Сборная модель самолёта 263, Наро-фоминский завод пластических масс, 90-е годы

Лицевая сторона лепестка Индекс 263, Наро-фоминский НФЗ, 1981 год Лицевая сторона лепестка Индекс 263, Наро-фоминский НФЗ, середина и конец 80-х, 90-е годы Обратная сторона лепестка Индекс 263, Наро-фоминский НФЗ Инструкция, индекс 263, Наро-фоминский НФЗ





































    В самом начале выпуска модели для внутреннего рынка Fairey Delta 2 продавалась в пакетах с качественно отпечатанным лепестком красного цвета. С похожим лепестком на Наро-фоминском заводе пластических масс выпускался и SEPECAT Jaguar. Качество отливок вполне соответствовало моделям ещё совсем недавно отправлявшимся в Британию для компании NOVO Toys Ltd. Облой был минимален и на деталях модели были вполне заметны отмеченные линиями очень тонкой и неглубокой внутренней расшивки места нанесения маркировки и опознавательных знаков. При отсутствии декалей и схемы окраски с фирменной NOVO-вской упаковки эти линии помогали правильно разместить ОЗ при изготовлении модели. Единственным недостатком в то время был слишком твёрдый полистирол серого цвета, впрочем, из этого же полистирола отливались и модели для NOVO Toys Ltd. Из-за использования такого полистирола со временем облоя становилось всё больше, мелкие линии расшивки постепенно исчезали. Но вскоре к этой беде добавилась еще одна.

    На XXVI съезде КПСС в 1981г в отчётном докладе Л. И. Брежнева прозвучал тезис: «Экономика должна быть экономной — таково требование времени». Увы, во многом справедливое замечание отразилось на модели Fairey Delta 2 самым уродливым образом. Оказалось, что на типографской краске тоже можно было сэкономить. Простенький, но красивый рисунок, повторявший сильно упрощенный боксарт с коробок FROG, Air Lines и NOVO, превратился в уродливую корявую картинку с безобразной штриховкой в клетку. Конечно, упаковку от моделей никто не хранил и нередко сразу после покупки модели отправлял в ближайшую урну, тем не менее очень жаль, что первый вариант лепестка Наро-фоминского завода очень быстро исчез из продажи и большинству моделистов модель знакома лишь по уродливой картинке в клеточку. Ещё одним неприятным следствием "экономной экономики" оказалось значительное ухудшение качества и без того негодного пластика. С начала продаж в пакетах с лепестком "в клетку" модель стали отливать из светло-серого полистирола. Он стал еще тверже, облой сожрал мелкие детали, ставшие очень хрупкими и при вырезании из толстого облоя просто ломались. Линии расшивки оплыли. Ещё совсем недавно блестящая поверхность пластика деталей превратилась в матовую шероховатую.

    Самолёт Fairey Delta 2, несмотря на широкую известность в Великобритании связанную с установлением мирового рекорда скорости в 1954 году, в СССР был незнаком большинству моделистов. Для того, чтобы доходчиво объяснить покупателям в начале 80-х, когда модель только появилась в продаже, как только спекулянты его не называли: и Дельта Дарт, и Дэггер. Усугубил ситуацию Наро-фоминский завод. Незнакомые большей части покупателей названия британских самолётов чаще всего заменялись на коробках моделей индексами соответствующими каталогу FROG, тем более, что эти индексы можно было обнаружить и на литниках моделей. С Fairey Delta 2 вышло недоразумение. На тыльной части лепестка модели фигурировало название: "Игрушка. Сборная модель самолёта 263". По каталогу FROG этот индекс был присвоен модели самолёта МиГ-21, перепаковке модели компании Hasegawa. Что явилось причиной такого обозначения модели на Наро-фоминском заводе, можно только догадываться. Удивительно, но несмотря на несоответствие индекса, некстати отсутствовавшего на литниках, картинка на Наро-фоминском лепестке вполне соответствовала модели.

    С приходом экономических перемен в СССР для модели ничего не изменилось, хотя во все времена она оставалась безальтернативной. Видимо она не пользовалась широкой популярностью у моделистов и появлявшиеся, как грибы после дождя, кооперативы и мелкие частные производители модельных аксессуаров обошли модель стороной, не выпустив на неё ни декалей, ни афтермаркета.
27.12.2017