FROG Hawker Hunter - первый ФРОГ из полистирола

FROG 1957

FROG 320P Hawker Hunter swept wing jet fighter, 1956


           Некоторые хронологии FROG относят первые пластиковые стендовые модели компании к 1955г. Но в том году создавалась лишь оснастка для производства моделей и упаковка для компании International Model Aircraft Ltd. Первая реклама на две модели появилась в январском выпуске Model Aircraft magazine от 1956г и публиковалась до апреля. В рекламе были представлены пока лишь две модели Hawker Hunter swept wing jet fighter (320Р) и Westland S.55 Whirlwind Helicopter (322Р). Поэтому есть основания считать модель Hawker Hunter, если не первой, то одной из первых пластиковых моделей FROG из полистирола, поступивших в продажу. Hawker Hunter (320P) был выполнен в ставшем в последствии классическом масштабе 1/72, а Whirlwind оказался неудачником в масштабе 1/67 и со временем был снят с производства. Для нас же этот самый Hunter интересен тем, что его пресс-формы попали на Донецкий завод игрушек в СССР.

           В настоящее время этот набор для постройки масштабной стендовой модели-копии вряд ли может представлять интерес, так как китография Hunter-а достаточно богата, а 320P состоит всего из 17 деталей. Исторически 320P представлял собой один из первых двадцати серийных Hunter-ов, проходивших испытания в A&AAE. Эти самолёты были в значительной степени предсерийными и могли отличаться друг от друга индивидуальными модификациями. FROG для модели 320P избрал самолёт с идентификационным номером WT575. Первый вылет на самолете с регистрацией WT575 , представленном во фроговском наборе, совершил знаменитый Нэвил Дьюк восьмого января 1954г за пару лет до старта продаж набора. На киле между половинками стабилизатора на модели FROG отсутствует характерный для всех моделей Hunter-ов противобафтинговый обтекатель. В таком виде в первый полет поднялся первый прототип WB188, но получил обтекатель позднее из-за сильной тряски оперения на околозвуковых скоростях. В последствии таким обтекателем оснащались все Hunter-ы, в том числе WT575. Кроме этого, сложившиеся в то время стандарты моделизма допускали серьёзные упрощения, связанные как с технологиями производства моделей, так и запросами рынка. Кроме противобафтингового обтекателя на прототипе P.1067 WB188 в начале испытаний отсутствовал воздушный тормоз снизу фюзеляжа, отсутствующий также и на модели. Т.е. при желании из первого фроговского Hunter-а легче всего построить первый прототип на момент первого взлёта, для этого потребуется лишь окрасить его в бледно зеленый цвет - Dark Egg Green и нанести маркировку WB188. Модель была выполнена в лётном состоянии - ниши шасси на модели отсутствовали и были выполнены линиями расшивки. Но в наборе на литниках прилагались стойки шасси отлитые вместе с колесами и щитками. Крылья модели отлиты одной деталью и следы толкателей находятся на нижней поверхности каждого крыла. Даже контуры рулей, элеронов и закрылков выполнены лишь линиями расшивки. Несмотря на все упрощения, до появления Revell-овской модели в 1/72 масштабе искушенные моделисты высоко оценивали общее соответствие прототипу первого фроговского Хантера. Считалось, что воздухозаборники и центроплан на этой модели выполнены точнее, чем на фроговском Hunter-e FGA.9 1972-го года.

         Фроговская модель Hawker Hunter F.Mk.1 демонстрирует интересную особенность, ставшую стандартом для большинства фроговских моделей того времени. Обратите внимание на двойную стенку в носовой части фюзеляжа. Наличие этого излишнего на первый взгляд элемента конструкции модели вызвано характерной чертой стендового моделизма в середине 50-х годов. Тогда среди разных видов моделей в 50-е годы: свободнолетающие модели, планеры, кордовые и т.д., существовали так называемые solid models. Это были масштабные стендовые модели из бальсы, для которых продавались наборы: дощечки, обязательные чертежи, декали и иногда пластиковые детали. Моделизм в то время был увлечением настоящих мастеров. Дощечки нужно было выстрогать по прилагаемым чертежам, обработать наждачной бумагой, склеить нитроцеллюлозным клеем, окрасить... Короче, та ещё морока! Простота постройки моделей из полистирола вызвала стремительный рост модельной аудитории. В целом же, средний опыт этой аудитории в моделизме, естественно, быстро снижался, так как вовлекалось все больше новичков. Специально для них на коробках с первыми фроговскими моделями из полистирола размещались пояснения, что модель не требует сложной обработки - "No shaping or sanding" Для них же к комплекту прилагалась капсула с клеем, для использования которой, её нужно было проколоть иголкой. А помимо этого, модели с носовыми стойками шасси комплектовались набором грузиков, для которых создавалась камера в носу модели огороженная этими стенками. Сразу вспоминаются прежние советские времена, когда каждая модель комплектовалась баночкой с клеем, одной которой хватило бы переклеить, если и не все модели советского производства, то возможно продукцию любого из предприятий, отливающих бывшие модели FROG

           Для размещения модели в летном состоянии с убранными шасси к набору прилагалась подставка и стойка из прозрачного полистирола, а для оформления на подставку наклеивалась декаль с названием самолёта, о чём покупателя информировала пояснительная надпись на коробке. На крышке коробки рядом с рисунком самолёта размещалась надпись: "Modelled from Official Plans", сообщавшая, что модель разработана по официальным планам фирмы Hawker. Сбоку коробки приводился полный список моделей FROG: "Hawker, Sabre, Westland S55".

   Модель отливалась из серебристого полистирола и фроговская инструкция предлагала два варианта оформления модели: покрытая лаком неокрашенная или камуфлированная в “Sea Green”/”Light Sea Grey”/”sky-blue”. На оба варианта предлагалось нанести одни и те же декали с элементами идентификации 43 Squadron. Эта часть RAF первой начала получать на вооружение Hunter F.Mk.I и, видимо, поэтому FROG представил только такой вариант оформления модели. Действительно, когда самые первые Хантеры покидали сборочную линию, британские истребители целиком окрашивались в цвета натурального алюминия и такую окраску получили несколько первых самолётов. Надо заметить, что некамуфлированые Hunter-ы проходили испытания в A&AAE (как минимум WT555), но в этом случае маркировка 43Sqn неуместна, тем более, что WT575 не проходил службу в этой части. В апреле 1951г приказом Air Ministry истребителям RAF была возвращена камуфляжная окраска и до 1966г. Hunter-ы окрашивались по стандартной диаграмме нерегулярными полосами темно-зелёной Dark Green 641 и тёмно-серой Dark Sea Grey 638 красками, низ самолётов не окрашивался и оставался в цвете натурального алюминия, так называемого High Speed Silver. Линия разделения цветов камуфляжа новых самолётов оставалась чёткой вплоть до появления на сборочных линиях FGA9. На фотографиях видно, что камуфляж Hunter-ов F.Mk.1 не попадает на нижнюю часть крыла спереди, как это стало делаться позднее. До конца 1954-го года использовалась глянцевая нитроцеллюлозная краска DTD900, позднее она была заменена полуматовой "сатиновой" DTD899. Идентификационные номера наносились чёрной краской на фюзеляж по 8ми-дюймовым трафаретам, снизу крыла - по 24х-дюймовым. Пока Hunter-ы не получили пилоны для подвесных топливных баков идентификационные номера под крылом наносились в одну линию вдоль крыла под углом к фюзеляжу, позднее их стали наносить в две строки поперек направления полета между фюзеляжем и пилоном для подвесного бака так, чтобы они читались и по полёту и против. На оригинальных фроговских декалях из первого варианта набора 320Р обращает на себя внимание необычное размещение элементов. Цифро-буквенный идентификационный номер расположен на декали боком, а фюзеляжные опознавательные знаки с элементами быстрой идентификации 43Sqn, чёрно-белые шашечки, даны уже в перевёрнутом виде, так как внешние верхние квадратики должны быть белыми, а не черными.

  • 12.09.2017