связан с установкой пулемётов калибра 0,5-дюма с внутренней стороны. Один из вариантов оформления модели Spitfire FF-B из 132Sqn, RAF, маркировка для которого есть на переводных картинках, и, возможно, другой отличался таким расположением вооружения. Но комбинация из двух 20-мм орудий с внутренней стороны и четырех 0,303 пулемёта все еще использовалась на многих Mk XIV, в том числе из широко известной DW- 610-й эскадрильи. Без сомнений, было бы лучше отлить все четыре пушки и потом дать моделисту возможность выбрать вариант вооружения удалением ненужных.
Фонарь модели можно выбрать в открытом или закрытом положении, но оба отлиты очень грубо. Открытый фонарь имеет такую толщину пластика, что выглядит слишком уродливым для использования. А другой выглядит слишком мелким, чтобы быть похожим. Фонарь старой модели Airfix Spitfire IX выглядит лучше, если зашпаклевать щели.
Переводные картинки из набора для двух вариантов - один для вышеупомянутого самолёта из 132 Squadron, SEAC в варианте окраски Dark Green и Ocean Grey сверху, и Medium Grey снизу, и для самолёта из 130 Squadron, RAF, использовавшегося против крылатых бомб и позднее базировавшегося на континенте для воздушной поддержки войск 21-ой Группы Армий; этот самолёт имел схожую схему окраски. Меня немного озадачила маркировка для FF-B. Были ли серийные коды только на левом борту самолёта? На переводных картинках коды в единственном количестве без всяких объяснений.
Вторая модель в наборе, конечно, великолепная летающая бомба Fieseler Fi 103. Она выглядит убедительно точно и, естественно, является лучшей частью этого набора. Комбинированный набор стоит 5 шиллингов 3 пенса.
AIRCRAFT Illustrated, December 1969
|