|
СЛИШКОМ МНОГО ZEROS?
Одно время я думал, что Spitfire или, возможно, Kittyhawk был самолётом, перед которым не могли устоять все хорошие производители, но с последним выпуском от японского производителя 'LS' я начинаю сомневаться. Их последний выпуск - это ещё один A6M5 Zero, который добавляет ещё один к впечатляющему списку версий этого самолета от Revell, Lindberg, Airfix, Monogram и Frog.
Алан.У.Холл
Airfix magazine March 1965 Vol.6 No.7
У.Р.Мэттьюз
Факты и цифры
Пластиковые наборы самолетов мира, выпущенные недавно Международным обществом пластиковых моделистов...
Мы часто отмечали количество выпущенных наборов, которые состоят из одного или двух особенно известных типов самолетов. Из публикации IPMS следует, что самым удивительным примером такого дублирования является истребитель Mitsubishi Zero-Sen, моделей которого было выпущено не менее 46 наборов в 21 масштабе, от 1/28-го до 1/150-го.
RAF Flying Review May, 1967, Vol. 22, No. 9
Заметки покупателя
На Ярмарке игрушек TRIANG было представлено на свет большое число новинок, включая товары компании International Model Aircraft, смыми впечатляющими из которых стали новый дизельный двигатель Frog 349 и новая линейка пластиковых моделей истребителей Второй Мировой Войны. Серия ВМВ включает модели по цене 2 шиллинга 9 пенсов самолётов Kittyhawk, Typhoon, Thunderbolt, Focke Wulf 190 (вариант с звездообразным двигателем) и Zero. Каждая отлита из пластика в цвете нижних поверхностей и, мы уверены, более чем удовлетворит всех тех, кто требует высших стандартов точности деталей... Пластик включает предполагаемую линейку таких самолётов как: Fairey Rotodyne, Spitfire II, Blenheim I, Hampden, Wellington. Dragon Rapide, все в масштабе 1/72 и Lancaster в масштабе 1/96.
AeroModeller APRIL 1959 VOLUME XXIV No. 279
Обсуждение моделей
Что нового в магазинах?
• Полезное дополнение к истребителям Второй мировой войны, доступным сейчас любителям пластика, делает компания Frog, выпустив новую серию, не менее чем из пяти известных истребителей в масштабе 1/72. Это Curtiss Kittyhawk, Republic Thunderbolt, Hawker Typhoon, Mitsubishi Zero и Fw 190. Аккуратные отливки дают новичку хороший старт для прекрасного финиша. Примечательной особенностью является пропеллер отлитый отдельной деталью, выглядящей намного реалистичнее, чем обычная цельная отливка пропеллера и кока.
(Лягушка. 2s. 9d. каждая.)
RAF Flying Review MAY 1959 Vol.XIV, No.9
NEW AND IN VIEW NEW AIRCRAFT KITS
FROG.
Уже некоторое время ходят слухи, что FROG переработал и обновил многие из своих ранних сборных моделей, а на Брайтонской ярмарке игрушек слухи подтвердились выпущенными образцами моделей, особенности которых описаны ниже. Эти модели продаваемые по цене 3 шиллинга каждая, в упаковке из пластикового пакета, оформленые драматичным рисунком спереди и со схемами окраски в стиле очень популярных сейчас брошюр Profile на задней стороне лепестка, определённо притягивают взгляды покупателей на витринах магазинов.
У каждой модели все следы изначальной деталировки поверхностей были удалены и заменены тонкой и точной внешней расшивкой. К сожалению, стоимость работ не позволила провести все исправления, и пока пришлось отказаться даже от таких улучшений, как вырезанные ниши шасси. В случаях, когда это было необходимо, было уделено внимание фонарям кабин и они стали намного лучше, чем в оригинальных моделях, и, тем временем, модели получили совершенно новую маркировку для двух вариантов на выбор для каждой из нижеследующих моделей:
Zero -
Atsugi Kokutai, Japan 1944/
251 Kokutai, Bougainville, 1942.
Очень высокие стандарты для декалей, ставшие обычными для всех моделей FROG последних месяцев, поддерживаются для моделей в упаковках в пластиковом пакете. Декали матовые или полу-матовые с превосходной маркировкой и простым нанесением элементов на модель, такими как отметки побед или опознавательные знаки для MC202, и с легко читаемыми мелкими надписями, если пользоваться увеличительным стеклом.
Очень надеемся, что остальные модели из линейки FROG будут улучшены подобным образом со временем и мы с нетерпением ждём этого момента.
The IPMS magazine, February 1969 VOL.6 No.2
Air Enthusiast 1971-10 vol.01 no.05
Энтузиаст моделизма
Цветная тема этого месяца
Японский истребитель Mitsubishi Zero-Sen был уникален среди военных самолётов Второй мировой войны тем, что он создал миф - миф о непобедимости японцев в воздухе. Союзники наделяли "Зеро-Сен" почти мистическими способностями к маневрированию, развивая этот миф о непобедимости, и даже сами японцы стали верить в его всемогущество, и для них "Зеро-Сен" был тем же, чем "Спитфайр" был для британцев. Время опровергло его непобедимость, но, тем не менее, это был первый корабельный истребитель, способный превзойти своих наземных противников, и он остаётся одним из настоящих бессмертных образцов военной авиации. По сей день Zero-Sen - или Reisen, если вам так больше нравится - остаётся единственным японским самолётом, который действительно хорошо продаётся за пределами своей родины в виде модельных наборов, и этот факт, безусловно, был принят производителями модельных наборов, практически все из которых включили набор Zero-Sen в свои списки. Действительно, около 50 наборов этого истребителя нашли свой путь на рынок, в фантастическом разнообразии масштабов и в столь же фантастическом разнообразии стандартов, которые варьируются от превосходных до поистине отвратительных.
Очевидно, что в этой колонке можно упомянуть лишь небольшую часть этих наборов. Большинство из них родом из Японии, хотя многие из них были выпущены западными производителями, и поэтому, исходя из соображений доступности, мы сосредоточимся на них. Большинство наборов Zero-Sen представляют A6M5, и лучшим из них, несомненно, является набор от Revell в масштабе 1/32. Точный, прекрасно детализированный и легко собираемый - хотя наш образец для обзора был омрачён большим количеством облоя - он имеет только один реальный недостаток: из-за того, что фонарь кабины предназначен для открытия, его центральная часть расположена слишком высоко. Этот недостаток можно устранить, но для этого необходимо очень тщательно обработать его напильником. Модель A6M5 от Revell в масштабе 1/72 также хороша, хотя обтекатель двигателя слишком узкий и несколько квадратный. Тем не менее, он всё равно превосходит устаревшие наборы Frog и Airfix, прежде всего, благодаря отличной деталировке поверхности.
Японская компания Nichimo предлагает хорошие наборы в масштабе 1/70 трёх наиболее распространённых вариантов Zero-Sen, A6M2 Model 21, A6M3 Model 32 и A6M5 Model 52, и их довольно легко приобрести на Западе. Наборы этого производителя для моделей 21 и 32, насколько мы можем судить, являются единственными наборами этих вариантов, доступными в настоящее время в масштабе, приближенном к 1/72. Nichimo также предлагает наборы A6M5 в масштабах 1/48 и 1/35, первый практически идентичен набору Monogram, а второй - кстати, довольно высокого стандарта - по-видимому, является оригинальным. Помимо набора Nichimo-Monogram, Tamiya предлагает A6M5 в масштабе 1/48, а также слегка модифицированную версию набора, представляющую A6M8 Model 64, хотя он так и не получил статус серийного. Выбор между этими наборами невелик, A6M5 от Tamiya, возможно, немного точнее своих конкурентов, особенно в районе обтекателя казённой части пушки перед лобовым стеклом, но Monogram выигрывает по простоте сборки, его набор имеет фиксирующие штифты, которые не предусмотрены в наборе от Tamiya.
В Великобритании наборы Tamiya найти легче, чем Monogram, их регулярно импортирует Richard Kohnstam Limited и продает под торговым названием "Riko", но в США ситуация обратная.
Lindberg выпускает удивительно хороший, учитывая его возраст, набор A6M2 Model 21 в масштабе 1/48, а Aurora предлагает ту же версию в том же масштабе, но с несколько более низким стандартом точности. Без сомнения, у многих читателей этой колонки будут свои любимые наборы Zero-Sen, которые не были включены, но и тех, что мы упомянули, достаточно, чтобы показать, что любой моделист, желающий пополнить свою коллекцию этим замечательным боевым самолетом, не должен испытывать трудностей с приобретением набора в любом масштабе, который он предпочитает.
У Р Мэттьюз
Air Enthusiast 1971-10 vol.01 no.05
| 392P | 1959-1964 | D | } (45000) | 1xJapanese Navy |
* | F392 | 1964-1965 | D | 1xJapanese Navy |
| F392 | 1965-1968 | F1(K) | 100000 | 1xJapanese Navy |
| F219F | 1969-1974 | J2(K) | 260000 | 2xJapanese Navy |
| F392 | 1974-1976 | H(B) | 35000 | 2xJapanese Navy |
| F219 | 1976-1977 | H(K) | 30000 | 2xJapanese Navy |
Набор представляет собой смесь ранней и поздней версий Zero. Его планировалось снять с производства в 1968 году, но он выжил. Вместо этого он был доработан компанией AMT в 1968 году.
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
Air Lines
Lines Bros., Inc., 1107 Broadway, New York, NY, USA.
Period: 1964-1966
| 5903 | Mitsubishi A6M Reisen ("Zero") |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
Revell (US)
Revell, Inc. 4223 Glencoe Avenue, Venice. CA 90291, USA
Период: 1978-1980
Будучи материнской компанией группы Revell, Revell, Inc. формально являлась покупателем девятнадцати пресс-форм моделей самолетов стран Оси компании Frog, продавшей остальные компании Novo в 1977 году. Из девятнадцати форм только одиннадцать были использованы в какой-либо степени, поскольку остальные восемь (Bf109F, FW 190A, He219A, Ju 87G, Me262A, M.C.202 и Zero) уже имели приблизительные аналоги в ассортименте Revell. Дальнейшая судьба этих форм неясна: Revell (США) утверждает, что они хранились в немецком филиале, а Revell (Германия) уверена, что они находятся в Калифорнии!
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
Tri-ang/Frog (France)
Lines Freres S.A., Route de Dunkerque, Calais, France (to mid-1964);
Meccano - Tri-ang Lines Freres S.A., 70-88 Avenue Henri Barbusse. 93 Bobigny. France (from mid-1964)
Period: 1962?-1972?
Французское производство было очень крупной операцией, превзойденной только советской деятельностью последних лет. Несмотря на это, о нем было известно очень мало, не говоря уже о публикациях.
Истоки можно проследить до времени основания ЕЭС в 1958 году. Поскольку Великобритания в то время не была членом ЕЭС, руководство Lines Bros хотело закрепиться на континенте, открыв филиал во Франции. Он должен был находиться недалеко от побережья Ла-Манша, чтобы максимально упростить доставку пресс-форм туда и обратно. Однако подходящего завода найти не удалось, и в итоге на окраине Кале было построено совершенно новое предприятие.
Общая идея заключалась в том, чтобы отправлять формы из Англии и осуществлять фактическое производство во Франции - члене ЕЭС, что позволило освободить продукцию от пошлин при экспорте в другие страны ЕЭС. Производство включало в себя не только наборы - на них приходилось лишь около десяти процентов мощностей, - но и игрушки общего назначения.
Сначала все выпущенные наборы продавались под лейблом Tri-ang, в основном для того, чтобы соответствовать другим французским продуктам. Но, несомненно, слово Frog считалось также менее подходящим из-за определенных ассоциаций в британско-французских отношениях...
Никаких записей о производстве не сохранилось, но кажется вероятным, что большинство современных наборов Frog также производились в Кале. Коробки, декали и инструкции Tri-ang были скопированы с британских оригиналов и имели лишь незначительные изменения. Цвета пластика могли отличаться от обычных цветов Frog, однако, были произведены некоторые поразительные комбинации, такие как красные Scimitars,.
Номера наборов были такими же, как и в Британии. Однако многие наборы можно найти с префиксом C (например, C.334P). Он также использовался на других изделиях Lines, произведенных во Франции, и обозначал Кале. Похоже, что он использовался до середины 1963 года или около того, а затем был удален из последующих напечатанных коробок. Поэтому некоторые наборы можно найти как с префиксом C, так и без него. Когда в 1964 году IMA перешла с суффикса P на F-префикс, французы на короткое время последовали ее примеру. Однако уже выпускавшиеся наборы не были изменены.
В начале 1964 года компания Lines Bros купила группу Meccano и - почти в качестве бонуса - получила контроль над ее французским отделением. Meccano уже была хорошо известна во Франции - гораздо больше, чем Tri-ang - и поэтому две компании были быстро интегрированы, причем название Meccano было добавлено к названию Tri-ang на большинстве продуктов. Существующий менеджер Meccano стал новым управляющим директором во Франции. Он не возражал против названия Frog - более того, он считал его хорошей шуткой! - и поэтому их ассортимент наборов был переименован в Frog/Tri-ang.
Для новых выпусков был адаптирован новый стиль коробок и новое художественное оформление. По неизвестным причинам, они также вернулись к старому суффиксу P. Наборы, уже находившиеся в производстве, не были изменены, кроме наклейки с указанием цветовой серии, когда это было необходимо (красный для "Attacker " и т.д.). Не известно ни одного примера, когда старый набор получил новую коробку. Тот факт, что Britannia была выпущена в этом стиле, конечно, сбивает с толку, но, вероятно, указывает лишь на то, что она никогда не выпускалась в раннем стиле по каким-то причинам.
Следует отметить, что Tri-ang отнюдь не занималась всеми продажами на континенте. Менеджеры континентальных филиалов Lines Bros, занимающихся продажей, конечно же, покупали там, где цена была ниже, и цены Tri-ang часто были выше, чем у IMA. Компания Lines Bros. (Holland) NV, например, в основном покупала наборы британского производства.
К 1966 году производство наборов стало нерентабельным и, соответственно, вскоре было прекращено. Отчасти это было вызвано плохими продажами, а отчасти - проблемами с планированием программ замены пресс-форм. В начале 1967 года из Великобритании было отправлено около 50000 стандартных коробок Frog, и большинство оставшихся наборов Tri-ang были перекомплектованы - в некоторых случаях это было сделано путем простого вложения существующей коробки в новую. Но для некоторых наборов, таких как корабли, авиалайнеры и небольшие бомбардировщики Второй мировой войны, новых коробок не было, и старые запасы этих наборов все еще продавались как Tri-ang в начале 1970-х годов.
Хотя это еще не доказано, считается, что формы для Rapide, Rotodyne и мелкосерийных самолетов Blenheim, Hampden и Wellington были оставлены во Франции и в конечном итоге были отправлены там на металлолом.
Некоторые специальные выпуски также заслуживают упоминания. В 1968 году под маркой Frog/ Meccano-Tri-ang был выпущен бывший "Хеллер" Mirage IIIC, а в 1971 году к нему присоединились еще три набора бывшего "Хеллера". Это единственные известные наборы, которые использовали название Frog и при этом никогда не выпускались ни IMA, ни Rovex. По какой-то причине некоторые из этих наборов также продавались как наборы Meccano-Tri-ang, без упоминания Frog. Возможно, это произошло после поглощения Airfix.
В начале 1970-х годов Meccano была куплена Airfix, и по иронии судьбы с 1982 года на бывшем заводе Lines Bros в Кале производились все наборы Airfix, предназначенные для европейского рынка...
Возможно, но не очень вероятно, что бывшие наборы танков Renwal и корабли, продававшиеся в Англии как Frog, также продавались как Tri-ang. Поскольку на самом деле они не являются бывшими наборами Frog и не использовали название Frog во Франции, они были исключены из этого перечня.
"Old" Style
* | 392P | Mitsubishi A6M Reisen ("Zero") |
FROG model aircraft 1932-1976, R. Lines, L. Hellstrom
|
Заметки покупателя
Revell быстро продвигается в своей 1/72-й серии 2 шиллинга 11 пенсов. Истребители Второй мировой войны, самыми последними из которых являются Curtiss P40E Kittyhank. Me 262 истребитель и Chance-Vought Corsair, все с подвижными фонарями, пилотами и шасси, которые могут быть выполнены в выпущенном или убраном положении. Ассортимент Revell теперь насчитывает 12 типов самолетов Второй мировой войны, а в качестве специального рождественского предложения предлагается подарочный набор из шести моделей по цене 17 шиллингов. 6 пенсов, включая Spitfire II, Me 109, P-47 Thunderbolt, F.W.190, Hurricane и Zero.
AeroModeller 1963-12
Старая песня на новый лад.
ПОХВАЛЬНОЕ предприятие Frog — это пересмотр многих из их старых наборов моделей самолетов в масштабе 1:72, которые только что были переизданы в новой серии в полиэтиленовых пакетах. Все пресс-формы были очень искусно «переработаны», чтобы удалить такие особенности, как гравированные места расположения маркировки, портившие некоторые из старых деталей; добавить точные новые линии панелей и усовершенствовать детализацию поверхности. Мы изучили старый Fw 190, который был так доработан несколько месяцев назад. Теперь этот набор пакуется в пакет в одной серии вместе с другими нижеследующими: Hurricane, Tempest V, Me 109F, Typhoon, P-47, Zero, Spitfire, Sea Fury, Fokker D21, MS 406, и Macchi MC 202. Большой новой особенностью является появление в наборах совершенно новых, великолепно точных и творчески выполненных переводных листов, каждый из которых дает выбор из двух наборов маркировки. У нас было два образца из этой серии, Spitfire и MC 202. Лист для Spitfire содержит маркировку либо на MkI 19-й эскадрильи в сентябре 1940 года, либо на Mk Va Дугласа Бадера 1941 года, качество новой маркировки было превосходным. Тонко деталированная маркировка содержит элементы дорожек и трафаретные инструкции по обслуживанию, а скромная цена комплекта в 3 шиллинга не была бы неразумной даже только для самого переводного листа! Какую бы маркировку ни использовал моделист, у него останется запасной набор для других моделей. MC 202 имеет аналогичный выбор из двух цветовых схем маркировки, вероятно, наиболее точных для модели итальянского самолета. Единственным улучшением, которое, по-видимому, невозможно сделать в старых наборах Frog, является вырез «сплошных» ниш шасси, хотя средний моделист может сделать это самостоятельно или использовать сплошной черный переводной лист, что на удивление эффективно.
Этот улучшенный Frog Spitfire, безусловно, является хорошим приобретением (даже со «сплошными» нишами шасси), абсолютно точно передающий изящный характер ранних «Спитов». Дополнительной особенностью всех наборов является цветная схема на обороте "лепестка", служащая руководством по покраске модели. Однако на нашем Спитфайре печать была плохой, а цветовая схема сбила бы с толку новичка, ничего не смыслящего в камуфляже 1940 года! Эта политика Frog, «старых песен на новый лад», очень освежает и должна приветствоваться авиастроителями в масштабе 1:72. Наши образцы по 3 шиллинга были получены от компании Jones Bros из Чизвика, которая может выслать весь ассортимент по почте.
Крисс Эллис
Airfix magazine 1969-06
Комментарии наборов
Квартет ZERO
Четыре наиболее привлекательные модели, прибывшие к нам незадолго до Рождества из Японии через американскую компанию Minicraft, - это четыре модели Hasegawa Mitsubishi A6M Zeros. Эти привлекательные миниатюры в масштабе 1:72 являются ответом для большинства поклонников японской авиации, поскольку каждая из них представляет собой вариант этой знаменитой модели.
От первого "Зеро", A6M2, до A6M5c, два других набора - A6M3 и A6M3 Hamp - все основные варианты, и хотя каждый набор продается отдельно, все четыре стоит покупать вместе. В собранном виде они дают очень полезное и интересное сравнение между ранними "Зеро", которые возглавили японское продвижение через Тихий океан, и последними днями империи, когда Япония была превзойдена в численности и не имела возможности сражаться в воздухе.
Каждая модель содержит все компоненты трех других, кроме крыльев и фюзеляжей, и Hasegawa изобретательно расположила основное "дерево" так, чтобы оно содержало все варианты, в то время как основные различия в фюзеляже и размахе были сохранены отдельно. Если вы хотите сделать только один набор, а не всю серию, у вас останется большое количество запасных двигателей, капотов и других мелких деталей, которые, тем не менее, будут очень полезны в ящике с запчастями.
При сборке не возникло никаких проблем. Мы обнаружили, что перед склеиванием деталей необходимо удалить некоторое количество облоя, но после того, как он был очищен, все детали хорошо стыковались. Опоры шасси показались немного слишком длинными и были обрезаны, хотя при этом трудно выровнять фиксирующие заглушки на колпаках колес. Фонари кабины пилота очень прозрачные и устанавливаются точно без необходимости доработки. Небольшие зазоры появились у корней крыльев, но они были быстро зашпаклёваны, и шпаклёвка была минимальной. Детализация линий панелей показалась нам несколько излишней, но когда модели были завершены, это не бросалось в глаза.
Четыре модели были изготовлены с использованием технологии поточного производства. Все модели были собраны и окрашены поэтапно, так что пока одна модель высыхала, внимание уделялось другим.
Как и компания Frog, продающая продукцию Hasegawa в этой стране, Minicraft включает свой собственный лист инструкций. По нашему мнению, он не такой полный, как британский, и в нем не указано, к какому подразделению относится полноразмерная машина. Для каждой модели прилагается только один набор декалей, и хотя они приклеиваются на различные места удовлетворительно, нам показалось, что можно было бы проявить немного больше изобретательности, так как Zero, в ряде случаев, был очень красочным самолетом.
Эти четыре модели превосходны со всех точек зрения. Наши критические замечания носят весьма незначительный характер, и мы считаем, что Hasegawa сильно выиграла, выпустив на рынок все четыре основных типа Zero одновременно - даже если это лишает нас удовольствия от переделки и модификации оригинала. Будем надеяться, что Frog со временем начнёт продавать "Хасегава Зеро" в этой стране. Естественно, на данном этапе мы не можем назвать цены, но мы ожидаем, что по крайней мере у одного импортера эти наборы появятся в ближайшее время".
Aviation News Vol 1 Num 18 19 January - 1 February 1973
|