Supermarine Attacker F.Mk.1|RN 800Sqn FAA|FROG model kit|Сборная модель НОВО

Supermarine Attacker Naval Fighter

FROG 1957

FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957-1963


FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, box
FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, box FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, box FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, box FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, box FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, assembly instruction FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, decal sheet FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, painting guide 330P Supermarine Attacker F.Mk.1 в каталогах FROG

FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, fuselage halves FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, wings and tailplane halves FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, sprue FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, clear canopy FROG 330P Vickers-Supermarine Attacker Naval Jet Fighter, ima ltd, Lines Bros. Group, 1957, plastic stand

В середине 1957г фирма International Model Aircraft под брендом FROG начала продажи модели 330P самолёта Supermarine Attacker. К этому времени судьба самолёта была решена: его уже давно передали из строевых частей Royal Navy на вооружение частей резерва RNVR, к этому моменту уже успели расформировать и части резерва RNVR, а самолёты отправили на базы хранения и даже в ВВС Пакистана после недолгой службой с Attacker-ами всё уже было покончено.

Во всех работах по истории этого истребителя их авторы отмечают, что Supermarine Attacker дал первый опыт использования реактивных самолётов летчикам Royal Navy с авианосца. Короткая служба Attacker-а в Royal Navy, вероятнее всего, послужила хорошим уроком на отрицательном примере, но, как известно, отрицательный результат - это тоже результат, а за одного битого двух небитых дают.

Проектирование первых реактивных самолётов, тем более, для использования на авианосцах шло во многом путём проб и ошибок. Для сокращения сроков и стоимости проектирования первых реактивных самолётов авиаконструкторы нередко использовали решения опробованные ими на самолётах с поршневыми двигателями. И Джозеф Смит, конструктор Спитфайров, принял решение использовать крыло самолёта Spiteful/Seafang - прямого потомка Spitfire-ов, для нового реактивного истребителя, проектировавшегося под двигатель Rolls-Royce Nene. По его оценкам это должно было сэкономить компании около полумиллиона фунтов стерлингов. Тем не менее, сократить сроки работы над этим самолётом конструкторам фирмы Supermarine не удалось и, несмотря на то, что первый прототип Attacker-а поднялся в воздух почти на полтора года раньше нашего МиГ-15 с таким же двигателем, строевые лётчики смогли получить самолёт на несколько лет позднее. К тому моменту Attacker выглядел совершенным анахронизмом.

Королевские Воздушные Силы, в лице Central Fighter Establishment - части RAF, выполнявшей задачи по развитию тактики ИА, по-сути, отказались от первого реактивного истребителя компании Supermarine ещё на этапе рассмотрения макета в ноябре 1944г, выдвинув требования оснащения истребителя шасси с носовым колесом и переноса вооружения из крыла в фюзеляж. Авторитет компании и лично конструктора Джозефа Смита позволил проигнорировать требования RAF и продолжить работу над проектом не внося в него соответствующих изменений. Совсем скоро, в начале пятидесятых стало понятно, что и прямое крыло, и хвостовое колесо остались в прошлом вместе с самолётами с поршневыми двигателями. Но в то время это не было очевидным для всех и еще в середине 1948 года присутствовавшие на испытаниях морского варианта Attacker-а офицеры Королевского и Американского флотов посчитали шасси с хвостовым колесом даже преимуществом для палубного самолёта. По их мнению, шасси с хвостовым колесом позволяло реактивному самолёту со стремительными, обтекаемыми формами скорее гасить скорость при заходе на посадку, так как в этот момент самолёт занимал положение в воздухе, создававшее дополнительное сопротивление, а на старте положение такого самолёта давало дополнительные преимущества при использовании катапульты. Существенным преимуществом считался также и меньший вес конструкции самолёта с таким шасси по сравнению с самолётом с носовым колесом.

Перед передачей серийных самолётов в боевые части Attacker-ы поступили для оценки в испытательные подразделения - Service trials Unit 707Sqn и Naval Air Fighting Development Unit 787 Sqn. С самого начала испытания продемонстрировали неудовлетворительные характеристики самолёта связанные с недостатками проекта, которые невозможно было устранить в ходе доработки конструкции. Самый большой недостаток - малый запас топлива во внутренних баках (около 290 галлонов - на наивыгоднейшей высоте с точки зрения расхода топлива 20000 футов, за десять минут полёта RR Nene сжигал 70 галлонов) решили исправить установкой внешнего обтекаемого, прилегающего снизу фюзеляжа огромного топливного бака ещё на 250 галлонов. Дело в том, что посадка на авианосец сложна отсутствием каких-либо ориентиров в океане и с высоты 20000 футов пилоту нужно было ещё и отыскать свой плавучий аэродром, а ограниченный запас топлива существенно повышал риски. Если судить по фотографиям Attacker-ов на палубе авианосца, видно, что при полётах с палубы бак LRT (Long Range Tank) использовался почти всегда, несмотря на то, что он ухудшал и без того невысокие характеристики истребителя. И если маневренность с баком LRT почти не изменялась, то больше других характеристик самолёта ухудшалась скороподъёмность.

Ещё одна проблема была связана с пушками установленными в крыльях, доставшимися в наследство вместе с крылом от поршневых истребителей Seafang. В то время у всех без исключения реактивных британских истребителей пушечное вооружение устанавливалось в фюзеляже. Позднее пушки в крыле появились лишь у истребителя Javelin и ночного перехватчика Meteor NF.11-14, но эти самолёты не предназначались для ведения маневренного боя. Пушечное вооружение Attacker-а вызывало сомнение у лётчиков Royal Navy из-за трудностей ведения прицельной стрельбы при маневрировании самолёта, так как из-за возникающих значительных нагрузок крыло истребителя подвергается деформациям изгиба и кручения. Недоверие строевых лётчиков было столь велико, что в 53 году в Испытательном центре в Боскомб Дауне пришлось проводить дополнительные испытания. Строевые лётчики утверждали, что при стрельбе на высоких скоростях происходит потеря управляемости. Однако, в ходе испытаний обнаружить явление не удалось.

Строевые лётчики остались недовольны плохим обзором из кабины вниз. По сравнению с Vampire-ом или со вскоре поступающим в строевые части Sea Hawk-ом, Attacker имел глубокую посадку пилота, кабину с высокими бортами и длинный нос, что делало поиск цели и перехват с атакой цели сверху неэффективными, так как шансы обнаружения до разворота на курс цели были, по-мнению лётчиков, пренебрежительно малы.

И наконец двигатель. Как известно, компрессор двигателя Rolls Royce Nene был центробежным. Ко времени поступления Attacker-а в строевые части недостатки реактивных двигателей с центробежным компрессором стали очевидными и следующий двигатель компании Rolls-Royce Avon имел уже осевой компрессор. В британской авиации Rolls-Royce Nene не нашёл широкого применения и использовался лишь на двух типах самолётов - Supermarine Attacker и Hawker Sea Hawk, в отличие от RR Avon, использовавшемся на десятке различных типов британских самолётов и на нескольких типах шведских и французских. Возможно очевидная бесперспективность развития двигателей с центробежным компрессором стала одной из причин передачи двигателей Rolls Royce Nene и Derwent в СССР.

Остановить развернувшееся производство самолётов было невозможно и в итоге было принято компромиссное решение: вооружить Attacker-ами F.1 лишь три эскадрильи 8-самолётного состава (плюс резервные машины). Отличительными признаками эскадрилий были трёхпозиционные бортовые номера. В первой позиции бортового номера для строевых частей использовалась "1", для частей резерва RNVR - "8". Во второй позиции для 800Sqn использовался "0", для 803Sqn - "1" и для 890Sqn - "4". Так как кораблём базирования трёх эскадрилий был авианосец HMS Eagle, на киле наносилась буква "J". В третьей позиции бортового номера использовались цифры от "1" до "8". Первой эскадрильей, получившей Attacker-ы F.1, стал 800Sqn. (Позднее в декабре 1952г был расформирован 890Sqn, в котором Attacker-ы F.1 прослужили чуть больше года и его истребители были переданы в 800-ю и 803-ю эскадрильи, увеличив численность самолётов в них до 12) Соответственно, FROG для своей модели использовал маркировку истребителя WT496 с бортовым номером "101 из 800Sqn. Это был почти традиционный выбор для FROG: самолёт с первым номером из части, первой получившей его на вооружение. Очень жаль, что для модели конструкторы FROG не изготовили деталь для внешнего бака. В остальном это вполне обычная для раннего FROG-а модель с головой пилота вместо кабины, с отсутствующими нишами шасси, со стойками шасси отлитыми вместе с щитками, а через воздухозаборники двигателей можно увидеть отверстие сопла. Всего, чего в модели нет, наверное, даже не перечислить. Тем не менее, на протяжении более пятидесяти лет модель оставалась безальтернативной.

Пластик для модели из комплекта издания 1957 года был традиционного серебристого цвета. Инструкция предлагала такой же вариант окраски, как и у Hawker Sea Hawk: "Модель можно оставить в естественном серебристом цвете с покрышками колёс и кабиной окрашенными чёрным цветом, или можно окрасить в цвета Fleet Air Arm: dark sea grey или dark green на верхних поверхностях и белой краской или sky blue на нижних". Цветовая схема строевых Attacker-ов представляла собой стандартную схему Royal Navy с окраской верхней части самолёта глянцевой Extra Dark Sea Grey (BS381C:640) и нижней - Sky (BS381C:210) с чёткой линией разделения цветов. ОЗ типа D в шести позициях. Серийный номер и надпись ROYAL NAVY наносились в две строки чёрной краской символами высотой 8 дюймов сразу под передней кромкой горизонтального оперения. Под крыльями серийный номер повторялся символами высотой 36 дюймов таким образом, чтобы номера читались как по полёту, так и против. Стиль наносившихся на борта самолёта символов для идентификационных номеров в эскадрилье мог различаться индивидуально для каждой части. На кили самолётов могли наноситься буквенные коды места базирования части: черная буква "J" высотой 24 дюйма для самолётов на авианосце HMS Eagle, невысокие коды "JA"(позднее замененные на "ST") для Stretton, "CW"(позднее замененные на "CU") для Culdrose и "LM" для Lossiemouth. Технические надписи наносились по трафарету черной краской на поверхностях окрашенных цветом Sky, белой для Extra Dark Sea Grey. Предупредительные надписи наносились красной краской. С целью защиты от соли ниши шасси, внутренние поверхности щитков окрашивались глянцевой краской Sky. Крышки дисков колес шасси - матовой алюминиевой краской.

Обращает на себя внимание подробный рисунок на коробке первого издания, на нём показаны антенны, отсутствующие в модели. По этому рисунку желающие вполне могли самостоятельно доработать модель. Ещё один вариант возможной доработки - нереализованный проект реактивного поплавкового истребителя. Конструкторы компании Supermarine всерьёз предлагали использовать для такого варианта поплавки, такие же как для поплавкового варианта истребителя Spitfire.

С 1957 по 1964 годы IMA выпустило 20000 комплектов моделей 330P Supermarine Attacker в первом типе коробок.

330P 1956-1964 C1 } 20000 1xFAA
F330 1964-1965 C1 1xFAA

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

FROG 1957

Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961


Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, box Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, box Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, box Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, box Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, box Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, assembly instructions Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, painting guide Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, decal sheet Tri-ang 330P Vickers-Supermarine Attacker chasseur à réaction de la marine, Lines Freres SA, Calais, 1961, decal backing
FROG 1964

FROG Red Series F330 Vickers-Supermarine Attacker, International Model Aircraft Ltd, 1964-65


FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964 boxart
FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, Colour painting guide on base of box FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, other red series kits on box side FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, other red series kits on box side FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, box side FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, box side FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, box side FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, decal sheet FROG F330 Vickers-Supermarine Attacker, IMA ltd, 1964, Tri-ang magazine cover

В этом типе коробок с 1964 по 1968 годы под брендом FROG компания Roveх Industries Ltd выпустила 40000 комплектов F330 Supermarine Attacker в Красной серии. Коробка получила красивый рисунок заходящего на посадку самолёта над палубой авианосца. 1964г принёс значительные изменения в структуре группы компаний Tri-ang. Как "модельная" компания, IMA должна была влиться в Rovex Scale models ltd в Маргите. Предполагалось, что руководство компании IMA также переместится в Маргит, но это не случилось и Rovex-у пришлось создавать новую команду с "чистого листа". Помимо организационных изменений произошла смена индексов (с 330P на F330 для Supermarine Attacker, в частности), изменилось оформление коробок и были переработаны инструкции. Самой первой моделью отлитой в Маргите стал F330 Supermarine Attacker. В честь этого события на первые шесть моделей вакуумным напылением был нанесён металлический слой.

На картинке с верхней части коробки художник изобразил момент посадки Attacker-а на палубу авианосца. За левой стойкой шасси и за закрылком в посадочном положении видна левая половина горизонтального стабилизатора с рулём высоты, но с правой стороны фюзеляжа стабилизатор отсутствует. Нельзя сказать, что это портит картинку, тем более, что именно в таком виде она воспроизводилась в последствии на всех типах упаковки, включая сильно упрощенную для донецких коробок советского периода.

F330 1965 F1(R)
with GTs
} 40000 1xFAA
F330 1965-1968 F1(R) 1xFAA

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

Unbranded Rovex 1965 Hawker Hunter

Unbranded bagged W36 Vickers-Supermarine Attacker, Rovex Industries Ltd, 1968-70


Лепесток без названия производителя W36 Vickers-Supermarine Attacker Лепесток без названия производителя W36 Vickers-Supermarine Attacker Лепесток без названия производителя W36 Vickers-Supermarine Attacker

Выпуск моделей W36 Supermarine Attacker в этой специальной серии в бюджетных пакетах без указания бренда для магазинов оптовой торговли с 1968 по 1970 годы составил 20000шт. В комплекте с моделью шла декаль такая же, как для всех предыдущих выпусков, с сегментом синего цвета с названием самолёта на круглую подставку, но подставки в комплекте не было. Согнутый пополам лепесток с обеих сторон нёс одно и то же изображение, а на развороте внутренней стороны находилась инструкция по сборке с описанием. Схема в инструкции по сборке содержала единственное изображение в изометрии с видом с разнесёнными частями, как на всех ранних инструкциях, и не отражала последовательность сборки, что для модели из полутора десятков частей было приемлемо. Для модели использовался полистирол светлого сине-зеленого цвета, напоминающего британский Sky.

ATTACKER KIT

MODELTOYS of 246 Kingston Road, Portsmouth, have examples of Frog's old 1:72 scale Supermarine Attacker, which is not widely available today. The kit comes in a polythene bag without a brand name, but the mouldings, transfers and instructions inside are as for the original Frog release.

The Attacker is an elementary kit showing its age now, but it is capable of improvement and deserves a place in any collection of naval types. It was the Navy's first carrier-borne jet aircraft to see squadron service and is probably unique in having a tailwheel. The 15 parts fit together well and the transfer sheet is reasonable. Underwing stores and the big ventral fuel tank are omitted but could probably be added from the spares box, while improved ejection seat triangles and other warning signs could be applied.

Although rather overpriced at 4s 9d, this is a rare and pleasing item which should be snapped up.
B.R.

Airfix magazine, June 1970"


W36 1968-1970 J3 20000 1xFAA

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

NOVO F330 Supermarine Attacker Naval Fighter, NOVO Toys Ltd, Cat.No.76056


Верх коробки NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 155000 шт Содержимое коробки  NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979  Гид по окраске NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979 Малая сторона коробки NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979  Декаль NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979  Инструкция по сборке NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979  Инструкция по сборке NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979 Верх коробки (печать МКИ «Горизонт» для ЦКТБИ) NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, светлый картон Содержимое коробки  (печать МКИ «Горизонт» для ЦКТБИ) NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker,1979 Гид по окраске (печать МКИ «Горизонт» для ЦКТБИ) NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979 Малая сторона коробки (печать МКИ «Горизонт» для ЦКТБИ) NOVO Toys Ltd F330 Supermarine Attacker, 1979
Cat.No.16056 1979 155.000

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom


F330 Supermarine Attacker, The test sheets of paper peel-off/stick-on type markings, early 80-s


F330 Supermarine Attacker, тестовый образец бумажной аппликации

"at one point a peel-off/stick-on type of markings was seriously considered, and some test sheets on white backing paper were printed!"

FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom

Укрпромигрушка

Индекс 330 Виккерс Супермарин Аттаккер, Укрпромигрушка, ДЗИ,


коробка Виккерс-Супермарин Аттаккер Ф1, У-085-3542, ДФИ, 1980-е коробка Виккерс-Супермарин Аттаккер Ф1, У-085-3542, ДФИ, 1980-е Инструкция по сборке Виккерс-Супермарин Аттаккер Ф1, У-085-3542, ДФИ, 1980-е Инструкция по сборке Виккерс-Супермарин Аттаккер Ф1, У-085-3542, ДФИ, 1980-е коробка Виккерс-Супермарин Аттаккер Ф1, У-085-3542, ДФИ, 1980-е коробка Виккерс-Супермарин Аттаккер Ф1, У-085-3542, ДФИ, 1980-е
"Модель

Несмотря на то, что модель «Аттакера» (НОВО/FROG) из так называемой «юниорской» серии (20 деталей, примитивная деталировка), дебютантам в стендовом моделизме она не «по зубам». Если собрать ее один к одному, прямо «из коробки», получится что-то, только напоминающее «Аттакер».

Ну, а стоит ли эта модель того, чтобы вообще кто-нибудь за нее брался? Безусловно. И самолет-прототип модели интересен, и модель редкая, кроме НОВО-ФРОГовского альянса эту реплику выпускала только одна фирма «Cruver». Таким образом, донецкий «Аттакер»—раритет и вполне достоин внимания моделиста-коллекционера.

Что в модели переделать и доработать в первую очередь?
Во-первых, откорректировать геометрию планера—укоротить хвостовую секцию фюзеляжа на 1 мм, а размах на 2 мм, несколько уменьшить вертикальное оперение и сделать новое горизонтальное.
Во-вторых, изготовить новый фонарь и имитировать интерьер кабины.
В-третьих, повозиться с шасси—сделать ниши, стойки, щитки, да и сами колеса.
В-четвертых, и это самое сложное—изменить угол установки крыла (уменьшить).
В-пятых, «перекроить» модель.
И, в-шестых, поработать с деталировкой—как минимум воспроизвести посадочный гак, антенны, дополнительные воздухозаборники, жалюзи и т.п.

И тогда модель займет достойное место в вашей коллекции."
Максим Волощук, Сергей Сергеев

Аэроплан №7 (94.3)

Хематек

Supermarine Attacker F.Mk.1, Chematic/Gomix


 Верх коробки Chematic/Gomix Supermarine Attacker F.Mk.1
Восточный Экспресс

Eastern Express 72276 Supermarine Attacker F.Mk.1


Коробка Eastern Express 72276 Supermarine Attacker F.Mk.1 Декаль Eastern Express 72276 Supermarine Attacker F.Mk.1
Арк Моделс

Ark models 72029 Supermarine Attacker F.Mk.1


Коробка Ark models 72029 Supermarine Attacker F.Mk.1 Коробка Ark models 72029 Supermarine Attacker F.Mk.1 Декаль Ark models 72029 Supermarine Attacker F.Mk.1 Декаль Ark models 72029 Supermarine Attacker F.Mk.1

Вслед за Восточным Экспрессом Supermarine Attacker выпустила московская компания Ark Models. Модель комплектовалась декалью с маркировкой того же самого самолёта, что и у Восточного Экспресса, но в декали была допущена ошибка в слове "NAVY". В юбилейном для модели 2017-м году Ark models перевыпустил модель Supermarine Attacker в новых коробках стилизованных под коробки NOVO Toys Ltd. Остается лишь подосадовать, что в новых перекомпонованных декалях так и не исправлена старая ошибка в слове "NAVY".

  • 09.09.2017