|
В середине 1957г фирма International Model Aircraft под брендом FROG начала продажи модели 330P самолёта Supermarine Attacker. К этому времени судьба самолёта была решена: его уже давно передали из строевых частей Royal Navy на вооружение частей резерва RNVR, к этому моменту уже успели расформировать и части резерва RNVR, а самолёты отправили на базы хранения и даже в ВВС Пакистана после недолгой службой с Attacker-ами всё уже было покончено.
Во всех работах по истории этого истребителя их авторы отмечают, что Supermarine Attacker дал первый опыт использования реактивных самолётов летчикам Royal Navy с авианосца. Короткая служба Attacker-а в Royal Navy, вероятнее всего, послужила хорошим уроком на отрицательном примере, но, как известно, отрицательный результат - это тоже результат, а за одного битого двух небитых дают.
Проектирование первых реактивных самолётов, тем более, для использования на авианосцах шло во многом путём проб и ошибок. Для сокращения сроков и стоимости проектирования первых реактивных самолётов авиаконструкторы нередко использовали решения опробованные ими на самолётах с поршневыми двигателями. И Джозеф Смит, конструктор Спитфайров, принял решение использовать крыло самолёта Spiteful/Seafang - прямого потомка Spitfire-ов, для нового реактивного истребителя, проектировавшегося под двигатель Rolls-Royce Nene. По его оценкам это должно было сэкономить компании около полумиллиона фунтов стерлингов. Тем не менее, сократить сроки работы над этим самолётом конструкторам фирмы Supermarine не удалось и, несмотря на то, что первый прототип Attacker-а поднялся в воздух почти на полтора года раньше нашего МиГ-15 с таким же двигателем, строевые лётчики смогли получить самолёт на несколько лет позднее. К тому моменту Attacker выглядел совершенным анахронизмом.
Королевские Воздушные Силы, в лице Central Fighter Establishment - части RAF, выполнявшей задачи по развитию тактики ИА, по-сути, отказались от первого реактивного истребителя компании Supermarine ещё на этапе рассмотрения макета в ноябре 1944г, выдвинув требования оснащения истребителя шасси с носовым колесом и переноса вооружения из крыла в фюзеляж. Авторитет компании и лично конструктора Джозефа Смита позволил проигнорировать требования RAF и продолжить работу над проектом не внося в него соответствующих изменений. Совсем скоро, в начале пятидесятых стало понятно, что и прямое крыло, и хвостовое колесо остались в прошлом вместе с самолётами с поршневыми двигателями. Но в то время это не было очевидным для всех и еще в середине 1948 года присутствовавшие на испытаниях морского варианта Attacker-а офицеры Королевского и Американского флотов посчитали шасси с хвостовым колесом даже преимуществом для палубного самолёта. По их мнению, шасси с хвостовым колесом позволяло реактивному самолёту со стремительными, обтекаемыми формами скорее гасить скорость при заходе на посадку, так как в этот момент самолёт занимал положение в воздухе, создававшее дополнительное сопротивление, а на старте положение такого самолёта давало дополнительные преимущества при использовании катапульты. Существенным преимуществом считался также и меньший вес конструкции самолёта с таким шасси по сравнению с самолётом с носовым колесом.
Перед передачей серийных самолётов в боевые части Attacker-ы поступили для оценки в испытательные подразделения - Service trials Unit 707Sqn и Naval Air Fighting Development Unit 787 Sqn. С самого начала испытания продемонстрировали неудовлетворительные характеристики самолёта связанные с недостатками проекта, которые невозможно было устранить в ходе доработки конструкции. Самый большой недостаток - малый запас топлива во внутренних баках (около 290 галлонов - на наивыгоднейшей высоте с точки зрения расхода топлива 20000 футов, за десять минут полёта RR Nene сжигал 70 галлонов) решили исправить установкой внешнего обтекаемого, прилегающего снизу фюзеляжа огромного топливного бака ещё на 250 галлонов. Дело в том, что посадка на авианосец сложна отсутствием каких-либо ориентиров в океане и с высоты 20000 футов пилоту нужно было ещё и отыскать свой плавучий аэродром, а ограниченный запас топлива существенно повышал риски. Если судить по фотографиям Attacker-ов на палубе авианосца, видно, что при полётах с палубы бак LRT (Long Range Tank) использовался почти всегда, несмотря на то, что он ухудшал и без того невысокие характеристики истребителя. И если маневренность с баком LRT почти не изменялась, то больше других характеристик самолёта ухудшалась скороподъёмность.
Ещё одна проблема была связана с пушками установленными в крыльях, доставшимися в наследство вместе с крылом от поршневых истребителей Seafang. В то время у всех без исключения реактивных британских истребителей пушечное вооружение устанавливалось в фюзеляже. Позднее пушки в крыле появились лишь у истребителя Javelin и ночного перехватчика Meteor NF.11-14, но эти самолёты не предназначались для ведения маневренного боя. Пушечное вооружение Attacker-а вызывало сомнение у лётчиков Royal Navy из-за трудностей ведения прицельной стрельбы при маневрировании самолёта, так как из-за возникающих значительных нагрузок крыло истребителя подвергается деформациям изгиба и кручения. Недоверие строевых лётчиков было столь велико, что в 53 году в Испытательном центре в Боскомб Дауне пришлось проводить дополнительные испытания. Строевые лётчики утверждали, что при стрельбе на высоких скоростях происходит потеря управляемости. Однако, в ходе испытаний обнаружить явление не удалось.
Строевые лётчики остались недовольны плохим обзором из кабины вниз. По сравнению с Vampire-ом или со вскоре поступающим в строевые части Sea Hawk-ом, Attacker имел глубокую посадку пилота, кабину с высокими бортами и длинный нос, что делало поиск цели и перехват с атакой цели сверху неэффективными, так как шансы обнаружения до разворота на курс цели были, по-мнению лётчиков, пренебрежительно малы.
И наконец двигатель. Как известно, компрессор двигателя Rolls Royce Nene был центробежным. Ко времени поступления Attacker-а в строевые части недостатки реактивных двигателей с центробежным компрессором стали очевидными и следующий двигатель компании Rolls-Royce Avon имел уже осевой компрессор. В британской авиации Rolls-Royce Nene не нашёл широкого применения и использовался лишь на двух типах самолётов - Supermarine Attacker и Hawker Sea Hawk, в отличие от RR Avon, использовавшемся на десятке различных типов британских самолётов и на нескольких типах шведских и французских. Возможно очевидная бесперспективность развития двигателей с центробежным компрессором стала одной из причин передачи двигателей Rolls Royce Nene и Derwent в СССР.
Остановить развернувшееся производство самолётов было невозможно и в итоге было принято компромиссное решение: вооружить Attacker-ами F.1 лишь три эскадрильи 8-самолётного состава (плюс резервные машины). Отличительными признаками эскадрилий были трёхпозиционные бортовые номера. В первой позиции бортового номера для строевых частей использовалась "1", для частей резерва RNVR - "8". Во второй позиции для 800Sqn использовался "0", для 803Sqn - "1" и для 890Sqn - "4". Так как кораблём базирования трёх эскадрилий был авианосец HMS Eagle, на киле наносилась буква "J". В третьей позиции бортового номера использовались цифры от "1" до "8". Первой эскадрильей, получившей Attacker-ы F.1, стал 800Sqn. (Позднее в декабре 1952г был расформирован 890Sqn, в котором Attacker-ы F.1 прослужили чуть больше года и его истребители были переданы в 800-ю и 803-ю эскадрильи, увеличив численность самолётов в них до 12) Соответственно, FROG для своей модели использовал маркировку истребителя WT496 с бортовым номером "101 из 800Sqn. Это был почти традиционный выбор для FROG: самолёт с первым номером из части, первой получившей его на вооружение. Очень жаль, что для модели конструкторы FROG не изготовили деталь для внешнего бака. В остальном это вполне обычная для раннего FROG-а модель с головой пилота вместо кабины, с отсутствующими нишами шасси, со стойками шасси отлитыми вместе с щитками, а через воздухозаборники двигателей можно увидеть отверстие сопла. Всего, чего в модели нет, наверное, даже не перечислить. Тем не менее, на протяжении более пятидесяти лет модель оставалась безальтернативной.
Пластик для модели из комплекта издания 1957 года был традиционного серебристого цвета. Инструкция предлагала такой же вариант окраски, как и у Hawker Sea Hawk: "Модель можно оставить в естественном серебристом цвете с покрышками колёс и кабиной окрашенными чёрным цветом, или можно окрасить в цвета Fleet Air Arm: dark sea grey или dark green на верхних поверхностях и белой краской или sky blue на нижних". Цветовая схема строевых Attacker-ов представляла собой стандартную схему Royal Navy с окраской верхней части самолёта глянцевой Extra Dark Sea Grey (BS381C:640) и нижней - Sky (BS381C:210) с чёткой линией разделения цветов. ОЗ типа D в шести позициях. Серийный номер и надпись ROYAL NAVY наносились в две строки чёрной краской символами высотой 8 дюймов сразу под передней кромкой горизонтального оперения. Под крыльями серийный номер повторялся символами высотой 36 дюймов таким образом, чтобы номера читались как по полёту, так и против. Стиль наносившихся на борта самолёта символов для идентификационных номеров в эскадрилье мог различаться индивидуально для каждой части. На кили самолётов могли наноситься буквенные коды места базирования части: черная буква "J" высотой 24 дюйма для самолётов на авианосце HMS Eagle, невысокие коды "JA"(позднее замененные на "ST") для Stretton, "CW"(позднее замененные на "CU") для Culdrose и "LM" для Lossiemouth. Технические надписи наносились по трафарету черной краской на поверхностях окрашенных цветом Sky, белой для Extra Dark Sea Grey. Предупредительные надписи наносились красной краской. С целью защиты от соли ниши шасси, внутренние поверхности щитков окрашивались глянцевой краской Sky. Крышки дисков колес шасси - матовой алюминиевой краской.
Обращает на себя внимание подробный рисунок на коробке первого издания, на нём показаны антенны, отсутствующие в модели. По этому рисунку желающие вполне могли самостоятельно доработать модель. Ещё один вариант возможной доработки - нереализованный проект реактивного поплавкового истребителя. Конструкторы компании Supermarine всерьёз предлагали использовать для такого варианта поплавки, такие же как для поплавкового варианта истребителя Spitfire.
С 1957 по 1964 годы IMA выпустило 20000 комплектов моделей 330P Supermarine Attacker в первом типе коробок.
330P | 1956-1964 | C1 | } 20000 | 1xFAA |
F330 | 1964-1965 | C1 | 1xFAA |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
|