FROG 350P The B∙O∙A∙C Bristol Britannia Jet-prop Liner, International Model Aircraft, 1957
Историю Bristol Britannia чаще всего начинают с работы Комитета Брабазона, но, наверное, это не совсем верно. Вряд ли в 1943г провидческие возможности Комитета могли предвосхитить быстро растущие требования авиакомпаний.
Помощь американцев разрушенной войной Европе прочно привязала европейские страны к США и сделала быстрое и надёжное воздушное сообщение между двумя континентами чрезвычайно важным. Экономичный, красивый, с большой дальностью, сравнительно быстрый, с комфортабельным пассажирским салоном Lockheed Constellation завоевал трансатлантические линии, став эталоном для компаний-перевозчиков. В декабре 1946г британская B∙O∙A∙C, не желая отставать от своих американских конкурентов, выпустила свои собственные требования для авиалайнера для линий средней протяженности. На эти требования отозвалась компания Bristol, только что построившая по предложениям Комитета гигантский авиалайнер Bristol Brabazon, к слову, немедленно потерпевший сокрушительный крах ввиду стремительно растущей стоимостной эффективности послевоенных авиалайнеров. Предложение компании Bristol сводилось к приобретению лицензии у Lockheed на производство в Британии авиалайнеров Constellation с британскими двигателями Centaurus 622. Но в то время Британия жила очень бедно и Казначейство отказалось выделять необходимую сумму в долларах на покупку лицензии. В октябре 1947г были начаты работы по проекту Bristol 175 и он был выбран из восьми проектов, представленных британскими авиастроительными компаниями. В феврале 1948г Ministry of Supply согласилось заказать прототип самолёта с условием, что B∙O∙A∙C приобретёт 25 серийных. В 1954г планировалось начать их коммерческое использование.
По мере работ над авиалайнером непрерывно росли требования к пассажировместимости с 32-х пассажиров первым классом (36-и туристическим) до 74-х, а потом и до 83-х пассажиров. Это означало необходимость менять в проекте и силовую установку, и шасси. Имя Britannia было выбрано в апреле 1950г. В ноябре 1951г B∙O∙A∙C в очередной раз потребовало пересмотреть пассажирскую кабину уже для 90 пассажиров в туристическом классе с сидениями по шесть в ряд. 16 августа 1952г первый прототип Bristol Britannia G-ALBO наконец-то поднялся в воздух.
В ходе проектирования непрерывно росла не только пассажировместимость, но и размеры. Размах крыла увеличился со 120 футов до 130, а потом и до 140 футов. По своим размерам Britannia превзошла всех сверстников начала 50-х, с ней сравнился лишь Super Constellation, а превзойти смог лишь Boeing 707. Реактивный D.H.106 Comet рядом с Bristol 175 выглядел совсем небольшим авиалайнером. Безусловно, в тот момент Britannia была гордостью британской авиапромышленности. Свой девятый полёт прототип Britannia совершил при перелёте для демонстрации на авиашоу в Фарнборо.
С самого начала конструкторы Bristol настаивали на использовании поршневых двигателей, которые бы обеспечили и экономичность, и большую дальность полёта. Однако заказчик требовал установить турбовинтовые двигатели. У компании Bristol в то время был создан двигатель Proteus. До скоропостижной кончины проекта, их предполагалось установить на Bristol Brabazon. По греческой мифологии царь Протей пытался убить сына Зевса - Белерофона, летавшего на крылатой лошадке Пегасе, отправляя его на неисполнимые смертельно опасные задания, но не преуспел в этом. А вот двигателям Proteus вполне удалось сделать это с самолётом Britannia. Главный инженер по двигателю Франк Оунер не без сарказма вспоминал: "...когда мы конструировали Proteus, я решил, что мы должны создать двигатель с наименьшим расходом горючего в мире, невзирая на вес и размер. По крайней мере, мы достигли веса и размеров!" В любом случае в конкуренции с американскими лайнерами Britannia без высокоэкономичных двигателей была обречена.
В конце 1955г после длительных испытаний был получен Сертификат лётной годности и 30 декабря первые два самолёта были переданы B∙O∙A∙C. Едва появившись во флоте B∙O∙A∙C, летом 1956г новейшие авиалайнеры были срочно брошены на перевозку британских военных из Германии и Англии на Мальту и на Кипр в Никосию. Начался Суэцкий кризис. За один рейс Britannia могла с высокой скоростью перевезти 116 военных со снаряжением. Самолёты G-ANBE и G-ANBJ совершили 68 рейсов. 1-го февраля 1957г начались рейсы в Южную Африку, а позднее в Сингапур, Гонконг и Австралию. К октябрю 1957 г B∙O∙A∙C располагал флотом из пятнадцати самолётов Bristol Britannia. Все эти события создавали информационный фон при поступлении в продажу модели FROG 350P The B∙O∙A∙C Bristol Britannia jet-prop airliner в январе 1957г.
International Model Aircraft ltd., FROG 350P 1957-1962, Bristol Britannia
|
За прилавком
"Первой «гигантской» пластиковой моделью, выпущенной в Британии, стала FROG Britannia. Вскоре после неё, вероятно, в начале февраля последует еще один «гигант» B.O.A.C. также в масштабе 1/96. Им станет Дуглас D.C.7 Seven Seas, ещё одна модель для коллекционеров.
Model Aircraft, февраль 1957 года"
За прилавком
"International Model Aircraft ни в коем случае не расслабляется и не растрачивает время зря, запустив свою линейку сборных моделей из полистирола. Разработка моделей самолётов Britannia and DC-7C была задержана, чтобы сделать их точнее, но есть много других прототипов ожидающих очереди попасть на производственные линии.
Model Aircraft, апрель 1957 года"
История появления этой модели связана с обращением в 1956 году компании B∙O∙A∙C к International Model Aircraft Ltd с предложением выпустить линейку авиалайнеров B∙O∙A∙C. Было принято решение разделить затраты на производство оснастки для моделей. Прежде всего конструкторам-технологам IMA было необходимо выбрать масштаб для столь крупных моделей. Учитывая размеры подходящих коробок и реальные возможности разместить модели больших авиалайнеров в маленьких детских комнатах, было принято решение выпустить линейку лайнеров в масштабе 1"/8', что означало в одном дюйме - восемь футов. В пересчете в метрический масштаб выходило 1/96. Bristol Britannia B∙O∙A∙C стала первой моделью FROG-а в таком масштабе. В то время в США или Великобритании такой масштаб не вызывал ни удивления, ни сомнений. Все остальные были тоже двенадцатеричными: 1"/2' - 1/24, 1"/4' - 1/48, 1"/6' - 1/72 или 3"/8' - 1/32, . И в то время модели выходили во всех этих масштабах, главным ограничением были коробки, в которые должны были помещаться детали конструктора. Хотя, надо сказать, что выходили даже модели и вне этих масштабов, строго под стандартный тип коробок.
Выбор масштаба для моделей этой серии продиктован более размером чем либо другим. 1/72 достаточно универсален для мелких моделей, а 1-96, кажется, более удобным для больших. Подчас серия изготовляется в заданном размере моделей и в таких случаях соображения масштаба вторичны.—FROG.
Пластикритицизм
Критические замечания читателя У.Р.Мэтьюза с ответами производителей моделей.
Aero Modeller Май, 1960
Размах крыла модели 350P составил около 455мм. Немаленькая модель даже для масштаба 1/96. Набор содержал 58 деталей, включая детали подставки. В комплекте, кроме инструкции и огромной декали из двух частей, были ампула с клеем и пакетик с белой краской. Декаль позволяла оформить модель в нескольких вариантах: G-ANBO, G-ANBC - два первых переданных B∙O∙A∙C самолета с килем окрашенным белой краской, G-ANBA, G-ANBD, G-ANBE и G-ANBG, у которых киль был целиком покрашен в темно-синий фирменный цвет B∙O∙A∙C. Для последних комплект содержал отдельную часть декали с наклейками на обе стороны киля. Кроме того, художники компании FROG добавили на декаль вариант с регистрацией G-BOAC, использованную почти два десятилетия спустя для первого поставленного компании BOAC сверхзвукового самолёта Concorde. Компания B∙O∙A∙C получила часть выпущенных наборов для оформления своих офисов по всему миру в качестве дисплейных моделей. Выпуск модели продолжался в течение десяти лет и составил 25000 экземпляров.
"В процессе сборки у нас находятся ещё два великолепных набора пластиковых сборных моделей присланных нам господами из FROG: «Britannia» и DC-7C, каждый из которых продаётся по 17 шиллингов 6 пенсов. Это действительно роскошные комплекты с полным набором переводных картинок, полностью иллюстрированными инструкциями, клеем и красками для пластика, и точными отливками высочайшего качества."
AeroModeller, October 1957
Модель отличалась от всех ранее выпускавшихся FROG-ом великолепно выполненными рулевыми поверхностями, проработанными стойками шасси, хорошо исполненными воздухозаборниками двигателей Proteus и нишами шасси, пусть и мелкими. Иллюминаторы были даны декалью, каждая половинка горизонтального оперения собиралась из двух деталей, поэтому не имела следов толкателей с внешней стороны и выглядела масштабно тонкой. На момент выхода модель 350P бесспорно задавала новый уровень в моделизме. Это, конечно, не означало, что в модели было нечего исправить. Но даже из коробки она выглядела классно и смогла занять на рынке моделей место, обеспечившее ей безальтернативность более чем на пятьдесят лет.
Отсутствие у модели прозрачных иллюминаторов вскоре вызвало критические отзывы. Ярко и кратко их выразил W. R. Matthews - в будущем один из основателей IPMS и автор многих книг по пластиковому моделизму:
Авиалайнеры без прозрачных окон кабины не заслуживают прощения... FROG таким образом испортил в остальном превосходные Britannia и DC-7C..."
Менеджмент FROG-а никогда не отказывался от диалога с покупателями своих моделей и объяснил причину отсутствия прозрачных иллюминаторов необходимостью упрощения выпуска большой серии дисплейных моделей заводской сборки для офисов BOAC:
"Такой способ был применён из-за высокой сложности достижения удовлетворительных результатов по сравнению с любыми другими, имея в виду, что эти модели в больших количествах собирались на фабрике для B.O.A.C., и после склейки и окраски половинок фюзеляжа использование декалей для окон оказалось единственным рабочим методом.—FROG"
Plastikiticism
A critical comment by reader W. R. Matthews, with kit manufacturers' observations
Aero Modeller May, 1960
|
Bristol 175 Britannia Srs.100 Scale 1/96
350P | 1957-1964 | C1 | } (25000) | BOAC |
F350 | 1964-1967 | C1 | BOAC |
W33 | 1968-1970 | J3 | 15000 | 1xRAF |
Декали содержат маркировку для двух альтернативных схем окраски вертикального оперения для самолётов авиакомпании BOAC. Конструкция сборной модели была преднамеренно упрощена из-за заказа BOAC большой партии для использования в качестве демонстрационных моделей. The kit is quite incorrect for an RAF aircraft, since they used Srs.200 aircraft only, these being 4.12 metres (13'6") longer than Srs.100.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
FROG F350 The B∙O∙A∙C Bristol Britannia Jet-prop Liner, International Model Aircraft, 1964
|
Tri-ang FROG 350P Bristol Britannia, Meccano Tri-ang S.A., 1965
Безусловно модели пассажирских самолётов это не Мессершмитты с Фокке-Вульфами, популярность их у коллекционеров несравнимо ниже и после насыщения британского рынка пресс-формы были отправлены на континент французской дочке FROG-а - компании Tri-Ang. Общеизвестно, что французы лакомятся лягушачьими окороками, за что ещё во времена столетней войны в XIV-м веке получили от англичан презрительное прозвище "лягушатники". Поэтому название FROG из уст британца для француза выглядело оскорбительным. Поскольку группой компаний владели трое братьев Lines, то для филиала на континенте они избрали нейтральное для слуха французов - Tri-Ang, напоминающее о треугольнике.
С запуском французской фабрики модели упаковывались в коробки похожие на ранние британские для моделей International Model Aircraft. Графика на французских коробках соответствовала британской, но перерисовывалась заново. После нескольких лет работы французской фабрики менеджмент британского офиса с удивлением обнаружил, что на европейском континенте более дорогие модели FROG пользуются значительно большей популярностью, чем Tri-ang. Исправить положение должно было использование нового названия Tri-ang FROG, что можно видеть на коробке французского издания Bristol Britannia.
Но коробка французского издания интересна ещё и новой графикой, о чём пойдёт речь ниже.
Jean Massé (Жан Массе) (1915 - 1998)
Обычно коробки Tri-ang оформлялись с использованием графики International Model Aircraft, но десять последних выпущенных Tri-ang-ом моделей получили упаковку с оригинальным оформлением. Это было связано с приходом нового менеджмента в компанию Tri-ang после покупки компанией Lines Bros. в начале 1964г Meccano group. В то время во Франции Meccano была широко известной компанией, чья продукция пользовалась популярностью среди покупателей. Новый менеджмент привёл в Tri-ang своих художников-оформителей. Одним из них был Jean Massé (Жан Массе). Именно он занялся оформлением коробок моделей самолётов. Кроме Bristol Britannia, им были выполнены боксарты для десяти моделей, включая Gipsy Moth, Bristol 138, Ryan Spirit of St Loius, Fairey Barracuda, Westland Wallace, DH88 Comet Racer, Supermarine S.6b, Junkers Ju88 и эсминец HMS Hero.
продолжение на страничке F166 Ryan Spirit of St.Louis
|
Unbranded W33 Britannia Whispering Giant Transport, 68-70, Rovex Ltd, 1968
|
W33 | 1968-1970 | J3 | 15000 | 1xRAF |
Сборная модель совершенно не подходит для постройки самолета RAF, поскольку воздушные силы использовали только самолеты Серии 200, с фюзеляжем удлинённым на 4,12 метра (13 футов 6 дюймов) по сравнению с самолётами 100-ой серии.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|
Во второй половине 60-х пресс-формы снова были возвращены на острова, где с 1968 по 70-ый годы продолжился выпуск модели в бюджетном варианте в пакете с индексом W33 и лепестком без названия фирмы в варианте Britannia C.Mk.1 XL637 с собственным именем 'VEGA'. Серия W предназначалась для продажи в больших оптовых магазинах (W - Wholesale), выторговывавших специальные условия у производителя под закупки больших партий товаров. Таким образом удалось продать ещё 15000 экземпляров этой модели.
К сожалению, в реальности модель W33 представляла удлинённую версию SERIES 250 - VARIANT 253. Длинные версии Britannia появились в пассажирском варианте 300-ой серии в начале 57-го года уже после выхода модели, а самолёты 250-серии начали заступать на службу в RAF ещё позднее, в самом конце 50-х. С целью увеличения объёма пассажирской кабины или грузового отсека и врезки грузовой двери в фюзеляж добавлялась чуть более чем 2-х метровая секция перед крылом, а с целью сохранения центровки - еще чуть более чем метровая за крылом. С учётом масштаба - перед крылом модели около 2-х сантиметров, за крылом - около сантиметра. Все старые версии Britannia были названы 100-ой серией.
Итак, первым ступил на порочный путь FROG. Конечно, вариант военного транспортного самолёта пользовался бо́льшим спросом у моделистов, чем пассажирский, тем более в момент, когда турбовинтовые лайнеры начали терять популярность и стремительно уступать авиалинии реактивным. Однако, необходимость совмещения короткого фюзеляжа 100-ой серии Bristol Britannia и декали на удлинённый вариант порождала "не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Многие британские моделисты со стажем, увлёкшиеся моделизмом в 60-е, отмечают высокое соответствие FROG-овских моделей своими прототипам, в том числе и по качеству исполнения декалей. Возможно такое вопиющее несоответствие модели и варианта её оформления послужило причиной выпуска модели с лепестком в серии W без указания бренда. Как бы там ни было, опытные британские моделисты всё-таки пытались решить эту проблему. На английских форумах встречаются обсуждения вариантов использования вставок из бальсы или даже обрезков от пластиковых сантехнических труб полуторадюймового сечения для удлинения фюзеляжа.
Основные недостатки этого переиздания были настолько очевидны, что этот вариант получил отрицательные критические отзывы, едва поступив в продажу. В номере Airfix Magazine за апрель 1969-го года появилась заметка об этом переиздании модели:
"Возрождённая Британия
Модель Bristol Britannia в масштабе 1:96, выпущенная FROG около десяти лет назад, недавно вновь появилась на свет в новой окраске и маркировке в «небрендированном» пакете. На этот раз модель вышла в оформлении для самолета XL637 эскадрильи № 99 Транcпортного Командования Королевских воздушных сил.
В свое время этот комплект был одним из лучших на рынке по любым стандартам. Детализация комплекта была восхитительно чистой и, несмотря на незначительные неточности, из него было возможно построить превосходную модель наряду с Comet 4, Caravelle, Vulcan и Victor в том же масштабе. К сожалению, модель из нового набора, не соответствует самолёту из Транспортного командования. Эта версия имеет более длинный фюзеляж, что становится очевидным при взгляде на декаль нового комплекта, так как количество иллюминаторов неверно.
Жаль, что производители не учли эти простые моменты. В принципе, комплект очень хорош, и 10 шиллингов и 9 пенсов хорошая цена за неё, но взыскательные моделисты не смогут использовать качественные декали из набора, и им нужно будет найти решение для короткого фюзеляжа Britannia.
Наш образец был предоставлен магазином Ernest Berwick Ltd. lla Newland Street, Kettering.
Alan W.Hall"
Airfix Magazine april 1969
В настоящее время 350P и W33 Bristol Britannia - одни из самых дорогих моделей FROG на аукционе Ebay, как впрочем, и вся серия моделей в масштабе 1/96. Их стоимость начинается от 50 фунтов, а чаще значительно превышает этот порог.
|
|
Ярославский химический завод "Луч", 1980-90
1980-1982 Н-42-Яр
1985 Яр 085-01-214
1986-1989 Яр 085-01-214
В СССР судьба "Шепчущего гиганта" оказалась совсем уж незавидной. Прессформы были переданы в Ярославль на завод "Луч". Ни коробок, ни декалей, ни инструкций на эту модель компания NOVO Toys Ltd не заказывала и модель никогда не поставлялась в Великобританию. Видимо, ждала лучших времён, но такие времена для модели этого британского пассажирского самолёта так и не наступили. С начала 80-х модель изготавливалась только для советского рынка и паковалась в необыкновенно страшные коробки из рыхлого толстого светло-коричневого картона из вторсырья в послевоенном стиле второй половины 40-х. Сверху наклеивалась этикетка во всю крышку коробки. Рисунок на коробке изображал некий четырёхмоторный самолёт (иногда изображавшийся даже со звёздами). На этикетке помещалась надпись: "Сборная модель транспортного самолёта". Всё это вместе с довольно высоким ценником в 2 рубля делало модель Bristol Britannia самой непопулярной среди моделей бывшего FROG на внутреннем советском рынке. Хуже того, даже с расцветом частной деятельности в начале 90-х ни один из производителей декалей так и не сподобился изготовить декаль на эту модель и она на долгие годы исчезла с прилавков и полок модельных магазинов.
В течение некоторого времени модель продавалась существенно дороже - по цене 2 руб 40 коп. Ярославскому химическому заводу удалось согласовать право маркировать эту модель знаком качества СССР, что автоматически повышало цену продукции. Появление на этикетке знака качества СССР никак не сказалось на качестве самой модели. Исцарапанные мотогондолы, утяжины и местами небольшой облой остались в точности как на отливках моделей за 2 руб. Модель комплектовалась такими же страшными коробками и теми же самыми инструкциями с чудными рисунками. С одной стороны, "Луч" смог увеличить прибыль за модель с высокой себестоимостью, а с другой, увеличившийся ценник, вероятно, сделал модель лайнера ещё менее популярной у покупателей. В итоге знак качества всё-таки был снят и цена снова была снижена.
|