|
КОММЕНТАРИЙ К ОБЛОЖКЕ
МОДИФИКАЦИИ НАБОРОВ ГРОЗНЫХ ME Bf 109 в масштабе 1/72
Джон Р. Биман I.P.M.S./U.S.A.
Немногие самолеты дали столько материала для споров, как ME Bf 109, и, несмотря на количество наборов, выпущенных к настоящему времени, моделисту все еще не хватает действительно точной основы для модели «прямо из коробки». В следующей статье член I.P.M.S. Джон Р. Биман, бывший редактор отличного американского журнала I.P.M.S. Quarterly Magazine, попытался предоставить нашим читателям анализ существующих наборов, а также подробные чертежи и описательные заметки о том, как улучшить точность любой модели (моделей) этого знаменитого немецкого истребителя.
Джон Биман известен своим опытом в области технических исследований и чертежей, и редактор ежемесячника «I.P.M.S. U.K. Monthly» обязан как Джону, так и «MAJOR GEORGE E. PREDDY CHAPTER of I.P.M.S.» за то, что они позволили нам представить эту статью вниманию членов общества на страницах ежемесячника. Эта статья основана на оригинальной статье Джона Бимана, подготовленной для Главы. Бюллетень «CONTRAILS», который теперь доступен любому члену Общества, желающему сделать заказ. Пишите Дону Инману, 3712 Manor Drive, Greenboro., N.C. 27403 U.S.A. и спрашивайте о подписке и почтовых тарифах - мы не можем рекомендовать это небольшое издание слишком высоко, и с Джоном Биманом в качестве постоянного автора «MAJOR PREDDY CHAPTER» должно быть благодарно, что Джон отказался от должности редактора Ежеквартальника. Чтобы увеличить продажи изданий I.P.M.S., члены клуба могут помочь, подписавшись на другие издания филиала, такие как «CONTRAILS». В ближайшее время мы опубликуем список всех изданий Филиала и других подобных изданий, доступных членам помимо регулярных ежемесячных и ежеквартальных изданий I.P.M.S., «RANDOM THOUGHTS», «MODELCRAFT» и т.д.
Р.Ч.Дж.
Эта статья и чертежи относятся исключительно к наборам в масштабе 1/72 (или близком к нему) - для тех, кто предпочитает работать в более крупных масштабах, см. чертежи и данные в масштабе 1/32 в I.P.M.S. Quarterly 3Q2.
Существует четыре набора в масштабе 1/72. Это REVELL Bf 109E-3, FROG Bf 109F, AIRFIX ME 109G-6 и HAWK ME 109G. Вы обратите внимание на изменение номенклатуры. В 1943 году Bayereich Flugenwerk, A.G., частью которой был Messerschmitt, стала Messerschmitt, A.G. После этого все последующие 109-е, а также 163, 262 и т.д. получили аббревиатуру ME, а не Bf. Набор HAWK является наиболее точным из всех наборов, выпущенных после 109Е. Правда, он выполнен в масштабе 1/70. Если для вас это достаточно точно, как и для нас, то хорошо. Если нет, то у вас возникнут проблемы.
Я не показывал ничего по 109E, так как набор Revell оставляет желать лучшего в плане точности не многого (не считая грубых заклепок). Если вы хотите получить более позднюю модель E с квадратным фонарём, попробуйте сделать вакуумную копию из фонаря Frog F. Это необходимо, так как фонарь Frog немного слишком узкий для фюзеляжа Revell (это само по себе ошибка, так как фюзеляжи E и F были одинаковой ширины на тот момент, но это вряд ли стоит исправлять). Теперь к чертежам. Первый из них - Bf 109F-4/Trop. Мы показываем его потому, что F-4 имел бронированное лобовое стекло, а набор Frog - нет. У F-2 и F-2/Trop его не было, так что вам не придется его добавлять, если вы этого не хотите. Тонкий кусок прозрачного пластика, приклеенный только снизу, будет имитировать это. Основные ошибки в наборе Frog следующие:
(1) Верхняя линия капота слишком неглубокая и имеет плоский изогнутый профиль. Первая секция капота перед лобовым стеклом горизонтальная и прямая. Следующая секция (которая является съемной), которая ломается по направлению к носу, имеет прямой профиль, а не изогнутый, как показано на многих чертежах. Причина проста: вся эта секция капота имеет в верхней части шарнирную «рояльную" петлю. Поэтому она должен быть прямым, так как невозможно одновременно иметь непрерывный шарнир и изгиб. На последней линии панели обратите внимание на более крутой наклон вниз к коку; только в наборе Hawk это сделано почти правильно. Этот профиль верхнего обтекателя относится ко всем F и G, независимо от наличия обтекателей казёнников.
(2) Масляный радиатор на наборе Frog слишком большой и высокий для F или даже G. Было две высоты радиаторов. Двигатели DB 601 серии F имели мелкий тип, а различные DB 605 серии G имели более высокий радиатор, как показано на чертежах G.
(3) Линия шарнира руля неправильная. Вы можете или не хотите возиться с этим.
(4) Все F оснащались убирающимися хвостовыми колесами. На практике они редко использовались, так как пыль и грязь забивали их, но отверстие и вырез были на месте. Frog сделал лишь слабое указание на это.
(5) Этих заборников не было на F, но были на серии G.
Еще один незначительный момент касается тонкого обтекателя в задней части руля. Он нарисован сплошной линией прямо над навигационным огнем. Также я показал только те линии панелей, которые включил Frog, но в их правильном положении. Обратите внимание, что выхлопные трубы выходят из прямоугольного отверстия в капоте. Это лучше всего имитировать черной краской. Наконец, обратите внимание на центральную раму на основной части фонаря. Это тонкая внутренняя рамка, а не тяжелая внешняя, как у Frog, которая, собственно, и применялась на G.
Теперь G-6 ниже F. Просто ради интереса я показал контур Airfix G. Вы можете увидеть, где находятся дефекты. Их можно исправить, и именно поэтому я показал на чертеже раздел «добавить». Весь нос слишком короткий, включая выхлопные трубы, совок, масляный радиатор, обтекатели п/м и т.д., поэтому линия «разреза» находится там, где она есть. Это означает, что вам придется переделывать зализы крыльев, а удлиненный нос потребует значительного количества шпаклевки и шлифовки, чтобы сделать все правильно. Фонарь Airfix довольно плохой, но вполне пригодный для использования. Обратите внимание на правильную форму стойки для подвесного бака - и Airfix, и Frog сделали ее неправильно. Также обратите внимание на то, что ниша хвостового колеса цельная. По сути, она была похожа на F, но была обшита листовым металлом и установлено неубирающееся колесо. Колесо имело кожаный или резиновый чехол от пыли на амортизаторе и тд. Если из всего этого вы сделаете вывод, что было бы гораздо проще сделать G из набора Frog или Hawk, вы будете правы. Ранние «Густавы» не имели круглых обтекателей казенных частей, но начиная с G-5 и выше, просто добавьте выпуклости в оба набора. Для модели Frog снова сделайте масляный радиатор более мелким и удалите дополнительное четверть-окно в лобовом стекле. Оставьте маленькие воздухозаборники спереди козырьки и каркас среднего стекла в фонаре как есть. Набор Hawk требует только немного более мелкого масляного радиатора. Руль немного занижен, но с ним вряд ли стоит возиться. Конечно, вам понадобятся крылья, шасси, колеса и т.д. из наборов Frog или Airfix.
Далее следуют G-10 и G-14/U-4, а также K-2 или 4. За исключением оперения и фонаря «Galland», G-10 и G-14 такие же, как и остальные самолеты серии G. Большим отличием являются хвостовое оперение. Эти увеличенные хвостовые части использовались еще на G-5 в ограниченном количестве, а некоторые из них были отправлены в части в качестве полевых модификаций. Были увеличены не только оперение и руль направления, но и горизонтальные поверхности, которые были увеличены в ширину и имели закругленные концы. Это отличие показано на эскизе. Не все G-10 и G-14 имели их, на самом деле, большинство не имело. Эти увеличенные поверхности обозначаются суффиксом /U4. Поздние модели также имели короткую радиомачту и петлю FuG 16 D/F. Некоторые 10-ки и 14-ки оснащались длинноходовыми убирающимися хвостовыми колесами, но подавляющее большинство не имело такой особенности.
Все эти мелкие изменения предполагалось включить в «стандартизированную» серийную модель К. Кроме того, была произведена аэродинамическая чистка обтекателей (см. дальнейшие комментарии по этому поводу в I.P.M.S. 6Q2). Эти обтекатели были очень плавными, и следует внимательно изучить рисунок в Quarterly. В остальном K имел все изменения различных серий G в качестве стандарта: длинный ход, убирающееся хвостовое колесо, фонарь «Galland», короткую мачту и петлю радио-полукомпаса. И, наконец, FuG IFF имел хлыстовую антенну под левым крылом, как показано в книге Уильяма Грина «WARPLANES OF THE THIRD REICH», где говорится, что K имел немного более длинный кок. Однако я не знаю ни одной фотографии, подтверждающей это. Предупреждаю: вы увидите много G, обозначенных как K, поэтому смотрите на такие фотографии очень внимательно. И наоборот, иногда вы увидите K, обозначенный как G. Я также взял рисунки Денниса Паннетта, изображающие K, которые можно увидеть в книгах Грина, и увеличил их до 1/32 для сравнения с рисунками Брюса Калвера, которые появились в журнале Quarterly несколько лет назад. Результат поразителен - тот, что в книгах Грина, даже не похож на 109-й!
Последние замечания: Все различные коки из наборов слишком тупые. Все горизонтальные хвостовые плоскости в той или иной степени нуждаются в изменении формы. Законцовки крыльев Frog слишком заострены, а Airfix - слишком закруглены. У Hawk'а они почти правильные - жаль, что их нельзя использовать.
Тем, кто скажет, что я слишком придирчив, я отвечу: «Каждому свое». У ME/Bf 109 был очень характерный внешний вид, который пока не удалось передать ни одному набору. Немного поработав, вы сможете добиться этого, но без этого модель из набора выглядит как модель, а не как истребитель Вилли.
The IPMS magazine, AUGUST 1971 VOL.8 No.8
|