Краткий очерк истории компании International Model Aircraft с 1956 по 1962гг
Вводное
Можно по-разному относиться к моделям НОВО, но исключительное место этой компании в нашем модельном мире определяется уникальным моментом возникновения моделистского сообщества во многом благодаря появлению у нас её моделей. Модели и раньше строили, и авиамодельный спорт существовал, и чемпионы мира по авиамоделизму, но именно НОВО сделало увлечение массовым и доступным для всех от мала до велика. Поэтому у нас НОВО - это совершенно естественное, своего рода, общеупотребительное имя нарицательное для пластиковых моделей и даже синоним FROG. Мы даже говорим НОВО-ФРОГ, ставя НОВО на первое место. Но это так в нашем сознании.
Знакомясь с историей пластикового моделизма и, вообще, с огромным миром моделей, начинаешь задаваться вопросом: а действительно ли компании, создававшие модели FROG, занимают такое важное для мирового моделизма место, какое для нас занимает НОВО? Поэтому у меня давно возникло желание пройтись по истории FROG год за годом на фоне прочих событий. Не то как мы воспринимаем сейчас эти модели, а какими моделисты их видели на момент появления. Тема оказалась почти необъятная, неохватная и бесконечно длинная, в том числе из-за недостатка времени.
Для начала придётся кратко обрисовать ситуацию до появления британских моделей из полистирола. Раньше чуть касался 54/55гг в треде про Revell B-52. Но то в Америке, а в Британии была пока тишина. Для производства игрушек из пластика в то время использовались машины для инжекционного литья из PS, литья из ацетата целлюлозы и вакуумного формования из листа PS. В то время на рынке были представлены (по нашей теме): гигант игрушечной промышленности - группа компаний Lines Bros Group, принадлежавшая семье Лайнсов (в к. входила, владевшая торговой маркой FROG, компания IMA Ltd - детище Уилмота и братьев Мансур); гигант Kleeware, принадлежавший семье Клинсманов, парк литьевых машин которой за месяц мог обеспечить игрушками годовую потребность всего британского рынка. Производитель пластмассовых расчёсок Airfix, по прибыли уступавший в разы компаниям Mettoy (бренд литых машинок Corgi) или Chad Valley (плюшевые мишки и жестяные машинки).
В этот "до-модельный" период трудно понять реальное положение вещей, так как Kleeware на пике своего расцвета в 59г был продан и позже забыт, а Airfix в Британии к 60-м годам, затмив всех, достиг на буме моделизма ошеломляющих показателей по производству моделей и впоследствии для британцев стал тем, чем для нас стало НОВО. Кеннет Браун, очень добросовестный исследователь британской игрушечной промышленности, является автором известного, всеми цитируемого абзаца про трактор Фергюсон и Золотую лань, круглосуточное производство последней в 52г и бум её продаж в магазинах сети Woolworth. Удивительно, но этот бум не оставил следов в модельной периодике этого времени. Возможно, эти игрушки не воспринимались моделистами в качестве моделей. Фергюсон - это, вообще, модель из ацетата целлюлозы и адептами секты Airfix этот факт полностью игнорируется, ибо тоже умаляет приоритет их любимой компании. Также существовало немало исключительно модельных компаний, в их числе компания WiMCo, которую создали в 44г (?), бросившие родной FROG ради производства наборов для летающих копий с ракетным двигателем Jetex, вышеупомянутые Уилмот и Мансур. Обычно такие компании продавали для настоящих энтузиастов заготовки из бальсы вместе с собственными чертежами. Несомненно, на британском рынке присутствовали американские модели из полистирола, но они были относительно дорогими.
Вот, что перед появлением самих сборных моделей из полистирола представляла из себя сцена, на которой в ближайшем будущем развернётся модельная промышленность Британии.
Теперь о британских моделях в 1955г. В треде о В-52 упоминал о буме продаж моделей в США в 55г. За один только 55г - 25 миллионов! Из них 15 млн - Revell. Не заметить такое было невозможно и в 1955 году игрушечная промышленность Британии вступила в гонку, чтобы занять своё место на рынке. И самой первой оказалась гонконгская компания Lincoln. Осенью 55г её F-94 Starfire, фотографии модели которого ещё раньше выкладывал здесь Сергей Васюткин, приплыл в Британию и в модельных колонках двух журналов осени 55г был назван первой британской моделью из полистирола. Lincoln так и обозначал свои модели - Empire made (Сделано в Империи). Модель была скопирована с Hawk Starfire, а деталировка её поверхности достаточно точно воспроизводила стиль Revell F-94C Starfire. Стоила модель 3 шиллинга 11 пенсов, дешевле моделей FROG в ближайшем будущем. Один из авторов новости прокомментировал её так: «Британцы откроют для себя пластик»! Авторы другого модельного обзора, рассказывая о появлении первой в Британии модели из полистирола, заметили: "говорят, что ключевыми фигурами американского пластикового бума была пара англичан, эмигрировавших туда после войны!" (Прим. - Ну конечно! Разве могло быть иначе?.) Что интересно, несмотря на рождественские распродажи, никакого бума не случилось. И это понятно - всего-то одна модель на всём рынке. И на этом всё, 55г закончился. На рождественские продажи больше никто не успел выпустить свои модели. След. про 56г.
|
В 53-м году Revell на самых первых моделях инструкцию по сборке печатал не на отдельном листе, а на обратной стороне коробки. Lincoln использовал такой же подход. Обращает на себя внимание, что инструкция пошаговая, как мы сейчас привыкли, хотя и с пояснениями в виде текста, кажется, совершенно излишними.
Наверное интересно взглянуть на лист с маркировкой. Его печатали на прозрачной плёнке. Элемент предлагалось вырезать и наклеить резиновым клеем. Так было на всех ранних линкольновских моделях.
|
|
1956 январь-март.
И снова сначала немного о событиях вокруг предмета истории. После разрушения промышленности Германии и Японии в результате Второй мировой войны британская промышленность, а для нас главное - игрушечная, получила неконкурентные преимущества, которые обеспечили ей к началу 50-х годов первую роль по экспорту игрушек в мире. Однако нехватка квалифицированных кадров, рост оплаты труда, рост налогов в Британии и главное постепенное восстановление этой отрасли в бывших странах Оси к 1960-му году опустили Британию на четвёртое место по экспорту игрушек после Японии, Германии и даже Италии. Президент компании Chad Valley жаловался на то, что рабочих душит ожидание высоких стандартов жизни по сравнению со своими заработками. Дефицит квалифицированных работников привёл к падению качества. Компания IMA Ltd, владелец торговых марок FROG и Penguin, всё чаще рассылала заказчикам сборные модели Penguin из ацетата целлюлозы с одинаковыми или отсутствующими деталями. Сначала это вызывало небольшое раздражение у заказчиков (чаще всего это были представители небольших модельных магазинчиков), а потом они перестали их заказывать, и это заставило менеджмент IMA Ltd в 1949г прекратить выпуск этих сборных моделей.
Возвратимся в январь 1956г. Обычно IMA Ltd (FROG) анонсировала свои планы на следующий год на собственной или общей выставке, традиционно проходящей в апреле. Видимо, появление на британском рынке модели Lincoln F-94 Starfire заставило менеджмент FROG поспешить с анонсом выпуска своих моделей уже в январе:
"За прилавком
Компания International Model Aircraft в самом ближайшем будущем представит на рынок целый ряд новых детализированных литых пластмассовых монолитных (прим - Solid (твёрдый) - так было принято называть цельнодеревянные масштабные копии) наборов в масштабе 1/72, возможно, наиболее полно детализированных из всех существующих в мире. Название Penguin"" не будет возрождено для этой серии, и в отличие от довоенных моделей новая серия Frog отливается из полистирола. Наборы будут в комплекте с литой подставкой, полистироловым клеем и т.д. и будут включать такие привлекательные прототипы, как Hunter, Sabre, Canberra, Javelin, Meteor, Venom, вертолет Sikorsky и т.д. В изготовление пресс-форм для этих моделей было вложено много тысяч фунтов стерлингов, а работа по подготовке чертежей, образцов и, наконец, пресс-форм (многие сложные детали пришлось изготавливать вручную) заняла более двух лет."
Model Aircraft, 1956 январь"
Этот анонс сопровождался мелкими рисунками разнесённых видов моделей из инструкций. (Из пояснения, сделанного выше о причинах прекращения выпуска моделей линейки Penguin, становится понятно, почему IMA Ltd не стало продолжать использовать это название для моделей из полистирола).
|
Пока IMA Ltd (FROG) разворачивалась, в феврале 1956г появилась вторая и очень интересная британская модель: Wimco Hollows Gloster F(A.W.)1 Javelin Delta:
"Торговые заметки
Совершенно новый тип полнотелых (Solid) моделей, выпускаемых компанией Wimco от предприятия Wilmot Mansour на Солсбери Роуд, Тоттон, Хантс, теперь продается под названием Hollows"". Все самолеты, включенные в эту пластиковую серию, будут выполнены в масштабе 1/144, а наборы будут укомплектованы переводными картинками, чертежами и инструкциями. Мы собрали Gloster F(A.W.)1, Javelin Delta (3 шиллинга, включая налог), и результат можно увидеть на фото. Каждый компонент поставляется в виде предварительно отформованной половины, разрезанной по центральной линии, с небольшим фланцем, оставленным для соединения с помощью полистирольного клея. Досадной особенностью этих наборов является то, что лучшая сторона каждой половинки находится с внутренней части. Это связано с процессом вакуумной формовки, при котором пластиковый лист нагревается, а затем плотно притягивается к металлической форме. Все усилия были приложены для обеспечения точности подробных чертежей, а аутентичный камуфляжный рисунок позволяет получить реалистичную, хотя и простую модель для каминной полки."
AeroModeller 1956-02"
Hollows (пустоты) - это очевидный намёк на пустоту внутри модели. И точно, в отличие от деревянных, они же не монолитные! Wimco - это компания очень предприимчивых людей, Уилмота (Wilmot) и Мансура (Mansour), создателей FROG MkIV Interceptor (1932), изобретателей оригинального запатентованного способа резиномоторного движетеля (1932), создателей линейки сборных моделей Penguin (1936-1941, 1946-1948). Имя FROG - это тоже они. Ввиду военных ограничений в Британии, когда последовательно с середины 1941г стало невозможно использовать пластик, резину, бальсу, а затем стало нельзя изготавливать игрушки, состоявшие (емнип) более чем на 20% из металла, IMA Ltd (FROG) переключилась на выполнение военных контрактов, в то время как небольшие компании продолжали изготавливать наборы для моделей из твёрдых пород древесины. Возможно, это подвигло Уилмота, Мансура и ещё нескольких инженеров уйти в 44г из IMA Ltd и основать собственную компанию Wimco. Мелкие компании имели больше свободы, но технологически не были способны конкурировать с крупными предприятиями. На IMA Ltd для производства сборных моделей Уилмот в 1936г избрал инжекционное литьё из ацетата целлюлозы, а двадцать лет спустя - вакуумное формование. Очевидный шаг назад. Но простота технологии позволила быстро выйти на рынок. Модели предлагались покупателю в виде подготовленных к сборке деталей. Их количество было небольшим,сборка простой, а к явным недостаткам можно отнести лишь слабую детализацию поверхности и отстутствие прозрачных деталей. Пока это была совершенная новинка на британском рынке (ЕМНИП, в 57 или 58гг мы увидим, как формирующийся рынок начал реагировать на такие модели).
|
|
Вторая модель на рынке снова заставила менеджмент IMA Ltd ещё раз напомнить потенциальным покупателям об ожидаемой серии пластиковых моделей:
"За прилавком
Ожидайте несколько новых моделей International Model Aircraft на их стенде на выставке Британской Промышленной Ярмарки. Никаких подробностей пока нет - только обещания грядущих событий.
Model Aircraft, март 1956 г."
В подробности пускаться во второй раз не стали. Просто предложение ожидания события.
(феерический апрель 1956 года в след. части)
|
1956 Апрель, часть 1
Ориентировочно в 1954г в США компанией Aurora была выпущена модель Spitfire в типичном американском масштабе 1|4 (1:48). Считается, что в это время в Британии компания Airfix 24 часа в сутки выпускала набор "корабля Golden Hind, используя полистирол DS, в состав которого входил резиновый компаунд..." (Кеннет Браун)
Истребитель Spitfire был широко известен в Британии и узнаваем для обычного покупателя, это вполне позволяло надеятся на импульсивные продажи. Американская модель была большой, великолепно упакованой и дорогой. Кто-то из сотрудников компании Airfix обратил на неё внимание босса, Николаса Ковэ, и предложил сделать копию этой модели в типичном британском масштабе 1|6 (1:72). Босс, скрепя сердцем, дал согласие, но пообещал вычесть из жалованья сотрудника потраченное на создание пресс-формы в случае неуспеха. Компания Airfix, выпускавшая ранее наборы для постройки игрушечных кораблей в полиэтиленовых пакетиках с бумажными этикетками, с невнятным рисунком и очень примитивной схемой сборки, точно такой же подход использовала при производстве Спитфайра.
Удивительным образом всё совпало: Airfix Spitfire BTK (БТК), как теперь называют эту модель, появился одновременно с первыми моделями из полистирола в Британии, во время модельного бума в США, и его быстрому распространению способствовала принятая в Airfix система продаж через крупную оптовую сеть универмагов Woolworths и поистине бросовая цена в два шиллинга.
В 1957 году, организация Children's Play Activities выпустила всеобъемлющий обвинительный акт в адрес британского дизайна игрушек. В нём отмечалось, что заинтересованность в быстрых продажах игрушечной промышленности Британии служила причиной "процесса плагиата или любительских предложений", кроме того, и ранее звучали обвинения в копировании и плохой упаковке - "главном источнике недовольства" (Кеннет Браун). Появление Airfix Spitfire BTK - лучшая иллюстрация вышесказанному. Тем не менее, в апреле 1956г появилась новость в колонке Trade Notes журнала AeroModeller:
Быстрое появление пластиковых наборов, в основном для моделей автомобилей и галеонов, вызвало небольшой торговый бум в некоторых районах. Первые признаки отечественного производства пластмассовых самолетов появились после посещения местного магазина Woolworths. Там мы заметили отличную модель самолета Спитфайр", упакованную в полиэтиленовый пакет и отлитую из синего пластика. Цена очень низкая - 2|- ( прим.-два шиллинга). Эти наборы, произведенные Airfix, теперь распространяются через торговлю моделями, и нам сказали, что за "Спитом" скоро последует Gloster Gladiator, который должен стать самой популярной темой".
Неизбалованные моделями британские моделисты были рады даже этому.
|
|
1956 Апрель, часть 2
Мы приблизились к моменту, когда пришло время рассказать о первом появлении моделей FROG из полистирола. И вновь необходимо коснуться некоторых моментов британской жизни того периода.
Всем известна британская черта организовываться в различные клубы по интересам, поэтому никого не удивит, что британцы и в деловой жизни собирали разного рода организации. Так в британской игрушечной промышленности возникла авторитетная организация объединявшая практически всех производителей игрушек, BTMA (British Toys Manufacturers Association), в правлении которой состояли боссы самых крупных британских компаний, и президентом которой избирался Уолтер Лайнс - один из владельцев самой крупной в мире компании по производству игрушек, Lines Broths Group, в которую входила IMA Ltd, владевшая брендом FROG.
Другой аспект британской деловой жизни касался проведения различных ежегодных торговых ярмарок с целью поиска покупателей или поставщиков. Самая крупная ярмарка, Британская Промышленная Ярмарка (British Industries Fair, Ltd - BIF), проводилась в Лондоне в Олимпии. BTMA к 1956г организовала пару своих собственных выставок в Брайтоне, но в 1956г решила объединить в этот год свою выставку с BIF. И именно на этой большой выставке достижений британской промышленности были представлены первые пять моделей FROG.
|
С этими событиями совпал визит Председателя Совета Министров СССР Булганина и Первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва в Британию на крейсере "Орджоникидзе", среди прочего оба руководителя СССР осмотрели и эту выставку(см в комментариях). Но не стал бы ручаться, что руководители нашей страны заглянули на стенд IMA Ltd.
На выставке на стене павильончика IMA Ltd в уголке были развешены пять заветных коробочек с первыми моделями FROG. И по-счастью мы можем увидеть это на мелкой и нечёткой фотографии из апрельского номера Model Aircraft(см в комментариях).
|
|
Для крупных британских компаний было хорошей традицией передавать новинки в продажу после представления их на подобных выставках.
Также стоит обратить внимание, что одной из целей таких выставок было собрать предзаказы на Рождественские распродажи. Однако в данном случае представленные на выставке пять моделей практически одновременно с выставкой поступили в продажу. Уже в апрельском номере Meccano magazine публиковалось объявление лондонского магазина Gamages (вполне может соперничать с Московским Детским миром) с двумя моделями 320P Hunter F1 и 322P S55 Whirlwind. А торговавший моделями по почтовым заказам специализированный продавец моделей Bud Morgan предложил уже все пять! По всей видимости, всё-таки первыми появившимися на прилавках магазинов нужно считать Hunter и Whirlwind. Из них до наших дней дожил лишь Хантер, пресс-форма для вертолёта Уирлвинд, очевидно, была пущена на слом в Гонконге после распада группы компаний Лайнс в 72-73гг.
Итак, подводя итоги первых месяцев появления моделей в Британии, можно сказать, что IMA Ltd с первыми пятью представленными моделями FROG стала, безусловно, лидером рынка. Вся серия этих моделей была выполнена на очень высоком не уступавшем американским моделям технологическом уровне, модели не оказались копиями американских, в инструкции предлагались вариант окраски модели или вариант с покрытым прозрачным лаком неокрашенным серебристым пластиком, хотя и с единственным в комплекте вариантом маркировки на переводном листе, как было принято называть декали в Британии, модели упаковывались в красочно оформленные коробки, для сборки в комлект входил даже груз в виде свинцовых таблеток, а конструкция моделей имела отдельную камеру для этого груза, модели можно было собрать как с убранным, так и с выпущенным шасси, стыкуемость деталей была идеальной, модели можно было собрать, как стало принято говорить, "на щелчке", деталировка поверхности не выглядела ни грубо, ни неаккуратно. Отсутствие ниш шасси, голова пилота, створки шасси одной деталью с опорами и колёсами, толстые стенки деталей (до двух мм) - таков был стандарт эпохи. Единственным недостатком оказалась цена - 5 шиллингов 3 пенса для Хантера и Сэйбра (самые дешёвые модели этой серии) против 2 шиллингов за уродливый Спитфайр Эирфикса или 3 шиллингов 11 пенсов за большой линкольновский Старфайр.
И хотя, увы, после более шестидесяти лет выпуска состояние Хантера Ф1 далеко от идеального, даже если вам не удастся найти донецкий Хантер, обязательно соберите Арк-моделовский, он того стоит. Тем более, забегая вперёд, FROG F1 передавал общий вид самолёта точнее выпущенного более чем через 15 лет F204 FGA.9.
|
|
Булганин и Хрущёв на выставке BIF в апреле 1956г.
Небольшой ньюанс. Судя по всему, Булганин с Хрущёвым посещали бирмингемскую секцию BIF, а не лондонскую. После ярмарки 23 апреля они отправились на авиабазу в Мархэме, где "маршал Булганин дал сигнал к массовому взлету 12 Вэлиэнтов и 16 Канберр B.6. Кульминацией показа стала демонстрация группового пилотажа четырёх "Хантеров" из 43 Sqn. Они выполнили весь спектр маневров. Советские гости выглядели глубоко впечатленными, а г-н Туполев с энтузиазмом отозвался об уровне пилотажа и задал много вопросов о самолете. Ранее в тот же день во время выступления после обеда на Британской промышленной выставке в Бирмингеме г-н Хрущев заявил, что у русских будет управляемая ракета, способная доставить боеголовку с водородной бомбой в любую точку мира."
Хантеры из 43Sqn это как во всех изданиях FROG и NOVO с чёрно-белыми квадратиками. Только F4, пилотаж которых видела наша делегация, по сравнению с F1 имели модифицированную топливную систему, оснащались подкрыльевыми 100-галлоновыми баками как в наборе, а на F1 их наоборот не было.
|
|
1956 апрель ч.3 Первые пять моделей FROG
Если не одновременно, то в очень короткий период в апреле 1956г появились все первые пять моделей FROG анонсированные ещё в январе: 320P Hawker Hunter, 321P North American F-86E Sabre, 322P Westland S55 Whirlwind, 323P English Electric Canberra PR7 и 324P Gloster Javelin. Естественно выпуск моделей на IMA Ltd ограничивался с одной стороны возможностями собственного производства, а с другой системой сбыта. Сбыт компании опирался прежде всего на сеть мелких специализированных модельных магазинчиков, закупавших небольшие количества коробок. Поэтому, складские запасы компании поддерживались периодическими выпусками небольших партий моделей. Это особенно хорошо видно по разнообразию коробок и инструкций. Самые ранние коробки были склеены из твёрдого картона, оклеивавшегося сверху тонкой бумагой с подогнутыми внутрь на полдюйма краями. Таким же образом выполнялись и нижние половины.
|
Cамые первые и очень редко встречающиеся выпуски весны 56г отличаются от последующих подставкой для модели. К обычному круглому основанию с логотипом компании крепилась ножка, в первых изданиях до осени 56г содержавшая одно ребро жёсткости. Инструкции первого издания тоже содержали изображние подставки этого типа. Изображение подставки начального выпуска 56г сохранилось также на всех видах коробки первого типа на протяжении всего выпуска до 65г. Однако, такая ножка оказалась слишком ломкой и с осени 56г у неё появилось второе ребро жёсткости по середине. Такая подставка оставалась стандартной до 67г. Соответственно, с осени 56г изменилось изображение подставки в инструкции.
|
|
В дальнейшем технологии изготовления коробки с каждым новым выпуском последовательно упрощались: сначала изображения стали печататься сразу на более тонком картоне и коробки стали собираться на скрепках, а в конце выпуска до середины 60-х годов стали склеиваться. Некоторое время с 57 по 59гг инструкции в явном виде содержали год и иногда месяц выпуска. Кроме упаковки и инструкций в некоторых случаях менялись и декали. Среди первых пяти моделей была изменена декаль у 322P Westland S55 Whirlwind. Кроме того, цвет пластика моделей тоже не оставался прежним. В 59г некоторые модели первого поколения (с головой пилота) стали отливаться из пластика в цвете нижних поверхностей. Соответственно, из первых пяти это случилось с тем же 322P Westland S55 Whirlwind, в 1959г он стал жёлтым.
|
Попробую кратко описать, чем для британцев являлись прототипы этих моделей. В начале 50-х британские лётчики в буквальном смысле были озабочены стреловидным крылом. В это время большой популярностью пользовалась песенка Бинга Кросби "You're All I Want For Christmas". Английские пилоты распевали в припеве: "Всё что мы хотим на Рождество - это наши стреловидные крылья". В 52г Канада, британская колония, по программе взаимной оборонной помощи (MDAP), предназначавшейся для помощи второсортным странам Европы, не способным поддерживать расходы на оборону, и странам третьего мира, бесплатно предоставила Королевским воздушным силам истребители Sabre (ими заменяли Вампиры в Европе). В 54г КВС наконец-то получили первые, ещё очень сырые, истребители Hawker Hunter. В 1953г отличавшийся заострённым носовым обтекателем первый опытный образец WB188, на который, как считается, больше всего похож 320P, окрашенный в красный цвет установил абсолютный мировой рекрод скорости (хотя через пару недель рекорд был побит Свифтом, а ещё через неделю Скайреем. Такие были времена). Короче, на протяжении нескольких лет до появления моделей FROG новости связанные с этими истребителями являлись постоянным информационным поводом, когда речь заходила о популяризации КВС. Почти всё тоже самое можно сказать и о 323P English Electric Canberra PR7. В 1953г прототип модели WH773 (первый построенный PR7) учавствовал в гонке Лондон (Британия) - Христчарч (Австралия), проводившейся между экипажами Канберр из Британии и Австралии среди самых лучших строевых лётчиков (два Винг-командера, Сквадрон-Лидер и два Флайт-офицера). WH773 лидировал, совершив меньше всех промежуточных посадок, но из-за поломки пришёл предпоследним. Этот самолёт тоже пользовался у британцев невообразимой популярностью.
|
|
С появлением в ВВС СССР в 1954г бомбардировщиков М-4 и Ту-16, не покидавших новостные сводки того времени, важность всепогодных перехватчиков для Запада стало трудно переоценить, тем более, что в Британии их просто не оказалось, поэтому ожидания от Gloster Javelin в полной мере способствовали популярности модели 324P.
Как мне кажется, в наше время сложнее понять выбор вертолёта Westland S55 Whirlwind для выпуска модели 322P. Но в середине 50-х авиационный мир был одержим популярной идеей вертикального взлёта. Ни у кого не вызывало сомнений самое широкое использование таких летательных аппаратов во всех сферах жизни в ближайшем будущем и поэтому модель не могла не вызвать интерес. Более того, несмотря на продажи в Британии модели FROG 322P Westland S55 Whirlwind, третьей моделью Airfix после Spitfire и Gloster Gladiatior в конце 1956г стал No. 1355 Westland Whirlwind S55 Helicopter.
С точки зрения сегодняшнего дня очень неблагодарное дело рассуждать о точности этих моделей. Тем не менее, хотел бы сделать несколько сравнений. Если Airfix скопировал далёкую от оригинала модель Авроры, Lincoln спроектировал свою, взяв за основу Хок и Ревелл, то IMA Ltd бесспорно опиралась на общие виды производителей соответствующих самолётов. За исключением вертолёта, на протяжении многих лет альтернатив всем остальным моделям FROG из первой пятёрки либо не было, либо они оказались менее точными.
|
Кстати, вот объявление из Аэромоделлер апрель 1956, в котором присутствуют все появившиеся на тот момент модели из полистирола, кроме вакуумных Холлоу.
И рядом магазин Бада Моргана в Замковой аркаде, сыгравший важную роль в распространении в первые годы моделей FROG из полистирола. Добавлю, что многие продавцы деревянных моделей не чествовали пластиковые, но кто-то сразу увидел огромный потенциал. И такие магазинчики по всей Британии были основой бизнеса IMA Ltd.
|
|
1956г. Второе полугодие.
Долго тянул с продолжением 56-го года.
Первый блин, т.е. Спитфайр, у Airfix, что называется, вышел комом. Следом за ним в июне появилась вторая модель - Gloster Gladiator Mark II "Faith". Модель получила название в честь одного из трёх последних истребителей на о.Мальта, которым англичане дали собственные имена - Вера, Надежда и Доброта. Британцы очень любят сильно приукрашенные героические истории и в 50-х годах никто из них не сомневался, что три ветхих биплана противостояли всей итальянской авиации. В конце концов уцелела одна "Вера" - "Faith". Эксплуатация национальной гордости - беспроигрышный способ заработать и модель получила это название. В отношении качества, модель недалеко ушла от Спитфайра БТК, но была уже самостоятельной разработкой компании (фотографии размещу ниже). Пластик первого выпуска был голубого цвета, вскоре Airfix изменил цвет пластика на серебристый. Возможно, поскольку пресс-форма для самой первой модели Airfix, Spitfire BTK, не сохранилась и была изменена в 59г на Spitfire IX, вторая модель, Gladiator, оставалась в производстве с перерывами до начала 2000-х, хотя в 70-х ввиду своих недостатков она потеряла какую-либо модельную ценность и перешла в категорию "совсем не нужна".
|
IMA Ltd задерживал до октября 56г выпуск своей давно анонсированной, шестой по нумерации артикулов модели FROG 325P DH.110 (прототип Си Виксена) и вместо неё в августе появилась великолепная модель FROG 327P Venom FB4. Судьба пресс-формы Венома оказалась незавидной и по прошествии пяти лет, вероятно, на французском заводе Группы компаний Lines Brothers она была испорчена до состояния, в каком восстановление уже не имело смысла. Количество выпущенных моделей 327P Venom точно неизвестно, но ни безальтернативность на многие десятилетия, ни короткий период выпуска не сделали её самой редкой или самой дорогой моделью. Её цена не Ebay мало отличается от цен на остальные модели первого поколения. В октябре вышел долгожданный DH.110. Модель выглядела очень эффектно и хотя количество деталей в комплекте было небольшим, они не оставляли впечатление немасштабной толщины, как это произошло с одной из самых поздних моделей FROG - Sea Vixen. Уже ближе к Рождественским праздникам появились ещё две модели FROG: 326P Gloster Meteor F.8 и 328P Hawker Sea Hawk. Последняя хорошо известна всем нашим моделистам. Итого за 56г девять моделей FROG, точность которых во всех отношениях не вызывает сомнений даже сейчас, против двух у Airfix, к которым можно выдвигать лишь самые мягкие требования к стыкуемости деталей.
Стоит отметить отдельно, что в появившемся в августе наборе модели FROG 327P Venom произошло важное изменение, позволяющее легко идентифицировать самый первый выпуск моделей FROG. Ножка подставки из наборов первых выпусков весны 1956г имела только одно ребро жёсткости. Изображение такой подставки можно найти как на крышке коробки в правом нижнем углу, так и в инструкции. Очевидно ножка оказалась слишком ломкой и начиная с набора Венома подставка получила ножку с двумя рёбрами жёсткости. Рисунок первого варианта подставки на коробке менять не стали, а инструкции Венома, и всех последующих выпусков, и перевыпусков ранних моделей содержали уже изображение нового варианта.
|
|
В 56г на арену модельного рынка выдвигается ещё одна британская компания - Kleeware. Сейчас её модели давно забыты и известны лишь коллекционерам. Эта компания была крупным производителем пластика в Британии. Имея собственное сырьё и внушительный парк литьевых машин, на стремительном росте рынка пластиковых игрушек она быстро превратилась в одного из лидеров отрасли. Компания была семейным предприятием как и Lines Bros Group, и принадлежала семье Клинсманов, начавших бизнес ещё в 1938г с покупки шести американских инжекционно-литьевых машин Reed Prentice. В то время в качестве сырья использовались ацетат целлюлозы или фенол с мочевиной. Полистирол был пока редкостью. После войны, перенеся производство в здания бывшего завода боеприпасов, Kleeware начал выпускать игрушки и домашнюю утварь. На пике своего развития компания имела пятьдесят инжекционно-литьевых машин и 900 сотрудников, которые с американских пресс-форм отливали и собирали пластиковые игрушки внушительного ассортимента, за что компания выплачивала роялти. Нескольких недель производства было достаточно чтобы обеспечить годовую потребность британского рынка. С 1956г компания начала выпуск сборных моделей. Зачастую использовалась упаковка скопированная с американских образцов без названия призводителя. Одна из попыток пригласить американского дизайнера игрушек, создавшего удачный игрушечный пистолет, стрелявший шариками для пинг-понга, а также несколько гениальных игрушек с заводным механизмом, закончилась анекдотически. За хранение угля в ванной комнате и ремонт мотоцикла в гостинной местный совет выставил его из съёмного жилья, а полиция арестовала за незаконную коллекцию огнестрельного оружия. ЕМНИП к концу 56г Kleeware уже выпускал достаточно дорогие модели судов - Grand Banks Fishing Schooner и Seagoing Diesel Tug по 25 шиллингов (оба Pyro 56г)! Две модели старинных автомобилей и несколько моделей старинных пистолетов (очевидно тоже Pyro). До моделей самолётов дело в 1956г пока не дошло.
|
Lincoln в 1956г к первой пластиковой модели в Британии - Starfire добавил Viscount, Constellation и Canberra.
|
|
Всякое дело имеет свое начало. Безусловно, по индивидуальным причинам каждый может избрать свою точку во времени для подходящего события, хотя часто таким началом является не какое-то одно событие, а цепь событий и это становится причиной постоянных дискуссий. Возможно, что для большинства из людей увлеченных моделизмом таким событием стала покупка огоньковской, кругозоровской, наро-фоминской, донецкой, минской или ташкентской пластиковой модели самолёта. Однако, как всем известно, эта история началась значительно раньше. Даже раньше того, как СССР получил прессформы моделей стоявшей перед угрозой банкротства компании Dunbee-Combex-Marx, владевшей в то время правами на бренд FROG. Сейчас чаще всего появление первых моделей из полистирола под брендом FROG относят к 1955 году. Скорее всего, это относится к подготовке оснастки, комплектованию моделей коробками и декалями, так как в продажу эти модели поступили уже в начале 1956-го года. Недавно нашёл наконец-то самый первый анонс новой линейки моделей FROG из январского номера Model Aircraft за 1956г:
За прилавком
"В самом ближайшем будущем International Model Aircraft представит на рынке ряд новых деталированных отлитых из пластика конструкторов в масштабе 1/72, возможно наиболее полно деталированных из любых в мире. Для этой серии не было возрождено наименование "Pеnguin" и более того, в отличие от предвоенных моделей, новая Фроговская масштабная серия отлита в полистироле. Конструкторы будут укомплектованы литой подставкой, клеем для полистирола и тд, и будут включать такие привлекательные прототипы как Hunter, Sabre, Canberra, Javelin, Meteor, Venom, Sikorsky Helicopter итд. Многие тысячи фунтов были инвестированы в пресс-формы для этих моделей и в подготовку производства включающую подготовку рисунков, образцов и, наконец, штампов (самая большая сложность - в ручной работе для этого), что заняло более двух лет."
Model Aircraft janaury 1956
Первый январский анонс вызвал большой интерес в сообществе британских моделистов. Но в преддверии старта продаж в конце марта - начале апреля 1956г, компания IMA ltd подготовила эффектную демонстрацию своих новинок на Британской Промышленной Ярмарке. В ожидании событий, авторам модельной колонки журнала Model Aircraft приходилось ограничиваться краткими комментариями:
За прилавком
"Ждите несколько новых линеек моделей International Model Aircraft на их стенде на Британской Промышленной Ярмарке. Нет подробностей? Как всегда - только обещание грядущих событий."
Model Aircraft march 1956
Следующая заметка в апрельском номере журнала Model Aircraft позволяет без сомнений установить первые две модели появившиеся в апреле 1956г в продаже в британских модельных магазинах. Это 320P Hawker Hunter и 322P Westland Whirlwind helicopter.
За прилавком
"Совершенной новинкой стали привлекательные пластиковые модели в масштабе 1/72, из которых Hunter и Whirlwind уже сейчас в магазинах. Вскоре появятся в следующем порядке: Canberra, Javelin и F86E Sabre. Цены на модели от 5 шиллингов 3 пенсов до 8 шиллингов 6 пенсов."
Model Aircraft april 1956
Хотя название "Penguin" в линейке моделей из полистирола явно не фигурировало, от прежней линейки моделей из ацетилцеллюлозы сохранилась система артикулов с буквой "P" после трёхзначного цифрового кода. Очевидно буква "P" явно указывала на продолжение линейки "Пингвинов". Но существует мнение, что в линейке моделей из полистирола буква "P" могла указывать на Plastic или Polystyrene (пластик или полистирол).
FROG Rovex Tri-ang ltd; 1969/1970
Modelling world
by James Goulding
Вызывает беспокойство, что в моделях, выпущенных компанией FROG, сохраняются неточности, оставляющие широкое поле для улучшений. Могу привести список из многих последних моделей с ошибками, которые в некоторых случаях трудно исправить, а в остальных невозможно. У Ju87D несколько ошибок в обводах, которые невозможно исправить. Bf109F мог бы быть верхом удвольствия, но был испорчен совершенно неточными контурами носа. Mosquito - полностью модель катастрофа. Hurricane обладает множеством неточностей. Lysander выпущен с хвостом прототипа не имеющим ничего общего с серийными экземплярами. Beaufighter, в целом хорошая модель, но снова с некоторыми ошибками упомянутыми в моём обзоре в октябрьском номере. Blenheim I - это приятная модель, а единственная серьёзная неточность, форма турели, может быть прощена из-за технологических трудностей при её литье, хотя ранняя модель FROG Blenheim I в масштабе 1/96 имела турель лучшей формы. Но ни одна из ошибок, найденных в других моделях не может быть связана с технологическими проблемами и их можно было избежать, если бы большее внимание уделялось формам деталей. Очень жаль, что тратится столько усилий и времени на производство, являющееся длительным и сложным процессом, чтобы в результате получить испорченную модель. Нет сомнений, можно возражать, что не имеет значения, является ли модель неточной, пока она продается и, вероятно, что большинство покупателей таких моделей возможно не беспокоит какие неточности есть в конкретной модели. Но есть тысячи моделистов, каждый из которых горд своими тщательно построенными и законченными моделями. Вот для них точность важна. Одинаково легко изготовить как сборную модель без серьезных ошибок в плане и деталях, так и плохой комплект. Понятно, что необходимо внимательно взглянуть на проблему как избежать ошибки.
С другой стороны, модели созданные компанией Hasegawa и выпущенные под маркой FROG являются превосходными. Их стандарт точности, внимание к деталям и литьё превосходны. Очевидно, чтобы достичь такого качества, создание каждого набора потребовало много размышлений и тщательного изучения полноразмерного объекта, и, судя по двум новым наборам, которые я недавно построил, их стандарт все еще улучшается. Такая кропотливая работа приводит лишь к очень немногим ошибкам и, кроме того, впечатляет, каким образом разработчиками переданы и успешно воспризведены сложные формы в отливке. Кажется, что их общее отношение выражается в первую очередь в точности, даже если форма отливки представляет непреодолимую проблему. Мы совсем не видим свидетельств обычных оправданий неточности - "Такую форму нельзя отлить" или "если бы мы отлили эту форму правильно, сборная модель стоила бы в два раза дороже".
Прошу прощения, если моя критика разработанных FROG-ом моделей звучит жёстко, но она преисполнена желанием видеть эти модели такого стандарта, чтобы мы ожидали каждую новую без страха, что модель окажется к несчастью испорченной какой-нибудь неисправимой ошибкой. Если достичь этого, FROG получит преимущество на многие годы.
Единственным, заслуживающим величайшие из возможных похвал, является стандарт декалей FROG. Они достигли качества, которое помещает их на вершину моделизма и надеемся, что остальные производители попытаются подняться до такого же уровня.
AIRCRAFT Illustrated, December 1969
Modelling world
by James Goulding
И вы думаете, что модели стоят дорого!
На днях, просматривая старые журналы, я заинтересовался рекламой модельного магазина в журнале Aeromodeller за декабрь 1947 года. По содержанию похожий на знакомые списки моделей в масштабе 1/72, которые можно увидеть сегодня, эта реклама пластиковых наборов Frog Penguin заинтересовала из-за цен на модели. Если вы склонны ворчать из-за цен на теперешние сборные модели, сравните их с ценами 1947 года. Airfix Spitfire IX стоит сегодня 2 шиллинга 11 пенсов, но в 1947 году сборная модель Penguin Spitfire I или XII стоила 6 шиллингов 9 пенсов. Frog Tempest V сегодня стоит 3 шиллинга, а комплект Penguin в 1947 году стоил 8 шиллингов 3пенса. Или, может быть, вам нарвится Beaufighter? Сегодня вы купите превосходную модель Frog и он обойдется вам в 6 шиллнгов 9 пенсов, но 23 года назад набор Penguin обошёлся бы вам в 13 шиллингов 9 пенсов! Цены на другие модели в 1947 году были: Mustang 6|9, Hellcat at 8|3, Bf 110 9|4, а Mosquito и P-38 Lightning 10|1.
Учтите, что средняя заработная плата по стране, вероятно, составляла около 5 фунтов стерлингов в неделю по сравнению с примерно 18–19 фунтами стерлингов на сегодняшний день, и попробуйте оценить оценить стоимость моделей в те дни.
Часто можно услышать, как люди говорят, что наборы сегодня не так хороши, как «те замечательные старые Пингвины», но общеизвестно сколь ненадежны воспоминания и как красочно они живописуют легендарные картины великолепных вещей в «старые добрые времена», когда на самом деле невозможно сравнить модели в те дни с моделями современных стандартов и с низкими ценами. В то время, как большинство наборов для моделей в масштабе 1/72 содержали детали из бальзы или других пород древесины, которым нужно было придать форму, а также литые двигатели, колеса и другие аксессуары, пластиковые сборные модели Penguin, особенно довоенные образцы, были необыкновенны для своего времени. Внешний вид некоторых моделей Penguin был очень точен, каких-то нет. Я видел несколько таких моделей в последнее время, и храню несколько двигателей, килей или других деталей от них. Ещё у меня есть послевоенный Penguin Vampire I, сырой по любым меркам сегодняшнего дня, и несколько отлитых под давлением деталей Skybirds. Ни одна из этих моделей не может сравниться с очень высокими стандартами литья современных моделей, и, несмотря на значительно выросшие стандарты, мы сейчас платим лишь небольшую часть стоимости 1947 года в реальном выражении.
AIRCRAFT Illustrated, May 1970
FROG Rovex Tri-ang ltd; 1973
KIT COMMENT
ROVEX REVIVAL
JAPANESE IMPORTS NOW STOPPED
Открывая недавно новый склад компании Rovex Ltd в Маргейте объемом 1 600 000 куб. футов., лорд Вествуд, председатель материнской группы компаний Dunbee-Combex-Marx Ltd, отозвался на примечательное изменение в судьбе бренда Frog, под которым компания продаёт сборные модели в Великобритании. Он отметил, что результат от "огромного убытка величиной в 1 миллион фунтов стерлингов до существенной прибыли в размере 300 000 фунтов стерлингов за 18 месяцев стал никем непревзойдённым достижением.» В тот же день, выступая позже на пресс-конференции, новый управляющий директор г-н Р.П. Батлер объявил об изменениях в политике Frog в отношениях с японской компанией Hasegawa, чьи многочисленные модели японского производства продаются в этой стране под лейблом Frog. Точно так же наборы Frog доступны в Японии, но из-за 40-процентного подорожания японских товаров вследствие повышения курса йены они больше не будут импортироваться Frog.
Последней из линейки станет модель Hasegawa Neptune, которая вскоре должна быть выпущена, а затем исключительные права на импорт перейдут к A. A. Hales Ltd из Хинкли, Лестершир, которая уже импортирует модели Hasegawa напрямую из Японии без их переупаковки.
А Frog, вместо увеличения своей линейки моделей в результате импорта комплектов, переключится на выпуск множества новых моделей собственного производства. Мы уже аннонсировали некоторые из них в нашем выпуске после новогодних ярмарок, но компания уверяет нас, что будущее производство, включая ряд переизданий старых комплектов, будет увеличено в 1974/5. Целью является производство как минимум по одной новой модели в месяц, а общее количество таких моделей достигнет 18 в год, в случае, если планы, имеющиеся в настоящее время, будут реализованы. Естественно, никакие конкретные модели не обсуждались, но из услышанного нам стало понятно о планах изготовления ряда совершенно новых моделей самолётов и выпуска уже существующих в вариантах маркировки представляющих другие марки рассматриваемых самолётов.
Aviation News Vol 2 Num 2 8-21 June 1973
KIT COMMENT
BRIGHTON 1974
Незадолго до того, как этот выпуск был отправлен в печать, британские производители моделей представили свои товары на текущий год на Ярмарке игрушек в Брайтоне. Frog, Lesney, Airfix и Revell сформировали длинный список новых выпусков, представленный либо бокс-артами, либо тестовыми снимками.
Компанией Frog запланированы к выпуску следующие модели в масштабе 1:72 с вариантами декалей в скобках: Hunter FGA.9 (No 54 Sqdn и No 1 Survellance Wing, Swiss AF); Spitfire VIII/IX (No 72 Sqdn RAF и No 457 Sqdn RAAF); Javelin FAW.9 (Nos 5 и 54 Sqdns RAF); P-47-25 Thunderbolt (FAF и No 615 Sqdn RAF); Phantom FGR.1/2 (декали для No 31 Sqdn RAF и RN); Dornier Do 335 A-6/A-12 (Luftwaffe и captured RAF); Mirage IIIE; Nakajima A6M2-N Rufe (901st и Yokosuka Air Corps); Lavochin La 7; Lockheed PV-1 Ventura (Aero navale и No 13 Sqdn RAAF); Jaguar T.2/GR.1
Aviation News Vol 2 Num 19 15-28 February 1973
FROG Rovex Tri-ang ltd; 1975/1976
KIT COMMENT
BRHIGTON BLUES
FEW NEW MODELS ON SHOW AT TOY FAIR
Ярмарка игрушек в Брайтоне в этом году, в отличие от всех предыдущих, которые мы можем вспомнить, была значима тем, что основные производители представили всего лишь несколько новых наборов. Вероятно, из-за нежелания промышленности увеличивать расходы в производство в эти инфляционные времена, торговля, похоже, сократила все новые проекты, предпочитая оптимистичную осторожность в обещании твёрдых и быстрых программ.
Даже наши старые друзья из Airfix, всегда вызывавшие фурор на национальной выставке игрушек, значительно сократили свои расходы. В этом году не было никаких специальных уловок с целью привлечения внимания и анонсы новых моделей охватывали только предстоящий шестимесячный период, а не весь год, как на предыдущих выставках.
Причины были разными. На разных стендах выставки мы слышали различные формы объяснений: нехватка сырья, спад продаж и общая сдержанность розничных продавцов в отношении закупок на склад. Одни думали, что их доход от продаж будет лучше, чем в прошлом году, другие думали наоборот и готовились к трудным временам. Frog, например, представил только три новых набора в ассортименте на 1975 год, производство двух из которых было аннонсировано ещё в 1974 году.
Сорок восемь моделей
Мы посчитали, что презентация Frog на Ярмарке игрушек не соответствовала принятым стандартам, установленным ранее. На выставке не было готовых моделей, и это оставляет впечатление, что сборные модели отошли на второй план по сравнению с другими продуктами Rovex Industries. Так как у нас был всего один день на выставке, мы не смогли поговорить с представителями Frog, отвечающими в целом за производство моделей, и поэтому не смогли получить какой-либо определенной информации об их отношении к производству в течение следующих двенадцати месяцев.
Единственной действительно новой моделью увиденной нами на стенде была модель вертолёта Westland Lynx плюс модели Gloster Javelin и Dornier Do.335 аннонсированные в прошлом году. Когда мы спрашивали, что же случилось с моделью самолёта Ventura, показанной в 1974 году, никто даже не слышал о ней!
Не получив исчерпывающих ответов на наши вопросы на стенде, мы позвонили в компанию Frog позднее на этой неделе, чтобы узнать, сможем ли мы выяснить, почему ассортимент моделей был так ограничен, а также задать ряд вопросов от имени читателей о поставках в магазины наборов Frog.
Многие читатели пишут в Aviation News, ожидая, что нам известны ответы, но это не всегда так. У нас, также как и у многих, кто нам писал, были трудности с приобретением моделей Frog в местных модельных магазинах, и нам кажется, что спрос превысил предложение. Основная причина проблемы, как нам сказали, заключается в изменении маркетинговой политики компанией Frog. Ранее компания продавала модели небольшими партиями напрямую магазинам розничной торговли, возможно, от дюжины каждого комплекта. Это идеально подходило владельцам небольших местных магазинов, так как они не могли надеяться продать значительное количество таких моделей, как, например, Frog Shackleton, и купленные магазином модели оставались бы на полках, деньги были бы связаны, а в результате магазин мог бы обанкротиться. Ни один розничный магазин, за исключением полдюжины самых крупных, не собирается держать на складе минимальное количество моделей 1/72 каждого типа, требуемое Frog, после того, как они перешли на ведение основанного исключительно на оптовых продажах бизнеса. Следовательно, пока новая система не вступила в силу, количество доступных в модельных магазинах наборов Frog сократилось.
Существует ещё одна проблема. Фабрика Frog в Маргите имеет определенную производственную мощность, достаточную на первый взгляд, но чтобы поддерживать ассортимент всех многочисленных комплектов моделей, созданных компанией на протяжении многих лет, её мало. Некоторые модели заканчиваются на складе компании скорее, чем производство может поддерживать её запасы, потому что нельзя забывать, что Frog продается по всему миру.
Ввиду всего этого компания Frog приняла решение ограничить в этом году количество моделей на внутреннем рынке максимум до 48. Однако на экспортном рынке будет доступен гораздо больший ассортимент, потому что, как нам объяснили, компания будет иметь дело только с одним крупным импортером в каждой стране, который возьмет тысячи экземпляров каждой модели и затем будет распространять их для магазинов розничной торговли. Например, в конце этого года вы сможете приобрести модель Ventura в Германии, как и все модели, предлагаемые в каталоге Frog и выпущенные недавно.
Поддерживая лишь ограниченное число доступных моделей, Frog утверждает, что сможет гарантировать оптовые поставки в Соединённом Королевстве, и хотя число наборов будет ограничено, они смогут сохранить цену и сделать снова доступными наиболее популярные из моделей.
Признавая потребность в экономии, мы видим, что Frog нуждается в масштабной рекламной кампании, чтобы сохранить свое имя на рынке энтузиастов. Мы, моделисты, непостоянны, и, несмотря на то, что многие очень преданны имени Frog, это может измениться.
Aviation News Vol 3 Num 19 21 February - 6 March 1975
MODEL ENTHUSIAST
Грустно осознавать, что имя «FROG» ушло в историю, так как оно восходит к самому началу появления пластиковых наборов в 1938г, когда появились первые сборные модели FROG «Pinguin», и каким открытием они стали для нас, ненавистников бальсы, в те далёкие дни! FROG применил масштаб 1/72, приступил к наполнению каталога моделями самых новейших самолётов RAF и FAA того периода - Spitfire, Hurricane, Blenheim, Wellington, Hampden, Shark и Skua, бывших лишь немногими самыми известными из обширного ассротимента точных и хорошо деталированных наборов, включавших декали или "переводилки", как их тогда называли. Конечно, в то время ещё не был создан полистирол и поэтому использовалась ацетилцеллюлоза. Детали из неё склеивались клеем для бальсы, а детали большого размера часто деформировались под собственным весом.
После паузы военных лет, FROG выпустил ещё некоторое количество моделей, но предвоенный импульс уже не восстановился и эти модели вскоре исчезли. После того как в начале 50-х появились модели из полистирола, FROG вскоре приступил к созданию совершенно новой линейки сборных моделей, которая снова особенное внимание уделяла британской авиации, она включала Meteor, Venom, Javelin, Canberra и Hunter, а так же безальтернативные на многие годы модели такие как Attacker и Scimitar. Изначально, FROG снова применил масштаб 1/72 в качестве стандарта, но был вынужден внести некоторое разнообразие. Например, трио V-бомбардировщиков RAF и ряд авиалайнеров, включая Comet, Britannia, DC-7C и Viscount, были выпущены в масштабе 1/96. Однако, преобладал масштаб 1/72 и на протяжении многих лет в этом масштабе были выпущены замечательные, ранее никем не выпускавшиеся модели, такие как Oxford, Proctor, Master and Hotspur. Было заключено успешное соглашение с компанией Hasegawa из Японии, что привело к значительному расширению ассортимента FROG, в котором после этого впервые появились модели в масштабе 1/32.
Крах группы компаний Lines Brothers в 1972-м году стал опасной угрозой продолжению существования бренда FROG, но подразделение Rovex Plastics Division, а вместе с ней и марка Frog, выжили в составе группы Dunbee-Combex-Marx, постоянный, если не на потоке, выпуск новинок продолжился, сохраняя высокие стандарты качества и желание создавать модели прототипов, которые избегали другие производители. Многие модели выпускались впервые, иногда исключительно компанией FROG, вспомним в качестве выдающихся примеров модели Shackleton и Whitley. Исключительность, на самом деле, была характерной чертой марки FROG и одной из наших любимых серий была серия Trail Blazer, включившая такие прославленные исторические типы, как Vickers Vimy, de Havilland Gipsy Moth, Westland Wallace и Bristol 138, серия предоставлявшая чудесные возможности и предлагавшая несколько прекрасных моделей, но пострадашая от преждевременного прекращения производства из-за неадекватной поддержки модельного сообщества.
Модели FROG никогда не относились к супер-деталированному классу, но модели этой марки всегда достигали приемлемой точности, а беглый взгляд на прошлые и последние каталоги открывает незаурядную степень риска и предприимчивости. Уход этой марки вызывает глубочайшие сожаления, оставив, как и в прежние времена, всего два основных британских производителя - Airfix и Lesney. Но наша утрата - это приобретение Советского Союза, значение которого мы сможем оценить, когда первые наборы Novo появятся на полках наших магазинов.
F.J. Henderson
Air International, 1977-04
|